Методические рекомендации для педагогов «Взаимосвязь самооценки и типов темперамента в дошкольном возрасте»
методическая разработка (старшая группа) на тему
«Взаимосвязь самооценки и типов темперамента в дошкольном возрасте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogo2.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов
«Взаимосвязь самооценки и типов темперамента в дошкольном возрасте»
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту [32].
В нашей работе мы постараемся определить взаимосвязь самооценки и типов темперамента дошкольников.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение [23].
Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность. Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувствительность), реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций[23].
Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного [19].
Дети отличаются друг от друга по темпераменту с момента рождения.
Ребенок сангвиник верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента [19].
Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Если расстроится, то плачет долго и горько. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Ребенок – меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких, из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью гостей, развод родителей и пр.), быстро утомляется. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания [19].
Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен [19].
Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. Увлекшись каким-либо занятием, заражает им других [19].
Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный, нередко полненький. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается [19].
Темперамент, определяя внешнее выражение характера человека, накладывает своеобразный отпечаток на те, или иные его проявления, влияет на направленность поведения, самооценку [23].
Так у ребенка- сангвиника, у которого преобладают такие черты характера, как подвижность, энергичность, уравновешенность, общительность самооценка или адекватна, или несколько завышена. Позитивная самооценка в сочетании со склонностью к лидерству дает сангвинику возможность добровольно, самостоятельно принимать на себя ответственность за решение групповых задач и проблем [19].
Ребёнок-холерик обидчив, болезненно воспринимает критику в свой адрес. Так как у ребёнка холерического темперамента процесс возбуждения недостаточно уравновешен торможением. В отношении к самому себе у холерика также наблюдается неустойчивость. При подъеме эмоционального состояния самооценка или адекватна, или заниженная. При спаде появляется излишняя самокритичность, желание пожаловаться, пострадать [19].
Ребёнку-меланхолику свойственна повышенная впечатлительность, лёгкая эмоциональная ранимость, склонность к переживаниям, мечтательность. Робкий и застенчивый, он легко теряется в новой обстановке, с трудом сходится с людьми, часто преувеличивает свои промахи и недостатки.
Самооценка такого ребенка, как правило, заниженная, что как бы блокирует реализацию имеющихся возможностей, отрицательно воздействует на их развитие. Заниженная самооценка служит причиной их внутреннего дискомфорта или внутреннего конфликта [19].
Флегматик — ребенок с медлительной сменой процессов возбуждения и торможения, уравновешенный и спокойный, со слабым внешним выражением душевных состояний, с устойчивыми интересами и стремлениями и более или менее постоянным настроением. Ребёнку-флегматику трудно соблюдать режим детского сада и выполнять многие требования родителей: быстрее одеваться, умываться, кушать и т. д. Самооценка флегматика устойчивая, адекватная. Он точно оценивает свои умения, возможности, навыки; хорошо знает, какую работу он может выполнить. Он уверен в себе, надежен. В отношении к людям флегматик всегда ровен, в меру общителен, обязателен [19].
Таким образом, на основе теоретического анализа можно сказать, что самооценка зависит от типов темперамента и характера его проявлений: старшие дошкольники, обладающие сильным типом темперамента, чаще имеют адекватную или завышенную самооценку, а обладатели слабого темперамента – заниженную самооценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов «Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста»
«Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста»...
Анкета для родителей по определению типа темперамента ребенка дошкольного возраста.
Данная анкета позволит родителям быстро и легко определить тип темперамента ребенка дошкольника, а рекомендации построить своё общение и воспитание с учётом его темперамента....
Методические рекомендации для педагогов "Техника Эбру в работе с детьми дошкольного возраста"
Как сохранить интерес ребенка к творческой деятельности и дать возможность почувствовать себя волшебником? Интересная идея - предложить детям создать оригинальные композиции в технике Эбру - вед...
Методические рекомендации для педагогов «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста на дорогах и улицах города»
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет ...
Типы темперамента детей дошкольного возраста
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определённой возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической д...
Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду
Методические рекомендации для педагогов при проведении массажных гимнастик с детьми дошкольного возраста в детском саду...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Педагогу дошкольного образования необходимо уметь открывать перед ребенком в окружающем мире всегда что-то новое, чтобы жизнь его заиграла перед ним всеми красками радуги. Надо оставлять всегда что-то...