Типы темперамента детей дошкольного возраста
материал по психологии
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определённой возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Темперамент детей дошкольного возраста
Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению И.П. Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возможность выделить 4 типа нервной системы.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определённой возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности.
Особенности высшей нервной деятельности у дошкольников проявляются более ярко, чем у взрослого. Они, как подчёркивал Павлов, ещё не прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни.
Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребёнок, можно на основе внешнего поведения.
Холерик
Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер. Маленький ребёнок проявляет следующие эмоциональные реакции: не просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь; ребёнок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорству. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими. Пытаются руководить и взрослыми. Всё, что требует проявления активности, легко удаётся детям этого типа, и наоборот – ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста.
Рекомендации родителям:
- с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
- целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т.д.) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия;
- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – все, что требует усидчивости;
- воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами), где он будет подчиняться;
- приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать;
- необходимо строго соблюдать режим дня.
Сангвиник
Внешне они похожи на детей – холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребёнка-сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребёнок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям, и наоборот. Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Ребёнок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.
Рекомендации родителям
- важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки;
- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
- необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое);
- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности;
- учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения
Флегматик
В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись - лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети - флегматики трудно засыпают и просыпаются с трудом, после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена. Нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая – неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда ему предстоит заниматься новым, незнакомым делом. Поведение ребёнка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными.
Рекомендации родителям
- нельзя применять окрики, угрозы, не следует торопить – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
- не нужно отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
- следует чаще хвалить детей за их быстрые действия;
- необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
- побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;
- нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности
привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Меланхолик
Отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. У этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик - это тип ребёнка, о котором говорят, что его «не видно и не слышно». Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение.
Рекомендации родителям
- нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
- нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;
- целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо;
- ребёнку полезно заниматься спортом;
- необходимо разнообразить жизнь ребёнка;
- надо привлекать ребёнка к совместному труду с взрослыми;
- важно развивать у него общительность;
- необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.
Из характеристики темпераментов очевидно, что нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Этим и можно объяснить, что в одной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди.
Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно – одинаково, а надо было воспитывать неодинаково, учитывая природный тип нервной системы, который мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребёнка.
Знание черт темперамента даст возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности, так как нет одинаковых условий, нет одинакового материала, на котором формируется личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Темперамент детей дошкольного возраста
Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению И.П.Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и подвижность, дают возмож...
Презентация для круглого стола : "Темперамент детей дошкольного возраста"
Знание воспитателем черт темперамента помогает находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Ведь понятно, что маленького холерика и меланхолика нельзя воспитывать одними и теми же методами. Учет ...
Методические рекомендации для педагогов «Взаимосвязь самооценки и типов темперамента в дошкольном возрасте»
«Взаимосвязь самооценки и типов темперамента в дошкольном возрасте»...
Анкета для родителей по определению типа темперамента ребенка дошкольного возраста.
Данная анкета позволит родителям быстро и легко определить тип темперамента ребенка дошкольника, а рекомендации построить своё общение и воспитание с учётом его темперамента....
Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст...
Модели и типы обучения детей дошкольного возраста
Современные модели дошкольного образования: традиционная (авторитарная, учебно-дисциплинарная модель) и личностно-ориентированная. Традиционная: цель — вооружить детей знаниями, умениями и навыками (З...
Консультация для педагогов и родителей «Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента»
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения....