Методические рекомендации для педагогов «Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Марьина Юлия Анатольевна

 

«Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogo1.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов

«Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста»

 Старший дошкольный возраст – начальный период фактического склада черт личности, относительно устойчивых ее проявлений. В этом возрасте начинается формирование нового типа поведения, который определяется представлениями детей (пока еще элементарными и несколько поверхностными) о поведении и действиях взрослых людей. Развиваются мотивы поведения [33].

В работах, посвященных самооценке детей старшего дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется (Н.Е. Анкундинова, А.М. Богуш, В.А. Горбачева, К.А. Архипова, Р.Б. Стеркина, Е.О. Смирнова, Г.Б. Тагиева) [31].

Понятие самооценка на взгляд М.И. Лисиной, является более узким, чем понятие образ самого себя. Отчетливая самооценка так же, как и самосознание возникает на более поздних этапах познания ребенком себя [22].

В работах показано, что самооценка выступает в качестве необходимой предпосылки формирования моральных чувств ребенка (Е.И. Кульчицкая, Р.Н. Ибрагимова, Р.Х. Шакуров) и развития его нравственной регуляции (Т.М. Титаренко) [35].

 Анализ литературы свидетельствует о том, что трудности ребенка старшего дошкольного возраста в игровом общении со сверстниками во многом обусловлены его высокой самооценкой и недооценкой партнеров по игре (Т.В. Антонова, К.Я. Больцис, А.А. Рояк, Т.А. Репина) [41].

Самооценка появляется во второй половине дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Старший дошкольник приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения [5].

        О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых  [7].

Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка [8].

Способность к самосознанию у ребенка старшего дошкольного возраста выходит за пределы настоящего времени и касается оценки как прежних, так и будущих деяний. Ребенок воспринимает и оценивает то, что с ним было в прошлом, пытается размышлять о том, что случится в будущем. Об этом свидетельствуют детские вопросы типа: «Каким я был, когда  я был маленьким?», «Каким я буду, когда вырасту?». Размышляя о будущем, дети старшего дошкольного возраста стремятся стать людьми, наделенными определенными ценными качествами: сильный, добрый, смелый, умный и т.п.[10].

Оценка старшим дошкольником себя происходит труднее, чем сверстника. К ровеснику он более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка старшего дошкольника очень эмоциональна, часто положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются очень редко [13].

        Оценивая практические умения, пятилетний ребенок преувеличивает свои достижения. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже в не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К семи годам у большинства самооценка умений становится более адекватной [36].

Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает старшим дошкольникам возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра - это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника  [3].

В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте - переоценивает, а в пении может недооценивать себя [14].

 Для формирования самооценки, важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками [1].

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой [11].

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи с быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться фоне других ребят, обратить на себя внимание [16].

 Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству [16].

 К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них - быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний (тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам) [16].

 Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху [16].

 Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый [16].

 Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее [16].

 Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети [16].

Считается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности [21].

Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей [24].

Огромное значение для развития личности имеет формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия [26].

Таким образом, рассмотрев особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в определении различных типов самооценки старших дошкольников отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой. Для старших дошкольников чаще характерна завышенная самооценка, значительно реже встречается заниженная самооценка, которая основана не на критичном отношении к себе, а на не уверенности в своих силах. При проведении методик эмпирического исследования нами будут учтены особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлен комплекс игр, направленный на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....

Выступление на педагогическом часе «Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой»

Выступление на педагогическом часе«Методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой»...

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы и потребности. Но как создать такую творческу...

Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторон...

Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста

Дети старшего дошкольного возраста и их самооценка.Текст с сылками на литературные источники....