Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений
материал ( группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/dlya_vospitateley_0.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №5
Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений
1.Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности), то ем можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого... (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от ... (имя ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое».
.Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.
«Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Остановится в круг. Остальные дети, представляя, что они это - его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
«Улыбка» - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
«Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».
3.Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение:
Предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой - хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.
4.Предложите детям игры и упражнения из цикла « Я и мои эмоции».
«Лица»- дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое...;
Мимическая гимнастика - дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;
«Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;
«Глаза в глаза» - дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;
«Как ты себя сегодня чувствуешь?»- ребенок выбирает из предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...
.Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:
-«Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
«Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» - один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
«Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».
6. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:
изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие сказочные персонажи;
произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:
участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
следующие упражнения, игры:
«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;
«Подари подарок другу» - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок я дарят его друг другу;
«Царевна-Несмеяна» - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;
«Сравнения» - дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;
«Волшебный магазин» - взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
6.Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», « Бармалея» и т.д.
.Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Осуществляя работу с родителями, важно учитывать, что «субъект-субъектные» отношения в семье предполагают:
-гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно влияющие на взаимоотношения детей;
гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом воспитательной деятельности родителей.
Принимая это во внимание, родителям необходимо предложить два вида рекомендаций для: совершенствования собственных умений межличностного общения; формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.
Найди себе пару.
Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе нарисован сказочный герой или литературный персонаж, имеющий свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни Пух и Пяточок т.д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений
Данные рекомендации были разработаны на основе нашего магистерского исследования на тему «Педагогические условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» и признаны помоч...
Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений
Данные рекомендации были разработаны на основе нашего магистерского исследования на тему «Педагогические условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» и признаны помоч...
Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений.
Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания,приветствия, благодарности), то ем можно подсказать в стихотворнойформе: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от словатеплого... ...
Игры направленные на формирования коммуникативных умений у дошкольников
Игры направленные на формирования коммуникативных умений у дошкольников...
Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста...
5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)Цель:развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.Возраст: 4-5 лет.Количеств...
Рекомендации направленные на формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Рекомендации для воспитателей,направленные на формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста....