Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений
методическая разработка (старшая группа) по теме
Данные рекомендации были разработаны на основе нашего магистерского исследования на тему «Педагогические условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» и признаны помочь воспитателям ДОУ и родителям в работе по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для воспитателей и родителейdoc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений
Данные рекомендации были разработаны на основе нашего магистерского исследования на тему «Педагогические условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» под руководством к.п.н., доцента Безуглой Т.И. Исходя из полученных результатов, мы можем констатировать положительную динамику формирования коммуникативных умений у старших дошкольников в экспериментальной группе, в отличии от дошкольников из контрольной группы. Методическую основу данных рекомендаций составляют комплексы учебно-воспитательных мероприятий Курбан О.Ф. и Бычковой С.С.
У детей в экспериментальной группе мы отмечаем развитие следующих коммуникативных умений:
- умения, связанные с восприятием: дети учатся оценивать партнера, как по его внешним данным, так и по его настроению. Учатся понимать их эмоциональные состояния, а также оценивать себя;
- умение слушать: дети стали более чуткие по отношение друг другу. Они овладели навыками эффективного слушания;
- умение учитывать эмоциональное состояние партнёра: дети подчёркивали речью те эмоции, которые они хотели бы перенести сверстнику, интонациями, фразами;
- умение ориентироваться в ситуации общения, расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- умение воспроизводить услышанное: замечено, что некоторые дети научились в своей речи использовать слова и фразы, часто употребляемые на занятиях;
- умения согласовывать действия, корректировать их;
- умение участвовать и поддерживать разговор с взрослым и со сверстником.
Рекомендации для воспитателей ДОУ
- Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания,
приветствия, благодарности), то ем можно подсказать в стихотворной
форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова
теплого... (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и
Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от ... (имя
ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень
дорогое». - Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите
детям следующие упражнения.
- «Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он
становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это — его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя. - «Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в
глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть. - «Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу,
говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты
веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».
- Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё
настроение:
Предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой - хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.
- Предложите детям игры и упражнения из цикла « Я и мои эмоции».
- «Лица»- дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое...;
- Мимическая гимнастика - дети хмурятся, как осенняя туча, как
рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое; - «Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;
- «Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;
- «Как ты себя сегодня чувствуешь?»— ребенок выбирает из
предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...
- Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:
- «Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
- «Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» — один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
- «Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».
- Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова
предложите детям:
- изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие сказочные персонажи;
- произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
- Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:
- участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
- сюжетные творческие игры, с повторением сцен — ребенок играет
сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого); - разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое
отношение к тому или иному персонажу; - следующие упражнения, игры:
«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди
описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался
точнее;
«Подари подарок другу» — при помощи мимики и жестов дети
изображают подарок я дарят его друг другу;
«Царевна-Несмеяна» — дети пытаются развеселить одного ребенка
разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают
игру...;
«Сравнения» — дети сравнивают себя с какими-то животными,
растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему
они выбрали такое сравнение;
«Волшебный магазин» — взрослый предлагает детям купить что-нибудь
своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
- Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации
проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», « Бармалея» и т.д. - Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям
такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Осуществляя работу с родителями, важно учитывать, что «субъект-субъектные» отношения в семье предполагают:
- гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно
влияющие на взаимоотношения детей; - гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом
воспитательной деятельности родителей.
Принимая это во внимание, родителям необходимо предложить два вида рекомендаций для: совершенствования собственных умений межличностного общения; формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.
Приложение 26
Рекомендации для родителей «Правила поведения в процессе общения с детьми»
1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый,
«Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого,
«Какое счастье, что ты у нас есть».
2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жест, интонация, громкость
голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь
создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это
словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь» и
только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать
вас.
3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а
делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со
стороны детей.
4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять
такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам
придется садиться на корточки.
5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному
(неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорично сказать
слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд
или мимику.
Сказать, ничего не говоря, это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми.
6. Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребенка без
лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное,
своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын,
сынок...». Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку
в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями.
Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание.
Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не
подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не
желали. Потому что многие из тех установок, которые они получают от
вас, в дальнейшем определяет их поведение. Сказал: «дурачок ты
мой» исправьтесь: «В тебе все прекрасно», сказал: «Уж лучше б тебя
вообще не было на свете!», исправьтесь: «Какое счастье, что ты у нас
есть»; сказал: «Бог накажет тебя», исправьтесь: «Бог любит тебя!»; вместо фразы: «Думай только о себе, не жалей никого», скажите: «Сколько отдашь столько и получишь».
8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в
решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с
ним, а не принимайте решение только сами, например, вместо фразы:
«Не твоего ума дело... — скажите: «Как ты думаешь, что для этого
нужно сделать? Твое мнение всем интересно».
9. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими
переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему:
«Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто- то огорчил», «Расскажи мне, что с тобой...»
11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания,
приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ем «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном я сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
12. Старайтесь адекватно реагировать на проступки детей: постарайтесь понять ребенка я выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий? Спросите его о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания; оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: «Ах ты негодяй, опять разбил чашку!» Наиболее уместным было бы такое выражение: «Сын, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник я совок, я мы вместе уберем осколки». А чтобы это не повторялось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказан ребенку: «Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал»
- дайте понять ребенку, что независимо от проступка, вы к нему
относитесь положительно. Например: «Сынок, я тебя по-прежнему
люблю, но сейчас ты поступил некрасиво; - не сравнивайте ребенка с другими детьми, например: «Сынок,
посмотри, какой Миша молодец, он всегда...)
13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занят(а)...», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал», «Это надо делать не так».
14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:
- барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними
делами); - барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не
понимаете его потребности); - барьер воспитательных традиций) (вы не учитываете изменившиеся
ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь
продублировать педагогические воздействия собственных родителей); - барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
15. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам). Используйте в этом случае пословицу: «Слово — серебро, молчание золото»;
Если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом, например: «На мой взгляд, ты забыл сказать что-то важное», сравните: «Сынок, поздоровайся с тетей»;
- для развития умения устанавливать контакт с собеседником
предложите детям игровую ситуацию: «давайте говорить друг другу
комплименты;
- для развития у детей умения общаться без слов предложите им
игры «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи руками».
Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
для развития умения понимать настроение и чувства другого
предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников,
например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у
нее настроение? (Грустное.) давай придумаем, как ее можно
развеселить>. Предложите детям игры «На что похоже настроение?»,
«Нарисуй свой страх и победи его»;
- для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте
сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей:
сказка это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие
герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что
хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого?
Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие
вопросы.
Кто из героев больше всего понравился?
На кого хочется быть похожим?
Кого из друзей напоминает персонаж?
Как бы ты поступил на месте героя?
- Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке?
Как ты это сделаешь?
Кто самый добрый? Почему? Предложите детям сочинить сказку:
а) «сказка по-новому» (так как привычные, любимые образы — герои
сказок формируют у детей стереотипы, то полезно их ломать). Этот
метод представляет собой следующее: за основу берется старая
сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными
качествами
«лиса становится послушной; заяц хитрым...»;
б) «салат из сказок». Соединяются несколько сказок в одну; Кощей
встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка
играется с яблочками. Вариантов переплетений может быть
множество, главное — не забывать о первых героях;
в) «сказка — калька». Это такие условия, при которых главные герои
сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства фантастические,
невероятные («лиса и заяц» обитают на летающей тарелке; Золушка
живет в девятиэтажном доме»);
г) продолжи сказку: придумай ей конец («если бы петух не
выгнал лису из избушки; если бы Иван-Царевич не победил Кощея; если бы Алёнушка не смогла спасти своего братца»).
- Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
- Курбан С.Ф. Методические рекомендации воспитателям,направленные на организацию гуманных взаимоотношений между детьми // Минский городской методический портал // Дошкольное образование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений
Данные рекомендации были разработаны на основе нашего магистерского исследования на тему «Педагогические условия развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» и признаны помоч...
Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений.
Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания,приветствия, благодарности), то ем можно подсказать в стихотворнойформе: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от словатеплого... ...
Игры направленные на формирования коммуникативных умений у дошкольников
Игры направленные на формирования коммуникативных умений у дошкольников...
Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста...
5 игр (упражнений), направленных на формирование коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
1.Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)Цель:развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.Возраст: 4-5 лет.Количеств...
Рекомендации направленные на формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Рекомендации для воспитателей,направленные на формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста....