Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Эльвира Николаевна Низамова,

 МБДОУ д/с"Снежинка",

поселок Нижнесортымский

1. «Царевна Несмеяна».

Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Содержание: воспитатель рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить.

2. Конкурс хвастунов.

Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Содержание: дети садятся в круг, а воспитатель объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Подумайте, какой он, что в нем хорошего. Выиграет тот, кто лучше похвалится, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

3. «На приеме у доктора Пилюлькина»

Цели:

• Развитие умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

• Учить помогать и поддерживать товарищей

• Учить выполнять различные роли

Жители Цветочного города, приходят на прием к доктору Пилюлькину с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор», внимательно выслушав больного, дает рекомендации. Ему помогает «медицинская сестра».

4. «Чудесный терем дружбы».

Материал: дом из фанеры, с тем количеством окон, сколько детей в группе.

Цели: учить детей видеть в товарищах положительные черты характера, замечать достоинства друг друга; учить выражать свое отношение к личностным качествам товарищей.

Содержание: воспитатель обращает внимание детей на домик. Домик этот очень нарядный, солнечный. В нем столько окон, сколько детей в группе.

Воспитатель: «Этот домик не простой, в нем живет много загадок. Если мы с вами сумеем отгадать все загадки, то дом превратится в чудесный терем дружбы. Хотите попробовать?»

Затем воспитатель называет отдельные яркие, положительные черты характера, личностные качества, которые свойственны определенному ребенку. Дети отгадывают о ком идет речь, если замечали это качество у своих товарищей. После отгадки в окне домика появляется фотография ребенка, о котором уже отгадана загадка.

5.«Астрологи».

Цель: развивать умение ориентироваться в окружающих людях и учиты-вать особенности поведения партнера в различных коммуникативных ситу-ациях.

Содержание: воспитатель зачитывает характеристики детей, согласно знакам зодиака, дети пытаются определить, кто из них соответствует этому знаку.

Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся делу, к друзьям.

6. «Мы - разные».

Материал: картины птиц, зверей.

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

- Кто из нас самый высокий?

- У кого на голове есть бант?

- У кого на одежде есть пуговицы?

Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются.

7. «Изобрази сказку».

Цель: научить детей передавать средствами жестикуляции и мимики, наиболее характерные черты персонажа сказки

Содержание: играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает.

8. «Радио»

Цель: воспитать у детей умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки.

Содержание: Педагог, обращаясь к детям, говорит:

- Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Педагог начинает игру. Нового диктора выбирают при помощи считалки.

9. «Близнецы».

Материал: инструменты для рисования.

Цель: развивать умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку.

Содержание: педагог предлагает нарисовать на маленьком листе бумаги то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек) По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу: «Найди друга» - ищут пару - того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.

Постепенно вводятся более сложные задания: о чем любим поговорить, посмеяться, что любим читать, какой у меня характер.

10. «Через стекло».

Цель: научить детей пользоваться средствам жестикуляции и мимики.

Содержание: детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не про-никают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

11. «Колдун».

Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.

Содержание: «колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способ-

ность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. Дети рассказыва-ют словами то, что он показывает.

12. «Изобрази пословицу».

Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.

Содержание: дети разбиваются на подгруппы и изображают с помощью жестов и мимики какую-либо пословицу.

13. «Управляем роботом».

Цель: развивать умение подбирать соответствующие вербальные средст-ва (этические формы) к различным ситуациям общения.

Содержание: вызывается ребенок - «робот». Дети по очереди дают ему задания. «Робот» выполняет инструкцию. Предлогаются различные ситуации: обещание, совет, извинение, предложение, согласие, просьба, благодарность, уступки.

14. «Магазин игрушек».

Цель: развивать умение говорить о своих намерениях.

Задача: учить детей описывать предмет, находить его существенные приз-наки, узнавать предмет по описанию, закреплять навыки общения в общест-венных местах.

Содержание: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Педагог, обращаясь к ним, говорит:

-У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Чтобы их приобрести, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам. Первым покупает игрушку педагог, показывая, как надо выполнять правила игры.

15. Игра-соревнование «Самый лучший».

Цель: формировать умение действовать в соответствии с заданной целью,

подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникатив-

ного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Содержание: детям предлагается соревнование на «лучшего клоуна»,

«лучшего друга», "защитника животных». Звание присваивается по результа-там разыгрывания ситуаций: рассмеши царевну Несмеяну; попроси игрушку у ребят; уговори маму пойти в цирк; помирись с товарищем; попроси ребят принять тебя в игру.

16. «Позвони мне, позвони».

Цель: развивать умение осуществлять общение в соответствии с постав-ленной целью, подбирать необходимые вербальные средства, творческое воображение.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила «телефонного разговора».

Содержание: дети стоят по кругу. В центре круга - водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами: Позвони мне, позвони

И, что хочешь мне скажи.

Можешь быль, а можешь сказку.

Можешь слово, можешь два.

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить» и передает сооб

щение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

17. «Сказки по-другому».

Цель: развивать умение прогнозировать результаты общения. Корректиро-вать коммуникативную ситуацию, подбирая необходимые средства.

Игровое правило: соблюдать очередность.

Содержание: воспитатель зачитывает ситуацию, дети должны придумать, как-то же самое сказать другими словами, чтобы не обидеть и не огорчить собеседника. После прочитанной ситуации воспитатель уточняет, как человек отнесется к этим словам.

Например,

- Мама не купит тебе игрушку. - Мама купит тебе игрушку, когда у нее будут деньги.

Ситуации могут быть разными: «Твой рисунок получился хуже всех», «Ты совсем не умеешь играть в футбол», «Ваш сын заболел» и другие.

18. «Пойми меня».

Цель: формировать умения ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Игровое правило: не перебивать ведущего.

Содержание: ребенок выходит вперед и придумывает речь из четырех-пяти предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова.

19. Игра «В гости».

Цель: научить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече, прощании с людьми.

Содержание: пусть дети распределяют между собой роли: хозяева дома (мама, папа, бабушка, дети) и гости.

20. Игра инсценировка «Кто виноват?».

Цель: формировать у детей умение уступать сверстникам, замечать и останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое, быть благодарным за проявленное внимание и заботу.

Содержание: педагог предлагает двум детям показать этюд «кто виноват?» Ребята сидят за столом. На столе лежит бумажный кораблик. Два ребенка одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Никто не хочет уступить. Оба падают, а кораблик валяется на полу разорванный. В конце этюда воспитатель вместе со всеми детьми обсуждает, кто виноват, как нужно было поступить в данной ситуации и предлагает показать правильный вариант.

21. «Как тебя называют».

Цель: научить детей употреблять различные обращения в зависимости от ситуации.

Содержание: беседа с детьми о том, что обращение к партнерам в ситуациях общения разнообразно. После этого педагог предлагает детям самостоятельно разыграть сценки из жизни.

22. «Не поделили игрушку».

Цель: научить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Содержание: педагог сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Претендентов на «самые хорошие»игрушки много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация. Педагог предлагает разобраться в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих поиграть с ней много».

Дети вместе с педагогом обсуждают варианты возможного решения сложившейся конфликтной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта

Выпускная квалификационная работа в МОСГИ по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта....

Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют  " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

"Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. "Путешествие на Северный полюс""

Занятие направлено на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста...

Презентация к родительскому собранию на тему "Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста".

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себ...

Задачи и содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Журнал «Дошкольное образование»

Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит нам...

Итоговая аттестационная работа Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в театрально-игровой деятельности

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются...