«Формирование межличностных отношений дошкольников»
статья ( группа) на тему

Третьякова Татьяна Александровна

 Защита исследовательского проекта на конкурс

«Педагог-исследователь»;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota-na_konkurs_pedagog-issled-tel.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования республики Башкортостан

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация

«Центр развития ребенка – детский сад № 19»

городского округа город Нефтекамск

Тема: «Формирование межличностных отношений дошкольников»

Защита исследовательского проекта на конкурс

«Педагог-исследователь»;

Воспитатель Третьякова Татьяна Александровна.

Нефтекамск- 2014г.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром становится особо актуальной на современном этапе.

Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. На наш взгляд причины этого сводятся к следующему.

Во-первых, социально-личностное развитие детей - процесс сложный,

противоречивый и носит комплексный характер, поэтому требует от педагогов особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.

Во-вторых, не все современные вариативные комплексные  программы развития и воспитания детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы. В связи с этим встаёт необходимость "перевести  психологическую программу на язык реального педагогического процесса" и творчески подойти к вопросам подбора игр и упражнений, организации развивающей среды и деятельности.

 Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области социально-личностного развития детей.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность процесса формирования межличностных отношений дошкольников.

 Задачи исследования:

1.   Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.

2. Определить критерии сформированности межличностных отношений  детей дошкольного возраста.

3. Составить программу педагогической работы по формированию межличностных отношений дошкольников.

Объект исследования:  межличностные отношения детей дошкольного возраста. 

Предмет исследования: формирование межличностных отношений дошкольников.

Гипотеза.  Если использовать специально разработанную систему игр и занятий, направленную на нравственное развитие и формирование межличностных отношений, то  формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста будет проходить  более эффективно.

Методы исследования.

В ходе исследования были использованы  теоретические  методы (изучение и анализ научной  литературы по вопросам формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста); экспериментальные  методы (проведение констатирующего и формирующего эксперимента);

статистические  (качественный  анализ результатов  педагогического          исследования);

Методологическая основа исследования.

-Идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития. ( Л. С. Выготский,     Д. Б. Эльконин ).
- Идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребёнка (К. Роджерс ).
- Принцип личностно-ориентированного подхода (выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности)  предлагали Г. А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили .  

-Повышение  эффективности  основано на идеях поэтапного формирования действий  (П.Я.Гальперин,  Н. Ф.Талызина).

Теоретическая значимость заключается в обобщении  и структурировании различных  подходов, касающихся формирования межличностных отношений дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Практическая значимость и новизна исследования заключается в  возможности использования воспитателями дошкольных учреждений адаптированной психологической методики формирования межличностных отношений дошкольников.

 Методические рекомендации  могут использоваться в практической деятельности  воспитателями и психологами  детских садов при формировании межличностных отношений у дошкольников.

Для успешной реализации данного проекта нужно:

теоретически обосновать необходимость формирования межличностных отношений дошкольников;

выявить уровень сформированности межличностных отношений  детей дошкольного возраста;

апробировать психологические игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника;

создать условия для развития межличностных отношений дошкольников.

Исходя  из этого проект исследовательской работы будет предусматривать 3  этапа:

1 этап – изучение  теоретических аспектов  проблемы межличностных отношений дошкольников.

2 этап – выявление  уровня  сформированности межличностных отношений  детей дошкольного возраста.

3 этап – реализация эксперимента на практике, сравнительный анализ полученных результатов.

Ожидаемые результаты

- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх,

- способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;

- в процессе формирования межличностных отношений развиваются коммуникативные навыки детей,

- происходит усвоение детьми нравственных норм и правил,

- развиваются такие личностные качества как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

Для формирования межличностных отношений дошкольников необходимо выявить уровень развития партнерских отношений между участниками образовательного процесса и умение детей сотрудничать друг с другом.

С этой целью используются  психодиагностические методики на выявление избирательных предпочтений дошкольников  и выявление восприятия ребёнка в коллективе сверстников.

 При проведении диагностического задания «Лесенка» самооценка ребенка оценивается  посредством размещения себя на «лесенке успеха»

-2 ступенька - низкий уровень (самооценка заниженная).

-4,5 ступенька - адекватная самооценка

-7 ступенька - завышенная самооценка.

 А также учитывается  разрыв между собственной оценкой ребенка и его оценкой глазами других.

При проведении диагностического задания «Два домика» выявляется социометрический статус каждого ребенка в группе.

Популярные («звёзды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырёх) положительных выборов.

предпочитаемые - дети, получившие 1-2 положительных выбора.

игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они как бы остаются незамеченными своими сверстниками).

отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При проведении исследования используется также метод наблюдений, в процессе которого обращается  внимание на следующие показатели поведения детей:

инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.

чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.

преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечаются  наличие данных показателей и степень их выраженности.

Шкалы оценки параметров и показателей

Критерии оценки параметров

Выраженность в баллах

Инициативность

— отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

0

— слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

1

— средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

2

— ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия

3

Чувствительность к воздействиям сверстника

— отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;

0

— слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

1

— средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

2

— высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия

3

Преобладающий эмоциональный фон

— негативный (1 балл)

— нейтрально-деловой (2 балла)

— позитивный (3балла)

Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволяет  более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0—1 балл) говорит о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2—3 балла) - о нормальном уровне развития потребности в общении.

В процессе формирования межличностных отношений детей соблюдаются следующие принципы:

- безоценочность; (построение отношений, «ориентированных на другого», предполагает отказ от конкуренции и, следовательно, оценки.  Если сложно отказаться от оценок, нужно оценивать не самих детей, а лишь их отдельные действия);

- отсутствие соревновательности; (игры-соревнования направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства,  порождают конкурентность, разобщенность со сверстниками);

- отказ от игрушек и предметов; (появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребёнок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера)

- минимизация речевого взаимодействия; (поводом  для ссоры и конфликтов детей является словесная агрессия: всевозможные «дразнилки», «обзывалки». Вместо этого в качестве средств общения использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику);

- исключение принуждения; (отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру).

Прогноз негативных последствий и механизмов их компенсации.        

   Предполагаемые   негативные              последствия.

          Механизмы их преодоления.

При реализации  проекта возможны трудности взаимоотношений дошкольника со

взрослыми.

На почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка могут возникнуть  трудности взаимоотношений дошкольника со сверстниками:    «непопулярный » дошкольник – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение ребенок, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам,  или  ребенок слишком робок, зажат, неуверен в себе.

-Необходимо учитывать        возрастные                 и  индивидуальные особенности ребенка;
- обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку;

 -проводить индивидуальные консультации с родителями, с целью изменение отношения родителей к ребенку, а также проявление устойчивого интереса к игровым технологиям, раскрепощенность и инициативность в воспитании своих детей. 


- Необходимо избегать слишком критических замечаний в адрес ребенка при других детях;
- быть внимательным к застенчивым и замкнутым детям, а также к детям, активно демонстрирующим свое лидерство перед своими сверстниками;

Кроме этого можно предложить детям игры на преодоление негативных эмоций, гнева, а также игры на развитие коммуникативных способностей детей :

-Учим перерабатывать информацию: развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

-Развиваем способность аргументировать свою точку зрения.

-Развиваем умение активно слушать:  учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

 -Учим конструировать «Текст для другого»: развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично.

-Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому.

-Учим задавать открытые и закрытые вопросы.

-Развиваем слуховое восприятие.

-Учим перерабатывать информацию: развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

-Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра с песком как средство самовыражения и формирование межличностных отношений дошкольника».

В статье раскрывается влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольника, включает задачи и формы организации.....

Проект по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»

Цель проекта:  разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие межличностных отношений дошкольников младшего возраста в сюжетно-ролевой игре....

«Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений дошкольников»

Сюжетно - ролевая игра,как средство формированиямежличностных отношений дошкольников...