«Формирование межличностных отношений дошкольников»
статья ( группа) на тему
Защита исследовательского проекта на конкурс
«Педагог-исследователь»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota-na_konkurs_pedagog-issled-tel.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования республики Башкортостан
Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация
«Центр развития ребенка – детский сад № 19»
городского округа город Нефтекамск
Тема: «Формирование межличностных отношений дошкольников»
Защита исследовательского проекта на конкурс
«Педагог-исследователь»;
Воспитатель Третьякова Татьяна Александровна.
Нефтекамск- 2014г.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни. В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром становится особо актуальной на современном этапе.
Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному развитию, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в дошкольных учреждениях, показывает, что педагоги-практики испытывают значительные трудности в реализации именно направления социально-личностного развития детей. На наш взгляд причины этого сводятся к следующему.
Во-первых, социально-личностное развитие детей - процесс сложный,
противоречивый и носит комплексный характер, поэтому требует от педагогов особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.
Во-вторых, не все современные вариативные комплексные программы развития и воспитания детей дошкольного возраста дают четкие методические рекомендации по реализации данного направления работы. В связи с этим встаёт необходимость "перевести психологическую программу на язык реального педагогического процесса" и творчески подойти к вопросам подбора игр и упражнений, организации развивающей среды и деятельности.
Отмеченные выше моменты значительно затрудняют реализацию требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области социально-личностного развития детей.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность процесса формирования межличностных отношений дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений детей дошкольного возраста.
2. Определить критерии сформированности межличностных отношений детей дошкольного возраста.
3. Составить программу педагогической работы по формированию межличностных отношений дошкольников.
Объект исследования: межличностные отношения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование межличностных отношений дошкольников.
Гипотеза. Если использовать специально разработанную систему игр и занятий, направленную на нравственное развитие и формирование межличностных отношений, то формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста будет проходить более эффективно.
Методы исследования.
В ходе исследования были использованы теоретические методы (изучение и анализ научной литературы по вопросам формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста); экспериментальные методы (проведение констатирующего и формирующего эксперимента);
статистические (качественный анализ результатов педагогического исследования);
Методологическая основа исследования.
-Идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития. ( Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин ).
- Идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребёнка (К. Роджерс ).
- Принцип личностно-ориентированного подхода (выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности) предлагали Г. А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили .
-Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я.Гальперин, Н. Ф.Талызина).
Теоретическая значимость заключается в обобщении и структурировании различных подходов, касающихся формирования межличностных отношений дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Практическая значимость и новизна исследования заключается в возможности использования воспитателями дошкольных учреждений адаптированной психологической методики формирования межличностных отношений дошкольников.
Методические рекомендации могут использоваться в практической деятельности воспитателями и психологами детских садов при формировании межличностных отношений у дошкольников.
Для успешной реализации данного проекта нужно:
теоретически обосновать необходимость формирования межличностных отношений дошкольников;
выявить уровень сформированности межличностных отношений детей дошкольного возраста;
апробировать психологические игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника;
создать условия для развития межличностных отношений дошкольников.
Исходя из этого проект исследовательской работы будет предусматривать 3 этапа:
1 этап – изучение теоретических аспектов проблемы межличностных отношений дошкольников.
2 этап – выявление уровня сформированности межличностных отношений детей дошкольного возраста.
3 этап – реализация эксперимента на практике, сравнительный анализ полученных результатов.
Ожидаемые результаты
- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх,
- способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;
- в процессе формирования межличностных отношений развиваются коммуникативные навыки детей,
- происходит усвоение детьми нравственных норм и правил,
- развиваются такие личностные качества как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства.
Критерии оценки ожидаемых результатов.
Для формирования межличностных отношений дошкольников необходимо выявить уровень развития партнерских отношений между участниками образовательного процесса и умение детей сотрудничать друг с другом.
С этой целью используются психодиагностические методики на выявление избирательных предпочтений дошкольников и выявление восприятия ребёнка в коллективе сверстников.
При проведении диагностического задания «Лесенка» самооценка ребенка оценивается посредством размещения себя на «лесенке успеха»
-2 ступенька - низкий уровень (самооценка заниженная).
-4,5 ступенька - адекватная самооценка
-7 ступенька - завышенная самооценка.
А также учитывается разрыв между собственной оценкой ребенка и его оценкой глазами других.
При проведении диагностического задания «Два домика» выявляется социометрический статус каждого ребенка в группе.
Популярные («звёзды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырёх) положительных выборов.
предпочитаемые - дети, получившие 1-2 положительных выбора.
игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они как бы остаются незамеченными своими сверстниками).
отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.
При проведении исследования используется также метод наблюдений, в процессе которого обращается внимание на следующие показатели поведения детей:
♦ инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.
♦ чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.
♦ преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечаются наличие данных показателей и степень их выраженности.
Шкалы оценки параметров и показателей
Критерии оценки параметров | Выраженность в баллах |
Инициативность | |
— отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; | 0 |
— слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; | 1 |
— средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; | 2 |
— ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия | 3 |
Чувствительность к воздействиям сверстника | |
— отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; | 0 |
— слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; | 1 |
— средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников; | 2 |
— высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия | 3 |
Преобладающий эмоциональный фон | |
— негативный (1 балл) — нейтрально-деловой (2 балла) — позитивный (3балла) |
Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволяет более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0—1 балл) говорит о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2—3 балла) - о нормальном уровне развития потребности в общении.
В процессе формирования межличностных отношений детей соблюдаются следующие принципы:
- безоценочность; (построение отношений, «ориентированных на другого», предполагает отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Если сложно отказаться от оценок, нужно оценивать не самих детей, а лишь их отдельные действия);
- отсутствие соревновательности; (игры-соревнования направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают конкурентность, разобщенность со сверстниками);
- отказ от игрушек и предметов; (появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребёнок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера)
- минимизация речевого взаимодействия; (поводом для ссоры и конфликтов детей является словесная агрессия: всевозможные «дразнилки», «обзывалки». Вместо этого в качестве средств общения использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику);
- исключение принуждения; (отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру).
Прогноз негативных последствий и механизмов их компенсации.
Предполагаемые негативные последствия. | Механизмы их преодоления. |
При реализации проекта возможны трудности взаимоотношений дошкольника со взрослыми. На почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка могут возникнуть трудности взаимоотношений дошкольника со сверстниками: «непопулярный » дошкольник – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение ребенок, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам, или ребенок слишком робок, зажат, неуверен в себе. | -Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка; -проводить индивидуальные консультации с родителями, с целью изменение отношения родителей к ребенку, а также проявление устойчивого интереса к игровым технологиям, раскрепощенность и инициативность в воспитании своих детей.
Кроме этого можно предложить детям игры на преодоление негативных эмоций, гнева, а также игры на развитие коммуникативных способностей детей : -Учим перерабатывать информацию: развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации -Развиваем способность аргументировать свою точку зрения. -Развиваем умение активно слушать: учимся общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. -Учим конструировать «Текст для другого»: развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично. -Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому. -Учим задавать открытые и закрытые вопросы. -Развиваем слуховое восприятие. -Учим перерабатывать информацию: развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации. -Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра с песком как средство самовыражения и формирование межличностных отношений дошкольника».
В статье раскрывается влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольника, включает задачи и формы организации.....
Формирование межличностных отношений дошкольников.
Обобщение опыта работы....
План по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Актуальная вещь в наше время...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
План по самообразованию в старшей группе. (2015-2016г)...
Программа профессионального саморазвития по теме«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Программа профессионального саморазвития воспитателя...
Проект по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Цель проекта: разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие межличностных отношений дошкольников младшего возраста в сюжетно-ролевой игре....
«Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Сюжетно - ролевая игра,как средство формированиямежличностных отношений дошкольников...