Программа в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Уроки светофорика»
материал ( группа) на тему
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По средним данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uroki_svetoforika_sokolova.docx | 156.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
Программа
в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
«Уроки светофорика»
г. Покачи, 2015г.
Содержание рабочей программы
| стр. 3 |
| стр. 6 |
| стр. 8 |
| стр. 9 |
| стр.10 |
5.1. Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.……………………………. | стр.11 |
5.2. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению правил дорожного движения.…………………………........ | стр.15 |
5.3. Работа с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения ..…………………………………….. | стр.17 |
5.4. Совместная работа с родителями, законными представителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. ……………….. | стр.18 |
5.5. Взаимодействие ДОУ с Госавтоинспекцией в организации профилактики дорожно-транспортного травматизма ………………... | стр.19 |
Выводы…………………………………………………………………... | стр. 20 |
Список литературы……………………………………………………… | стр. 21 |
Приложение 1 …………………………………………………………… | стр. 22 |
Приложение 2 …………………………………………………………… | стр. 30 |
Пояснительная записка
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По средним данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.
Сложившееся положение свидетельствует о недостаточном внимании со стороны взрослых к данной проблеме и неумении детей правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают, правила дорожного движения не всегда выполняют их, или имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача педагогов и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями педагогов и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Социальная острота проблемы диктует необходимость разработки и внедрения программ, профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим мной разработана программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Уроки светофорика».
Данная программа – попытка показать на практике систему деятельности педагогов по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Актуальность:
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.
Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Программа обучения воспитанников правилам дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий «Уроки светофорика» – разработана на перспективу. Чем раньше взрослые научат детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Главная задача программы состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения. Реализация программы рассчитана на один год. Обучение Правилам дорожного движения с 1,5 до 7 лет с последующим усложнением программы.
Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в план программы «Уроки светофорика» включены различные формы взаимодействия как с детьми так с родителями – законными представителями.
Инновационность программы:
Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Ценность данной программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, разнообразие форм работы и подходов, участие детей, родителей, законных представителей, сотрудников Госавтоинспекции, волонтерских движений и социальных партнеров в решении проблемы.
Практическая значимость:
Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в непосредственно образовательной деятельности с детьми, так и в ходе режимных моментов, начиная с самого младшего возраста.
Цель программы:
- Формировать и развивать у детей знания, умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи программы:
- Разработать систему профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму.
- Совершенствовать образовательный процесс по развитию, воспитанию и обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах.
- Систематизировать методы и приемы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей.
- Повысить активность сотрудников учреждения, родителей в обеспечении безопасности дорожного движения и ответственность за соблюдение ПДД детьми дошкольного возраста;
- Воспитывать культуру поведения на улице и транспорте.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня детских ДТП и повышение у детей навыков и умений безопасному поведению на дорогах.
- Наличие знаний и развитие навыков поведения детей в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их.
- Повышение научно - методического обеспечения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в условиях образовательного учреждения.
- Усовершенствование предметно-развивающей среды в обучении детей правилам дорожного движения.
- Повышение квалификации педагогов и родителей по ознакомлению детей с основами дорожной грамоты.
Паспорт программы
Наименование учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка» |
Наименование программы | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма «Уроки светофорика». |
Автор программы | Старший воспитатель МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» Соколова Г.Я. |
Нормативно-правовые разработки программы | - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.);- Федеральная целевая программа от 3 октября 2013 г. № 864 "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах";- Закон ХМАО - Югры от 26.03.2004 № 14-оз (ред. от 16.12.2010) "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Повышение безопасности дорожного движения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2004 - 2010 годы";- Приказ о назначении ответственного лица в ДОУ по ПДТТ; - Паспорт дорожной безопасности МАДОУ ДСКВ «Рябинушка». |
Цель программы | - Развитие и формирование у воспитанников знаний, умений и навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. |
Задачи программы | - Совершенствовать образовательный процесс по развитию, воспитанию и обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах; - Систематизировать методы и приемы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей; - Повысить активность сотрудников, родителей в обеспечении безопасности дорожного движения и ответственность за соблюдение ПДД детьми дошкольного возраста; - Воспитывать культуру поведения на улице и транспорте. |
Срок реализации программы | - Сентябрь 2015 г. по май 2016г. |
Этапы | - 1 этап – Организационный - 2 этап – Основной - 3 этап – Аналитический |
Принципы программы |
|
Основные направления программы: | Профилактическое: - Обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах. - Предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия. - Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий. Организационное: - Организация предметно-развивающей среды в учреждение по профилактике дорожно-транспортного травматизма. - Определение уровня сформированности умений и навыков по правилам дорожного движения методами диагностики. - Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий. - Пропаганда знаний о правилах дорожного движения с использованием разнообразных методов и приемов. |
Разделы программы: | - Работа с детьми. - Работа с педагогами. - Работа с родителями. - Работа с ГИБДД, ЮИД, волонтерскими движениями. |
Участники программы | - Дети ДОУ; - Педагогический коллектив; - Родители - законные представители; - Госавтоинспекция. |
Ожидаемые результаты | - Повышение уровня знаний ПДД у детей, снижение детского дорожно-транспортного травматизма. - Эффективное взаимодействие с родителями законными представителями в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей, усиление роли семьи в воспитании детей. - Развитие системного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Установление прочных связей в организации совместной работы с социальными партнерами, органами ГИБДД. - Повышение культуры поведения на улице, в транспорте. |
Этапы реализации программы
I этап – подготовительный
- Разработка программы, ознакомление с основными идеями педагогов, воспитателей, воспитанников, их родителей и предполагаемых социальных партнеров (сотрудники ГИБДД г. Покачи, ЮИД, волонтеры, учреждения города).
- Осуществление деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения
- Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективного функционирования программы.
II этап – основной
- Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
- Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на профилактику ДДТТ.
- Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
- Апробация мероприятий по ПДД.
- Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы.
- Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров.
- Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
III этап – заключительный
- Осуществление коллективного самоанализа и результатов деятельности по профилактике ДДТТ, воспитанниками, педагогами и родителями законными представителями.
- Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.
- Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.
- Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.
4. Ресурсное обеспечение программы
- Материально - техническая база.
Помещения для проведения мероприятий: кабинет для проведения НОД по ОБЖ, специально оборудованный кабинет «Уголок маленького пешехода», физкультурный зал, музыкальный зал, групповые уголки.
Методические помещения: методический кабинет; кабинет ОБЖ, кабинет «Уголок маленького пешехода»
Участки: автоплощадка, участки для каждой возрастной группы; спортивная площадка, асфальтированная велосипедная дорожка в 30 метров на территории учреждения.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
- уголки по ПДД, информационно-просветительские стенды в групповых помещениях, в местах общего доступа «Уроки веселого светофорика»;
- видео установки, интерактивные доски, телевизоры, музыкальные центры, магнитофоны, компьютеры;
- модели транспортных средств разных размеров;
- переносной уголок по ПДД с необходимым материалом: знаки, светофоры, жилетки для детей с символикой транспорта, пешеходные переходы, проезжая часть, тротуар, жезл, автомобильные рули, стойки для знаков;
- велосипеды для детей младшего, старшего возраста-6 шт.;
- детские аккумуляторные автомобили для детей старшего дошкольного возраста – 2 шт. ;
- тематические плакаты для всех возрастных категорий: комплект тематических картин «Осторожно - транспорт!», подборка плакатов для детей младшего возраста «Палочка – выручалочка», комплект тематических плакатов «Осторожно дорога!»,
набор фотографий «Азбука пешехода», альбом из 10 плакатов «Детям о правилах дорожного движении», набор плакатов «Основы безопасности детей
дошкольного возраста»;
- тематический видеоматериал: «Улица полна неожиданностей»
«Вышел из дома - будь внимателен»; «Учимся переходить улицу»; «Запомните эти знаки»; «Пассажиром быть непросто»; «Опасные шалости», «История ПДД»; «Уроки тетушки Совы» и многое другое.
- Кадровые ресурсы
Заведующий МАДОУ, старший воспитатель, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, психолог, учитель – логопед.
- Информационное обеспечение:
Создание информационного банка данных:
- нормативные акты;
- Паспорт безопасности образовательного учреждения;
- разработанные занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые программы, развлечения, праздники, театрализованные постановки, тематические презентации, семинары, практикумы, консультации;
- информация о результатах диагностики детей;
- аналитический материал по проверке документации педагогов;
- итоги конкурсов презентаций, уголков, макетов и схем;
- буклеты, памятки, рекомендации;
- альбомы и папки с тематическими фотографиями мероприятий;
- папки с рисунками участников педагогического процесса разных годов;
- тематический видеоматериал (фильмы, история, детские предупреждающие фильмы);
- анкеты, тесты, опросы
- Основные направления программы:
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Потому, каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим принципам:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
- Принцип взаимодействия: дети – дорожная среда.
- Принцип взаимосвязи: взрослый – ребенок.
- Принцип возрастной безопасности (постоянное разъяснение сути явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов).
- Принцип социальной безопасности (понимание детьми, что живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила).
- Принцип самоорганизации и самовоспитания.
5.1.Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения.
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя образовательную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации. Поэтому мной был разработан:
План мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2015 – 2016 учебный год (Приложение 1);
В рамках профилактических операций «Внимание, дети!», 4 раза в год мной разрабатываются отдельные планы (Приложение 2).
Перед поступлением в школу дошкольники должны овладеть определенными знаниями, представлениями и пониманием значения некоторых терминов по тематике дорожной безопасности. Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы:
- кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;
- что такое транспорт, его виды;
- что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;
- что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;
- какие бывают пешеходные переходы;
- какие могут быть опасности на улицах.
Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, педагог одновременно решает задачи воспитания, применяя методы внушения, убеждения, примеры. Деятельность с детьми проводится в первую и во вторую половину дня, через тематические занятия, целевые прогулки, экскурсии по городу, в разделе основной программы «Детство», через образовательную область «Социализация», «Познание». Используются две формы работы – групповая и индивидуальная. При организации праздников, развлечений и игровых программ используются массовые формы работы, ведущий которых является персонаж - Светофорик.
Знания детей закрепляются через разные виды деятельности - заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.
Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель.
В зависимости от возрастных особенностей детей педагог самостоятельно определяет формы и методы проведения НОД по следующей тематике:
- «Дорога в дошкольное учреждение».
- «Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению».
- «Опасности на улицах».
- «Виды транспортных средств».
- «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона)».
- «Нахождение на улице без взрослых».
- «Правила перехода проезжей части, дороги».
- «Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров».
- «Виды и сигналы светофоров» (для водителей, для пешеходов).
- «Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный «зебра»).
- «Дорожные знаки для пешеходов».
- «Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей».
Возраст 3-4 лет.
Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Используются целевые прогулки в рамках, которых изучаются различные ситуаций на улице и во дворе. Детей знакомят с понятиями: улица, дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов. На прогулках воспитатель детям показывает тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. Узнают, кто об участниках дорожного движения: водитель, пешеход, пассажир.
Для закрепления новых понятий, слов, представлений, полученных на прогулках, рассматриваются с детьми иллюстрации в книгах, на плакатах, объясняется опасность красного сигнала светофора и значение желтого и зеленого сигналов. Дети знакомятся с грузовыми и легковыми автомобилями, различать трамвай, автобус, троллейбус. Для развития правильной ориентации детей их обучают местонахождению предметов, прививается умение ориентироваться на территории детского сада. В рамках НОД дети изучают новые слова по дорожной тематике, рассматриваются отдельные детали транспортных средств. Детям прививается привычка - находясь на улице, держать взрослого за руку.
Возраст 4-5 лет
В средней группе дети обучаются умению ориентироваться на местности, на территории и вокруг детского сада, находясь с воспитателями. Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях.
На прогулках детям показываются места, где можно ходить пешеходам, где можно переходить проезжую часть. Дети обучаются умению определять расстояния до предметов, составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации, обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и т.д.
Таким образом, к пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасными.
На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении. Формируется чувство опасности в дорожной среде.
Возраст 5-6 лет.
С детьми 5-6 лет закрепляется умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Дети могут объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и пешеходный, правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого.
Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, грузовые автомобили) может скрываться маленький транспорт (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие действия опасны.
Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий.
Возраст 6-7 лет.
С детьми 6-7 лет продолжаются занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации; дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.
Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что находится на территории, прилегающей к детскому саду. Показывают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха, осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.
Разработанная Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.
В работе с детьми используются различные методы и технологии:
- Интерактивный метод обучения;
- Технология игрового обучения;
- Личностно-ориентированные;
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- Технология игрового обучения;
- Метод наблюдения и беседы.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск, игровая деятельность позволяют ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.
Используемые технологии:
- настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные;
- Продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование;
- Развлечения, игровые программы;
- Занятия;
- Знакомство с художественной литературой;
- Наблюдения;
- Экскурсии;
- Проектная деятельность взрослых и детей;
- Диагностика.
- Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению правил дорожного движения.
С целью определения качества работы педагогов в детском саду запланировано провести мониторинг по освоению правил дорожного движения. Который поможет выявить и оценить уровень знаний детей, даст возможность скорректировать деятельность педагога по обучению и ликвидировать пробелы в знаниях детей.
Сбор информации основан на использовании множества методик: систематические наблюдения, организация специальной игровой деятельности, получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации, анализ продуктов детской деятельности. Форма организации мониторинга – диагностическая карта.
Воспитателем проводится диагностика по основным разделам ПДД.
Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводная (сентябрь), 2 - итоговая (май).
В работе был выделен ряд аспектов по проведению мониторинга:
- Образная связь – информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс;
- Научность - особенности модели и отслеживаемых параметров;
- Информативность – включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемом процессе;
- Диагностичность – наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого процесса;
-Непрерывность – постоянный сбор данных.
Таким образом, проведение мониторинга позволит решить ряд актуальных проблем по обучению детей правилам дорожного движения:
- Определить успешность и результативность протекания процесса всей работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Обучить педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в процессе работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Осуществить целесообразность управления и качества состояния работы.
- Спрогнозировать перспективы развития детей в процессе усвоения знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения.
Так же для эффективности усвоения детьми правил дорожного движения педагогам был предложен алгоритм для проведения мониторинга:
- Подбор критериев и показателей для определения результативности;
- Выбор методик;
- Определение цели и задачи;
- Подбор критериев и показателей для определения результативности;
- Обработка и интерпретация результатов исследования;
- Исследование испытуемых;
- Подготовка диагностического инструментария;
- Анализ, оценка и обсуждение результатов обучения.
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению правил дорожного движения за 3 года:
2012 – 2013 учебный год Средняя группа | 2013 – 2014 учебный год Старшая группа | 2014 – 2015 учебный год Подготовительная группа | |||
Октябрь обследовано 25 детей | Апрель обследовано 25 детей | Октябрь обследовано 25 детей | Апрель обследовано 25 детей | Октябрь обследовано 25 детей | Апрель обследовано 25 детей |
Условные обозначения:
- навыки сформированы;
- - навыки не сформированы;
- навыки на стадии формирования.
- Работа с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения.
Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Однако, такие факторы как бессистемность методических мероприятий, отсутствие обоснованного планирования, ограниченность и традиционность используемых форм, снижают уровень педагогического мастерства педагогов, не дают им возможность проявить себя.
В связи с этим, в работе с педагогами по направлению обучения детей правилам дорожного движения были использованы следующие формы организации: анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий, контроль, проектная деятельность. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектов, к которому привлекаются педагоги, воспитанники и родители. В процессе правильно организованной проектной деятельности дети учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы.
Перед воспитателями были поставлены следующие задачи по обучению детей правилам дорожного движения:
- Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
- Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
- Выработать систему воспитательно-образовательной работы
- Оптимизировать работу с родителями с помощью разнообразных приемов и методов детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
Старшим воспитателем в перспективный план работы был включен раздел по работе с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
- Совместная работа с родителями по направлению профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитатели ДОУ ведут систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте.
В учреждении регулярно проводятся родительские собрания, в которых активно принимают участие сотрудники ГИБДД города, с информацией привлекающей внимание родителей статистическими данными на уровне округа, города (по годам), а так же обращениями к родителям-водителям о бдительности на дорогах. Родители привлекаются к открытым занятиям, и к другим процессам воспитания грамотного пешехода. Такие совместные формы работы помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.
В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения. Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД);
- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил
поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
Для совместной работы с родителями по в план был включен раздел работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
- Взаимодействие ДОУ с Госавтоинспекцией, волонтерскими движениями в организации профилактических мероприятий.
Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге в рамках программы осуществляется как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Для того чтобы больше заинтересовать детей правилам движения мы тесно сотрудничаем с Госавтоинспекцией.
В процессе обучения дошколят навыкам безопасного поведения на дороге запланированы ряд акций с участием представителей Госавтоинспекции. Готовясь к проведению акции, составляются миниплакаты с использованием тематических рисунков детей с обращением к взрослым - водителям, пешеходам. Затем организуется раздача миниплакатов детьми, комментируя обращение. Тем самым формируется у ребенка осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям. В рамках акции «Внимание, дети!» проведены зимние и летние акции, "Внимание! На дороге дети"
Через участия в экскурсиях к светофору, к перекресткам, сотрудники Госавтоинспекции знакомят детей с разметкой на дороге, дорожными знаками и правилами дорожного движения.
Посредством игровых программ, развлечений маленькие пешеходы вместе с сотрудниками совершают игровые путешествия, что способствуют закреплению знаний и навыков детей безопасного поведения на улицах и дорогах.
Выводы
Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача взрослых.
Безопасность жизни детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.
В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».
То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.; «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.;
- Программа «Детство». Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. — СПб.; «Детство – Пресс», 2010. — 592.;
- Под редакцией Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Р.Ф.В.Н. Кирьянов Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». – Москва. Третий Рим, 2007
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников». - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.;
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.;
- Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.;
- Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора».- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с. ;
- Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук».- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.;
- В разработке программы использован интернет ресурс.
Приложение 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Согласовано: Утверждаю:
Начальник ГИБДД Заведующий МАДОУ
ОМВД России ДСКВ «Рябинушка»
по г. Покачи, майор полиции Паймухина Н. А._______ Рамазанов Н.А.________ «_____»_________2015 г «_____»__________2015г
ПЛАН
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
на 2015 – 2016 уч. год.
Разработал:
старший воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Соколова Г. Я.
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | Возрастная группа | Сроки исполнения | Исполнители | Отметка о выполнении | |
Воспитательно – педагогическая работа с детьми. | ||||||
1.
|
«Правила для пешеходов и пассажиров»; «Работа светофора».
«Движение группой»;
- Закрепление знаний через все виды деятельности. Итоговые занятия по ПДД с вручением удостоверений юного пешехода будущему однокласснику | Дети 3-4 лет Дети 4 -5 лет Дети 5-6 лет 6-7 лет | 1 квартал. 2 квартал. 3 квартал. 1 квартал. 2 квартал. 3 квартал. 4 квартал В теч. года. Сентябрь, Октябрь, Ноябрь Декабрь, В течение года Сентябрь Октябрь Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. В течение года Апрель - Май | Воспитатели групп Ст. воспитатель, воспитатели | ||
2 | Мониторинг. Определение уровня умений и знаний детей по правилам безопасного поведения на улице | 6-7 лет | Начало, конец учебного года | Ст. воспитатель | ||
3 | Развлечение с участием инспектора ГИБДД «Светофор наш верный друг» | Дети 5-6, 6-7 лет | Сентябрь. | Ст. воспитатель | ||
4 | Выставка детских рисунков: «Внимание, дорога!» | Дети 5-6, 6-7 лет | Октябрь. | Руководитель ИЗО студии. | ||
5 | Смотр – конкурс групповых уголков: «Зеленый огонек» | Все возрастные гр. | Октябрь-ноябрь | Ст. воспитатель | ||
6 | Чтение тематической литературы, заучивание стихов, загадок и п. | Все возрастные гр. | В теч. года. | Воспитатели, Ст. воспитатель | ||
7 | Просмотр тематических видеофильмов, мультфильмов, презентаций | Дети 4-5, 5-6, 6-7 лет | В рамках операции «Внимание, дети!» | Ст. воспитатель | ||
8 | Кукольный спектакль: «Зайчишка пешеход»; «Проделки Незнайки»; | Дети 3 – 7 лет | Февраль. | Педагог дополнительного образования. | ||
9 | Операция «Внимание дети» в 4 этапа:
(разрабатывается отдельные планы) | все возрастные гр. | 1 этап: май - июнь; 2 этап: август - сентябрь; 3 этап: ноябрь; 4 этап: декабрь - январь. | Ст. воспитатель, воспитатели, специалисты, педагоги дополнительного образования | ||
10 | Развлечение «На елке у светофора». | Дети 5-6, 6-7 лет | Январь. | Педагог – организатор. | ||
11 | Введение новых тематических игр для детей всех возрастных категорий. | Дети 3-4 лет | В теч. года. | Воспитатели, педагоги дополнительного образования | ||
12 | Тестовые занятия по компьютерной программе, (решение проблемных ситуаций и задач). | Дети 5 - 77 лет | В теч. года. | Ст. воспитатель | ||
13 | Участие инспектора ГИБДД в мероприятиях с детьми | Все возрастные гр. | В теч. года. | Ст. воспитатель, инспектор ГИБДД. | ||
14 | Разыгрывание опасных ситуаций:
| Дети 3 – 4, 4-5, 5-6, 6-7 лет | В теч года. | Воспитатели. | ||
Организационно – методическая, профилактическая работа с воспитателями, специалистами, педагогами дополнительного образования. | ||||||
1 | Инструктажи, памятки, правила (разработка, распространение разучивание). | Педагогический состав, младшие воспитатели | В теч. года (осень, зима, весна, лето) | Инспектор ГИБДД, ст. воспитатель. | ||
2 | Организация условий для проведения работы с детьми по ПДД, профилактике ДДТТ (обновление уголков, площадок, макетов, схем) | Воспитатели, педагоги дополнительного образования, | сентябрь | воспитатели | ||
3 | Участие в конкурсах МАДОУ, города, округа по направлению. | Воспитатели, педагоги дополнительного образования, специалисты | В теч. года сентябрь, декабрь, март, май | Администрация МАДОУ | ||
4 | Консультации, рекомендации: «Учим детей правилам безопасности на дорогах», «Работа с родителями по ПДД». | Воспитатели, педагоги дополнительного образования. | Ноябрь, февраль. | Ст. воспитатель. | ||
5 | Знакомство, работа с новой методической литературой, пособиями. | Воспитатели, педагоги дополнительного образования, специалисты | В теч. года, | Зам. зав по УМР., ст. воспитатель | ||
Профилактическая работа с родителями. | ||||||
1 | Сообщение к общему родительскому собранию и групповым: «Предупреждение ДДТТ», участие в беседах с родителями: «ДДТТ В нашем городе». | Родители детей всех возрастных категорий. | В нач. года, в конце года. | Инспектор ГИБДД. | ||
2 | Консультации, беседы групповые, индивидуальные: -- «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода»; - «Особенности ДДТТ в периоды года: осень, зима, весна, лето» | Родители детей всех возрастных категорий. | Согласно групповых планов. | Воспитатели, ст. воспитатель | ||
3 | Оформление учрежденческих, групповых уголков «Советы веселого светофорика», «Красный, желтый, зеленый» | Родители детей всех возрастных категорий. | В теч года. | Ст. воспитатель, Зам. зав. по УВР. | ||
4 | Тематические развлечения в рамках «Недели безопасности», конкурса «Зеленый огонек» | Родители детей всех возрастных категорий | В теч. года. | Ст. воспитатель, педагог-организатор. | ||
5 | Участие в создании условий по направлению | Родители детей всех возрастных категорий | В теч. года. | Администрация МАДОУ, воспитатели | ||
6 | Участие в тематических мероприятиях | Родители детей всех возрастных категорий | В теч. года. | Воспитатели, ст. воспитатель | ||
7 | Анкетирование, опросы по направлению | Родители детей всех возрастных категорий | Начало учебного года | Ст. воспитатель | ||
8 | Составление схем безопасных маршрутов движения детей в детский сад и обратно с определением «зон риска» связанных с ДДТТ. | Родители старших и подготовительных к школе групп | В течение года | Воспитатели, ст. воспитатель | ||
9 | Конкурс лучшего семейного плаката «Мы за 6езопасность на дорогах» | Родители детей всех возрастных категорий | Февраль - март | Ст. воспитатель, руководитель ИЗО студии | ||
10 | Профилактические, индивидуальные беседы: «Летний отпуск вместе с детьми», «Установка удерживающих устройств» | Родители всех возрастных групп. | Май - июнь | Воспитатели возрастных групп. | ||
11 | Разработка и размещение на сайт учреждения Паспорта дорожной безопасности учреждения (схемы, планы, памятки, рекомендации) | Родители всех возрастных групп. | Август - сентябрь | Старший воспитатель | ||
Совместные мероприятия с ГИБДД ОМВД РФ по г. Покачи, ЮИДД города | ||||||
1 | Родительские собрания | Начало уч. года, в рамках операций «Внимание, дети» | Администрация, Ст. воспитатель. | |||
2 | Целевая прогулка «Перекресток. Тротуар» | Дети 6-7 лет | сентябрь | старший воспитатель. | ||
3 | Конкурс с участием ЮИДД, волонтерских движений «Что? Где? Когда?». | Дети 6 -7 лет | декабрь | старший воспитатель | ||
4 | КВН – «Ура, скоро лето!», | Дети 6 – 7 лет, волонтеры | Май. | старший воспитатель | ||
5 | Совместная работа в рамках Паспорта дорожной безопасности. | В течение года | Старший воспитатель | |||
6 | Своевременное предоставление и обсуждение оперативной сводки о состоянии ПДДТТ в округе, городе. | Ежеквартально | Старший воспитатель |
Приложение 2
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
ДСКВ «Рябинушка»
__________Паймухина Н.А.
«______»___________2015г.
План
мероприятий в рамках профилактической
операции «Внимание, дети!»
с 28 августа по 10 сентября 2015 г.
№ п/п | Наименование мероприятия | Возрастная категория | Время проведения | Исполнители | |||
Работа с детьми | |||||||
1 | Занятия, беседы «Безопасность дорожного движения» | Общеобразовательные гр. 5-7 лет | 28-30 августа | Ст. воспитатель, воспитатели групп | |||
2 | Игры на площадке ПДД с использованием тематического оборудования: машины, велосипеды, знаки, жилетки, жезлы и светофоры. | Общеобразовательные гр. 4-7 лет | В течение операции | Воспитатели, ст. воспитатель | |||
3 | Просмотр тематических детских фильмов «Улица полна неожиданностей», «Разгельдяйкины и Разумовские» | Общеобразовательные гр. 4-7 лет | В теч. операции | Ст. воспитатель | |||
4 | Музыкально – игровое развлечение «Нужно правила нам знать!» | Общеобразовательные гр. 4 – 7 лет | 1 сентября | Муз руководитель, представители волонтерского движения | |||
5 | Викторина «Что? Где? Когда?». | Общеобразовательные гр. 6-7 лет | 4 сентября | Старший воспитатель, представитель ГИБДД г. Покачи | |||
6 | Организация акции «Движение без опасности» (распространение мини рисунков детей водителям города) | Общеобразовательные гр. 6-7 лет | 9-10 сентября | Старший воспитатель, представитель ГИБДД г. Покачи | |||
Работа с педагогами | |||||||
1 | Освещение вопросов по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма к началу учебного года. | Воспитатели, педагоги дополнительного образования | В теч. операции (пед час, рабочие совещания, пед. совет) | Старший воспитатель, зам зав по УМР, инспектор по пропаганде ГИБДД г. Покачи | |||
2 | Организация и проведение различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми по ПДД в группе, на прогулке. | Воспитатели, педагоги дополнительного образования | В теч. операции | Старший воспитатель, воспитатели | |||
3 | Подготовка, оформление, обогащение уголков к началу учебного года. | Воспитатели, родители | 28-31 августа | Воспитатели | |||
4 | Инструктаж:
| Воспитатели, мл. воспитатели, педагоги дополнительного образования | 1-8 сентября | Старший воспитатель | |||
Работа с родителями законными представителями | |||||||
1 | Распространение памяток «Безопасность детей – в наших руках» | Родители детей всех возрастных категорий | В теч. акции | Старший воспитатель, воспитатели | |||
2 | Участие в мероприятиях | Родители детей всех возрастных категорий | 28 августа - 10 сентября | Старший воспитатель, воспитатели | |||
3 | Оформление, обновление тематической информацией уголок «Уроки веселого Светафорика»: - Паспорт ПДД; - Оперативная сводка о состоянии ПДДТТ в ХМАО-ЮГРЕ, г. Покачи | Родители детей всех возрастных категорий | Август | Старший воспитатель | |||
4 | Профилактические беседы, дискуссии на тему:
| Родители детей всех возрастных категорий | Во время групповых собраниях, индивидуально | Старший воспитатель, воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки светофора (Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
Пропаганда правил дорожного движения у дошкольников, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, проверка и закрепление навыков безопасного поведения детей на улицах....
Окружной конкурс авторских программ и методических разработок в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма "Дорога без опасности"
Во исполнение приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.10.2015г. №1434 «О проведении конкурса авторских программ и методических ра...
Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Светофорик"
Среди всех опасностей природного характера особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспо...
Опыт работы «Формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма и создание отряда ЮИД «Светофорик»
Опыт работы «Формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма и создание отряда ЮИД «Светофорик»...
Рабочая программа кружка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»
Программа «Школа дорожных наук» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентировать...
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Министерство просвещения Российской Федерации разработало дорожную карту по вопросам развития в субъектах Российской Федерации системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в рамках ...