Методика комплексного руководства игрой
материал (средняя группа) на тему

 игра "Шофер"  в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_kompleksnogo_rukovodstva_igroy.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методика комплексного руководства игрой "Шофер"  в средней группе.

Ознакомление с окружающим в активной деятельности. Обогащение реального опыта

Обогащение игрового опыта

Обогащение игровой среды

Руководство в ходе самостоятельной игры ребёнка

1.Наблюдение за машинами, проезжающими мимо детского сада из окна и на прогулке.

2.Рассматривание грузовой машины, на которой привезли продукты в детский сад

3.Наблюдение за работой шофера(он привез продукты в детский сад и разгружает их)

4.Знакомство с шофером, с его трудом. Наблюдение за водителем, как он ремонтирует машину. Для того, что бы дети захотели поиграть в "шофера", педагог обращает внимание на личные качества водителя, вызывает к нему симпатию и желание подражать. Наблюдение за трудом шофера, педагог объясняет, что водитель ездить осторожно, всегда внимательно смотрит на дорогу,(соблюдает правила дорожного движения), вовремя доставляет продукты в детский сад.

5.Беседы с водителем. На очередной прогулке к детям подходит шофер и спрашивает их:"У вас в группе есть машины? Вы их ремонтируете? И советует, чтобы машины хорошо ездили, к ним надо бережно относится: протирать тряпкой, смазывать детали маслом, закручивать гайки. Если у вас сломается машина, вы теперь знаете, как ее ремонтировать.

6.Прогулка к автобусной остановке(дети убеждаются, что шоферы водят разные машины: грузовые, легковые, автобусы...)

7.Рассматривание картины"Едем на автобусе"

8.Занятие: аппликация "машина из геометрических фигур"

9.Конструирование машины из кубиков.

10.Сборка машины из конструкторного набора.

11.Занятие: лепка фруктов и овощей. Готовые предметы потом используют в игре "шофер"(перевозят их в игрушечных машинах из магазина в детский сад)

12.Подвижные игры"Кто быстрее"

13.Музыкальное занятие. Разучивание песен

-Песенка друзей

-Голубой вагон

-Прогулка кота Леопольда.

14.Просмотр мультфильмов: Поезд из Ромашкова

15.Чтение литературы А.Барто"Жил на свете самосвал" Б.Заходер "шофер"

С.Михалков"Велосипед"

Лина Разумова "Папины профессии"

1)дидактическая игра воспитателя с детьми.

Инсценировка"Случай на дороге"

Воспитатель расставляет на фланелеграфе машины и рассказывает:"По дороге едут разные машины. Вот на этой шофер везет продукты в детский сад. Машина очень похожа на ту, которая нам привозит продукты. Как вы думаете, а куда едет шофер машины с длинным кузовом? Куда могут ехать люди на легковой машине? Выслушав ответы детей, педагог сообщает, что на дороге нет ни светофора, ни регулировщика, а шоферы хотят ехать быстрее. Показывает, что две машины даже чуть не наехали одна на другую. Воспитатель спрашивает:"что же делать? Дети считают: Срочно нужен светофор. все вместе исправляют создавшуюся на дороге критическую ситуацию.

2)Совместная игра воспитателя с детьми.

Подвижная игра, где воспитатель выступает в роли светофора, а дети- шоферы(игра с элементами правил дорожного движения)

3) Совместная игра воспитателя с ребенком.

Важно, чтобы ребенок умел сменить первоначального принятую роль на новую. Воспитатель соблюдает два условия:

1)Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна роль непосредственно связана со всеми остальными.

2)Отказ от однозначного соответствия числа персонажей(ролей) количеству участников игры(персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников).

Например: тема"поездка в такси"

1.Совместная игра воспитателя с ребенком("реальные кусты")

Пассажир

Водитель таксист

                  Инспектор

Водитель другой машины

7 минут с 1 ребёнком

Сюжет развивается постепенно:

1)взаимодействие: водитель- пассажир(таксист спрашивает пассажира, куда его отвезти и везет его по заданному маршруту)7 минут с одним ребенком

2)взаимодействие:"водитель - инспектор полиции(инспектор полиции останавливает таксиста для проверки документов)7 минут с 1 ребенком

3)взаимодействие:"водитель- водитель другой машины"(таксист застрял, останавливает водителя другой машины, просит подталкнуть)7 минут с одним ребенком.

Роль "таксист" включается во множественные ролевые связи, вынужден все время изменять своё ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой. Но участников не должно быть 4 человека, а, например, только 2 человека. Одному из участников придется менять роль(побывать сначала пассажиром, потом гаишником, затем водителем другой машины. При этом сюжете не долен быть задан, спланирован заранее.

2. Совместная игра воспитателя с ребенком(сказочные кусты)7 минут с одним ребенком

                            Кикирома

Баба Яга                  

                          Человек-паук

(водитель ступы)  

                                     Леший

1)взаимодействие:"Баба-Яга-Кикимора(Баба-Яга приглашает Кикимору покататься в ступе)

2)взаимодействие:"Баба-Яга-Человек-паук(человек паук сплел сети, Баба-Яга запуталась в паутине и не может лететь дальше)

3)взаимодействие:"Баба- Яга- леший(Баба- Яга позвала Лешего, он разрубил паутину и Баба- Яга полетела дальше)

3. Совместная игра воспитателя с ребенком(смешанные кусты) Включение в игру новых персонажей, например, Чебурашки. 7 минут с одним ребенком

                               Чебурашка

Водитель        Инспекто ГАИ

Таксист      Водитель другой                           машины

1)взаимодействие:"таксист- Чебурашка"(Таксист едет по дороге и видит голосующего Чебурашку. Чебурашка просит шофера отвезти его в деревню "Солнечная" к другу- крокодилу Гене. Шофер везет чебурашку)

2)взаимодействие:" таксист- инспектор ГАИ".(Полицейский останавливает таксиста, проверяет документы, спрашивает, куда тот едет, узнав куда, полицейский  предупреждает, что дорога до той деревни размыта,т. к. 3 дня лил дождь и легковая машина не проедет)

3)взаимодействие:"таксист- другой водитель" (Таксист останавливает "другого водителя" на джипе (вездеходе), рассказывает ему ситуацию, Чебуражка пересаживается в джип.

4. . Совместная игра воспитателя с ребенком(кусты по функциям) 7 минут с одним ребенком

                                пассажир

Водитель       инспектор ГАИ

таксист        водитель                 другой машины

1)функция:"водитель- пассажир"(таксист осуществляет по отношению к пассажиру функцию- везет его по заданному маршруту)

2)функция:"водитель- инспектор ГАИ (отношения управление- подчинение)

3)функция:"водитель- другой водитель"(отношения взаимопомощи)

1.Реальные игрушки: машинки, набор игрушечных инструментов, кепка, рубашка, галстук, стульчики, рация, фонарик, игрушечный телефон, светофор, руль, набор"Доктор"

2.Игрушки- заместители

Палочки, бруски, кубики, скакалка.

3.Воображаемые игрушки: бензин, вода, свет от фонарика, масло- смазка.

4.Игрушки- самоделки: права, груз- поделки, сделанные на занятиях с воспитателем.

5.Привлечение родителей для изготовления макетов из фанеры грузовой машины и автобуса. Вовлечение в процесс изготовления детей.

6.Пробуждение к размышлению, к поиску самостоятельного решения.

Например: два мальчика строят большую машину из большого строительного набора. Заинтересовавшись игрой, к машине подошел еще 1 ребенок. Он начал дополнять конструкцию деталями (прикрепил спереди машины картонные круги- фары)

7.Изменение игровой среды- пробуждение детей к творчеству.

На съемном пенно- картине с изображением улицы города воспитатель создал ситуацию: прикрепил кусочек красной бумаги к одному из домов(пожар). Заметив это, дети решили вызвать пожарных по телефону. Алеша надел шлем, вообразил, что он пожарный, сел в воображаемую машину и, сигналя, подъехал к дому. Скакалкой- шлангом начал тушить пожар. Алеша заявил, что пожар сильный, надо вызвать еще одну пожарную машину. В игру включился Максим. Вдвоем они быстро потушили пожар и сорвали красную бумажку с картины.

8.Конструктор металлический и пластмассовый для сборки машины.

1.Направление детей на поиск новой роли.

Усложняя задачу, создавая проблемную ситуацию, можно ввести в игру новую роль. Например:

1)Авария машины- спустило колесо. Водитель звонит в гараж и консультируется с механиком гаража(вот и новая роль). Механик советует водителю приехать в гараж, где он поднимает машину воображаемым домкратом(или подкладывает кубик) и меняет колесо.

2)Машина не едет, в ней закончился бензин. Использовав съемную панель- картину бензоколонки, заправщик(вот еще одна роль) заправляет скакалку- шлангом воображаемым бензином машину.

3)Автомобили врезался в столб. Водитель получил травму. Приезжает скорая помощь с врачом(вот еще одна роль) и он оказывает мед. помощь.

2.Воспитатель помогает детям объединятся в игре.(Против желания их не надо вовлекать в игру со сверстниками).

1)Заметив, что ребенок хочет включиться в совместную игру, но самостоятельно это сделать не может, воспитатель всегда приходит на помощь. Приглашая принять участие в игре, можно сказать:"Дима, поедем с нами в лес. Там сейчас так хорошо! Друга с собой возьми. Вместе интереснее и веселее.

2)Витя, как ребенок ремонтирует машину, воспитатель может подойти и посоветовать:"Хорошо бы вот это винтик закрутить маленькой отверткой, у тебя такой нет. Спроси у водителя автобуса, может быть, у него есть такая?"

3.Воспитатель дает совет ребенку.

1)Заметив, что мальчик длительное время возит машину, педагог обращается к нему:"Как сильно гудит мотор у твоей машины. Что с ним случилось?" Ребенок поставлен перед необходимостью принять новую игровую задачу. Он останавливается и начинает ремонтировать машину.

2)Напоминание Саше, что на нерегулируемом перекрестке шофер должен посигналить пешеходу, если он его не видит.

3)Совет "шоферу" о соблюдении правил дорожного движения.

4.Помощь в распределении ролей.

Саша- шофер, Дима- механик, чинит машину, Ира- моет машину.

5.Поощрение.

Многих детей надо своевременно поддержать в той или иной роли. Например: Мальчик подходит к воспитателю и спрашивает:"Моя машина хорошо едет, мотор не сильно гудит?" Чувствуя, что мальчик не совсем уверен, воспитатель может сказать:"У такого хорошего водителя, машина всегда в порядке, всегда вовремя отремонтирована"

6.Похвала за хорошую интересную игрую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный метод руководства играми для развития речи детей раннего возраста

Комплексный метод руководства играми для развития детей раннего возраста  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. Основным путем педагогического воздействия на детей является...

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой. Старший возраст.

Перспективный план комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой «Гараж – автомастерская – строители»...

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОГО ОПЫТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ «ПОЕЗДКА В ТЕАТР» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ .

Предварительная работа с детьми по формированию представлений  о театре, обогащение игрового опыта....

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке) - подсказки для инструктора

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога...

"Методика комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой"

Среди разнообразных игр дошкольников традиционно любимой игрой остается сюжетно - ролевая игра! Но как же правильно педагогу руководить такой игрой, чтобы она влияла на развитие ребенка? Рассмотрим ко...

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке). Варианты усложнения

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведе...

Методика руководства играми-драматизациями

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три художественное восприятие литературных и фольклорных произведен освоение специальных умений для становления основных («акт...