"Методика комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой"
консультация

Родионова Светлана Юрьевна

Среди разнообразных игр дошкольников традиционно любимой игрой остается сюжетно - ролевая игра! Но как же правильно педагогу руководить такой игрой, чтобы она влияла на развитие ребенка? Рассмотрим комплексную методику!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика комплексного руководства

сюжетно-ролевой игрой»

Основными задачами руководства сюжетно-ролевыми играми являются:

- развитие игры как деятельности;

-использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Содержание:
1. Введение
2.
 Структурные элементы сюжетно-ролевой игры

3. Методика комплексного руководства игрой и ее компоненты

4.Особенности сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе

5.Заключение

Введение

Среди разнообразных игр дошкольников традиционно любимой игрой остается сюжетно-ролевая игра, но она сейчас находится, к сожалению, на последнем месте по популярности.

Потому что в современном мире сместились акценты: происходит перевес в сторону раннего обучения  детей и для игры остается мало времени.

Поэтому задача методической работы педагогов в детских садах - это вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего!

Тем более в современной педагогике, как мы все знаем, игра была и остается  ведущим видом  деятельности дошкольника.

Ну, а в чем же сила сюжетно-ролевой игры? Она обладает мощными развивающими характеристиками.

В игре  развиваются физические силы ребенка, становится тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, вырабатывается  организационный навык, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства, воспроизводятся нормы жизни в обществе.

Как же тогда педагогу руководить игрой, чтобы она могла сохранить это мощное влияние на развитие ребенка?

Конечно же, существует игровая технология. Одним из перспективных направлений является методика комплексного руководства игрой.

Чтобы в ней разобраться, необходимо знать основные структурные элементы сюжетно-ролевой игры.

- Игровой замысел – дети определяют то, во что и как будут играть.

По  замыслу игры разделяются на:

бытовые («Семья», «Детский сад», «Поликлиника»);

отражающие созидательный труд (строительство кораблей, домов, транспорта);                         отражающие общественные события («Праздники», «Встреча гостей», «Путешествие»).

Тут же приведем пример игрового замысла: «Наша игровая группа  вдруг превращается в квартиру, мы ждем гостей и нам надо накрыть на стол, но у нас нет продуктов, и мы отправляемся в магазин».

- Сюжет или содержание игры 

По нашему примеру: «Магазин находится недалеко от дома, туда отправляется семья, где встречаются и другие покупатели. Семья выбирает продукты, оплачивает их на кассе, возвращается домой, готовит обед и встречает гостей».

- Правила, которые регулируют поведение и взаимоотношения играющих.

«Нам надо знать, как ведут себя покупатели, как работают продавцы, чем занимается охранник, что делает кассир».

- Роль – когда ребенок сравнивает себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с его воображаемыми поступками.

«Значит,  среди детей нам надо выбрать данные роли: продавец, покупатели, охранник, кассир. Разные варианты: по считалке, по желанию, по рекомендации воспитателя».

- Роль реализуется в игровых действиях.

Покупатели – рассматривают товар, кладут в корзину, оплачивают.

Продавец – взвешивает товар, советует по качеству.

Кассир – считает стоимость, принимает деньги, выдает чек.

Охранник – обходит зал магазина, следит за порядком.

Зная структуру игры, теперь мы можем рассмотреть методику комплексного руководства игрой.

Она состоит из нескольких компонентов:

1.Ознакомление детей с окружающим миром 

Этот метод способствует переносу знаний в игру, обучает детей способам игрового воспроизведения действительности.

Формами  работы могут быть экскурсии (в прачечную, на кухню, в кабинет медсестры, заведующего, методиста), просмотр иллюстраций, чтение книг, беседы о профессиях, совместный труд с взрослым и продуктивные виды деятельности.

Мы не можем совершать экскурсии за пределы сада, поэтому, например поход в магазин, в парикмахерскую, предлагаем осуществить родителям. 

Кроме того, замечено, что просмотр мультфильмов влияет на выбор героев в играх детей. Дети выбирают Эльзу из «Холодного сердца», Алета из «Героя в масках», Ниндзю из «Человека паука» и др..

Работа по ознакомлению с окружающим миром нередко проводится отдельно от игры. Надо позаботиться о том, чтобы знания, полученные на занятиях, находили отражение в игре. Тогда не придется придумывать, а в какую игру предложить детям поиграть. Но и не следует настаивать на том, чтобы дети обязательно повторяли в своих играх то, о чем они узнали на занятиях.

2. Обогащение игрового опыта

Здесь используем обучающие игры, где воспитатель  передает игровой опыт детям в процессе общения  по конкретному содержанию игровых задач.  Эти игры должны вызвать интерес и эмоционально захватить детей. Здесь не должно быть прямого обучения. Поэтому используем элемент новизны, сюрпризности и занимательности.

 Конечно же,  важная роль на этом этапе принадлежит воспитателю!

Во-первых, сюжетно-ролевая игра требует большого мастерства педагога! У него должны быть «золотые ручки». Ведь, чтобы игра удалась, была интересной, необходимо изготовить очень много атрибутов и по каждой игре причем.

И воспитатель должен обладать педагогическим тактом. 

Ведь ему необходимо поддерживать постоянный интерес к игре и усложнять ее.

Приглашать в игру пассивных детей, усмирять активных.

Разрешать конфликтные ситуации.

Здесь будет даже полезно разработать примерные сценарии, алгоритм  игры  и включить в него проблемную ситуацию или сюрпризный момент, профессиональные слова и действия. Но надо быть готовым, что этот алгоритм может измениться по замыслу играющих детей и действовать уже по ситуации. 

3. Организация предметно-игровой среды

Неизменными спутниками детских игр являются игрушки.

Они  могут  представлять собой уменьшенную копию реальных вещей и  форму замещения одних предметов другими, что представляет собой важнейшую характеристику сюжетно-ролевой игры!

Но надо помнить, что игрушки должны влиять на здоровье и эмоциональное благополучие ребенка, нельзя применять те, которые провоцируют его на агрессивные действия (устрашающие маски, пистолеты, сабли).

Организуя среду для игры, игровой материал вносят постепенно, по мере получения  знаний об окружающем, чтобы игрушки помогали вспомнить те события, с которыми недавно познакомили детей. После закрепления знаний вносят какую-то новую игрушку или  атрибут.

Если игрушка неизменна, то дети привыкают к постоянному набору игрового материала и могут не обращать на него внимания. Тогда развивающего эффекта не будет!

Здесь еще есть важный момент: построение игровой среды с учётом гендерных особенностей, то есть выделение игровых зон для мальчиков и для девочек.

В группе надо создать условия для игр мальчиков «Гараж», «Строители», «Водители», «Изобретатели», «Парковка» и для девочек – «Парикмахерская», «Семья», «Больница», со всеми необходимыми атрибутами.

4.Роль родителей 

Нашей с вами  главной задачей является развитие личности дошкольника, что обеспечивает  взаимодействие детского сада с семьей.  Поэтому тесная работа с семьей имеет огромное значение!

Необходимо привлекать родителей к воспитательно - образовательному процессу. Дать понять им, что они такие же активные участники  процесса, как и их дети и педагоги.

И мы их можем привлечь и к играм, пригласить, например, на «Вечер игры».

Откликнувшиеся мамы берут на себя роль, учат детей определенным игровым действиям, т.е. передают ребенку свой опыт и начинают осознавать важность игры для ребенка.

Но кроме этого мы должны создать условия и для игр дома: тогда размещаем картотеки, папки – передвижки с нужной информацией, проводим консультации и  мастер – классы.

 

5.После применения любой методики, мы должны понять насколько она удалась, поэтому  немаловажным заключительным этапом является обсуждение. Педагог обсуждает с детьми, как дети сыграли роли, причем начинать надо с положительного момента, а затем помочь ребенку увидеть свои ошибки.

Положительный момент - похвала – игра в семью: «Какая нежная и заботливая у нас была мама!».

Игра в магазин: «Какие вежливые были продавцы! К ним захочется еще раз придти в магазин!»

Ошибки, какие: «Был немного грубоват с пассажиром в автобусе! Надо сдерживать свои эмоции! Быть тактичнее!», «Разрушил постройку товарища! Ты был невежлив! Будь в следующий раз аккуратен!», «Не взяли ребенка в игру!» (узнать причину, объяснить, что так поступать нехорошо). «Отобрал игрушку! Произошла ссора! Но ее можно было заменить другим предметом».

В любом случае, мы можем сказать детям, что мы очень любим их  и поэтому  ссоры очень нас огорчают.

Далее эти методики мы должны применить в своей работе.

Поэтому рассмотрим особенности сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе. 

Возраст 2-3 года 

Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и основное содержание игры - действие с предметами.

Ну, например, обыгрываем  роль «доктора». Надо научить ребенка, как пользоваться градусником, принимать  лекарства.  Задаем вопросы, просим выполнить небольшие поручения.

Воспитатель в  игре выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним.

Игры в этом возрасте неустойчивые, дети играют в одиночку, правила не выполняются.

К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, постепенно роль партнеров переносится на сверстников, переходят к играм вдвоем.

В возрасте 3-4 лет – дети могут самостоятельно ставить игровые задачи, но  нуждаются в помощи взрослого.

Толчком к началу игры  служит предложение взрослого или полученные впечатления из собственной жизни. Это игры – «Дочки-матери», «Детский сад», «Водитель», «Доктор».  

Действуя с ребенком на равных (как дочка, пассажир), воспитатель показывает, как надо играть, знакомит с ролевыми высказываниями, жестами, то есть формирует у детей умение принимать роль.

Неизменной остаётся и форма игры: индивидуальная или игра «рядом», т.к. дети еще не умеют договориться между собой, распределять роли, подбирать игровой материал.

Поэтому очень важна помощь воспитателя для объединения детей в игре. Он может сказать: «Тебе, наверное, скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой».

Сюжеты игр однообразны. Игры непродолжительны – до 10-15 минут.

В этом возрасте ребята часто подражают друг другу и желают выполнять ту же роль, что и другой ребенок. Возникают конфликты из-за одной и той же игрушки. Тогда воспитателю нужно постараться увлечь детей совместными действиями с одной игрушкой (у одной куклы, например, будут и «мама» и «сестра»; у одной машины будет 2 шофера – один привозит «на стройку» кубики, другой выгружает и везет машину в гараж для ремонта).

В возрасте  4-5 лет – дети могут уже договариваться о теме игры, распределять роли, выполнять правила, самостоятельно выбирать предметы-заместители.

Расширяется тематика игр и усложняется сюжет. Дети включают в игру элементы общественной жизни: «Магазин», «Путешествие на корабле», «Тренер занятий», «Поликлиника».

В играх появляются уже группы  по 3-4 человека. Увлекаются игрой до 30 - 40 минут.

Большая роль в организации игр также пока принадлежит воспитателю. Он  принимает на себя главную или второстепенную роль, но не часто.  Помощь должна быть ненавязчивой.

Например, в пути испортился поезд (развалился один вагон), и дети больше заняты починкой вагона, чем игрой в путешествие. Воспитатель, приняв на себя роль механика, быстро исправляет повреждение, и игра продолжается дальше.

В возрасте 5-6 лет – замыслы игр устойчивые, развивающиеся, играющие учитывают точку зрения партнера, строго выполняют правила.

Сюжетно-ролевая игра, как правило, коллективная, длительная по времени.

Используется большое разнообразие тем. Дети отражают события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны, например, «Космическое путешествие», а также «Работа кассира или регистратора», «Больница».

В этом возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов, пользующиеся авторитетом. Они берут на себя главную роль.

Задача воспитателя в старшем возрасте: научить овладеть умением придумывать новые  сюжеты игр, и брать на первых порах на себя ведущую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует опыт.

Но руководство игрой  должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию.

Ну, а к 7 годам, играющие моделируют знакомые им  общественные отношения людей, что и является собственно ролевой игрой.  Дети могут развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров.

И здесь уже достигается уровень длительного общения и  взаимодействия складываются  на основе общих интересов и избирательных симпатий.

Роль воспитателя: предоставить воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы. Если нужно, подсказывает, как лучше исполнить роль, использует советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания, направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков.

Заключение

И в заключение хочется сказать, в педагогике  существует множество определений игры, но одна мне нравится особенно: «Сюжетно-ролевая игра - это королева игр и детства!»

Она всегда приносила  детям удовольствие, радость, а это ведь здоровье наших и ваших будущих воспитанников!

Поэтому игра стоит того, чтобы ею серьезно заниматься!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой. Старший возраст.

Перспективный план комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой «Гараж – автомастерская – строители»...

"Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми в развитии творческих способностей дошкольников"

Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования...

Мастер-класс "Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой "Олимпиада""

Мастер-класс был организован с целью развития профессионализма воспитателей в руководстве сюжетно-ролевой игре....

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой "Космическое путешествие"...

КОМПЛЕКСНОЕ РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ В АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разнообразие замыслов игр и возможность их интересной реализации зависит от впечатлений детей об окружающем, поэтому нужно расширять кругозор дошкольников. С этой целью проводят экскурсии, наблюдения,...

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Русская ярмарка».

Сюжетно-ролевая игра «Русская ярмарка» позволяет закрепить знания о традициях русского народа; о русском народном творчестве (русские народные танцы, песни, игры). Каждый ребенок может при...

Консультация для воспитателей "Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой в ДОУ"

Игра - основной и ведущий вид детской деятельности. Чтобы она имела воспитательное значение и развивающий эффект,  педагогу необходимо осуществлять грамотное руководство этим процессом. В данной ...