Тема выступления: «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие в ДОУ»
методическая разработка на тему

Черняк Екатерина Евгеньевна

       Применение ИКТ в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ("Музыка"),  раскрывает большие возможности: красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной, запоминающейся. Представлены цели и задачи по данной теме. Более полное раскрытие темы на примере раздела "Восприятие музыки" - творческий проект "Путешествие по "Детскому альбому" П.И. Чайковского. Также затронуты другие выды музыкальной деятельности с применением ИКТ.

       Данный материал был представлен на IV районных Педагогических чтениях  «Современное дополнительное образование: новые требования, новые возможности в контексте реализации ФГОС» в секции  №  4 «Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды».

       Выступление сопровождалось презентацией Microsoft Power Point

       Работа отмечена Дипломом за II место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Екатерина Евгеньевна Черняк

 музыкальный руководитель

 МБДОУ «Детский сад № 17»

 первая квалификационная категория

IV районные Педагогические чтения

«Современное дополнительное образование:

новые требования, новые возможности в контексте реализации ФГОС»

Секция  №  4 «Информационно-коммуникационные технологии как условие создания доступной образовательной среды».

Тема выступления: «Применение ИКТ в ОО

«Художественно-эстетическое развитие» в ДОУ»

№ слайда

содержание

Слайд № 1

            Добрый день, уважаемые коллеги! Представлюсь – Е.Е.  Черняк, музыкальный руководитель детского сада 17.

             Познакомлю вас с содержанием темы – «Применение ИКТ в ОО  «Художественно-эстетическое развитие» в ДОУ».

           О том, что занятия художественно-эстетического цикла должны создавать условия для развития и формирования основ музыкальной и художественной культуры ребёнка, говорится давно.

       На протяжении многих лет работы в детском саду, у меня возникали вопросы: как выстроить  музыкальные занятия, чтобы они стали более глубокими и проникновенными, эмоционально насыщенными и запоминающимися? Чем наполнить, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с его внутренними  желаниями. 

Слайд № 2

         Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и в музыкальную деятельность, открывает новые возможности. В этом случае, педагогам на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.

Слайд № 3

ИКТ в детском саду имеют преимущества перед традиционными занятиями. Мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия ребёнка: визуальный,  аудиальный и кинестетический что, несомненно, повышает качество усвоения предлагаемого материала. Такие технологии помогают разнообразить подачу информации, обеспечить их более высокое качество. Это способствует повышению мотивации к воспитательно-образовательному процессу, росту познавательного интереса дошколят, открытию новых возможностей в образовании не только для воспитанников, но и для нас педагогов.

Я работаю музыкальным руководителем в сфере ДО с 1991 года. Примерно в 2006 г. начался мой первый опыт применения ИКТ.

В настоящее время широко использую информационные технологии и в образовательной музыкальной деятельности, и в проведении различных  мероприятий.

Слайд № 4

Цель:

- создать систему взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в реализации ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Слайд № 5

Задачи: 

- сделать материал доступным, качественным

- расширить музыкальную тематику

- обогатить возможности совместной деятельности 

- воспитывать интерес к музыке 

- развивать интегративные качества

Применение ИКТ в образовательной области «Музыка» раскрывает большие возможности: красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной, запоминающейся.

Слайд № 6

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством  видов музыкальной деятельности:

- восприятие или слушание  музыки;

- пения;

- музыкально-ритмических движений;

- музыкально-дидактических игр;

- игры на музыкальных инструментах.

Слайд № 7

А форма музыкальной деятельности может быть самой разной:

- тематические встречи;

- досуги;

- развлечения;

- календарные праздники…

Слайд № 8

Слушание музыки -  на мой взгляд этот вид музыкальной деятельности самый сложный: научить детей воспринимать музыку, понимать смысл, содержание, уметь высказываться о ней, передавать образ. И взрослому есть над чем задуматься. И вот здесь меня выручают мультимедийные презентации,  подобранные  в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы. Такие, как… (на слайде)

Слайд № 9

пример

Слайд № 10

пример

Слайд № 11

пример

Слайд № 12

      Что это даёт ребёнку?

Презентации обогащают процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго его запомнить, визуальное  восприятие позволяет быстрее и глубже воспринимать информацию, незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят их впечатления.

Слайд № 13

      В этом учебном году мною реализуется творческий проект «Сказка в музыке русских композиторов», посвященный творчеству композиторов-классиков: П.И.Чайковского, Н.А.Римского – Корсакова, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского. Основная цель проекта – развитие музыкального вкуса и культуры слушания музыки у детей, гармоничного развития и расширения кругозора. Всем давно известно, что классическая музыка один из самых лучших лекарей для души.

Вопрос: Кто по вашему мнению считается «самым сказочным композитором» из представленных?

Вопрос: А кто автор этого музыкального фрагмента? 

 (угадай-ка?)

Слайд № 14

Знакомство в рамках проекта с жизнью и творчеством композитора осуществляется по нескольким направлениям:

- Мультимедийная презентация  с видеороликами по произведениям композитора

- подготовка комплекта аудиозаписей для прослушивания в группах в свободном режиме

- подготовка презентации – викторины для закрепления материала

- тематические фильмы

Слайд № 15

Более подробно раскрою на примере темы, посвященной творчеству П.И.Чайковского «Путешествие по «Детскому альбому».  

Всё началось с того, что я пригласила детей в «Музыкальный салон», где их ждёт музыка, кино и творчество… Так состоялось  знакомство с  музыкальными пьесами для фортепиано П.И. Чайковского, посвящённых своему племяннику Володе Давыдову, который только-только осваивал игру на фортепиано.  

Слайд № 16

В этом альбоме отражён детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовнёй, испытывая острое чувство сострадания к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребёнку.

Слайд № 17

Мой рассказ сопровождался слайдами на экране, а дети с большим интересом слушали и наблюдали за происходящим….

Слайд № 18

Когда я включила первое сочинение из «Детского альбома» - «Утреннюю молитву», дети очень чутко прониклись музыкой, я видела глаза каждого ребёнка и понимала, что она трогает их душу, не оставляет равнодушными…Таким образом в маленьком человеке зарождаются азы музыкальной культуры.  

Слайд № 19

После каждой музыкальной пьесы сыпались всевозможные вопросы детей, многие просили вновь послушать понравившееся сочинение.

Слайд № 20

Я оформила стенд по данной теме.  И дети, проходили мимо, видели картинки к музыкальным сочинениям и в памяти всплывали наши встречи в «Музыкальном салоне».

Слайд № 21

Итогом нашего «Путешествия» стала выставка детских рисунков-иллюстраций к понравившейся пьесе. Дети рисовали сказку…каждый свою.

Слайд № 22

Слайд № 23

Слайд № 24

       Проведение викторины «Угадай-ка», где из 24 сочинений «Детского альбома», ребята по музыкальному фрагменту угадывали название пьесы. А  подсказкой служило иллюстрированное пособие со стихами.

Слайд № 25

      Где ещё я использую ИКТ?

Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в тематические утренники, посвящённые…. (темы на слайдах) 

Слайд № 26

Слайд № 27

     Также можно использовать ИКТ в Песенном творчестве, например, при слушании или разучивании песен для лучшего запоминания содержания и слов, просматривать видеоролики детских вокальных ансамблей и солистов.

Слайд № 28

        Можно применять ИКТ и в Музыкально-ритмической  деятельности или танцевальном творчестве: смотреть видеоролики по определённой тематике, мастер-классы, различные танцевальные коллективы. Такие просмотры помогают  детям эмоционально настроится.    

Слайд № 29

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций.

Слайд № 30

Применяя ИКТ в образовательной деятельности приводит к

следующим результатам:

  • Повышение эффективности процесса обучения.
  • Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Создание единой информационной среды.
  • Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

Слайд № 31

          Дети могут выучить почти всё,

если они, танцуют, пробуют, касаются, слушают,

 видят и чувствуют то, что должны усвоить

                                                       Джон Хьюстон

                                        (кинорежиссёр, сценарист, актёр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии «ТРИЗ» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Роза»

Конспект по Рисованию  непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ.  Целью занятия является научить рисовать розу, используя нетрад...

«Использование информационно-коммуникационных технологий по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в реализации комплексно-тематического планирования ДОУ» Методические материалы и рекомендации

В методической разработке представлены:- задачи работы ДОУ по использованию информационно-коммуникативной технологии (презентации) ; - принципы взаимодействия с детьми в совместной деятельн...

Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей старшего дошкольного возраста».

Цель и задачи проекта:Цель -  формирование творческих способностей в области художественной культуры у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, а также укрепление мелкой моторик...

Методическая разработка НОД во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Божья коровка»

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности о второй младшей группе с исполь зованием технологии ТРИЗ. Цель занятия: научить рисовать выразительный образ Божьи коровки с испол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии «ТРИЗ» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Роза»

Конспект по Рисованию  непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ.  Целью занятия является научить рисовать розу, используя нетрад...