« Сотрудничество с родителями в современном дошкольном образовательном учреждении»
методическая разработка ( группа) на тему
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_s_roditelyami_v_sovremennom_dou.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы с родителями в современном дошкольном образовательном учреждении»
Секция «Использование инновационных технологий и вариативных форм
( ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно- образовательного процесса, ИКТ) – основа личностно- ориентированного подхода к детям дошкольного возраста».
Магеррамова Ольга Владимировна
МБДОУ№2«Дюймовочка»,
воспитатель.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания раскрыты в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры. Наблюдая за родителями воспитанников своей группы, я заметила, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до мам и особенно до пап! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Поэтому набрав группу малышей, я начала работать над проблемой развития понимания и выстраивания взаимодействия с родителями как равноправными партнерами. Исходя из проблемы, мною была определена цель моей работы: Создание единого пространства развития ребёнка в семье и ДОУ. Определила тему: «Организация работы с родителями в современном дошкольном образовательном учреждении».
Задачи: 1.Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.
2.Вовлечечь семьи в единое образовательное пространство »детский сад- семья».
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
4.Активизировать пап к участию в воспитательно-образовательном процессе.
5.Создать план работы с родителями с использованием нетрадиционных подходов, форм работы.
Практическая значимость.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ организовывала по четырем направлениям:
- Информационно- аналитическое.
- Познавательное направление.
- Наглядно – информационное.
- Досуговое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Я определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского
учреждения. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. С целью выявления детско-родительских отношений и выстраивания работы по ее улучшению проводила исследовательскую деятельность. Цель: изучить особенности отношения к отцу и матери детей старшего дошкольного возраста. В своей работе использовала методы: «Моя семья», «Шкала привязанности ребенка к членам семьи». Результаты исследования показали, что дети испытывают привязанность по отношению к матери и тревожность по отношению к отцу. Для вовлечения пап в воспитательно-образовательный процесс, я стараюсь планировать как можно больше мероприятий с их участием.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Работая в этом направлении, я использовала активные формы и методы работы с родителями: посещение семей воспитанников на дому, общие и групповые родительские собрания, консультации, занятия с участием родителей, выставки детских работ, совместные экскурсии. Стало традицией проведение «Дней общения», «Дней добрых дел», « Дней открытых дверей». Родителей принимали участие в подготовке и проведении праздников, досугов, оформлении фотомонтажей, совместном создании предметно – развивающей среды, тренингах, семинарах-практикумах, родительских гостиных. Ко всем родительским собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание « Давайте познакомимся!» я провела в нетрадиционной форме. Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе. Был разработан проект «Скоро в школу», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Наглядно – информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету», семейный и групповые альбомы «Наша дружная семья», «Наша жизнь день за днем», библиотека – передвижка, фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья», семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой», «Роль отца в воспитании», копилка « Добрых дел». Оформление наглядно-информационных стендов и памяток для родителей, фотоальбомов «Я и моя семья», стенда «Права ребёнка». Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Это интересно», «Поиграем», в которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Родители помогают создавать фотогазеты, участвуют в выставках. Это говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены праздники: «День Матери», «А ну-ка, бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя», развлечения «Семейные посиделки», «День смеха», «Все профессии нужны, все профессии важны»; спортивный досуги «Семья – здоровый образ жизни»; совместные проекты: « В каждом доме свои традиции», «Хотим быть здоровыми!», « Красный, желтый, зеленый.». Был организован выпуск семейных газет «Наша дружная семья» », «Отдыхаем всей семьей». Стало традицией празднование дней рождения, выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят», совместные походы «В мир прекрасного», экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу». С особым удовольствием мамы и папы участвуют в спортивных мероприятиях («Папа, мама, я- дружная семья. Кроме того папы воспитанников с удовольствием делятся своим мастерством, например, умением, играть в шахматы, а их ученики становятся победителями. Такие турниры с участием взрослых гроссмейстеров занимательны и интересны. А какие артисты наши папы и мамы! Незабываемые образы дедов Морозов, Снегурочек, сказочных персонажей поражают зрителей разнообразием и индивидуальностью. Восторг, с которым дети принимают их творчество, стимулирует пап и мам к более тесному сотрудничеству с детским садом. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, я разработала определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; консультации для родителей; составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; распределение ролей взрослых; изготовление пригласительных билетов, подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); составление памятки - помощницы для родителей и для детей, индивидуальные встречи и консультации, изготовление атрибутов, пособий. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Мы с детьми любим, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия». Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семья», «Семья – здоровый образ жизни». Живой интерес и даже удивление родителей вызвала выставка – стенд «Семья глазами ребенка», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение. Родители воспитанников не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на угловом диванчике и рассказывают интересные истории, играют. В уютной кухоньке с мойкой и газовой плитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает:
Критерии | 2008-2009г. | 2009-2010г. | 2010-2011г. |
Участие родителей- лидеров в воспитательно- образовательном процессе | 30%
| 45%
| 70%
|
Родители исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. | 10%
| 25%
| 67% |
Родители критические наблюдатели | - | - | 20% |
Посещение родительских собраний, участие в праздниках, развлечениях, проектной деятельности. | 45% | 75% | 100% |
Участие пап в воспитательно-образовательном процессе. | 25% | 45% | 85% |
Удовлетворенность родителей воспитательно- образовательными услугами в группе ДОУ | 64% | 93% | 100% |
Культура межличностного общения детей в группе | В.у.-30% С.у.-65% Н.у.-5% | В.у.-45% С.у.-55% | В.у.-65% С.у.-35% |
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла положительные результаты.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. В своей работе стараюсь придерживаться следующих правил и норм общения:
-доверительное общение между воспитателем и родителями не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;
- преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями;
- родители должны услышать то, что им хотел сказать воспитатель;
- нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям;
- в процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Представленные материалы могут быть полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений при организации работы с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Современное дошкольное образовательное учреждение как пространство заботы о здоровье детей
Выступление на форуме "Детские салы - детям"...
Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...
Основные направления образовательно-воспитательного пространства современного дошкольного образовательного учреждения
Поактическое исследование организации воспитательной работы в современном ДОУ...
«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении». ПАМЯТКА для педагогов.
«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении»...
«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»
Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается удовл...
Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...
Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"
Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...