«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»
материал на тему
Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается удовлетворенность потребителя его состоянием. В данном случае речь идет о родителях детей, именно они должны быть удовлетворены качеством оказанных ребенку образовательных услуг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»
Васина Наталья Ивановна
Старший воспитатель МАДОУ № 340
Московского р. г.Казани РТ
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к современным дошкольным учреждениям, которые должны выступать гарантом защиты прав детей на развитие и образование.
Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается удовлетворенность потребителя его состоянием. В данном случае речь идет о родителях детей, именно они должны быть удовлетворены качеством оказанных ребенку образовательных услуг.
Семья и современный детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Результаты опроса показали, что родители предпочитают получать информацию о деятельности детского сада по информационным каналам – через телевидение, радио, интернет, чтение периодической печати. Однако знания, воспринимаемые из разных источников, не помогают им получить достоверной картины по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. У значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке. Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в сотрудничестве с воспитателями в образовательном процессе их ребенка. Закономерным следствием этого являются не только их низкая активность, но порой конфликтность и безответственность. Столкнувшись с этой проблемой, а так – же с целью повышения степени удовлетворенности родителей качеством современного дошкольного образования, стало ясно, что необходимо искать новые формы работы с родителями по привлечению их к жизни детей в ДОУ, по сохранению института семьи.
В процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в современных условиях возникают следующие проблемы:
- большие противоречия между материальными и духовыми запросами населения и между семейными обязанностями.
- статус матери снижен, и отцовство, как важнейший элемент социализации, практически отсутствует.
- авторитет и доверие к воспитателю находятся на недостаточном уровне.
- средства массовой информации порой допускают негативную информацию о деятельности детского сада.
- родители плохо представляют содержание воспитания и обучения детей в детском саду, часто занимают позицию сторонних наблюдателей.
- родители и педагоги не всегда чувствуют себя единомышленниками.
Таким образом, мы поняли, что необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве и взаимопомощи, чтобы все затраченные усилия в конечном итоге положительно отразились на воспитании детей.
Прогрессивные педагоги, общественные деятели считают, чтобы повысить степень удовлетворённости родителей качеством оказанных ребенку образовательных услуг, необходимо повысить психолого-педагогическую культуру родителей. Важно проводить педагогическую пропаганду в каждом конкретном образовательном учреждении, для каждого конкретного родителя. Учитывая всё это, мы решили адаптировать традиционные формы работы с родителями к современным условиям. Ставя задачу повышения степени удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования, нашими педагогами были разработаны показатели уровня осведомленности и удовлетворённости родителей качеством образовательных услуг в ДОУ:
- Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.
- Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.
- Удовлетворенность стилем взаимоотношений: педагог - родитель; педагог – ребенок.
- Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.
- Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
- Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.
Далее необходимо провести мониторинг удовлетворённости родителей деятельностью детского сада, при этом установить категорию участников процедур мониторинга, это: аведующий, старший воспитатель, педагоги-специалисты, воспитатели, родители детей, посещающих детский сад.
Наметить периодичность проведения мониторинга : 2 раза в год.
Рекомендованные для использования методы: анализ, наблюдение, визуальная оценка, сбор, группировка, обработка данных.
Формы работы: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.
Ожидаемые результаты : повышение степени удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ.
Мы выбрали мониторинг по изучению удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения по методике Е. Н. Степанова представленной в книге «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации» [Приложение №1] Наиболее эффективными формами работы детского сада с родителями опрошенные считают :
- совместные праздники и развлечения, и др. мероприятия (82%).
- специальные занятия, тренинги, семинары (72%),
- посещение родителями занятий в детском саду (60%).
- родительские собрания (30%),
- беседы и консультации (48%)
Выводы по результатам анализа анкет: Созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности, запросы, интересы, и нужды родителей. Они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.
Однако, родители хотели бы видеть более внимательное отношение воспитателей к некоторым аспектам развития их детей, главными среди которых они считают:
- развитие речи детей и обогащение словаря;
- укрепление здоровья и развитие двигательной активности детей
- подготовка к школе
А в целом, мы поняли, что для родителей не существует второстепенных тем, поскольку им необходимы знания об особенностях развития своего ребенка, задачах воспитания, методах организации игровой, развивающей среды. Стало ясным, что порой традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, беседы) воспринимаются родителями достаточно равнодушно, и не всегда виден весь широкий спектр ежедневной кропотливой работы, которая постоянно проводится педагогами и специалистами. Поэтому настала необходимость искать современные, инновационные формы взаимодействия с родителями, прислушиваясь к мнению родителей. Такие формы, которые бы позволили родителям максимально быть в курсе всей работы, проводимой педагогами дошкольного учреждения, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей, а так же с целью ознакомлении их с инновационной деятельностью образовательного учреждения. Иными словами, необходимо качественное преобразование используемых форм работы с родителями:
- развитие диалогических отношений «педагог-семья»;
- поиск, и реализация интерактивных методов обучения взрослых
- изучение интересов, мнений и запросов родителей
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
Был разработан план работы по повышению удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ, где предусматривалось:
- Повышение квалификационного уровня педагогов.
- Улучшение питания детей.
- Повышение уровеня физкультурно - оздоровительной работы через организацию секций в детском саду, работу семейных клубов.
- Повышение уровеня материально-технического оснащения
- Обучение родителей педагогическим знаниям, вовлечение родителей в образовательный процесс.
- Повышение уровень информированности родителей
Для реализации данного плана, провели акции для создания презентативного имиджа детского сада (благотворительные акции, марафоны: «Поможем братьям нашим меньшим», «Книгам вторую жизнь», «Дни добрых дел», «Береги природу»). Ежегодно проводим «День открытых дверей» с организацией экскурсии родителей по детскому саду: группам, кабинетам, пищеблоку - с дегустацией блюд детской кухни.
Организованы постоянно действующая «Почта доверия» и консультативные приёмные педагогов по предварительным заявкам, так как порой родители не решаются задать педагогу волнующие их вопросы, особенно те, которые носят интимный характер и требуют доверия к собеседнику. Традиционной стала акция «Гость группы» ( приглашенные родители рассказывают о своей профессии, проводят мастер – классы: «Красивая коса», «Волшебные нитки», «Юный поварёнок»). Проводится конкурс «Семейной газеты», где семья рассказывает об интересных семейных событихях и традициях : «Воспоминание о лете», «Мой домашний любимец», «День рождения». Организуются творческие выставки, совместные мероприятия, родители вовлекаются в планирование и организацию тематических проектов. Уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс отслеживается через «Доски почета», рубрики «Спасибо за участие в проекте». Итоги проведенного мероприятия выкладываются на сайт группы , детского сада.
Сайт образовательного учреждения, помогает повысить степень осведомленности родителей деятельностью детского сада. Здесь родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях детского сада, получать ответы на вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалистов и воспитателей. На сайте наши родители знакомятся со сценариями мероприятий, получают рекомендации по подготовке костюмов детей к утреннику. Благодаря сайту, родители, больше знают о том, каких успехов добились их дети, и дошкольное учреждение, вцелом. Здесь же педагоги осуществляют обратную связь с родителями.
Очень удобной и эффективной формой работы с родителями является «Экран настроения», уголок эмоционального состояния детей «Здравствуй, я пришёл» , «Экран добрых дел». Информация при этом подбирается для конкретных родителей и про конкретных детей. В детском саду работает клуб: «Первоклашка» - для родителей детей подготовительных к школе групп. «Супер мама» - для родителей детей младших групп. На заседаниях клубов поднимались и обсуждались интересующие родителей проблемы. Систематически выпускается газета «Берёзка», в которой нашли отражение следующие рубрики: «Чем живёт детский сад», «Советы специалистов», «Чем занять ребёнка дома в выходные и праздники» и др. В газете мы стараемся проанонсировать то или иное готовящееся мероприятие, рассказываем о проводимых конкурсах среди групп, благодарим самых активных родителей.
Иными словами, вся работа с родителями строится по направлениям :
Направление работы | Преследуемые цели | Формы работы | |
1 | Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, педагогические советы родительские собрания, консультации и др. |
2 | Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в образовательный процесс ДОУ | Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия |
3 | Обучение родителей практическим навыкам | Овладение практическими навыками | Тренинги, открытые занятия, консультации, досуги и др. |
Благодаря разнообразию новых форм родители увидели своих детей совсем другими глазами – оказывается, их дети умеют не только красиво петь, танцевать, участвовать в спортивных соревнованиях, но знают ответы на многие вопросы по экологии, математике, краеведению, умеют логически рассуждать. Мы почувствовали совсем другое отношение к педагогам.
Проведя мониторинг удовлетворённости родителей деятельностью детского сада в конце года [Приложение № 2] мы отметили, что созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чём свидетельствуют следующие результаты:
- родители удовлетворены уровнем и содержанием образовательной работы и считают, что: их ребенок с удовольствием посещает детский сад;
- сотрудники детского сада внимательно относятся к их ребенку;
- в детском саду ребенок получает больше, чем, если бы он воспитывался дома;
- благодаря контакту с воспитателями, они стали лучше разбираться в особенностях поведения своего ребенка, понимают его потребности.
- педагоги активно используют новые технологий в работе, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей;
- Родители активно участвуют в жизни детского сада
Таким образом, чтобы повысить степень удовлетворённости современных родителей качеством оказанных ребенку образовательных услуг, важно не только качественно и интересно оказывать эти услуг, но и обучать воспитательному делу родителей, чтобы усилия, направленные ими на воспитание и формирование личностных качеств ребенка, не оказались бесполезными или, что еще хуже, губительными.
Мы стремимся, чтобы педагоги для родителей стали друзьями, участок – детским парком для семейных прогулок и праздников, а детский сад – родным домом, где любого взрослого и ребенка любят таким, какой он есть.
Приложение 1
Анкета удовлетворенности деятельностью ДОУ для родителей
Уважаемые родители! С целью улучшения качества образовательного процесса в ДОУ просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы.
1. Вы систематически и достаточно получаете информацию о:
да | нет | трудно сказать | |
целях и задачах детского сада | |||
содержании деятельности педагогов | |||
особенностях развития вашего ребенка | |||
режиме работы дошкольного учреждения | |||
питании (меню) |
2. Вы получаете информацию об особенностях развития ребенка в детском саду на основе:
да | нет | трудно сказать | |
Информационного стенда | |||
Индивидуальных бесед с воспитателями | |||
Индивидуальных бесед с медицинской сестрой | |||
Бесед со специалистами | |||
Собраний | |||
Бесед с заведующей | |||
Не получаю никакой информации |
6. Удовлетворены ли Вы:
да | нет | трудно сказать | |
отношением ребенка с педагогами | |||
Отношениями ребенкасо сверстниками | |||
Вашими отношениями с педагогами |
7. Знакомы ли Вы с образовательной программой детского сада?
- Да, в полной мере
- Да, частично
- Нет
8. Соответствует ли образовательная программа ДОУ вашим запросам
- Да, в полной мере
- Да, частично
- Нет удовлетворенности
9. Какие формы работы наиболее эффективные:
- посещение воспитателем ребенка на дому;
- родительские собрания;
- специальные занятия, тренинги, семинары для родителей;
- совместные праздники и развлечения;
- индивидуальные беседы и консультации;
-другие формы работы (укажите какие) ____________________
10. Удовлетворены ли Вы спектром дополнительных услуг, предоставляемых дошкольным учреждением?
- Да, в полной мере
- Да, частично
- Нет удовлетворенности
11. Вам нравится территория и помещение детского сада?
- Да, в полной мере
- Нет удовлетворенности
14. Какие проблемы, на Ваш взгляд, наиболее характерны для ДОУ
да | нет | трудно сказать | |
Низкая материальная база | |||
Недостаточная профессиональная компетентность педагогов | |||
Недостаточное внимание к детям | |||
Недостаточное уважение к родителям | |||
Недостаточное качество воспитательно-образовательной работы | |||
Отсутствие интересной работы с родителями | |||
Недостаточное информирование родителей о ребенке |
Приложение №2
Анкета итоговая:
Удовлетворённость родителей: | % |
Стабильностью, добрыми традициями в ДОУ | |
Высоким уровнем развития ребёнка в соответствии с требованиями образовательной программы | |
Стабильным коллективом, достижениями педагогов, положительной мотивацией к работе | |
Общением педагогов с детьми, учитывая их индивидуальные особенности | |
Общением педагогов с родителями на основе диалога, открытости с использованием делового стиля в сочетании с личностным стилем общения | |
Информированностью о жизни и деятельности ребёнка в ДОУ | |
Созданием предметной среды, способствующей комфортному самочувствию детей и их родителей | |
Связями с другими социальными институтами образования и воспитания | |
Вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка | |
ИТОГО |
«Список литературы»
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова М.:ТЦ «Сфера», 2001 – 128с
- Солодянкина О.В.» Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ.» М.: «Аркти», 2005, С. 221.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи
В статье рассматриваются цели и задачи воспитания в условиях современного ДОУ и семьи.Ключевые слова: воспитание, цели воспитания, задачи воспитания и образования детей....
Маркетинговая деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении
В статье раскрыты основные направления, цели маркетинговой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения качества дошкольного образования в совреме...
Эффективные формы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения
В статье раскрыт опыт работы по сопровождению непрерывного образовательного пространства и социально-психологической поддержки семей в реализации их воспитательной функции, которая достигается путем т...
Инновационно - педагогическая деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Одной из наиболее важных проблем образования, является сохранение и укрепление здоровья детей....
«Игровая технология «Круг». Развитие навыков общения и взаимодействия воспитанников с ОВЗ (со сложными дефектами) через игровую деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Данная методическая разработка основана на личном опыте учителя-дефектолога и ориентирована на воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу со сложными дефектами дошкольного...
«Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 «Солнышко» р.п Куйтун Познавательно - творческий Тема: «Семья – мамин праздник» подг
laquo;Методическая разработка, реализуемая в рамках проектной деятельности»Муниципальное казенноедошкольное образовательноеучреждение «Детский садкомбинированного вида№ 3 «Солнышко...
- Мне нравится (1)