СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК РЕСУРС РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья ( группа) по теме
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК РЕСУРС РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Иродова Марина Викторовна,
МДОУ ЦРР
детский сад «Дружба»,
Качканар, воспитатель.
Одно из условий развития открытых образовательных систем – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования. По мнению Батраковой Л.Г, эффективным механизмом такого взаимодействия является социальное партнерство как действенный инструмент вовлечения в обсуждение и решение проблем развития образования, широкого круга заинтересованных лиц. Социальное партнерство - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Козлов И.И понятие социальное партнерство рассматривает в широком смысле, как совместную распределеннуюя деятельность социальных элементов, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. Автор доказывает, что данная деятельность может осуществляться перманентно, ситуативно, через специально спланированные акции. Нечипоренко Л.П, понимает социальное партнерство в системе образования как особую сферу деятельности в которой образование само инициирует совместную деятельность, делающую вклад в становление гражданского общества. По-мнению автора, данное понимание термина «социальное партнерство» является наиболее значимым, позволяющим изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования.
Проблеме социального партнерства в настоящее время уделяется должное внимание. Социальное партнерство в образовании набирает темпы развития, а с другой стороны разные его виды были в практике всегда. «Сотрудничество», «работа с семьей», «работа в социуме», «поддержка», «взаимодействие» эти термины легко использовались в контексте социального партнерства. Практически новое для образования понятие «партнерство» и использовавшиеся прежде понятия отражают отношения и взаимодействие между разными сторонами образования. Анализ литературы о социальном партнерстве показал, что как термин, так и сама деятельность достаточно новое явление для системы образования РФ, особенно как фактор развития системы в новых условиях. В Концепции модернизации образования на период 2020 г. Ставятся такие задачи:
- Обеспечение открытости системы образования разнообразным воздействием со стороны общества, государства и экономики при сохранении её внутренней целостности и поддержание высоких стандартов;
- Создание системы попечительских советов, поддержки профессиональных сообществ в сфере образования, их привлечение к решению вопросов образовательной тактики и стратегии на федеральном и региональном уровнях.
Применительно к сфере дошкольного образования исследователи выделяют разные аспекты социального партнерства: совместные, коллективно-творческие, информационно-просветительские мероприятия. Активной формой организации социального партнерства является разработка и реализация совместных проектов, акций.
С появлением новых тенденций в образовании МДОУ ЦРР детский сад «Дружба» проводит активную работу по взаимодействию с социальными партнерами. Целью данного партнерства является создание открытой системы сотрудничества ДОУ с микросоциумом (общественные и культурных организации микрорайона, города, предприятия, на которых работают родители дошкольников); создание условий для обеспечения всестороннего развития дошкольников и их успешной социализации.
Для реализации цели в детском саду реализуется модель социального партнерства, предполагающая взаимодействие с общественными организациями, с другими организациями, с предприятиями на которых работают родители воспитанников, медицинские и спортивные учреждения, школы и учреждениями образования, культуры, общественные организации, предприятия города, органы власти, СМИ.
Содержанием социального партнерства является:
- организация образовательного процесса;
- разработка и реализация проектов;
- проведение рекламных мероприятий;
- установление деловых и партнерских связей с предприятиями и общественными организациями.
К результатам социального партнерства можно отнести
- Создание базы данных социальных партнеров;
- Проведение совместных мероприятий;
- Фиксация мероприятий с помощью медиасредств;
- Тиражирование результатов мероприятий.
Анализируя ситуацию социального партнерства МДОУ ЦРР-детский сад «Дружба», можно констатировать, что социальный диалог признан необходимым, он развивается. Анализ накопленного опыта позволяет констатировать, что активными формами взаимодействия с родителями являются социально-педагогические проекты, совместные, коллективно-творческие, информационно-просветительские мероприятия. Дети, детского сада под руководством автора, постоянно расширяют практику участия в концертных мероприятиях, посвященных разным знаменательным датам в организациях города Качканара: Профсоюзный комитет ОАО «ЕРАЗ-КГОК», ОАО «Качканарский теплоэнергетический центр», ОБУ «Качканарский центр «Забота», общественная организация «Афганец». Достаточно важным механизмом социального партнерства является взаимодействие с ТРЦ «Восток», городской газетой «Новый Качканар», посредством участия в корпоративных конкурсах, выставках детского рисунка.
Выбор форм, оптимально раскрывающих творческий потенциал участников, опирается на несколько факторов:
∙ учет интересов и склонностей, творческих предпочтений детей;
∙ реальное сопоставление своих возможностей с предлагаемыми условиями проведения;
∙соответствие тематики мероприятия возрастным особенностям детей;
∙смежность темы выставки, конкурса с темами, реализуемыми в ДОУ, социальной действительности, окружающей ребенка-дошкольника.
Социальное партнерство в МДОУ ЦРР-детский сад «Дружба» предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными институтами.
Таким образом, результатами совместной деятельности МДОУ ЦРР-детский сад «Дружба» и социальных партнеров является появление новых, оригинальных, нестандартных форм взаимодействия, повышения активности родителей в воспитании детей, приобретение навыков самопрезентации дошкольника, обогащение познавательного и социального опыта ребенка, повышение престижа профессии воспитатель детского сада. Одновременно процесс социального партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения на городском уровне, указывает на особую роль его социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка-дошкольника. Что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном учреждении.
Литература
Федеральный закон «Об образования в РФ» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Батракова Л.Г Социальное партнерство как индикатор качества образования. Электронный ресурс. Режим доступа //http://yaratiso.ru
Козлов И.И Развитие социального партнерства в системе образования. –М,: Издательский дом «Методист», 2008.-С.30-34
Нечипоренко Л.П Программа развития социального партнерства/ Л.П.Нечипоренко, А.В.Балабанова // Практика административной работы. -2010.-№6-С.20-24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство - интегральный показатель качества дошкольного образования
разработка педагогического совета...
Межрегиональная научно-практическая конференция "Социальное партнерство как фактор модернизации дошкольного образования"
В данном материале представлен опыт работы Детского сада № 230 ОАО "РЖД" по социальному партнерству....
Социальное партнерство как средство повышения качества образования
Cовременное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.Социал...
"СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Конспект семинара для педагогов ДОУ...
Социальное партнерство как ресурс государственного общественного управления в дошкольном образовательном учреждении в период инновационной деятельности.
Таким образом, социальное партнерство ДОУ как ресурс государственного общественного управления способствует дальнейшему развитию дошкольного учреждения, совершенствованию вариативных форм дошкольного ...
Социальное партнерство как ресурс государственного общественного управления в дошкольном образовательном учреждении в период инновационной деятельности.
Таким образом, социальное партнерство ДОУ как ресурс государственного общественного управления способствует дальнейшему развитию дошкольного учреждения, совершенствованию вариативных форм дошкольного ...