«Проектирование сюжетно – ролевой игры» «Воздушное путешествие (Аэропорт)» с детьми старшего возраста.
материал (старшая группа) на тему
Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшего возраста. Цель:развивать умение детей в процессе игры учитывать интересы других ребят, проявлять доброжелательность к сверстникам, воспитывать культуру поведения у детей, активно социализироваться в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetnaya_rabota_syuzhetnaya_igra.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 29
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области,
структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад №40», расположенное по адресу:
446010, Самарская область, г.Сызрань,
ул. Студенческая, д. 6.
Тема: «Проектирование сюжетно – ролевой игры»
«Воздушное путешествие (Аэропорт)» с детьми старшего возраста.
Выполнил:
Мазавина Людмила Юрьевна,
воспитатель
Проектирование сюжетно – ролевой игры с детьми
Тема: аэропорт «Воздушное путешествие».
Группа: старшая группа.
Цель: Развивать умение детей в процессе игры учитывать интересы других ребят, проявлять доброжелательность к сверстникам, воспитывать культуру поведения у детей, активно социализироваться в обществе.
Задачи руководства:
- Расширить представления детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме.
- Обогатить словарь детей: пилоты (летчики), стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры. Активизировать словарь детей: кассир, буфетчица, продавцы аптечного и газетного киосков, полет, высота, самолет, аэропорт.
Развивать диалогическую речь.
- Воспитывать у детей уважения к труду летчика. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: игровые модули для постройки самолета, бензовозы (игрушечные машины - каталки), тележки, фуражки для летчиков, пилотка для стюардессы, штурвал, пропеллеры, крылья самолета, резиновые трубки-шланги для заправки самолетов бензином, «деньги», прилавки для «буфета», «газетного киоска»
Роли: первый и второй пилоты (летчики), стюардесса, техники,
Бензозаправщики, пассажиры — мамы, папы, дети, бабушки, дедушки, кассир, буфетчица, продавец газетного киоска.
Предшествующая работа:
- Просмотр видеосюжета об аэропорте.
- Посещение аэропорта детьми с родителями (перелет по туристическим путевкам на отдых).
- Экскурсия в «СВВАУЛ», беседа с летчиком.
- Беседа с детьми о своих впечатлениях «Когда я был в аэропорту», «Что я видел проезжая аэропорт», «Мы летали отдыхать».
- Чтение стихотворений:
- из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Аэропорт»)
- из книги И. Винокурова «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты»)
- стихи «Я сегодня самолет» Ростислав Медведь
- загадки.
- Рассматривание иллюстративного материала, изображающего летящий самолет, самолет на аэродроме, самолет с сидящим летчиком, беседа с детьми по содержанию рассмотренных картинок.
- Просмотр:
- эпизодов фильма «Экипаж»;
- слайдовой презентации по теме «Летчики - герои», «Самолеты всех времен»
- мультфильмы «Самолеты», «Карлсон», «Чип и Дейл», «Смешарики».
8. Слушание аудиозаписи: Музыка Ю.А. Хайта слова П.Д. Германа «Марш авиаторов»
9. Беседа о профессии летчик, о качествах личности присущих людям этой профессии
10. Настольно – печатные игры:
«Летчик Луи» (развитие глазомера); «Кому что нужно» (профессии);
«Лото» (виды транспорта)
11. Дидактические и словесные игры:
«Кто лишний», «Да или нет», «Третий лишний», «Похож – не похож», «Найди пару».
12. Подвижная игра «Самолеты»
13. Лепка «Самолет»,
Рисование «Я летчик…» (по замыслу);
Коллективная аппликация «Высший пилотаж»;
14. Рассматривание необходимых для пилотов атрибутов Штурвала, шлемов, очков, пропеллера, наушников, спасательного жилета.
15. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей: составление расписания, меню, оформление бейджиков, пропеллер из картона и крылья для самолета, шлем, очки, билеты, бутылка с горючим, спасательные жилеты, кнопки для летчика, штурвал, наушники, еда и т.д.
16. Изготовление из строительного материала взлетной полосы и самолета, из воздушных шаров изготовить облака.
Игровые действия:
Семья: мама, папа, бабушка, дедушка и дети прибыли в аэропорт, хотят отправиться в путешествие. Они проходят в кассу.
Кассир выслушивает пассажиров, проверяет документы, багаж, говорит о стоимости поездки, берет деньги, выдает билеты, отправляет багаж в самолет.
Пассажиры проходят в зал ожидания, располагаются на стульях. В зале ожидания покупают еду в буфете. Буфетчица рассчитывает стоимость покупки, берет деньги и выдает продукты, благодарит за покупку.
Пассажиры обращаются в газетный киоск, покупают газеты и журналы в самолет. Продавец газетного киоска советует какую лучше газету или журнал приобрести, отдает товар, берет деньги. Благодарит за покупку.
Кассир объявляет посадку на рейс, проверяет билеты у пассажиров, предлагает им занять свои места в самолете.
В это время техники проверяют самолет на исправность, выполняют мелкий ремонт в случае необходимости. Бензозаправщики при помощи трубки – шланга заправляют самолет топливом.
Пассажиры и экипаж с составе 2 пилотов и стюардессы занимают свои места в самолете. Пилоты приветствуют пассажиров на борту самолета и желают приятного полета, общаются по поводу бортовых показаний. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает. Стюардесса предлагает пассажирам еду и напитки.
По окончании полета пилоты и стюардесса прощаются с пассажирами.
Пассажиры покидают самолет и получают багаж в здании аэропорта.
Перспективный план подготовки к игре «Воздушное путешествие (Аэропорт)»
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
Аэропорт | Пассажиры (6 человек) | Багаж: чемоданы сумки; кошельки; «деньги»; документы. | Обращаться за помощью в покупке билета на рейс самолета к кассиру. Обращаться за помощью в выборе газеты или журнала к продавцу газетного киоска. Покупать продукты в буфете аэропорта. Общаться со стюардессой в выборе меню в самолете. | Здравствуй, будьте так любезны… Подскажите пожалуйста, что лучше выбрать… Большое спасибо, Вы очень нам помогли. |
Кассир (1 человек) | Телефон, журнал регистрации пассажиров, «деньги», билеты, ручка, печать, весы. | Отвечать на звонки, вести регистрацию пассажиров, выдавать билеты, ставить печать на билетах. Регистрировать и проверять вес багажа. Вести контроль во время посадки пассажиров в самолет | Здравствуйте, чем я могу вам помочь? Предъявите свои документы… Расположите свой багаж на весах… Пройдите в зал ожидания… Предъявите свои билет. Счастливого полета. | |
Техники (2 человека) | Иггг Игрушки- инструменты: молоточки, гаечные ключи, отвертки | Осматривать самолет, подкручивать гайки, простукивать корпус. | Помоги мне пожалуйста… Подскажи, как правильно … Будь внимателен, ничего не пропусти… Самолет к полету готов… | |
Бензозаправщики (2 человека) | Машины каталки, трубки – шланги. | Подъезжать к самолету на машинах – каталках. Вставлять трубки – шланги в топливный бак, заправлять самолет, проверять наполненность бака. | Наполняй топливный бак… Достаточно бак полный…Самолет к полету готов… | |
Пилоты (2 человека) | Шлемы, штурвал, наушники, бортовые приборы | Приветствовать пассажиров на борту самолета. Проверять исправность всех бортовых приборов. Следить за температурой за бортом и высотой полета. | Наш экипаж рад приветствовать вас на борту нашего самолета. Температура за бортом… Наш полет продлится … часов, на высоте… Приятного полета! Просьба пристегнуть ремни. Не волнуйтесь, мы вошли в зону турбулентности, поэтому самолет немного трясет. | |
Стюардесса (1 человек) | Пилотка, поднос, спасательные жилеты, пледы, посуда, продукты (игрушки) | Приветствовать пассажиров на борту самолета. Объяснять где что лежит. Объяснять, как пользоваться спасательными жилетами. Приносить напитки и еду. | У каждого под сиденье находится спасательный жилет. В случае не предвиденной ситуации оденьте жилет на себя и откройте клапан. Жилет откроется автоматически. Что вам предложить? Приятного аппетита. Располагайтесь поудобнее. | |
Сопутствующие сюжеты | ||||
Газетный киоск | Продавец газетного киоска | Прилавок, «деньги», газеты, журналы, открытки, ручки. | Выслушивать посетителей киоска, отпускать (продавать) газеты, журналы и др. Давать рекомендации по выбору товара | Что вы хотите купить? Я бы вам посоветовала… Сумма вашей покупки… Спасибо за покупку… |
Буфет | Буфетчица | Халат, колпак, прилавок, столики и стулья, подносы, посуда, продукты (муляжи - игрушки), деньги. | Выслушивать покупателей, отпускать (продавать) приготовленную пищу и напитки Давать рекомендации по выбору блюда. | Что вы хотите купить? Я бы вам посоветовала… Попробуйте вот эти булочки, их только что испекли. Это очень вкусно. Сумма вашей покупки… Спасибо за покупку… |
Ход игры.
Для создания интереса к игре педагог использует следующий прием: показ слайдовой презентации «Самолеты». После просмотра воспитатель рассказывает детям о том, что вчера ему позвонил знакомый летчик, который рассказал, что недавно открылся новый аэропорт и туда нужны сотрудники, попросил, чтобы дети заменили их пока не подберется персонал. Воспитатель задает вопросы: «Как вы думаете, сможем ли мы помочь летчику?»; «Много ли мы знаем о работе аэропорта?» «Людей каких профессий мы можем там встретить?» «Какими качествами должны обладать каждый из них» «Я предлагаю вам отправиться в новый аэропорт и попробовать поиграть, заменив людей некоторых профессий».
Воспитатель использует прием напоминание и говорит: «Сегодня вы пришли в группу с сумочками и чемоданчиками, они понадобятся вам. Чтобы совершить воздушное путешествие, а в путешествие всегда с собой берут багаж. Итак, давайте отправимся с вами в новый аэропорт и совершим увлекательное воздушное путешествие». Далее педагог использует прием уточнения и обращается к детям: «Посоветуйтесь друг с другом, и определите, какие роли нам необходимы для игры?»
Для распределения ролей воспитатель предлагает детям выбрать один из приемов: «Вы можете самостоятельно распределить роли между собой или с помощью считалки».
Для создания воображаемой ситуации педагог предлагает внести в игровое пространство «Аэропорт» ранее совместно изготовленные с детьми атрибуты: вывески «Аэропорт», «Буфет», «Газетный киоск», расписания, меню, оформление бейджиков, пропеллер из картона и крылья для самолета, шлем, очки, билеты, бутылка с горючим, спасательные жилеты, кнопки для летчика, штурвал, наушники, еда и т.д.
Воспитатель предлагает сотрудникам занять свои рабочие места, открыть аэропорт и пригласить всех детей совершить увлекательное путешествие на самолете. Берет на себя роль первого.
Педагог обращается к бензозаправщикам с просьбой заправить горючим баки, те начинают свою работу, подъезжают к самолету на бензомашинах и при помощи шлангов и трубок выполняют заправку самолета, общаются с механиками. Механики проверяют самолет на неисправности выполняют ремонт в случае необходимости. Стюардесса проверяет все ли в самолете лежит на месте, наличие спасательных жилетов под креслом каждого пассажира. В это время в аэропорт с багажом прибывают пассажиры, проходят в кассу. Кассир ведет диалог с пассажирами, проверяет документы, проверяет багаж отправляет его в самолет, выдает билеты, подсчитывает деньги. Пассажиры отправляются в зал ожидания, располагаются на стульях.
Для поддержания интереса у воспитанников и развития игры педагог вносит дополнительные атрибуты: газетный киоск и буфет, делает объявление: «В зале ожидания нашего аэропорта работает газетный киоск, в котором вы можете приобрести интересные газеты и журналы. А так же буфет, где можно вкусно пообедать и побеседовать за чашкой чая или кофе». Пассажиры отправляются за покупкой журнала или газеты, ведут диалог с продавцом газетного киоска. Продавец газетного киоска советует какую лучше газету или журнал приобрести пассажирам, берет деньги дает сдачу. Пассажиры проходят в буфет, читают меню, ведут диалог с буфетчицей, делают заказ. Буфетчица предлагает блюда, ведет расчет с пассажирами за заказ. Кассир объявляет посадку на рейс, проверяет билеты у пассажиров, желает приятного перелета. Пилоты и стюардесса занимают свои места на борту. Пассажиры рассаживаются на места согласно купленных билетов. Пилоты общаются между собой, приветствуют пассажиров, ведут самолет на взлетную полосу, поднимают самолет в воздух. Стюардесса вежливо приветствует пассажиров, помогает разместиться в самолете, рассказывает о технике безопасности во время полета (как пользоваться спасательными жилетами, что каждый пассажир должен пристегнутся), предлагает меню, раздает напитки, разносит еду, отвечает на вопросы пассажиров. Пассажиры едя, спят, общаются между собой и со стюардессой. Пилоты общаются со стюардессой, ведут самолет на посадку, комментируют погодные условия. Пассажиры выходят из самолета и отправляются по своим делам. Экипаж отправляется на отдых.
Педагог принимает активное участие в игре, он своими действиями, вопросами, репликами направляет ход игры, наблюдает со стороны за игрой детей, при необходимости дает советы, как возможно поступить в той или иной ситуации, напоминает о необходимости уметь договариваться, уступать друг другу в конфликтных ситуациях.
Воспитатель обращает внимание и положительно оценивает инициативу детей, в использовании во время игры предметов-заместителей; использование в речи воспитанников вежливых слов, определении детьми главных ролей, второстепенных.
Окончание игры.
По окончанию игры педагог подводит краткий итог работы детей в ролях: «Наш полет окончен. Все и работники и пассажиры отправляются домой к своим семьям. Время работы закончилось. Продолжим играть завтра. Аэропорт открывается в семь утра. Вы все прекрасно справились с выбранными вами ролями. Хотелось бы вам поиграть в эту игру дома со своей семьей? Какую бы роль вы тогда выбрали?».
Оценка игры.
Педагог обращает внимание на взаимоотношения детей во время проведения игры: положительно оценивает желание детей договариваться, уступать друг другу, самостоятельно или с помощью взрослого разрешать конфликты.
Так же оценивает игру, задавая вопросы участникам: «Вы можете оценить качество работы нашего Аэропорта? Вам понравилось обслуживание? Экипаж самолета был достаточно вежлив? Понравилось ли вам обслуживание? Захотите ли вы в следующий раз воспользоваться услугами нашего «Аэропорта?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием для детей старшего возраста
Я предлагаю вам ознакомиться с сюжетно-ролевыми играми экономического содержания...
Сюжетно -ролевая игра для детей с диагнозом ЗПР старшего возраста.
"Большая уборка" Цель: приобретение навыков общения ,коллективной деятельности ,культурного поведения,обучение самостоятельно производить уборку помещения,помогать друг другу. Оборудован...
«Проект сюжетно-ролевой игры «Круиз на теплоходе» с детьми старшего дошкольного возраста»
В процессе игры совершенствовать умение детей, развивать сюжет на основе полученных раннее знаний самостоятельно готовить атрибуты к игре, распределять роли....
Проект сюжетно-ролевой игры «Поездка в супермаркет» с детьми старшего дошкольного возраста
Игровые технологии в образвотельном процессе ДОУ...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Телевидение – РАДУГА ТВ» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспектсюжетно-ролевой игры «Телевидение – РАДУГА ТВ»с детьми старшего дошкольного возрастаЦель: обогащение игрового опыта детей старшего дошкольного возраста через знакомство ...
Презентация «Организация сюжетно-ролевой игры в условиях ФГОС с детьми дошкольного возраста»
Презентация «Организация сюжетно-ролевой игры в условиях ФГОС с детьми дошкольного возраста»...
Тема: «Проектирование сюжетно – ролевой игры» «Воздушное путешествие (Аэропорт)» с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: аэропорт «Воздушное путешествие».Группа: старшая группа.Цель: Развивать умение детей в процессе игры учитывать интересы других ребят, проявлять доброжелательность к св...