Проект "Раскрасавица матрешка"
проект (младшая группа) на тему

Ильина Наталия Владимировна

Актуальность темы:

«Одной из актуальных проблем, требующих современного решения, является развитие творческих способностей». ( Выгодский Л. С. «Воображение и творчество в детском развитии»). Анализ методической литературы свидетельствует, что искусство обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала детей. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям материала и определить его в соответствии с их возрастными возможностями. Во –вторых, необходимо ввести в занятие особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, знакомство с народной игрушкой.

Цели проекта:

Знакомство детей с народной игрушкой (матрешкой) через интеграцию познавательно– речевого общения и продуктивной деятельности. 

Задачи проекта:

- приобщать детей к народному декоративно- прикладному искусству;

- знакомить  с народной игрушкой (матрешкой);

- формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;

- привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма);

- способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности;

- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах;

- осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях и в процессе НОД;

- воспитывать любовь к своей стране, своему народу и его традициям;

- развивать продуктивную  деятельность и творческие способности;

- обогащать эмоциональную сферу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Раскрасавица матрешка"146 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная

 организация «Детский сад №7»  Солнечный город»

                                    «Утверждено»

                                   Заведующий             Н.В. Волчкова

  Проект

во второй младшей группе

тема:

«Раскрасавица матрешка»

             Составила:  Ильина Н.В.

                                          воспитатель II младшей группы

          «Солнышки»

         «Согласовано»

Старший воспитатель             Несмелова И.В.

Цивильск, 2016

       

Проект во второй младшей группе

Тема «Раскрасавица матрешка»

Вид проекта: информационный, практико – игровой.

Тип проекта: творческий

Продолжительность: среднесрочный

Сроки проекта: 3 недели

Участники: дети группы «Солнышки», воспитатели группы «Солнышки», родители группы «Солнышки», руководитель музея «Асамат кепере», родители.

Возраст участников: 3-4 года

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

1 этап

Целеполагание

Актуальность темы:

«Одной из актуальных проблем, требующих современного решения, является развитие творческих способностей». ( Выгодский Л. С. «Воображение и творчество в детском развитии»). Анализ методической литературы свидетельствует, что искусство обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала детей. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям материала и определить его в соответствии с их возрастными возможностями. Во –вторых, необходимо ввести в занятие особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил. Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего возраста являются рисование красками, аппликация, лепка, знакомство с народной игрушкой.

Цели проекта:

Знакомство детей с народной игрушкой (матрешкой) через интеграцию познавательно– речевого общения и продуктивной деятельности.  

Задачи проекта:

- приобщать детей к народному декоративно- прикладному искусству;

- знакомить  с народной игрушкой (матрешкой);

- формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;

- привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма);

- способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности;

- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах;

- осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях и в процессе НОД;

- воспитывать любовь к своей стране, своему народу и его традициям;

- развивать продуктивную  деятельность и творческие способности;

- обогащать эмоциональную сферу.

Материалы и оборудование: изобразительные материалы; видеопрезентации «Матрешка – душа России», «Раскрасавица матрешка», «Матрешки народов России», оборудование для показа презентаций; музыкальный центр, развивающие игры по теме, набор матрешек(русские, чувашские, татарские), сюжетные матрешки по сказкам «Репка» и «Колобок».

Музыкальные произведения: «Матрешка»(муз. Т. Варовиной, сл. В. Семернина); «Русская матрешка» (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой); «Во саду ли, в огороде» (рус. нар. мелодия); «Пляска с платочком» ( муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской).

Стихотворения: И. Ломова «Матрешка», М. Фомина «Мы – матрешки», С. Маршак «Восемь кукол деревянных», К. Липатова «Наша матрешка», И. Корниенко «Матрешка».

Структура проекта


Содержание:

  1. Посещение выставки «Раскрасавица матрешка»  в мини – музее «Асамат кепере».
  2. Организация дидактических игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Разрезные картинки», «Залатай платочек», «Подбери сарафанчик», «Угадай на ощупь».
  3. Знакомство с матрешкой через видеопрезентацию и игровую деятельность.
  4. Занятие по познавательному развитию «Две Матрены, три Матрешечки и еще Матрешечка».
  5. Разучивание танца «Мы матрешки, вот такие крошки».
  6. Музыкальное занятие «Мы – матрешечки…»
  7. Занятие по развитию математических представлений «Мы матрешек посчитаем».
  8. Занятие по продуктивной деятельности «Знакомство с народной культурой и традициями. Матрешка» (декоративная аппликация), «Раскрасавица матрешка» (интегрированное).
  9. Занятие по физической культуре (интегрированное)  «Поиграем с матрешкой».
  10. Консультация для родителей.
  11. Выпуск буклетов для родителей
  12. Выставка детского творчества «Красивая матрешка».

Формы организации детей:

- продуктивная деятельность;

- музыкальное занятие;

- занятие по познавательному развитию;

- занятия по физической культуре;

- работа в уголке творчества;

- посещение мини –музея «Асамат кепере»;

- беседы, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке;

- прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, частушек;

- просмотр видеопрезентаций о матрешках;

- прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, потешек;

- выставка детского рисунка.

Методы и приемы организованной образовательной деятельности:

-игра как основной вид деятельности;

- объяснительно –иллюстративный метод;

- метод эстетического убеждения и эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

- словесные; подражание, диалог, беседы по картинкам, отгадывание загадок, чтение художественных произведений;

- дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;

- общение и совместная деятельность взрослых и детей;

- оформление выставок детского творчества;

метод двигательной активности ( подвижные игры,физкультминутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы);

- слушание музыкальных фольклорных произведений.


Предполагаемый результат:
    любознательность, активность; интерес к народной игрушке(матрешке); занятие продуктивной деятельностью в свободное время в уголке творчества; способность находить различные варианты создания образных фигурок, обогащение впечатлений через предметы народного творчества (на примере матрешки); проявление интереса к народному художественно-литературному фольклору, соответствующему тематике проекта.

Этапы работы над проектом

  1. Разработка проекта(подготовительный этап).

Деятельность детей. Рассматривание иллюстраций и игрушки –матрешки, посещение выставки «Раскрасавица матрешка» в мини –музее; знакомство с матрешкой через видеопрезентации и игровую деятельность.

Деятельность педагога. Беседа и наблюдение за детьми, составление перспективного плана по реализации проекта, изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам ознакомления детей с народными промыслами; оформление выставки народных промыслов по теме «Матрешки народов России», оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

  1. Развитие мотивации.

Деятельность детей. Осознание и личностное восприятие народной игрушки матрешки.
Деятельность педагога. Подготовка предложений по усилению мотивации на выполнение проекта.

  1. Организация предметно – познавательного пространства

Деятельность детей. Просмотр видеоматериалов, музыкальная и художественно – изобразительная деятельность; прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, частушек; беседы, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке.

Деятельность педагога. Подбор книг для чтения, создание мультимедийных презентаций о народных промыслах; организация познавательной, музыкальной и художественно –изобразительной деятельности; организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.

  1. Контроль и оценка деятельности.

Деятельность детей. Разучивание стихов, потешек, песен, предоставление продуктов деятельности: работ, выполненных по тематике проекта, совместная деятельность с педагогами ДОО.

Деятельность педагога. Разработка конспектов занятий, оформление выставки «Раскрасавица матрешка» в мини – музее «Асамат кепере», посещение выставки матрешек в мини – музее «Асамат –кепере», организация выставки детского творчества, создание презентаций к тематическим занятиям и беседам, мониторинг.

  1. Заключительный этап

     Подведение итогов, анализ результатов по реализации проектов, определение дальнейших перспектив:

- анализ и оформление результатов проектной деятельности;

- анкетирование и опрос детей;

- создание видеопрезентаций;

- обобщение работы и размещение ее в Интернете, участие в конкурсах образовательных проектов разного уровня среди педагогов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект №1

Занятие «Раскрасавица матрешка» (интегрированное занятие)

Цель: приобщение детей к народному декоративно –прикладному искусству, традициям.

Задачи:

- познакомить детей с народной деревянной игрушкой – матрешкой;

- формировать интерес и любовь к народному творчеству;

- создавать эмоционально положительный настрой;

- знакомить с малыми фольклорными формами;

- прививать эстетический вкус;

- закреплять навыки работы с красками;

- воспитывать усидчивость, дисциплинированность, активность в ходе занятий.

Ход занятия

1.Организационная часть.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла игрушка, но она спряталась. Если вы отгадаете про нее загадку, то она появится.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..( матрешка).

Правильно, это матрешка.

2. Беседа педагога. Введение в тему.

Воспитатель (показывает матрешку). Эта игрушка называется матрешка. Ее создали русские мастера. Назвали игрушку матрешкой, потому что раньше на Руси именем Матрена называли многих девочек. А ласково называли Матреша, Матрешечка. Так появилось имя у этой славной игрушки. Давайте рассмотрим нашу гостью, матрешку. Одета матрешка в яркий сарафан с передничком, на голове повязан яркий платочек. И на сарафане и на платочке у нашей куколки красивые цветочки нарисованы. А какие красивые у нее глазки, румяные щечки. Ходит матрешечка не одна, она всегда своих сестер берет с собой. А где же они? ( Воспитатель раскладывает матрешку).

Ребята, кто хочет рассказать о матрешке? ( 2-3 ребенка рассказывают о матрешке).

Молодцы!

Воспитатель: Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки, невелички.

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Матрешки и вас приглашают поплясать.

Танец «Мы матрешки…..».

Мы матрешки, вот такие крошки\2раза

А у нас, а у нас чистые ладошки\2раза

Мы матрешки, вот такие крошки\2раза

А у нас, а у нас новые сапожки\2 раза

Мы матрешки, вот такие крошки\2 раза

А у нас, а у нас красные платочки\2 раза

Мы матрешки, вот такие крошки\2 раза

Побежали, побежали, все мы по дорожке\2 раза

Воспитатель: Ребята, к нам пришли еще гости. Посмотрите, кто это? ( воспитатель показывает картинки с изображением матрешек). Но они почему- то очень грустные. Почему же они грустные, кто догадался? (у матрешек не украшены фартуки). Что же делать, как помочь? (дети предлагают украсить фартуки). Ребята рассаживайтесь за столы (дети фломастером рисуют узоры на фартуках матрешек).

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые у матрешек фартуки получились. Матрешки мне шепнули на ушко, что они очень довольны и рады и говорят вам большое спасибо.

Итог(рефлексия): А сейчас, ребята скажите с кем вы сегодня познакомились?  Правильно, с игрушкой матрешкой. Мы с вами узнали, почему у нее такое имя, составили рассказ о ней. Ребята, матрешкам стало весело, им очень понравились фартучки. У каждого получился свой узор. Матрешкам очень понравилось у нас в гостях.

А сейчас, мы с вами отправимся в группу.  Поедем мы с вами на лошадках. Крепко взялись за поводья.

Еду, еду на лошадке

На лошадке, в красной шапке.

По кочкам, по кочкам

Скок, скок

На одной ножке

Цок, цок, цок

И поехали.

Конспект №2  «Матрешка» (декоративная аппликация)

Задачи:

- закреплять знания детей о матрешке, ее свойствах и элементах  декора;

- продолжать учить украшать плоскостную заготовку матрешки кругами разных цветов;

- воспитывать любовь к своей стране, родному народу, его традициям;

- обогащать речь детей словами: русский народный костюм, сарафан, платок;

Ход занятия:

  1. Вводное слово педагога. Организационный момент.

Педагог. Сегодня я приглашаю вас в гости, а вот к кому – сами догадайтесь.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка! (Матрешка)

Правильно, это матрешка. А вот и она сама!

  1. Беседа педагога.

Педагог обращается к матрешке и беседует с детьми от ее имени.

Педагог. Здравствуй,  матрешка!

Матрешка.

Я- матрешка!

Я – кругляшка!

Улыбаюсь я всегда,

И ребята мне – друзья!

Деревянной родилась

И на славу удалась!

Щечки пухленькие,

Сама кругленькая,

А на голове платок,

Словно солнечный цветок!(К. Липатова)

Педагог. Матрешка родилась давным  давно в России. Мы с вами тоже живем в России. В России живет много мастеров. Они то и сделали матрешку. Матрешка изготовлена из дерева. Посмотрите, как красиво матрешку украсили мастера. Они надели ее в сарафан и платок.

Педагог. Во что одета матрешка? (сарафан). А что  на голове у матрешки? (платок). Молодцы! Правильно!

Педагог.  Где же твои подружки, матрешка? Я никого не вижу. А вы ребята, не знаете, где спрятались подружки матрешки? (В матрешке). Точно. Нужно матрешку открыть и подружек достать.

(Педагог раскрывает матрешку и ставит на стол матрешек поменьше).

Педагог. Как много у тебя подружек! Как все матрешки похожи будто сестры. Посмотрите, ребята, все они одеты в сарафаны. Все сарафаны украшены цветочками, листочками. Очень красивая игрушка. Ребята, давайте станцуем для матрешек. Встанем в круг, руки на пояс. (Дети танцуют под муз. Ю. Солонова  «Мы веселые матрешки»).

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки,

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки,

В сарафанах ходим пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки

Молодцы, ребята! А хотите стать мастерами -умельцами, украсить матрешку, а потом подарить своей маме? Тогда подходите к столам, там вас ждут заготовки матрешек.

Практическая часть.

Педагог. У каждого из вас есть матрешка. У меня на доске тоже есть матрешка. Мы с вами видели, что у всех матрешек сарафаны украшены цветочками и листочками. Мы тоже сейчас украсим сарафаны наших матрешек. Посмотрите, у каждого из вас в коробочке лежат  кружочки разного размера и разных цветов.

- Я беру самый большой кружок и кладу его на нижнюю часть сарафана о середине.

- Теперь я беру маленький кружок и кладу на большой

- У меня осталось еще два кружка. Посмотрите, я кладу их по бокам от большого кружка.

- Теперь надо приклеить наши кружки.

Чтобы вам не было скучно, я включу музыку. Если у кого -то не получается я помогу. Кто уже закончил работу, я раздам еще кружочки; можете сделать матрешке бусы и сережки.

Педагог. Итак, наши матрешки готовы. Давайте сначала уберем свои рабочие места.

Итог (рефлексия)

Педагог. Теперь каждый из вас берет матрешку и подходит ко мне. Мы поставим их в большой хоровод. Какой замечательный хоровод получился! Какие все матрешки нарядные! Как красиво все ребята украсили сарафаны у матрешек. Давайте и сами теперь встанем в хоровод.

Танцуют под «Веселый хоровод» (муз. С. Железнова и Е. Железновой).

Педагог читает стихотворение К. Липатовой.

Ах, матрешечка – матрешка,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек!

Мы тебя украсили,

Мы тебя раскрасили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Педагог. Вы настоящие мастера. Все матрешки очень красивы. Вы сделали замечательные подарки для своих мам!.

         

           Конспект №3  «Мы матрешек посчитаем» (формирование элементарных   математических представлений)

  Задачи:

- продолжать знакомить детей с русской матрешкой;

- упражнять в счете и сравнении количества предметов;

- закреплять знания о геометрических фигурах( круг, квадрат, треугольник) и цветах (желтый, зеленый, синий, красный);

- упражнять в умении сравнивать два предмета по величине и обозначить результаты сравнения словами;

- совершенствовать умение определять положение предмета, используя предлоги: на, в, за, перед, под;

- учить  рисовать ватными палочками;

- развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук.

Ход занятия.

  1. Водное слово педагога. Организационный момент.

Педагог раздает детям тканевые мешочки, предлагает внимательно рассмотреть и потрогать их руками.

Педагог. Ребята перед вами чудесные мешочки. Всем очень хочется узнать, с чем сейчас начнем играть.

  1. Дидактические игры и упражнения.

Задание на счет

Педагог. Ребята, развяжите мешочки и посмотрите, что же в нутрии. (Матрешка). Какие они? (Красивые). Посчитайте, сколько матрешек в мешочке. (Много матрешек).

Любят матрешки хороводы водить. Поставьте матрешек в ряд друг за другом.

Дети выполняют задание.

Педагог. А теперь постройте матрешек парами. Пара – это сколько? (Это две). Верно, пара – это значит два. В нашем случае – две матрешки. Все матрешки стали парами? (ответы детей). Сколько осталось без пары?(Одна).Сколько пар получилось?(Две).

Задание на закрепление знаний о геометрических фигурах.

Педагог. Положите перед собой круг и расставьте матрешки по краям круга.

Дети расставляют матрешек по краям круга.

Педагог. Теперь возьмите в руки квадрат, положите его перед собой и расставьте матрешек по углам квадрата: по одной матрешке в каждый угол.

Дети выполняют задание.

Педагог. Сколько матрешек заняли места в углах квадрата?(Четыре матрешки). Сколько углов у квадрата? Уберите квадрат и положите перед собой треугольник.

Дети выполняют задание.

Педагог. Расставьте матрешки по углам треугольника.

Дети выполняют задание.

Педагог. Сколько всего матрешек вместили углы треугольника? Сколько углов у треугольника?

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Педагог. Были у наших матрешек фотографии их подружек, да порвались. Помогите собрать целую картину из частей.

Дети составляют картинки с изображением матрешек из 3-4 частей.

Физкультминутка, зрительная гимнастика на различение цветов ( по мотивам стихотворения Э. Медведевой «Матрешка»). Выполняется в положении стоя.

У меня матрешка есть,

Новая игрушка,

В желтом сарафанчике

Славная толстушка.

Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у этой матрешки. Поднимите платочек вверх и помашите матрешке.

У меня матрешка есть

Новая игрушка,

В синем сарафанчике

Славная толстушка

Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у этой матрешки.

У меня матрешка есть

Новая игрушка

В красном сарафанчике

Славная толстушка.

Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх.

Дидактическая игра «Путешествие матрешки» (счет, сравнение, ориентировка в пространстве).

Педагог. Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? (река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами). Вот сюда- то и отправятся наши матрешки. Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть как следует. Возьмите матрешку и поставьте ее перед мостом.

Дети выполняют задание.

Педагог. Дальше матрешки решили перейти на другой берег. Поставьте матрешку на мост.

Дети ставят матрешку на мост.

Педагог. Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте матрешку за мостиком.

Дети ставят матрешку за мост.

Педагог. Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени. Поставьте матрешку под елочку.

Дети ставят матрешку под елочку.

Педагог. Рядом с елочкой что растет? (Куст с ягодами). Посмотрела матрешка на елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик? (Елочка высокая, кустик низкий). А вокруг красота! Сколько елочек? (Одна). А сколько цветов? (Много). Сколько кустов? (Один). А сколько ягод на кустике? (много). Пора звать подружек. Матрешки – сестрички, идите все сюда. Поставьте матрешек на травку.

Педагог. Решили матрешки сесть на лодочки и поплыть по реке. Посадите матрешек на лодочки.

Все матрешки поместились? Сколько всего матрешек село на лодочку? (Пять). Вот и закончилось путешествие матрешек. Вернулись все они домой. Поставьте все на свои места.

  1. Практическая часть.

Педагог.  А сейчас мы украсим платочки матрешек с помощью ватных палочек.

Показывает способы рисования ватными палочками. Дети рисуют ватными палочками горошины на платках матрешек.

Итог (Рефлексия).

Педагог. Молодцы ребята! Красивые у вас платочки для матрешек получились, нарядные! Каким материалом вы рисовали? (ватной палочкой). Чем мы сегодня еще занимались? (Играли с матрешками, считали их и путешествовали с ними).

Организация выставки детского творчества.

Конспект №4 « Поиграем с матрешкой» (интегрированное занятие)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с матрешкой;

- формировать интерес и любовь к народному творчеству;

- учить бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом;

- упражнять в прыжках на обеих ногах;

- способствовать развитию быстроты и координации движения рук и ног;

- развивать ловкость и внимание;

- воспитывать выдержку, терпение, развивать быстроту реакции;

- создавать эмоционально положительный настрой.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

«Матрешка»(педагог), одетая в русский народный сарафан и платок, вносит двух матрешек.

Матрешка                                Я к вам долго собиралась,

Долго наряжалась.

Поиграть хочу в руках немножко.

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко.

Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде» пляшут, остальные  хлопают в ладоши. Танец повторяется несколько раз с разными детьми.

  1. Беседа педагога. Игровые мотивации.

Матрешка. Вот какие молодцы! Какое у вас настроение? Покажите, как вы радуетесь. Посмотрите, что я вам принесла. (показывает колокольчик).

Колокольчик, звени!

Всех ребяток зови!

Как услышат – прибегут

И со мной играть начнут.

Кто это под кустом сидит? Догадайтесь?

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Конечно же это зайчик. Смотрите, как он дрожит. Наверное нас боится. Покажите как зайчик боится.

Дети изображают дрожащего зайчика.

Матрешка. Чтобы он не боялся, давайте  превратимся в зайчиков.

Влево – вправо повернись

И в зайчат превратись!

Матрешка. Иди, заинька, к нам, вместе будем играть.

   Подвижная игра «Заинька, выходи в сад» (Русская народная потешка).

Цель игры: научить детей действовать в соответствии со словами. Педагог медленно поет песню, дети все вместе выполняют движения. Игра повторяется два раза. Пока дети играют педагог прячет игрушку.

Матрешка. А у нас есть один шалунишка, он спрятался и не хочет с нами веселиться. Давайте вместе его поищем (ищут бубен). Молодцы! Быстро нашли шалуна! Поиграем?

Подвижная игра «Кому бубен передать?». Дети стоят в кругу. Ведущий (ребенок) идет по кругу и бьет в бубен. Все произносят:

Вот наш Митя идет,

Митя бубен несет.

Кому дать, кому дать,

Кому бубен передать?

Митя кланяется и передает бубен любому ребенку. Игра повторяется.

Матрешка. Вот как мы повеселились! А еще поиграть хотите?. Посмотрите, кто к нам в гости пришел? (показывается собачка). Это пес Тишка. Он тоже хочет с нами поиграть.

Подвижная игра с правилами «Лохматый пес». Цель игры: воспитание у детей выдержки, терпения, развитие быстроты реакции.                                                                      

Педагог сажает собаку на противоположной стороне от места, где находятся дети, объясняя: «Тишка спит, попробуем его разбудить». Дети вместе с воспитателем произносят текст стихотворения, выполняя соответствующие движения.

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: что же будет?

Дети пытаются разбудить собачку. Она лает и дети разбегаются в разные стороны. Игра повторяется два раза.

Правила игры

  • Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не закончился текст.
  • Бежать в свой дом и спасаться от пса можно только после того, как он залает(действия пса имитирует педагог).

Матрешка. Посмотрите, что пес Тишка нам принес! (Показывает мешочек) Послушаю…. Ребята, мешочек тоже хочет с нами поиграть!  Давайте развяжем его и посмотрим, что у него внутри. Ничего нет… Что ты, мешочек, хочешь?

Мешочек. Хочу загадывать загадки. А отгадки вы складывайте в меня.

Матрешка. Будем отгадывать загадки? Думайте, о каких сказках идет речь.

Педагог зачитывает следующие строки из русских народных сказок.

  • «Тянут- потянут, вытянуть не могут…» «(Репка)».
  • «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел….» («Колобок»).
  • «Сяду на пенек, съем пирожок….» («Маша и медведь»).
  • «Я – мышка- норушка…»(«Теремок»).
  • «Несет меня лиса за темные леса…»  («Кот. Петух и лиса»).

Матрешка. Какие молодцы. Все загадки отгадали!

Мешочек. Вот, ребята, вам подарки – воздушные шары.

Матрешка. Спасибо,мешочек! А нам пора возвращаться!

Динамическая пауза «Малыши» (авт. Т. Кузнецова)

Малыши, малыши (хлопают в ладоши)

Весело шагают (топают)

Ах, как дружно высоко (Поднимают руки вверх)

Ноги поднимают (высоко поднимают ноги во время ходьбы)

Итог (рефлексия).

Педагог хвалит детей и обобщает полученные знания.

Матрешка. Как весело было сегодня! Вам понравилось? Что вы сегодня делали? (Играли). А в какие игры вы играли с матрешкой? (Дети называют). Пришло время попрощаться.  Ребята, мне пора уходить. До свидания!

Конспект №5 «Две Матрены, три Матрешки, еще Матрешечка». (Интегрированное занятие по познавательному развитию).

Задачи:

- продолжать знакомить детей с матрешкой, ее обликом, особенностями росписи семеновской и полохов- майданской матрешкой;

- обращать внимание детей на характерные особенности разных видов матрешек;

- упражнять в умении последовательно собирать разрезных матрешек;

- учит различать матрешек по размеру;

- развивать мелкую моторику пальцев рук. Творческую активность, внимание;

- развивать речь. Обогащать словарь детей словами6 матрешка, семеновсая,  полохов- майдансая, расписная;

- воспитывать интерес к народному творчеству.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог. Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Посмотрите. Кто это? ( педагог вносит куклу в русском народном костюме).Это кукла, зовут ее Арина. Здравствуй, Арина! Ребята, Арина мне рассказала, что с ней пришла ее подружка. Отгадайте, кто подружка нашей куклы?

Ростом разные подружки.

Но, похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка).

Правильно, это матрешка. Ребята, Арина предлагает нам отправиться в гости к матрешкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь!

  1. Беседа педагога.

Педагог.  Путь неблизкий будет – не беда

                   С музыкой нам весело, хорошо всегда.

Дети идут под музыку по дорожке и останавливаются на полянке, где сидит игрушка Старичок – Лесовичок.  

Педагог. Смотрите, ребята, нас кто-то встречает. Это Старичок – Лесовичок. Здравствуй, дедушка!. Лесовичок спрашивает, куда мы идем. В гости к матрешкам. Ребята, старичок- Лесовичок, не знает, кто такие матрешки.  Расскажем ему, кто это? (Это игрушка, с ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать).

Педагог. Матрешка – это особенная игрушка, она разбирается и собирается. В каждой большой живет маленькая, а в каждой маленькой – еще меньше.Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Как вы думаете, из чего делают матрешку. (Из дерева). Давайте прочитаем Старичку- Лесовичку стихотворение про матрешку.

Дети читают заранее выученные стихи.

Педагог. Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. До свидания!

Идут под музыку, останавливаются на другой поляне.

Педагог. А кто это нас с вами встречает на поляне? (Матрешки). Да, это матрешки! Мы сейчас сядем на лужайку и внимательно рассмотрим их.

Перед детьми стоят две большие матрешки: семеновская и полохов – майданская).

Педагог. Ребята. Это семеновская матрешка. У нее яркий цветастый фартук, который украшен букетами малиновых роз с зелеными листочками,  травой. На голове желтая косынка с мелким узором. А это – полохов- майданская матрешка.  По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета, в которые она раскрашена: фиолетовый, алый, голубой, желтый. Узор на сарафане – красивые цветы.  Скажите, ребята, матрешки отличаются друг от друга? (да, отличаются). Чем они отличаются? (формой. цветом). А названия у них одинаковые? (Разные).Какие? (Ответы детей). Давайте соберем из частей портреты матрешек.

Дидактическая игра «Собери матрешку».(закрепление знаний о понятиях «часть –целое»). Дети собирают картинки матрешек из частей.

Физкультминутка. «Матрешки» (авт. В. Ковалько).

Хлопают в ладоши                        Дети хлопают в ладоши.

На ногах сапожки -                       Показывают ножки.

Топают матрешки

Влево. Вправо повернулись,

Всем знакомым поклонились.           Наклоняются.

Девчонки озорные –

Матрешки расписные,                           Дети кружатся

В сарафанах ярких, пестрых                 Приседают

Вы похожи словно сестры.

Ладушки. Ладушки.                                Качают головами.

Веселые матрешки                               Хлопают в ладошки.

Далее дети идут под музыку и останавливаются на полянке возле домика.

Педагог. Посмотрите, ребята, дом стоит. Кто же в нем живет? (Матрешки).

Возьмите по одной матрешке. Рассмотрите ее узор, цвета.

Дети берут по одной матрешке, рассматривают их.

Педагог. А теперь большие матрешки зовут к себе своих сестричек.

На двух столах стоят две большие матрешки: на одном – семеновскаяя, на другом – полохов –майдансая. Дети ставят своих матрешек: семеновских на первый стол, полохо – майданских на второй.

Педагог. Посмотрите, правильно вы их поставили?

Педагог предлагает сложить матрешек по размеру в одну большую, на столе остаются две большие матрешки.

Итог (рефлексия).

Педагог хвалит детей за проделанную работу, обобщает и анализирует полученные знания.

Педагог. Как вы сегодня хорошо играли. Матрешкам очень понравилось. А вам ребята? С какими видами матрешек вы познакомились? Давайте на прощание споем матрешкам песню про них.

Дети поют песню «Матрешка»  (муз. Т. Варовиной, сл. В. Семерина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»

Открытая форма ООД для воспитателей....

Игра с матрешками. Матрешки танцуют

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и пра­вильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать вни­мание....

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...