ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО
статья ( группа) на тему

Харченко Олеся Сергеевна

Задача педагогического коллектива и администрации дошкольных образовательных организаций  -  выполнить  требования для создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, для формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, для подготовки к жизни в современном обществе, для формирования предпосылок к учебной деятельности, для обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_rpps.docx83.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучаемой проблемы……………………… 8

1.1.Предметное содержание РППС……………………………………………….14

1.2. 1.2.Организация пространства………………………………………………18

ГЛАВА 2. Практические аспекты…………………………………………………21

2.1.Организация предметной игровой среды …………………………………..22

2.2.Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании развивающей среды……………………………………………….24

2.3.Организация и использование предметно-пространственной среды

для физической активности детей…………………………………………….......26

2.4.Создание развивающей предметно-пространственной для детей с нарушением зрения………………………………………………………………29

2.5.Наполнение предметно-пространственной среды  для познавательного развития детей в группах компенсирующей и комбинированной направленности………………………………………………………………….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………… 39

ВВЕДЕНИЕ

     Дошкольные образовательные организации по всей России переходят на ФГОС, вступивший в силу 1 января 2014 года. Что же  должно измениться в дошкольных образовательных организациях благодаря переходу на стандарт? Что было вчера, что должно быть сегодня? Что именно улучшится? Почувствуют ли эти улучшения родители и дети?

     Стандарт дошкольного образования требует создания в детских садах определённых условий: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых, конкретной предметно-пространственной среды. И в этом смысле при переходе на стандарт дошкольного образования противопоставление «вчера – сегодня» не работает: чтобы создать условия, нужно довольно много времени. И в стандарте о требованиях к этим условиям много говорится.

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

     При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

  Конституция Российской Федерации;

 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

 Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

 Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

 Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образова- тельных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

 Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

 Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО.

1. РППС должна обеспечивать  максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации.

2. РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. РППС должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства должно обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
  • двигательную активность;
  • эмоциональное благополучие детей;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В  СанПиН 2.4.1.3049-13 сформулированы четкие требования к:

  • оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций;
  • к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию;
  • к внутренней отделке помещений дошкольных образовательных организаций.
  • к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций.

Задача педагогического коллектива и администрации дошкольных образовательных организаций  -  выполнить все перечисленные требования для создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, для формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, для подготовки к жизни в современном обществе, для формирования предпосылок к учебной деятельности, для обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника.

ГЛАВА 1.

Теоретические аспекты изучаемой проблемы

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Окружающая среда рассматривается  как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

Из положений работ А.И.Леонтьева, А.В. Запорожец, разрабатывавших тему дошкольного детства, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии: 

  • содержательности и эстетической значимости этой среды;
  • целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
  • активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.

Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОО программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

По мнению Л.С. Новоселовой, предметная среда должна:

  • быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;
  • инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
  • учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать решению задачи создания «зоны ближайшего развития» через организацию предметной среды;
  • обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;
  • иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней;

Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности.

  • Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании
  • Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.
  •  Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого.
  • Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.
  •  Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

Предметная среда должна удовлетворять любые образовательные потребности.

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) говорится об инклюзивном образовании.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" говорит:

п.13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность

В Ведомственном перечне государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными организациями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы в 139 государственной услуге прописано  предоставление специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Как соответствовать современным требованиям, когда дети с ограниченными возможностями здоровья теперь потоком хлынули в общеобразовательные учреждения? Как быстро и грамотно создать необходимые условия таким детям? Что в наших силах?

Во-первых, это знания, которыми должен обладать каждый педагогический работник детского сада в области инклюзивного образования, т.е это повышение квалификации педагогического состава в области инклюзивного образования;

Во-вторых, это наличие определенного штата специалистов (логопедов, психологов, дефектологов).

В-третьих,  материально-техническая база, методическая база.

Все это и есть создание специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучая механизмы адаптирования основных образовательных программ, мы понимали, что к адаптированным программам для детей с различными патологиями нужны разные условия, в том числе и развивающая предметно-пространственная среда. И приспособленность среды должна учитывать особенности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда нашего дошкольного отделения активно модернизируется и развивается. На сегодняшний день   ориентиром для её создания и развития  являются методические рекомендации для педагогических работников Федерального института развития образования: О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Родионова, П.Д.Рабинович, Е.М.Марич «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования».

Развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

«Развивающая предметная среда, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка». С. Новоселова

Что такое образовательная среда?

  • Образовательная среда имеет  специально – проектируемую направленность и предполагает создание условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства (охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие, профессиональное развитие педагогических работников, развивающее вариативное дошкольное образования, открытость  дополнительного образования, участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности).

Что такое развивающая предметно - пространственная среда?

  • Под предметно-пространственной средой  следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную. (П.2.8 ФГОС ДО)
  • РППС – часть образовательной среды, представленная специально-организованным пространством (помещениями, участком), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста
    в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны
    и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретения обновляемых образовательных ресурсов.

1.1.Предметное содержание РППС

 Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми    материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом). Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды. Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные.

Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

 провоцировать ребенка на агрессивные действия;

 вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые);

  провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и        насилием;

 вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам,

выходящим за рамки его возрастной компетенции;

 провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на      обеспечение гармоничного развития ребенка:

 полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;

 применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;

 дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;

 эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей. Что касается специальных требований, то их перечни элементов РППС должны найти свое отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО (в том числе для ДОО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья). Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития. Развивающие возможности элементов РППС характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала», полагая при этом, что чем выше этот потенциал, тем выше развивающие возможности. Степень этого потенциала можно оценить следующим образом. Чем больше количество заданий, которые могут быть сформулированы перед ребенком с использованием элементов РППС таких заданий, чем больше число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней, чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал элементов РППС. Смысл двух последних степеней можно понимать следующим образом: на основе некоторого элемента РППС можно сформулировать несколько заданий, но все они мало отличаются друг от друга по сложности, а, следовательно, такой элемент не позволит сформировать большое число ступеней сложности. Возможен и другой вариант: элемент имеет достаточно много ступеней, но задания на соседних ступенях значительно отличаются друг от друга по уровню сложности, т. е. «высота» ступеней сложности различна. При такой неравномерности ребенок может легко справится с одними заданиями, а другие будут для него слишком трудны, и он сможет их выполнить только с помощью взрослого. Степень «открытости», связанная с особенностью его структуры и содержания. Существуют такие элементы РППС, которые стимулируют творческую активность и ребенка, и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания для детей помимо тех. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования элементов РППС, тем выше их развивающий потенциал. Степень универсальности – возможность применять элементы РППС для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал. «Автодидактичность» – структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал элементов РППС. Определяя перечисленные параметры, можно делать выводы о величине развивающего потенциала различных элементов РППС, сравнивать их между собой, и выбирать из них те, которые имеют наибольшие развивающие возможности.  Оценивание развивающих возможностей элементов РППС, формирование перечней на их основе значительно повысит эффективность игровой поддержки                    образовательного процесса ДОО. Это обусловлено тем, что один развивающий элемент, благодаря своим свойствам, может быть использован для организации развивающих игр с широким диапазоном сложности. В состав перечней РППС для ДОО должны входить только те элементы, которые удовлетворяют установленным критериям качества, специальным требованиям, соответствующим профилю ДОО, имеющие все необходимые сертификаты. Кроме того, желательно, чтобы они имели высокий развивающий потенциал.

1.2.Организация пространства

 К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены10 . Немаловажную роль при организации РППС приобретают и цветовые характе- ристики. Цвет в помещении, оборудования и различных материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство. Эмоциональное воздействие цвета может более увеличиться в ограниченном пространстве. Таким образом, в соответствии с действующими нормами: «В помещениях, ориентированных на южные румбы горизонта, применяют отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7–0,8 (бледно- голубой, бледно-зеленый), на северные румбы – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7–0,8. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади поме- щения . В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. Использование технических средств в помещениях ДОО должно быть адапти- руемым под конкретные задачи, специфику образовательной программы и основано на систематическом использовании различных средств информационно-образовательных технологий (ИОТ). В настоящее время существуют ИОТ, предназначенные как для фронтальной работы педагога с детьми, групповой работы, так и индивидуальной работы детей под руководством взрослого. Причем эти технические средства должны органично функционировать без разрушения уже созданной РППС без необходимости организации специализированных компьютерных кабинетов. Совместное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования. Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО . Примерный перечень зон для организации РППС:

– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

– для познавательной активности (экспериментирование с различными    материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных    материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание   иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями    (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

– для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

ГЛАВА 2

Практические аспекты

Подробно остановимся на создании новой предметно-пространственной среды, её модернизации в соответствии с направленностями групп  в рамках одного образовательного комплекса.

После присоединения в 2012 году детских садов к школам в городе Москве в нашем   комплексе оказалось 2 школы 4 детских сада. И называться мы все стали «Школа с углубленным изучением английского языка», т.е. школа с повышенным содержанием обучения.

В нашем дошкольном отделении функционируют 31 группа.

Из них:

  • 2 группы – компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения)
  • 8 групп комбинированной направленности, в которых реализуется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения, с тяжелым нарушением речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата);
  • 17 группа общеразвивающей направленности;
  • 3 адаптационные группы кратковременного пребывания;
  • 1 семейный детский сад.

Изучив все необходимые нормативные документы, примерные образовательные программы, находясь на этапе формирования своей основной образовательной программы, мы кропотливо создаем в каждой группе свою развивающую предметно-пространственную среду.

2.1.Организация предметной игровой среды

     Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Воспитанникам нужно пространство для свободной деятельности и физических действий, а предметы интерьера часто становятся «неприкасаемыми».

     Многофункциональное использование мест для игровой деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с дефицитом площади.

 Ранее  практиковалось жесткое зонирование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с воспитанниками. Разработанная Надеждой Александровной Коротковой и Татьяной Николаевной Дороновой рамочная конструкция целостной полифункциональной предметно-пространственной среды групп старшего возраста предусматривает три зоны:

  • Для спокойной деятельности
  • Активной деятельности
  • Рабочую (учебную) зону.

     Требование вариативности обеспечивается трансформацией пространства и наполнением зон, их расширением или удаление при необходимости. Это становится возможным для нас  благодаря использованию штабелируемых кроватей в спальне, которую можно видоизменять, дополнять, гибко использовать вместе  с групповым помещением в течение всего времени пребывания детей в группе.

      Мы имеем возможность трансформировать  и видоизменять среду таким образом, что образуется дополнительное пространство  для организации всех видов  игровой и учебной деятельности.

     Жесткость в организации пространства отсутствует. Подробно остановлюсь на организации зон для спокойной и активной деятельности. Зона для спокойной деятельности – это констукторы, настольные игры +Уголок уединения, организуемый  в спальне, дает возможность ребенку снять напряжение, повышает  его эмоциональный настрой и реализует право на отдых. Благодаря мобильности нашей спальни мы создали и оборудовали такой уголок, который помогает ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы.

      Мобильность и трансформируемость предметно-игровой среды также позволяет раскрыть и творческие способности детей, организуя зону активной деятельности. В рамках реализации годовой задачи: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности» трансформируемая среда спальни превращалась в большую сцену (с декорациями, атрибутами) на которой развивались театрально-творческие действия, в которых участвовали все дети группы,  поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, обогатить речь ребенка, способствует обогащению и активизации словарного запаса детей.   В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.  Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках, играют самостоятельно в театральные игры  и с удовольствием выступают в роли зрителей. А организуемая зона для активных действий в спальне очень хорошо позволяет это сделать. Зона также позволяет детям совместно с педагогом и самостоятельно проводить подвижные, сюжетно-ролевые игры.

       Наполняемость сменяемых зон исходит из того, что   игра – ведущий вид деятельности. Поэтому мобильные зоны  наполняем предметным содержанием, которое можно видоизменять, дополнять, гибко использовать в зонах с гибкими границами, раздвигая, или сужая их.

Мы добиваемся, чтобы среда нашей группы стала универсальной.

А принцип универсальности позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей. 

2.2.Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании развивающей среды

     Пространственно-предметный компонент среды – один из ключевых факторов личностного развития. Сконструированная для ребенка образовательная среда в группе создает условия для индивидуализации и гендерной социализации.

     Индивидуализация и возрастная ориентация среды обеспечиваются  систематическим обновлением предметной среды.

      Так развивающая среда в группы должна строиться с учетом специфики пола,  обеспечивать возможность развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать  им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.

     Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем на год раньше, чем мальчики. В том числе девочки быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек в большей степени ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, тогда как среда для мальчиков представлена зрительными стимулами, наглядной информацией.

     Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные и абстрактное мышление, а с точки зрения развития памяти  мальчики сильны  в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей.

     При организации образовательной среды мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки (за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации.

     Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием различных эмоциональных стрессов. Они не столь компетентны, как девочки, в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней справляться.

     Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве. Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки.

 Игры мальчиков связанны  преимущественно с действиями, а игры девочек – с взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко  даже интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь в пространстве или вертя что-то в руках), тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи вслух.

     В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей  крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной  моторики и важно через образовательную среду стимулировать развитие у них мелкой моторики.

 Таким образом, развивающие возможности образовательной среды группы, направлены на общее развитие детей и создают условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.

2.3.Организация и использование предметно-пространственной среды

для физической активности детей

Вопрос создания предметно-пространственной среды для каждой группы  дошкольного отделения в настоящий момент является важным и актуальным.

Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно-пространственной среде определенные требования.

Согласно стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Это происходит в том случае, если среда отвечает следующим требованиям:

  • Направленность – соответствие актуальным интересам и потребностям детей;
  • Многофункциональность – условие для организации разнообразных видов деятельности;
  • Неоднородность – разнообразие материалов, игрушек…
  • Динамичность – возможность внесения изменений, дополнений.

Воспитатель группы должен знать особенности и элементы среды, способы её изменения.

В свою очередь и дошкольники должны иметь представление о возможностях преобразования предметно-игровой среды совместно с педагогом.

Одной из наших  годовых задач является сохранение и укрепление здоровья за счет расширения здоровьесберегающих ресурсов образовательной организации.

Первое требование к предметно-пространственной среде – насыщенность, которая должна соответствовать возрастным возможностям детей и образовательной Программе. Насыщенность  нашей группы обеспечивается имеющимся и систематически пополняемым  оборудованием. Мы имеем возможность использовать не только то оборудование, которое находится в группе, но и оборудование музыкального и спортивного залов, комнаты релаксации. В наших группах имеются спортивные уголки, в которых традиционно есть необходимое оборудование для проведения утренних гимнастик, физминуток. Для проведения гимнастик после сна в группах есть дорожки здоровья.  Используя принцип ТРАНСФОРМИРУЕМОСТИ предметно-пространственной среды и благодаря переносным штабелируемым кроватям, используемым в группах, у нас появилась возможность видоизменять и расширять зону для активной деятельности детей. Трансформируемость предметно-пространственной среды дает возможность ее изменения в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей.  Теперь у детей есть спальное помещение, которое можно задействовать в течение всего времени пребывания воспитанников  в детском саду. Благодаря кроватям, которые ставятся друг на друга, освобождается место для двигательной активности детей. Есть возможность проводить в спальне игры большой и малой подвижности, заниматься на тренажерах. Появились более широкие возможности для совместной и самостоятельной деятельности. Мы стараемся эффективно использовать все пространство группы, творчески подходить к этому.

Для эффективной организации двигательной активности в групповом помещении мебель  размещена по периметру помещений таким образом, что во время свободной деятельности остается максимальное пространство для движений.

Полифункциональность развивающей среды дает возможность разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую  мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д. Мы учитываем индивидуальные и возрастные особенности развития, создавая ситуацию выбора. Все игровое и спортивное оборудование соответствует возрастным возможностям детей, а каждый ребенок может выбрать из предлагаемого оборудования то, что ему по душе. Игровое оборудование яркое и привлекательное, периодически сменяется, чтобы поддержать интерес у детей.

Предметно-пространственная среда нашей группы  вариативна. В группе имеются  различные зоны (учебная, зона для спокойной деятельности и зона для активной деятельности). С помощью различных  составляющих мы имеем возможность видоизменять зоны группового помещения, раздвигать и сужать границы той или иной зоны в зависимости от ситуации.

Доступность обеспечивается благодаря тому, что  все игровые материалы, в том числе и спортивное оборудование,  находятся в свободном доступе для детей. Каждый ребенок имеет возможность в свободной игровой деятельности занять себя по интересам.  Здесь очень важно помогать детям  правильно и рационально использовать имеющееся оборудование.

И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды. Вся мебель в группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов. Игровое и спортивное оборудование также имеет сертификаты соответствия. Наполняя развивающую среду, педагогический коллектив руководствуется письмом Минобразования России от 15.05.1995 № 61/19-12 «О  психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

2.4. Создание развивающей предметно-пространственной для детей с нарушением зрения

ФГОС ДО говорит нам о том, что коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Подробно остановимся на формировании РППС в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения  испытывают трудности взаимодействия с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с другими людьми. Мы имеем   детей со зрительными патологиями, которые различны как по структуре, так и по степени тяжести.  У большинства детей составной частью диагноза  является амблиопия и косоглазие.  В связи  с этим  дети с нарушением зрения испытывают трудности в процессе различных видов деятельности.  У них снижена познавательная и двигательная активность, что, в свою очередь, сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму.  Но многие возникающие трудности, в подавляющем большинстве случаев, можно устранить ещё до начала школьного обучения.

Поэтому одним из требований к инклюзивному образованию является создание специальных образовательных условий. Составной частью этих специальных условий является создание предметно-пространственной среды, которая в свою очередь будет служить сразу для достижения следующих целей:

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды для адаптации и социализации детей с ОВЗ.
  2. Создание развивающей предметно-пространственной среды для познавательного развития детей с ОВЗ.

Как учесть индивидуальные потребности каждого ребенка в группах комбинированной и компенсирующей направленности, а так же, чтобы она  выглядела эстетично и была направлена на развитие воспитанников?    

Игровые зоны, которые обеспечивают социально - коммуникативное развитие детей всех категорий, помогают формировать у них основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Среда обогащена игрушками всех видов, разных размеров, сделаны из  разных материалов, имеющие разнообразные признаки, свойства и качества, что необходимо  для детей всех категории, а особенно для детей инвалидов. Имеются сундучки  с предметами - заместителями, которые  пользуется у детей огромным успехом, и развивают у них воображение и творчество. Есть полки, где расположены экспонаты для сюжетно - ролевых игр: «Больница», «Супермаркет», «Аэропорт», «Ферма».

      В группах создана коррекционно-развивающая среда, которая  оснащена разнообразными пособиями для детей с нарушением зрения, эти же пособия приемлемы и для здоровых детей:

Тренажёр «Гимнастика для глаз» - используется как для снятия и профилактики зрительного напряжения,  а так же  для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

«Лабиринты» - направлены на прослеживающие функции глаз,  активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз  – используем в индивидуальной работе с детьми не только с нарушением зрения, но и с нормативными.

Различные  «Головоломки», «Тестолетто»  - направлены на прослеживающие функции глаза, на развитие мышления и цвето-восприятия. Очень нравятся всем  детям.

«Жар птица» - данный тренажёр мы сделали сами, по авторской методике  Базарного.  Зрительные метки очень яркие, составляют единый игровой сюжет, по мере необходимости меняется. Используем как физминутку на занятиях для расслабления мышц глаз, так  и в индивидуальной работе с деть с нарушением зрения, а также для закрепления пройденного материала. Этот тренажер направлен на развитие слежения глазами в положении стоя по заданным направлениям, с одновременным вращением головой,  глазами, туловищем. Базируется на зрительно-поисковых стимулах.

  «Мобили» подвесные –  предназначены для снятия зрительного напряжения, меняем в зависимости от тематики или посезонно.

 В  группе очень много  игр и пособий на тактильное восприятие.

 Есть книги с контурно-рельефными картинками, которые  способствует лучшему восприятию предмета.  Книги выпускаются непосредственно  для детей с нарушением зрения, но очень нравятся и детям с хорошим зрением, так как картинки объемные, яркие, красочные, приятные на ощупь.

  Следующая группа  игр: пазлы, мозаики, матрешки, разрезные лото     (составление из частей целое), разнообразные конструкторы  имеющие крупные и мелкие детали, яркие цвета, которые  помогают  развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, мышление, память; заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания.

В процессе работы мы соблюдаем так же и офтальмо-гигиенические требования:

  • Искусственное и естественное освещение (дополнительная подсветка доски);
  • Безопасность (круглые столы, закругленные углы мебели,  острые углы стола закрыты специальными декоративными насадками).

 Так как у нас нет помещения для спальни, то в группах стоят выдвижные кровати. В зависимости от образовательного процесса пространство группового помещения трансформируется. В утренние  часы мы проводим зарядку, занятия. А  в вечернее время она  используется  для свободной игровой деятельности,  а так же для малых подвижных игр.

Столешницы кроватей используем как сенсорную зону, где мы располагаем разные мозаики, игровые шнуровки, дидактические игры, рамки вкладыши, игры на тактильные восприятия, предназначенные  для индивидуальной работы с детьми всех категорий.

     Центр театрализованной деятельности:

Мы считаем, что он является одним из самых важных объектов среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Данная среда не является стационарной, она меняется в зависимости от прочитанного и пройденного материала. Имеются разнообразные театры, соответствующие данному возрасту и категории детей.  Все персонажи и атрибуты находятся в свободном доступе детей, направлены на развитие самостоятельности, творчества. 

     Центр изобразительной деятельности:

 Для центра творчества мы выделили  такое место, чтобы оно была ярко освещено, свет падал с левой стороны. За столом  малыши учатся разукрашивать, лепить, изучают цвет, форму, много различных трафаретов, обводок, которые необходимы детям с нарушением зрения. На столе выставлен весь необходимый материал для продуктивной деятельности. Есть  «полочка Красоты», на которой гостят различные игрушки народного промысла. Рисуя, у ребенка развиваются  пространственные представления, мелкая моторика, творческое воображение.

     Центры природы и экспериментирования:

В Центре природы – представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками; различный материал и атрибуты для проведения опытов. Есть баночки с природным материалом (каштаны, жёлуди, шишки, различные семена) они необходимы для индивидуальной работы с детьми,  и особенно с детьми инвалидами, а ещё используются для продуктивной деятельности всех детей.

      Игровой конструктивный центр:

Здесь выставлены все виды конструктора, игрушки (используемые в конструировании), машины различных размеров. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, сесть на коврик и  заняться строительством.

     Центр отдыха, или релаксации:

Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в центр уединения и релаксации. Сидя в кресле, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.  А так же тихо поиграть со своей любимой  игрушкой.

В центре расположены сказки и рассказы для малышей, книжки- малышки, предметные и сюжетные картинки, герои сказок и мультфильмов, игрушки, альбомы для рассматривания по темам: «Профессии», «Времена года» и т.д.

Существует – уголок настроения, ребенок, приходя утром в группу подходит к стене, и выставляет смайлик (грустного или веселого) в зависимости от настроения. В течении дня он может поменять смайлик, если у него поменялось настроение.

2.5.Наполнение предметно-пространственной среды  для познавательного развития детей в группах компенсирующей и комбинированной направленности

     В группах  создаются благоприятные условия для правильного развития детей с нарушением зрения, с целью предотвращения возможных вторичных отклонений.

Ведь известно, что при неправильной организации среды, воспитания и обучения страдают, прежде всего, познавательные процессы ребёнка,    наблюдаются отклонения в эмоциональном  и интеллектуальном развитии, а также в речевом развитии детей

     Создание специальной коррекционно-оздоровительной среды в группе компенсирующей направленности.

Большое внимание мы уделяем созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды пространства группы: обязательным предметом в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий являются подставки, которые меняют  угол наклона в зависимости от диагноза ребенка,    и необходимы для действий с дидактическими пособиями и материалами.

     Зрительно-двигательные траектории.

На стенах группы  расположены многофункциональные схемы зрительных траекторий для проведения различных видов зрительных гимнастик,  основанных на авторской  методике В. Ф. Базарного, с помощью которых предотвращается зрительное перенапряжение в процессе проведения занятий, а также закрепляется пройденный материал.

     Зрительные метки на стекле по Э.С. Аветисову

Для  снятия зрительной усталости и тренировки механизмов аккомодации используется упражнение «Тренировка на оконное стекло».  Ребёнок фокусирует взор на метке в течении 10 секунд, затем переводит взор вдаль (за оконное стекло). При этом ребёнок проговаривает то, что он видит. Для девочек метки-куколки,   а для мальчиков – самолётик.  Представленные упражнения направлены на снятие зрительного утомления, повышения  работоспособности и активизации мыслительных процессов детей и могут проводиться в ходе любых режимных моментов.

     Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей  с нарушением зрения.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к поиску.   Необходимо учитывать, что познавательная деятельность детей с патологией зрения осуществляется на суженной сенсорной основе. Эти дети получают меньше информации об окружающих предметах, причем эта информация может быть не всегда достоверной, точной и четкой.

     Цели и задачи  образовательной области «Познавательное развитие»

В рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие»  предметно - пространственная среда группы компенсирующей направленности формируется в соответствии с целями и задачами адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

     Модули образовательной области «Познавательное развитие»

Данная область состоит из модулей:

  1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  2. Ознакомление с миром природы;
  3. Формирование элементарных математических представлений;
  4. Приобщение к социокультурным ценностям.

      Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Созданы центры экспериментирования и ознакомления с миром природы.  Его оснащение  постоянно изменяется и пополняется  в зависимости от времени года, темы дня,   недели,  интересов детей.

 В нём воспитанники в процессе совместной деятельности с воспитателем   или самостоятельной деятельности проводят занимательные опыты, наблюдения за живой и неживой природой.

Дети  учатся применять разнообразные способы обследования предметов,   совершенствуют сенсорные способности,  учатся работать с различными источниками информации,   учатся пользоваться оптическими средствами (лупами, линзами, биноклями) при рассматривании предметов.

     Ознакомление с миром природы.

Дети знакомятся с природой и природными явлениями,  учатся устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. У них формируются элементарные  экологические представления.

Работа в данном модуле направлена на формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

     Формирование элементарных математических представлений

Следующий модуль - формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира. На занятиях  важно уделять внимание развитию зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентации и формированию чувственно-практического опыта детей за счет активного включения в процесс обучения сохранных анализаторов и речи.

Игры на развитие зрительно-пространственной ориентации.

Значительные трудности испытывают дети с нарушением зрения в зрительно-пространственной ориентации, что при отсутствии специальных условий обучения приводит к обеднённости информации о пространстве.  Поэтому ведётся  работа по обогащению, расширению чувственного опыта детей, с помощью разнообразных пособий: головоломки, лабиринты и т. п.

Игры на развитие прослеживающей функции глаз способствуют развитию зрительно-моторной координации.

Игры на развитие мышления, зрительной памяти,  зрительного внимания.

Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребёнка с нарушением зрения.

Комплексность занятий по математике обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов, и в то же время  у них развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Игры на развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия, выделение сенсорных эталонов.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общим сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, усвоение системы сенсорных эталонов (системы геометрических форм, спектра цветов).

Конструкторская деятельность. При использовании различных видов конструктора  в работе с детьми с нарушением зрения,   развиваются творческие способности ребёнка,  развивается  крупная и мелкая моторика, зрительное восприятие. Дети учатся  контролировать свои движения и управлять ими,  формируется потребность мастерить поделки из различных материалов.

     Приобщение к социокультурным ценностям.

Для  реализации целей и задач данного модуля оформлены и эффективно используются: мини-музей «Русская –  народная игрушка», патриотический уголок, уголок «Книги наши друзья».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации   базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности обеспечивается в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы дошкольной организации. Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

  реализация различных образовательных программ с учетом применения     инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;

 организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

 реализация двигательной активности детей, возможности общения и совмест- ной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения. Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей.

     Сколько бы мы ни обсуждали важность создания развивающей предметно-пространственной  среды,  следует помнить: посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли предметная среда одухотворенной, захочет и сможет ли ребенок освоить её.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

  1. Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  3. Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с.;
  5. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Издательство «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014.-  230 с.
  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2004.
  7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. М., 2006.
  8. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. С. 77.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2007. С. 45.
  10. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной

среды в соответствии с федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для

педагогических работников дошкольных образовательных организаций и

родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева,

О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-

тут развития образования, 2014. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре.Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей среды». 2014 г.

Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей  среды  »...

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС

1. Какой характер носит предметная среда ДОО по отношению к ребёнку? *  а) воспитательный; б) развивающий; в) коррекционный.2. “Концепция построения развивающей среды в ...

Гендерный аспект в проектировании предметно-пространственной развивающей среды в контексте ФГОС ДО

В данной статье представлены практические материалы по использованию предметно-пространственной развивающей среды с учетом гендерного аспекта...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие

Проектирование предметно-пространственной развивающей средыв младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие...

«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....