Проектирование предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе (от 3 до 4 лет) по направлению: сенсорное развитие
методическая разработка
Проектирование предметно-пространственной развивающей среды
в младшей группе (от 3 до 4 лет)
по направлению: сенсорное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_sreda.docx | 188.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГБДОУ 15 Пушкинского района СПб
Алексеева Т.В.
Проектирование предметно-пространственной развивающей среды
в младшей группе (от 3 до 4 лет)
по направлению: сенсорное развитие
Особенности возраста по направлению сенсорное развитие (выписка из программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой «От рождения до школы»)
Сенсорное развитие
Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления.
Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям.
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
Виды деятельности, в которых будет осуществляться процесс сенсорного развития:
дидактические игры,
сюжетно-ролевые игры,
игры со строительным материалом,
действия с предметами,
рисование,
лепка,
аппликация,
познавательно-исследовательская деятельность.
Принципы организации уголка:
· доступность;
· безопасность.
Оборудование и материалы для организации сенсорной деятельности. Сенсорный уголок должен быть оснащен:
Название уголка в группе | Материалы |
Сенсорный уголок | 1.Природный материал: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох. 2. «Чудесный мешочек» - непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). 3.«Определи на ощупь» - непрозрачный мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). 4.«Платочек для куклы» - три куклы в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном), непрозрачный мешочек. 5.«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» - стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. 6. «Узнай фигуру» - геометрические фигуры, непрозрачный мешочек. 7.«Догадайся, что за предмет» - различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), тонкая, но плотная и непрозрачной салфеткой. 8.«Найди пару» - пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. 9.«Найди ящичек» - спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. 10.«Что в мешочке» - небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. 11.«Найти предмет указанной формы» - картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб). 12.«Коврик» - коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. 13.«Какая фигура лишняя?» - различные наборы из четырех геометрических фигур (три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др.) 14.«Составь целое из частей» - геометрические фигуры. 15.«Сравни предметы по высоте» - предметы различные по высоте 16. «Палочки в ряд» - 10 палочек разной длины. «Самая длинная, самая короткая» - разноцветные ленты разной длины 17.«Пирамидки» - три пирамидки 18.«Матрешки» - две, три матрешки, состоящих из 5—6 штук (и более). 19.«Разложи по размеру» - чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др. 20.«В какую коробку?» - пять видов игрушек разных размеров, пять коробок разных размеров. 21. «Дальше — ближе» - рисунок с изображением леса 22.«Какого цвета не стало?» - несколько флажков разного цвета. 23.«Какого цвета предмет?» - карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. 24. «Собери гирлянду» - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов, разноцветные кружки. 25.«Сплети коврик из цветных полосок» - образец коврика из цветных полосок, цветные полоски. 26.«Какие цвета использованы?» - изображения предметов разных цветов и их оттенков. 27.«Уточним цвет предмета» - таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. 28.Массажные мячи, разные по форме, упругости, фактуре поверхности. 29.«Шариковые» ванны» - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. 30. «Осязательные ванны» — в небольшой коробке горох или бобы, фасоль, желуди. 31.Игровые тактильные панно «Морское дно» и «Веселые человечки» (сенсорная панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих части предметов. 32.«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). 33. «Колючий» коврик с неострыми шипами. 34.Мягкие модули разных цветов и формы. |
Все материалы можно использовать и в различных видах деятельности, что позволяет задействовать все вышеперечисленные виды деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно пространственная развивающая среда в младшей группе
Организация предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС. Цели, задачи и принципы ппр среды освещены в этой работе....
Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"
Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"...
Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...
Предметно - пространственная развивающая среда в младшей группе "Ладушки"
Письменная характеристика предметно – пространственной развивающей среды в младшей группе "Ладушки" Воспитатель: Зайнуллина Т.В. Одним из определяющих факторов ...
Предметно-пространственная развивающая среда второй младшей группы
Презентация, содержащая описание развивающих центров второй младшей группы...
«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».
Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...
Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей группы для детей с компенсирующей направленностью
Аналитическая справка развивающей предметно – пространственной среды 1 младшей группы для детей с компенсирующей направленностью...