познавательно-исследовательский проект«Мы почемучки и следопыты»
проект (подготовительная группа) на тему

Бальгишиева Сыйлыхан Бальбековна

 познавательно-исследовательской проект «Мы почемучки и следопыты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект  «Мы почемучки и следопыты».

Бальгишиева Сыйлыхан Бальбековна ,

воспитатель

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждение

 начальная школа «Прогимназия»

 «Воспитывает все: люди, вещи, явления,

Но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги»

А. С. Макаренко

Возможность получения качественного образования в соответствии с «Концепцией развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года» является одной из наиболее важных жизненных ценностей для каждого жителя округа, неким лифтом, обеспечивающим социальную мобильность представителям всех слоёв общества. Качество дошкольного образования во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Но когда говорят, что каждый ребенок должен вступить в мир образования уже в детстве, часто забывается, что детство не сводится к системе дошкольных учреждений, где ребёнок может получить ту или иную поддержку. Детство обеспечивается, и это главное, поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка. ФГОС ДО создаёт такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были и государство, и семья, и педагоги.
Досуговое направление в работе с родителями является самым, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.  

    В качестве аттестационного задания разработала проект «Мы почемучки и следопыты» для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7лет с участием родителей. Полученные знания, служат фундаментом для проведения итогового мероприятия, основной целью которого является освоение и практическое применение детьми знаний об опытах и экспериментировании.

    Каждый этап проекта связан с предыдущим и последующим, имеет внутреннюю логику построения.      

    Проект «Мы почемучки и следопыты» реализуется совместно с родителями, которые являются не только зрителями, но и непосредственными участниками, выполняющими различные  роли , помощниками в реализации проекта.

    Активное участие родителей является положительным моментом их активизации , потому что у них есть возможность принять участие в играх вместе с детьми, поделиться своими знаниями, проявить творческие возможности. При реализации проекта используются разнообразные формы взаимодействия с детьми и родителями: игры, конкурсы, презентации, проблемные ситуации, музыкальное сопровождение.

  В рамках проекта были проведены следующие мероприятия: подбор дидактических игр, литературы, наглядно-иллюстрированного материала; поисково-исследовательская деятельность с детьми и родителями;

 Использование информационно-коммуникативных технологий, в данном случае подготовленные родителями презентации «Свойства воды», « Как  лимон надувает воздушный шар», « Тепло расширение и сжатие» и электронные викторины «Веселые загадки», «Четвертый лишний», помогают детям наглядно усваивать материал. Участие в проекте показало, что творческий и совместный подход к делу объединяет детей, родителей, воспитателей и специалистов. Только благодаря совместной работе получилось интересное и познавательное мероприятие.

Для того, чтобы привлечь родителей воспитанников к совместному взаимодействию, я использовала следующие формы взаимодействия: -изучение запросов и возможностей родителей воспитанников (анкетирование, опросы, беседы;

-заучивание с детьми частушек, стихотворений;

-викторина для детей и родителей «Что? Где? Когда?» ; -привлечение родителей совместно  с детьми к презентациям с опытами(«Свойства воды»,  « Как  лимон надувает воздушный шар», « Тепло расширение и сжатие») ; книжки своими руками «Книжка юного исследователя», оформлению альбомов «Мои открытия», альбомы с изображающие полезные и вредные факторы для здоровья.  Подготовка совместных рисунков «мы следопыты»;

-фоторепортаж «Книжка юного исследователя» (отображение в фотографиях этапов создания книги)

-организация мастерской по созданию книжки с участием родителей; -участие в конкурсах с презентациями

-фоторепортаж «Как мы проводим свои эксперименты».

-создание мини-музея камней «Загадочный мир»

-маршрут выходного дня (посещения галереи «Стерх»,  Сургутского краеведческого музея «Сокровища земли»  выставка камней и минералов).

           Совместное проживание детьми и родителями темы проекта способствовало сплочению семьи, вовлечению родителей в жизнь детского сада и перевода родителей из «наблюдателей» в активных участников и помощников. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

   В качестве рефлексии использовалась «Клумба волшебных цветов», родители на лепестках оставили свои впечатления о проведенном мероприятии, а дети «посадили» цветы на клумбу.

   Для определения эффективности проведенного мероприятия педагог должен ответить на следующие вопросы: 1. Установлен ли контакт с детьми, взрослыми? 2. Не наблюдались ли признаки переутомления детей? 3. Каким было самочувствие и настроение взрослых? 3. Каков уровень знаний детей по теме проекта? 5. В какой роли родители чувствовали себя более комфортно: артистов, зрителей? 6. Оцените своё участие и вклад родителей в решении задач развлечения. 7. Определите эффективность участия родителей, педагогов в подготовке и проведении мероприятия. 8. Что на Ваш взгляд Вы бы поменяли в развлечении, если бы была возможность это сделать?

 

Цель и задачи  проекта: повышение интереса детей и родителей к познанию окружающего мира через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- развивать коммуникативные навыки детей в общении со сверстниками и

взрослыми.

Предполагаемый результат:

Совместное создание мини-музея камней «Загадочный мир», посещения  Сургутского краеведческого музея «Сокровища земли»  выставка камней и минералов).

Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Повышение познавательного интереса детей и родителей. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.

Тип, вид проекта: краткосрочный (1 месяц), исследовательский, творческий. Участники проекта: дети, родители, воспитатели, младший воспитатель, инструктор по ФК, музыкальный руководитель  Возраст детей: 6-7 лет, старший дошкольный возраст. Ресурсное обеспечение или материалы к проекту: План проведения проекта «Мы почемучки и следопыты!».

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий. Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Электронная презентация . Картотека игр, пословиц, поговорок. Мультфильмы.

Фотографии недели «Мы почемучки и следопыты». Оборудование для сюжетно-ролевых игр. Оборудование для подвижных игр. Интернет ресурсы.

Сотрудничество со специалистами ОО (инструктор по ФК, музыкальный руководитель).

 Продукты проектной деятельности:

-выставка рисунков «мы следопыты»;

-фоторепортаж «Книжка юного исследователя» (отображение в фотографиях этапов создания книги)

-фоторепортаж «Как мы проводим свои эксперименты».

-выпуск стенгазеты «Юный ученый»

-викторина для родителей «Что? Где? Когда?».

-альбом со стихами, пословицами и поговорками ;-оформление альбома «Мои открытия!». План реализации проекта. Этапы реализации проекта:

Первый этап. Организационный (подготовительный):

-составление плана проведения проекта;

 подбор методической литературы, интернет-ресурсов;

 разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности;  организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

Второй этап. Практический (выполнение проекта): Погружение в тему проекта.

  • проведение познавательных  бесед;
  • проведение непосредственно образовательной деятельности;
  • проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр; экологических игр;
  • чтение художественной литературы, заучивание стихов, закличек по теме;
  • прослушивание песен по теме проекта;
  • Дети проводят опыты , используя пособия и материал для проведения исследования. Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изо деятельности.
  •  Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов

Третий этап. Заключительный (результат проекта) -выставка рисунков «мы следопыты»;»; -выпуск стенгазеты «Юные ученые».

-посещение библиотеки.

Работа по проекту с родителями:

-информация в родительский уголок «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой»;

-викторина «Что? Где? Когда?»

 -оформление фотовыставки «Как мы проводим свои эксперименты» и размещение на сайте учреждения;

презентациям с опытами(«Свойства воды»,  « Как  лимон надувает воздушный шар», « Тепло расширение и сжатие») ; книжки своими руками, оформлению альбомов «Как мы проводим опыты», подготовка совместных рисунков «мы следопыты»;

-фоторепортаж «Книжка юного исследователя»  (отображение в фотографиях этапов создания книги)

-создание мини-музея камней «Загадочный мир»

-маршрут выходного дня (посещения галереи «Стерх»,  Сургутского краеведческого музея «Сокровища земли»  выставка камней и минералов).

                                        Схема реализации проекта:

0бразовательная область

Вид детальности

Содержание

Социально- коммуникативное

познавательная,

продуктивная,

коммуникативная

Разучивание стихотворений, потешек, пословиц .,отгадывание загадок по тематике проекта; беседы о сезонных изменениях в природе,  беседа о правилах поведения во время эксперимента;беседа на тему: «Солнце, воздух и вода - мои лучшие друзья»; памятки для детей и родителей:«Чего нельзя и что нужно делать». Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних         условиях»                    

Речевое развитие

коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора

Заучивание    Стихотворений, отгадывание загадок, пословицы и поговорки «Волшебная вода, узнаем мы тебя», стихотворение  Н. Рыжовой "Волшебная вода".Чтение русского фольклора«Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...», детские сказки :И. Соколов-Микитов. «Соль земли». Чтение сказок П.П.Бажова.

Физическое развитие

двигательная, игровая

 Игры : «Звуки в воде», «Потребность растений в воде», «Воздух невидим», «Движение воздуха», «Песчаный конус»», «Свойства мокрого песка», «Вода и снег»,

«Рассматривание песка через лупу». Игры-аттракционы: перетягивание каната..

Художественно-

эстетическое

развитие

музыкальная, игровая

 Расматривание видов  камней (галька, булыжник, гранит).. Рисование «Песочные постройки»,. Выставка рисунков «Мы следопыты». Разучивание стихотворении: «о песке, о воде, о камнях».  Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря , шуршание песка и т.п. Разучить детские песенки о воде, о песке. Фотовыставки «Как мы проводим свои эксперименты».Просмотр  мультфильма «Фиксики».

Познавательное развитие

познавательно-

исследовательская,

коммуникативная.

НОД –экспериментирование «Птицы-верные помощники».  Просмотр электронной презентации :Викторина «Что? Где? Когда? Беседы:«Воздух вокруг нас»,«Свойства веществ» , просмотр презентации:  презентациям с опытами «Свойства воды»,  « Как  лимон надувает воздушный шар», « Тепло расширение и сжатие».  фоторепортаж «Книжка юного исследователя»  

Достигнутые результаты:

Реализуя проект «Мы почемучки и следопыты» в воспитательно-образовательном процессе обеспечило развитие у детей любознательности. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка различных игр и инсценировок дала возможность развитию выразительной речи, мимики, движений. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. По итогом проекта была проведена викторина для детей и родителей «Что? Где? Когда? Создан мини-музей камней «Загадочный мир»

Анализируя результаты проживания проекта, я сделала вывод, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, привлекая своих родителей, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Родители были активными участниками и помощниками в реализации проекта, проявили творческую инициативу при изготовлении книжки своими руками, в создании мини-музея камней, предоставили фото материалы и рисунки к творческой выставке, участвовали вместе с детьми в викторине, в играх, в конкурсах. Развивающая среда в группе была пополнена книгами, подборками стихов, загадок, фотографиями, картотекой игр и забав.

Хорошо организованная досуговая деятельность позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений и культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Список источников

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозайка-синтез, 2014г.
  2. СанПин 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях от15.05.2013г. №26
  3. Лопатина А, Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников - М.: Амрита – Русь, 2008
  4. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  5. Майер А.А, Давыдова О. И, Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада - М.: ТЦ Сфера, 2012
  6. Масленникова О.М., А.А. Филиппенко Экологические проекты в детском саду - Волгоград, 2009
  7. Рыжова Н.А. Я и природа М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996 
  8. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте учебное пособие для студентов вузов – М.: Академия, 2008

http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"

Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...