Консультация для воспитателей "Коррекция эмоциональной сферы детей средствами музыки, пластики, театра"
консультация ( группа) на тему
Консультация проводится музыкальным руководителем и предназначена для воспитателей всех возрастных групп детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya._kor._emots._sfery.doc | 46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 11
Конспект консультации
для воспитателей
«Коррекция эмоциональной сферы детей средствами музыки, пластики, театра»
из опыта работы
музыкального руководителя МБДОУ № 11 Сударской Н.В.
г. Усть-Лабинск
С самых ранних лет ребёнок стремится проявить творчество, поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить фантазию, пытаться максимально реализовывать их способности.
В развитии творческих способностей нам помогает театр, одно из любимых зрелищ дошкольников. Все его виды (перчаточный, пальчиковый, настольный, театр кукол на гапите, напольных кукол, теневой и магнитный) привлекают детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Дети видят знакомые и близкие им игрушки, которые в руках «артистов» двигаются, говорят и, тем самым, становятся ещё привлекательнее, и дети заинтересованы сами попробовать «поиграть в кукольный театр». Для того, чтобы превратить эти игры-занятия в увлекательный процесс, необходимо стремиться сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой. На таких занятиях мы объясняем детям (старшая, подготовительная к школе группы), что актёр современного кукольного театра должен многое знать и уметь. Он не только управляет куклами разных систем, но и действует на сцене как живой актёр в драматическом театре: поет, танцует. Поэтому нужно многому научиться, чтобы быть настоящим актером театра кукол. Однако, театрализованными куклами могут быть не только специально изготовленные куклы, но и любые в сочетании с живыми руками, любой предмет «в сценическом действии из неодушевлённого превращается в живое действующее лицо, художественный образ, помогающий раскрытию сценического действия», либо могут быть просто руки.
«Спектакль - это не самоцель, а повод для того, чтобы заниматься». Мы не должны делать из детей артистов, и это «приобретение актерских навыков», в первую очередь - приобретение навыков поведения в определённых ситуациях. Ребёнок должен как можно раньше сбросить «груз зажатости», наконец, чем раньше ребенок услышит в свой адрес аплодисменты, тем лучше, ведь это тоже важно для жизни.
Первое занятие с театрализованной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Эта встреча создает радостную атмосферу, вызывает интерес к происходящему на сцене. Со второй младшей группы мы обучаем простейшим приемам кукловождения настольных кукол (используем резиновые, мягкие, дымковские, конусные). Малыши играют, рассматривают, пытаются «оживить», определить характер, голос, походку. Мы предлагаем придумать небольшие истории, досочинить диалоги, найти выразительные интонации. Помогаем только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Здесь очень важна речь взрослого, так как речь малышей не очень развита, внимание рассеянное. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремимся, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребёнка. Стараемся создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Ребёнок только тогда сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе детей и взрослых. Разыгрывание подобных сказок раскрепощает малыша, даёт ему возможность поверить в свои силы.
Следующий этап - работа над этюдами, которую нужно проводить постоянно в каждой возрастной группе. Этюды - это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства, основы кукловождения. Ребёнок учится наклонять игрушку вперёд и возвращать её в исходное положение. Освоив это движение, ребёнок сможет применить его в тот момент, когда его игрушка решит «заговорить», Этюд учит ребёнка переключать внимание с одного движения на другое, помогает понять следующее: если одна игрушка «говорит», то другие внимательно слушают, чтобы зрители могли определить, какая из игрушек в данный момент «разговаривает». Дети должны заниматься не только этюдами с куклами, но и этюдным тренажем. Этюдный тренаж - работа актёра над собой. Тренаж развивает умение двигаться на сцене, общаться с партнёрами.
Игровые упражнения можно включать в различные занятия, и такие включения могут заранее планироваться, а иногда – импровизироваться. Безусловно, научить импровизировать в процессе игрового общения с детьми – дело непростое, поэтому лучше начать с изучения театрализованных игр, с придумывания разнообразных творческих заданий, которые требуют самостоятельного решения.
Важно, чтобы наравне с ребёнком был увлечён и взрослый. Этот обоюдный интерес и увлечённость помогут создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и способности. Владение разнообразным репертуаром - литературным, музыкальным, игровым, желание играть и немного фантазии, и тогда всё, что нас окружает - мебель, посуда, камни, листья - могут превратиться в какие угодно сказочные элементы. Шаги (чьи они могут быть?). На улице какая погода (дождь, гроза, ветер). Что происходит за стеной? Отгадать, где находится Буратино (в зоопарке, на берегу моря). Изобразить (пантомима) того, кого услышали: кошку, собаку.
Гармоничное сочетание кукольного и драматического искусства, музыки, художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты, позволяет проявить свои способности в любом виде музыкально-театрализованной деятельности.
Основной критерий нашей работы - эмоциональное состояние детей на протяжении всей деятельности, их живое участие, интерес, гуманное отношение друг к другу. Берётся во внимание психологическая комфортность наших детей, которая предполагает раскрепощенность, снятие стрессов, развитие реальных мотивов (внутренние преобладают над внешними, исходящими из авторитета взрослого).
Высокая работоспособность, взаимоуважение, внимательное отношение к детям, учёт их индивидуальных особенностей, творчество и постоянная работа по самосовершенствованию - вот показатели, на которые нужно ориентироваться.
ТЕАТР - один из самых доступных и демократичных видов искусства для детей, и организация театрализованной деятельности в ДОУ позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, а именно: художественное образование, формирование эстетического вкуса; проблемы нравственного воспитания, развитие коммуникативных качеств личности, воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через театрализованную игру. А главное - театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Обогащение эмоциональной сферы ребёнка средствами музыки"
Материал из опыта работы, предназначен для муз.руководителей и воспитателей ...
Консультация для воспитателей "Развитие эмоциональной сферы детей средствами разных видов искусства" (из опыта работы)
Освещена система работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (сотрудничество МДОУ "Детский сад №70" с КВЦ "Радуга" и Чувашским государственным художественным музеем).Опи...
"Развитие эмоциональной сферы детей средствами художественной литературы"
Статья по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста....
"Развитие эмоциональной сферы детей средствами художественной литературы"
Статья по развитию эмоций у детей дошкольного возраста....
Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности
Консультация может быть использована в работе с родителями и педагогами. Они могут воспользоваться соетами, как раскрыть творческий потенциал ребенка через театрализованную деятельность в условиях ДО ...
Формирование эмоциональной сферы детей средствами музыки
Известные педагогии-музыканты рекомендуют для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста знакомиться с разнообразным репертуаром; обогащать слуховой опыт ребенка; развивать умение формиро...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки
Музыка является одним из наиболее эффективных средств развития эмоциональной сферы дошкольников. Она позволяет формировать у детей богатый эмоциональный опыт, развивать их способность к сопереживанию ...