Дидактические игры детей раннего возраста
статья на тему

статья "Дидактические игры детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад №390 Московского района санкт-Петербурга

Тема :”Дидактические игры детей раннего возраста “

 

Воспитатель : Бэлан М.М.

Санкт-Петербург

2016

Впервые ввел понятие “дидактика “ немецкий педагог В. Ратке еще в 16 веке. Термин “ дидактика “  восходит к греческому языку и означает “поучающий “ и “ изучающий “ .

Дидактика – т.е. обучение – начинается с первых дней жизни ребенка . Обучающие воздействия направлены на то , чтобы сформировать у ребенка зрительное и слуховое сосредоточение . Над кроваткой вешают большую легкую игрушку , привлекают внимание с помощью звучащих игрушек типа колокольчика , погремушки и т.д.

Ранний возраст : от рождения до трех лет .

Основными задачами обучения детей первого года жизни являются :

- развитие сенсорики ребенка , формирование ощущения и восприятия (зрительного , слухового , тактильного)

- развитие движений (перемещение в пространстве , переворачивание со спины на живот и обратно , на бок , ползание , ходьба).

- развитие предметных действий ( узнавание некоторых предметов , действия с ними в соответствии со свойствами – закрывание , открывание , складывание , прокатывание и д.р.)

-развитие речи ( понимание речи взрослого , подражание речи , активное использование  некоторых звуковых сочетаний , первых слов ) .

В первые месяцы обучение индивидуально , а после девяти месяцев воспитатель может объединять 2-3 детей для совместных занятий . Особого внимания требует тон обращения к ребенку . В раннем возрасте формируется интонационное поле , что позволяет ребенку усваивать интонацию речи взрослого . Общение с детьми обязательно должно сопровождаться ласковыми прикосновениями , спокойной речью.

Большое значение  имеет  опосредственное обучение : подбор игрушек , картинок , предметов быта . воспитатель учит ребенка пользоваться ими , и на этой основе развивает самостоятельную деятельность малыша . Надо привлекать внимание ребенка к предмету (игрушке) , называть предмет (игрушку)  и некоторые его свойства (мяч большой , курочка желтая ) .

Далее взрослый показывает ему действия с предметами , движения , называет их . Проводит игры , направленные на формирование звуков . Это служит подготовке к активной речи . Далее идут игры на установку связи между предметом и словом , которое его обозначает ( “Где кукла ? Где часы ? Покажи , где собачка ?” )  . В процессе игры предметы меняют местами . Понимание речи служит основой для развития пассивного словаря ребенка . Далее взрослый учит ребенка выполнять словесные инструкции ( поручения ) : “ Покорми куклу ,”” Покатай мишку в коляске “ и т.д.  К году взрослые побуждают ребенка к звукоподражанию ( как кричит петушок ,лает собачка , мяукает кошка )

На втором году жизни ребенка обучение принимает более направленный характер , хотя задачи его остаются прежними . Занятия направлены на развитие ориентировки ребенка в окружающем мире и овладение речью . Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения (мебель , игрушки , посуду , одежду ) , некоторых животных , части их тела , знакомятся с их действиями и словесными обозначениями ( бегает , летает , прыгает , плавает и другое) .

Ребенка учат выделять некоторые признаки предметов ( форма , величина , цвет ) . Сначала на занятиях используют предметы одной формы ( шарики или кубики ) , но разного цвета , затем предметы разной формы , но одинакового цвета .

К концу второго года жизни ребенок должен понимать слово “ цвет “, и знать и называть четыре цвета ( красный , зеленый , желтый , синий ) .

На занятиях детям показывают действия с предметами , обучают действиям с дидактическими игрушками ( собирание пирамидок , вкладывания одного предмета в другой , нанизывание колец на шнур , составление картинки из двух частей и др. ) .

На занятиях со строительным материалом малыши осваивают умения накладывать кубики один на другой ( башенка ) , прикладывать одинаковой гранью один к другому (дорожки широкие и узкие ), ставить на узкую длинную или короткую грань ( заборчик высокий и низкий ) .

Обязательны занятия с сюжетными игрушками , в ходе которых ребенок овладевает игровыми действиями : кормит и укладывает куклу спать , катает машинку , перевозит на грузовике кубики и пр. .

Взрослый учит ребенка насыпать , зачерпывать , перекладывать , используя предметы : лопатку , совок , ложку , чашку .

Дидактические игры планируются и проводятся ежедневно в каждый отрезок бодрствования с продолжительностью до 10-12 минут . Игры следует повторять несколько раз через небольшой интервал времени ( 5-6 дней ) , так как изменения и знания закрепляются у детей постепенно .

Необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности , предлагая те же пособия , игрушки , предметы , которые использовались на занятиях .

Дидактические игры проводят подгруппой , уделяя особое внимание пассивным , медленно развивающимся малышам . Это необходимо в силу того , что ребенок раннего возраста успешнее развивается при непосредственном контакте со взрослым .

   

 

Я работаю по программе “ Детство,” и мои настольные книги :

  1. И.С.Погудкина  “ Развивающие игры , упражнения , комплексные занятия для детей раннего возраста “ .
  2. А.В.Стефанко “ Организация воспитательно – образовательного процесса в группе детей раннего возраста “.

Дополнительно использую литературу :

  1. Е.Н.Соляник “ Развивающие игры для детей раннего возраста “.
  2. Светлана Кантор “ Развивающие игры от одного до трех лет “ .
  3. Д.Н. Колдина “ Игровые занятия с детьми от одного до двух лет “ .
  4. Т.В. Галанова “ Развивающие игры с малышами до трех лет “ .
  5. Литвинова “ Играем непоседы “ .
  6. С.А. Козлова “ Дошкольная педагогика “.
  7. П.И. Пидкасистый “ Педагогика “ .

 

Перечень дидактических игр .

Игры с дидактическими игрушками

  1. Матрешки ( из трех )
  2. Кукла

“ Напоим куклу чаем “

“ Уложим куклу спать “

“ Оденим куклу  на прогулку “

“ Завяжи шарф кукле “

“ Вызовем доктора кукле “ и т.д.

  1. Пирамидки ( 3-4 кольца ) – побуждение к результативным действиям .
  2. Игры со строительным материалом ( конструирование ) .
  3. “ Принеси собачку “ – попросить показать части тела .
  4. Собирание кубиков – картинок ( из четырех кубиков )
  5. “ Поздоровайся с игрушкой “ – учить здороваться и играть с игрушками .
  6. Дидактический домик – мягкий модуль .
  7. Животные :

“ Как ходит и поет петушок ?”

“ Прокати лошадку “

“ Покормим зверят “ и т.д.

Сенсорика и моторика :

  1. “ Найди такой же цвет , который покажу “ .
  2. “ Протолкни круглый предмет ( мячи большие и маленькие ).
  3. “ Нанизывание колец “ – форм . предст. о величине ( большой – маленький ).
  4. “ Найди желтый листочек “ – цветовое восприятие , побуждение учавствовать в совместной деятельности , повторять за воспитателем слова : листья , листопад , желтые , красные , вьются , летят .
  5. “ Соотнеси отверстия предмета “ – рамки  Монтессори .
  6. “ Нанизывание шариков “ – знакомство с промежуточными размерами ( самый большой , поменьше , самый маленький ).
  7. Крупная мозайка ( выкладывание мозайки определенного одного цвета ) .
  8. “ Отпусти и достань шарик из стаканчика ложкой “.
  9. Пальчиковые игры .
  10. Игры – занятия со строительным материалом .
  11. Игры – поручения .
  12.  “ Большая и маленькая башни “ – накладывание меньшего предмета на большой .
  13. “ Разложи по цвету “ ( ваза - цветок , чашка – блюдце – ложка ) .
  14. “ Нанизывание колец одного цвета “ .
  15. Игры – вкладыши “ Фрукты “ , “ Овощи”, “ Транспорт “, “ Ежики “, “ Петух – курица – цыпленок “ .
  16. “ Принеси такого цвета ( размера ) “.
  17. “ Грибочки – по местам ! “
  18. Игры – шнуровки .
  19. Парные картинки.
  20. “ Большие и маленькие “.
  21. “ Переложи пуговицы “.
  22. “ Собери картинку “ .
  23. “ Угадай какой цвет ? “.
  24. “ Разложи по цвету “.
  25. “ Соотнесите по величине “ .
  26. “ Достаньте все колечки “ – группировка предметов по форме .
  27. “ Разложи кубики в четыре коробки “ – классификация по цвету ( размеру ) .
  28. “ Подбери такой же предмет “ .
  29. “ Продерни шнурок через дорожки “ .
  30. “ Найди окошко “ – геометрических фигур .
  31. “ Что нарисовано на красной стороне кубика ? “.

Развитие речи :

  1. “ Телефон “ ( назвать свое имя , имя воспитателя , сказать : “ Здравствуй “ ,” До свидания “ ) .
  2. “ На чем поедем ? “ – соотносить предмет с содержанием речи , активизация речи .

Гендерность  :

  1. “Покажи , где девочка , мальчик , бабушка , тетя , дядя ?”.
  2. “ Кто пришел ?” – партнерское отношение со сверстниками .

Тактильные ощущения :

  1. Игры с кубиками ( пластмассовыми и мягкими с картинками ) .
  2. Дидактический домик ( мягкий модуль с различными геометрическими отверстиями ).
  3. “ Чудесный мешочек “ ( шарики , кубики ).
  4. Игры с песком .
  5. “ Киска какая ?” ( пластмассовая , резиновая , меховая , твердая , помягче , самая мягкая ).

Развитие слухового аппарата :

  1. “ Отгадай , кто позвал ?” – совершенствование навыка звукоподражания .
  2. “ Устроим концерт “ (гармошка , пианино , бубен , барабан , погремушка ).
  3. “ Кто в домике живет ? “ – формирование речевого слуха , совершенствование силы голоса .
  4. “ Найди колокольчик “ – формирование слухового восприятия , умения находить предмет и называть его .
  5. “ Найди по звуку “ – формирование слухового восприятия , развитие ориентировки в пространстве .
  6. “ Тихо – громко “ .
  7. “ Что звучит ? ” ( бумага шуршит , погремушка звенит , кубик стучит ).
  8. “ Кто как разговаривает ? ” – слуховое восприятие , подражание звукосочетаниям .
  9. Игра с водой ( льется , шум воды ) .
  10. “ Что звучит ? ” (барабан – колокольчик – молоток )  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра детей раннего возраста «Купание куклы Маши».

Аннотация.Основным содержанием игры в раннем возрасте является развернутая ориентировка ребенка в предметной деятельности, которая начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути сам...

Конспект дидактической игры для раннего возраста

Цель: формирование пред­став­ле­ний о цве­те и фор­ме....

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

Консультации для педагогов "Дидактическая игра" в раннем возрасте

консультация для педагогов "Дидактическая игра"...

Дидактические игры в раннем возрасте

Здесь представлена подборка игр для деток ясельной и младшей группы. ... Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь....

Дидактические игры в раннем возрасте

Дидактические игры в раннем возрасте...

Консультация для родителей «Обучение дидактической игре детей раннего возраста»

laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая о...