Дидактические игры детей раннего возраста
статья на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад №390 Московского района санкт-Петербурга
Тема :”Дидактические игры детей раннего возраста “
Воспитатель : Бэлан М.М.
Санкт-Петербург
2016
Впервые ввел понятие “дидактика “ немецкий педагог В. Ратке еще в 16 веке. Термин “ дидактика “ восходит к греческому языку и означает “поучающий “ и “ изучающий “ .
Дидактика – т.е. обучение – начинается с первых дней жизни ребенка . Обучающие воздействия направлены на то , чтобы сформировать у ребенка зрительное и слуховое сосредоточение . Над кроваткой вешают большую легкую игрушку , привлекают внимание с помощью звучащих игрушек типа колокольчика , погремушки и т.д.
Ранний возраст : от рождения до трех лет .
Основными задачами обучения детей первого года жизни являются :
- развитие сенсорики ребенка , формирование ощущения и восприятия (зрительного , слухового , тактильного)
- развитие движений (перемещение в пространстве , переворачивание со спины на живот и обратно , на бок , ползание , ходьба).
- развитие предметных действий ( узнавание некоторых предметов , действия с ними в соответствии со свойствами – закрывание , открывание , складывание , прокатывание и д.р.)
-развитие речи ( понимание речи взрослого , подражание речи , активное использование некоторых звуковых сочетаний , первых слов ) .
В первые месяцы обучение индивидуально , а после девяти месяцев воспитатель может объединять 2-3 детей для совместных занятий . Особого внимания требует тон обращения к ребенку . В раннем возрасте формируется интонационное поле , что позволяет ребенку усваивать интонацию речи взрослого . Общение с детьми обязательно должно сопровождаться ласковыми прикосновениями , спокойной речью.
Большое значение имеет опосредственное обучение : подбор игрушек , картинок , предметов быта . воспитатель учит ребенка пользоваться ими , и на этой основе развивает самостоятельную деятельность малыша . Надо привлекать внимание ребенка к предмету (игрушке) , называть предмет (игрушку) и некоторые его свойства (мяч большой , курочка желтая ) .
Далее взрослый показывает ему действия с предметами , движения , называет их . Проводит игры , направленные на формирование звуков . Это служит подготовке к активной речи . Далее идут игры на установку связи между предметом и словом , которое его обозначает ( “Где кукла ? Где часы ? Покажи , где собачка ?” ) . В процессе игры предметы меняют местами . Понимание речи служит основой для развития пассивного словаря ребенка . Далее взрослый учит ребенка выполнять словесные инструкции ( поручения ) : “ Покорми куклу ,”” Покатай мишку в коляске “ и т.д. К году взрослые побуждают ребенка к звукоподражанию ( как кричит петушок ,лает собачка , мяукает кошка )
На втором году жизни ребенка обучение принимает более направленный характер , хотя задачи его остаются прежними . Занятия направлены на развитие ориентировки ребенка в окружающем мире и овладение речью . Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения (мебель , игрушки , посуду , одежду ) , некоторых животных , части их тела , знакомятся с их действиями и словесными обозначениями ( бегает , летает , прыгает , плавает и другое) .
Ребенка учат выделять некоторые признаки предметов ( форма , величина , цвет ) . Сначала на занятиях используют предметы одной формы ( шарики или кубики ) , но разного цвета , затем предметы разной формы , но одинакового цвета .
К концу второго года жизни ребенок должен понимать слово “ цвет “, и знать и называть четыре цвета ( красный , зеленый , желтый , синий ) .
На занятиях детям показывают действия с предметами , обучают действиям с дидактическими игрушками ( собирание пирамидок , вкладывания одного предмета в другой , нанизывание колец на шнур , составление картинки из двух частей и др. ) .
На занятиях со строительным материалом малыши осваивают умения накладывать кубики один на другой ( башенка ) , прикладывать одинаковой гранью один к другому (дорожки широкие и узкие ), ставить на узкую длинную или короткую грань ( заборчик высокий и низкий ) .
Обязательны занятия с сюжетными игрушками , в ходе которых ребенок овладевает игровыми действиями : кормит и укладывает куклу спать , катает машинку , перевозит на грузовике кубики и пр. .
Взрослый учит ребенка насыпать , зачерпывать , перекладывать , используя предметы : лопатку , совок , ложку , чашку .
Дидактические игры планируются и проводятся ежедневно в каждый отрезок бодрствования с продолжительностью до 10-12 минут . Игры следует повторять несколько раз через небольшой интервал времени ( 5-6 дней ) , так как изменения и знания закрепляются у детей постепенно .
Необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности , предлагая те же пособия , игрушки , предметы , которые использовались на занятиях .
Дидактические игры проводят подгруппой , уделяя особое внимание пассивным , медленно развивающимся малышам . Это необходимо в силу того , что ребенок раннего возраста успешнее развивается при непосредственном контакте со взрослым .
Я работаю по программе “ Детство,” и мои настольные книги :
- И.С.Погудкина “ Развивающие игры , упражнения , комплексные занятия для детей раннего возраста “ .
- А.В.Стефанко “ Организация воспитательно – образовательного процесса в группе детей раннего возраста “.
Дополнительно использую литературу :
- Е.Н.Соляник “ Развивающие игры для детей раннего возраста “.
- Светлана Кантор “ Развивающие игры от одного до трех лет “ .
- Д.Н. Колдина “ Игровые занятия с детьми от одного до двух лет “ .
- Т.В. Галанова “ Развивающие игры с малышами до трех лет “ .
- Литвинова “ Играем непоседы “ .
- С.А. Козлова “ Дошкольная педагогика “.
- П.И. Пидкасистый “ Педагогика “ .
Перечень дидактических игр .
Игры с дидактическими игрушками
- Матрешки ( из трех )
- Кукла
“ Напоим куклу чаем “
“ Уложим куклу спать “
“ Оденим куклу на прогулку “
“ Завяжи шарф кукле “
“ Вызовем доктора кукле “ и т.д.
- Пирамидки ( 3-4 кольца ) – побуждение к результативным действиям .
- Игры со строительным материалом ( конструирование ) .
- “ Принеси собачку “ – попросить показать части тела .
- Собирание кубиков – картинок ( из четырех кубиков )
- “ Поздоровайся с игрушкой “ – учить здороваться и играть с игрушками .
- Дидактический домик – мягкий модуль .
- Животные :
“ Как ходит и поет петушок ?”
“ Прокати лошадку “
“ Покормим зверят “ и т.д.
Сенсорика и моторика :
- “ Найди такой же цвет , который покажу “ .
- “ Протолкни круглый предмет ( мячи большие и маленькие ).
- “ Нанизывание колец “ – форм . предст. о величине ( большой – маленький ).
- “ Найди желтый листочек “ – цветовое восприятие , побуждение учавствовать в совместной деятельности , повторять за воспитателем слова : листья , листопад , желтые , красные , вьются , летят .
- “ Соотнеси отверстия предмета “ – рамки Монтессори .
- “ Нанизывание шариков “ – знакомство с промежуточными размерами ( самый большой , поменьше , самый маленький ).
- Крупная мозайка ( выкладывание мозайки определенного одного цвета ) .
- “ Отпусти и достань шарик из стаканчика ложкой “.
- Пальчиковые игры .
- Игры – занятия со строительным материалом .
- Игры – поручения .
- “ Большая и маленькая башни “ – накладывание меньшего предмета на большой .
- “ Разложи по цвету “ ( ваза - цветок , чашка – блюдце – ложка ) .
- “ Нанизывание колец одного цвета “ .
- Игры – вкладыши “ Фрукты “ , “ Овощи”, “ Транспорт “, “ Ежики “, “ Петух – курица – цыпленок “ .
- “ Принеси такого цвета ( размера ) “.
- “ Грибочки – по местам ! “
- Игры – шнуровки .
- Парные картинки.
- “ Большие и маленькие “.
- “ Переложи пуговицы “.
- “ Собери картинку “ .
- “ Угадай какой цвет ? “.
- “ Разложи по цвету “.
- “ Соотнесите по величине “ .
- “ Достаньте все колечки “ – группировка предметов по форме .
- “ Разложи кубики в четыре коробки “ – классификация по цвету ( размеру ) .
- “ Подбери такой же предмет “ .
- “ Продерни шнурок через дорожки “ .
- “ Найди окошко “ – геометрических фигур .
- “ Что нарисовано на красной стороне кубика ? “.
Развитие речи :
- “ Телефон “ ( назвать свое имя , имя воспитателя , сказать : “ Здравствуй “ ,” До свидания “ ) .
- “ На чем поедем ? “ – соотносить предмет с содержанием речи , активизация речи .
Гендерность :
- “Покажи , где девочка , мальчик , бабушка , тетя , дядя ?”.
- “ Кто пришел ?” – партнерское отношение со сверстниками .
Тактильные ощущения :
- Игры с кубиками ( пластмассовыми и мягкими с картинками ) .
- Дидактический домик ( мягкий модуль с различными геометрическими отверстиями ).
- “ Чудесный мешочек “ ( шарики , кубики ).
- Игры с песком .
- “ Киска какая ?” ( пластмассовая , резиновая , меховая , твердая , помягче , самая мягкая ).
Развитие слухового аппарата :
- “ Отгадай , кто позвал ?” – совершенствование навыка звукоподражания .
- “ Устроим концерт “ (гармошка , пианино , бубен , барабан , погремушка ).
- “ Кто в домике живет ? “ – формирование речевого слуха , совершенствование силы голоса .
- “ Найди колокольчик “ – формирование слухового восприятия , умения находить предмет и называть его .
- “ Найди по звуку “ – формирование слухового восприятия , развитие ориентировки в пространстве .
- “ Тихо – громко “ .
- “ Что звучит ? ” ( бумага шуршит , погремушка звенит , кубик стучит ).
- “ Кто как разговаривает ? ” – слуховое восприятие , подражание звукосочетаниям .
- Игра с водой ( льется , шум воды ) .
- “ Что звучит ? ” (барабан – колокольчик – молоток )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра детей раннего возраста «Купание куклы Маши».
Аннотация.Основным содержанием игры в раннем возрасте является развернутая ориентировка ребенка в предметной деятельности, которая начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути сам...
Конспект дидактической игры для раннего возраста
Цель: формирование представлений о цвете и форме....
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Консультации для педагогов "Дидактическая игра" в раннем возрасте
консультация для педагогов "Дидактическая игра"...
Дидактические игры в раннем возрасте
Здесь представлена подборка игр для деток ясельной и младшей группы. ... Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь....
Дидактические игры в раннем возрасте
Дидактические игры в раннем возрасте...
Консультация для родителей «Обучение дидактической игре детей раннего возраста»
laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая о...