Дидактические игры в раннем возрасте
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Давайте познакомимся!»
Цель:
-закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.
Материал: кукла.
Ход игры
К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.
Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно!
Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.
«Мое имя»
Цель:
-закреплять умение детей четко называть свое имя.
Материал: мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.
«Маленькие помощники»
Цель:
-подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь;
- учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье;
-развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
«Помоги маме найти своих детёнышей»
Цель:
-закрепить знания детей о названии детёнышей животных;
-соотносить названия животных с их детёнышами.
Ход игры
Предложить детям выложить в ряд картинки с изображениями животных. Под ними выложить карточки детёнышей этих животных. Попросить детей назвать - у кого кто? (У зайчихи – зайчонок, у лисицы – лисёнок и т. д.).
ОВОЩИ
«Что добавилось?»
Цель:
-развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.
Картинки рассматривай и их запоминай,
Я новые добавлю, а ты их называй.
(Предметные картинки с изображением овощей.)
«Вершки-корешки»
Цель:
-уточнить представление детей об овощах, их месте произрастания, где растут, на земле или в земле.
Ход игры
Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз.
- Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок – то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину.
- Все овощи разложены. Молодцы!
- Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему.
«Круглый, овальный, треугольный»
Цель:
-уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.
На картинки посмотри,
Какой по форме овощ, ты скажи.
(Круглый помидор, овальный огурец, треугольная морковь и т.д.)
«Четвертый лишний»
Цель:
-учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови
И свой выбор объясни.
Помидор, огурец, яблоко, морковь.
Помидор, перец, редиска, огурец.
Огурец, помидор, кабачок, баклажан.
«Один – много»
Цель:
-учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
(Помидор – помидоры – много помидор и т.д.)
«Отгадай загадки с грядки»
Цель:
-учить называть и отличать по внешнему виду овощи (морковь, капуста, помидор, репа, огурец, свекла, лук );
-познакомить детей с овощами, выращенными в естественных условиях;
-расширять знания детей о пользе овощей;
-внести в активный словарь детей понятие «овощи»;
-развивать речь и мышление детей.
Материал: корзина, овощи.
Ход игры
На столе лежат овощи. Воспитатель загадывает детям загадки и просит их показать на предмет, который она загадала, назвать его.
«Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая». (Морковь)
«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а ...(Лук).
Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, закутана.(Капуста)
«Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, сладка на вкус, узнали вы? Я...(Свекла) и т. д.
После этого воспитатель просит детей назвать все предметы одним словом «Овощи».
ОСЕНЬ
«Дождик»
Цель:
-учить различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.
Воспитатель. Капельки стучат по крыше. (Произносит кап- кап-кап в умеренном темпе.)
Дети повторяют.
Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап... кап... медленно и слегка растягивая, с паузами).
Дети повторяют.
Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так (произносит в ускоренном темпе).
Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им на слух определить, какой идет дождь и произносит кап-кап-кап в различном темпе. Это повторяется 3—4 раза.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно произносили его в заданном темпе.
«С какого дерева лист?»
Цель:
-совершенствовать умение различать деревья по их стволам и листьям;
-развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Материал: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья от этих деревьев.
Ход игры
В хаотичном порядке разложить листья вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево и назвать его (береза, дуб, клён).
«Какой лист?»
Цель:
-совершенствовать знания различать листья трёх деревьев;
-учить образовывать прилагательные;
-развивать устную речь, внимание, память.
Материал: корзинка, осенние листья.
Ход игры
Дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы - берёзовый лист.
«Запасы зверей»
Цель:
-совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду;
-развивать внимание, память, наблюдательность.
Материал: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Ход игры
Дети по очереди берут карточку с изображением растений, овощей, грибов или мёда, называют что это и кладут к картинке определённого животного.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
«Признаки осени»
Цель:
-закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме;
-развивать устную речь, внимание, память.
Материал: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход игры
На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Например: «Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи» и т. д.
«Круглый, овальный»
Цель:
-уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.
На картинки посмотри,
Какой по форме фрукт, ты скажи.
(Круглое яблоко, овальный банан и т.д.)
«Скажи ласково»
Цель:
-учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
(Яблоко – яблочко; лимон – лимончик и т.д.)
«Чудесная корзинка»
Цель:
-выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус);
-активизация словаря прилагательных.
Материал: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви).
Ход игры
Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.
«Чудесный мешочек»
Цель:
-уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.
Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов
Ход игры
Воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.
- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?
Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.
ОДЕЖДА
«Чья одежда – мамина или Танина?»
Цель:
-упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Материал:Картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви, картинки двух шкафов:
Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.
Ход игры
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.
- Это длинное платье мамино.
- Это синее платье Танино.
- Эта розовая блузка Танина.
- Эта белая блузка мамина.
- Эти чёрные брюки мамины.
- Эти сиреневые брюки Танины.
- Эта пышная юбка Танина.
- Эта узкая юбка мамина и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры детей раннего возраста
статья "Дидактические игры детей раннего возраста"...
Дидактическая игра детей раннего возраста «Купание куклы Маши».
Аннотация.Основным содержанием игры в раннем возрасте является развернутая ориентировка ребенка в предметной деятельности, которая начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути сам...
Конспект дидактической игры для раннего возраста
Цель: формирование представлений о цвете и форме....
Консультации для педагогов "Дидактическая игра" в раннем возрасте
консультация для педагогов "Дидактическая игра"...
Дидактические игры в раннем возрасте
Здесь представлена подборка игр для деток ясельной и младшей группы. ... Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь....
Роль дидактической игры в раннем возрасте
Ребенку не свойственно бездействие, он стремится к быстрому сотрудничеству с окружающим миром. Мир, немного открыв свои тайны, пробуждает любопытство у ребенка,стремление узнать больше....
Дидактические игры в раннем возрасте
Дидактические игры проводятся с малышами детского сада начиная с самого раннего возраста. Существует большое количество увлекательных игр, посредством которых педагоги знакомят маленьких воспитанников...