Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему
Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смыла физических явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_eksperimentam.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по экспериментальной деятельности
для детей
старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование
по экспериментальной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смыла физических явлений.
Цель: Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней.
Задачи экспериментальной деятельности:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений;
- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Перспективное планирование
экспериментально-опытной деятельности
Игра-экспериментирование | Задачи | Материалы | Ход опыта | ||
СЕНТЯБРЬ | |||||
1. | Где тяжелее идти, ехать? | 1. Познакомить со свойствами материалов, земли. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Воспитывать интерес к явлениям природы. | Песок, глина (сырая, камни, земля) | В контейнеры насыпать разное содержимое, полить водой. Провести машины по ним. | |
2. | Почему не тонет шар (мяч)? | 1. Познакомить с воздухом. 2. Развивать наблюдательность. 3. Воспитывать интерес к объекту. | Вода в тазу, шар, разные предметы | Предложить опускать разные предметы. Затем выпускать воздух из шара (послушать звук) . | |
3. | Где есть воздух? | 1. Продолжать формировать представления детей о физических явлениях. 2. Воспитывать наблюдательность. | Губка, вода и земля в контейнерах, лупа | Предложить сжать губку (что слышим). Кусочки земли опускаются в воду (поднимаются пузырьки воздуха) | |
4. | Какой лист утонет? | 1. Познакомить со свойством воды (удерживает легкие предметы) . 2. Развивать любопытство. | Вода, лист сухой и мокрый с налипшей грязью. | Опустить сухой лист - он не тонет, а с налипшей грязью, глиной - идет ко дну. | |
ОКТЯБРЬ | |||||
1. | Что случилось с хлебом? | 1. Познакомить со свойствами роста мелких живых организмов и условиями для их роста. 2. Учить правильно хранить продукты (хлеб) . | Заплесневелый хлеб, лупа | Рассмотреть в лупу грибы на кусочках хлеба | |
2. | Как сохранить яблоко? | Познакомить с влиянием воздуха на продукты, учить способам сохранения их качеств (цвет) | Яблоко, лимон, блюдце, нож. | Разрезать яблоко пополам, одну половинку смазать лимонным соком, а другую оставить так. | |
3. | Узнай по запаху, на вкус, на ощупь? - Твои помощники. | 1. Познакомить со свойствами органов чувств человека. 2. Развивать ощущения. 3. Уметь рассказать о них. | Ширма, фрукты (яблоко, лимон, апельсин). | Предложить потрогать рукой, понюхать и попробовать фрукты | |
4. | Найди то, о чем прошу? | 1. Продолжить знакомить с особенностями своего организма. 2. Развивать интерес. 3. Учить сравнивать, вспоминать изученное ранее. | Ящик ощущений, камень и другие предметы | Найти предмет среди других: холодный, гладкий, тонет в воде, используется в сказке «Три поросенка». | |
НОЯБРЬ | |||||
1. | Почему мы стали теплее одеваться? Воздух. | 1. Познакомить со свойствами теплого и холодного воздуха. 2. Развивать интерес к явлениям природы. | Две свечки, спички, подставка. | Поднести зажженную свечу при открытой двери, теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, а снизу идет холодный, задувает. | |
2. | Это кто? Теневой театр | 1. Продолжать знакомиться со свойствами света и тени. 2. Развивать творческое воображение. 3. Воспитывать наблюдательность. | Лампа, экран, фигурки теневого театра. | Предложить показать детям героя, другие должны узнать. | |
3. | Вырастим кристаллы соли | Познакомить со способностью соли растворяться в воде и показать кристаллизацию соли в соляном растворе. | Стаканы с водой, ложки | Растворить в стакане с водой 2-3 чайные ложки соли, перемешать, поставить на солнечное место. Через несколько дней посмотреть. | |
4. | Почему не тонет яйцо | Показать детям, что любое тело в соленой воде поддерживает не только вода, но и соль растворенная в воде. | Две пол-литровые банки, стакан соли, двухлитровая банка, ложка, кувшин с водопроводной водой, два сырых яйца. | В первую банку налить воду и опустить яйцо, во вторую банку добавить две столовые ложки соли - яйцо на поверхности. В двухлитровую перелить воду с банки - яйцо посередине. | |
ДЕКАБРЬ | |||||
1. | Какого цвета снег? | 1. Расширить представления детей о физических свойствах снега. 2. Подвести к пониманию того, что снег только кажется белым (на солнце искриться, а он бесцветный. | Бумага белая, банка, лупа, марля. | Сравнить с цветом бумаги, рассмотреть в лупу сразу и пропустить через марлю, сравнить. | |
2. | Что случило с варежкой? | 1. Продолжить знакомить со свойствами снега: от тепла превращается в воду, а на морозе замерзает. 2. Развивать интерес к предметам и явлениям природы. | Варежки, лупы | Вынести мокрые варежки, в которых дети уже играли со снегом, понаблюдать затем, внести в группу. | |
3. | Освободим игрушку из ледяного плена | 1. Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. 2. Развивать речь и любознательность. | Ведерко с вмерзшей в лед игрушкой | Рассмотреть, спросить: как достать игрушку, оставить в группе, чтобы растаял лед | |
4. | Что случилось с водой? Украсим елку | 1. Познакомить детей с превращением воды в лед. 2. Развивать сенсорные восприятия. 3. Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника. | Подкрашенная вода в формочках от конфет с нитками. | В группе покрасить воду и разлить по формочкам, положить нитки. | |
ЯНВАРЬ | |||||
1. | Чего боится лед? | 1. Продолжать знакомить со свойствами льда, песка, соли. 2. Развивать любопытство. 3. Воспитывать наблюдательность. | Лед в формочках, соль и песок в баночках | Посыпать песком из песочницы, - какой стал лед? солью - трескается, тает. | |
2. | Цветной снег | 1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание) . 2. Развивать творческую активность. | Резиновые груши, окрашенная вода | Предложить полить тонкой струей на снег, рисуя узоры на горке, крепости. | |
3. | Какие разные снежинки | 1. Продолжить знакомить со свойствами снега. 2. Развивать наблюдательность, учить зарисовывать увиденное. | Лупы, варежки. | Рассматриваем в лупу, а потом зарисовываем в свой дневник. | |
4. | Почему не лепится снег | 1. Продолжать знакомить со свойствами снега, показать зависимость от погоды (мокрый, рассыпчатый) . 2. Учить использовать разные свойства. | Лупы, варежки | Попробовать слепить, рассмотреть снежинки в лупу в морозный день. | |
ФЕВРАЛЬ | |||||
1. | Что случилось с бутылкой | 1. Продолжать знакомить со свойствами воды в мороз - при замерзании меняет объем. 2. Развивать речь - доказательства. | Вода в стеклянной бутылке | Вынести на мороз, поставить в емкость, чтобы стекло не разлетелось. | |
2. | Почему так скользко? (появление ледяной корки, наста) | 1. Подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. 2. Развивать наблюдательность, интерес к исследованиям. | Корочка ледяная вместе со снегом, лупы. | Рассмотреть в лупу, проткнуть палочкой, погладить, послушать, как хрустит под ногами. | |
3. | «Зоркий глаз». Свойства глаз | 1. Продолжать знакомить с организмом. 2. Развивать желание узнавать о себе что-то новое. 3. Воспитывать бережное отношение к глазам. | Фонарик, дневник, фломастеры, зеркало. | Рассмотреть глаза, нарисовать, обратить внимание на размер зрачка. Посвятить фонарем в глаза, посмотреть в зеркало - нарисовать. | |
4. | Поймай ветер | 1. Продолжать знакомить с ветром, как с потоком воздуха. 2. Развивать интерес к явлениям неживой природы, воспитывать внимательность | Ветродуи, палочки типа сачков, с пакетиками | Предложить узнать с какой стороны дует ветер, и поймать его. | |
МАРТ | |||||
1. | Подбери нужную почву | 1. Познакомить с минералами и их свойствами. 2. Учить подбирать почву для растения по плотности. 3. Воспитывать аккуратность. | Различная почва в горшках, палочки, вода в лейке. | Предложить воткнуть палочки в разные горшки (трудно или легко, полить) | |
2. | «Бумажный вихрь» | Продолжить знакомить со свойствами бумаги (плотность) | Трехлитровая банка, крышка с дыркой, резиновая груша, мелко порезанная бумага и картон. | Положить в банку кусочки бумаги, закрыть крышкой, с помощью резиновой груши нагнетать воздух. | |
3. | Какой кораблик прочнее | Познакомить с разными сортами бумаги и их свойствами. | Кораблики, сделанные из разных сортов бумаги. | Прогноз - какой кораблик дольше продержится на воде, не утонет | |
4. | Как заводы загрязняют воздух? | 1. Познакомить с загрязнением воздуха. 2. Развивать исследовательский интерес. 3. Воспитывать желание беречь окружающую среду. | Свечи, спички, стекло (или фарфоровая чашка) | Зажечь свечу, подержать над стеклом (копоть) | |
АПРЕЛЬ | |||||
1. | «Высушим платочки» | 1. Продолжать знакомить с температурой, воздействием ветра. 2. Учить сравнивать температуры и значение ветра. 3. Развивать любознательность. | Мокрые платочки | Постирали платочки, где быстрее высохнут- на улице или в помещении | |
2. | Как можно очистить воду | 1. Познакомить детей с процессом фильтрования воды (разные способы) . 2. Развивать желание узнавать что-то новое. | Песок, тряпочка, промокательная бумага, вата, вода грязная | Предложить очистить воду разными способами, переливая через предложенный материал | |
3. | Отделите рис от манки | 1. Познакомить детей с процессом сортировки круп. 2. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Сито и другая посуда, перемешанные крупы (манка, рис) | Предложить детям перебрать крупу (трудно, попробуйте что-то использовать из посуды) | |
4. | «Поменяй настроение» | 1. Учить находить ассоциации между настроением и цветом, многоцветие мира. 2. Развивать наблюдательность. 3. Воспитывать доброжелательность | Прозрачные пластиковые пластинки разных цветов, очки с разноцветными стеклами, черно- белые картинки. | Предложить посмотреть на черно- белые картинки, беседа, на что похожа радость? (цвет, грусть) Смотрим в разноцветные стекла | |
МАЙ | |||||
1. | «Солнечные зайчики» | 1. Продолжить знакомство с явлениями неживой природы. 2. Развивать интерес к неживой природе. | Зеркала по количеству детей | Дети ловят солнечных зайчиков зеркалами, а потом играют парами (один пускает их, другой ловит) | |
2. | «Сила ветра» | 1. Продолжить знакомить детей с ветром и со свойствами предметов (тяжелый, легкий). 2. Развивать сенсорное восприятие. | Разнообразные предметы, различные по форме, величине, весу. (Перо, карандаш, картон, дерев. кубики) | Положить на улице предметы на стол - подуть самим, чуть сдвинулось, предположить, что сдвинет ветер, проверить. | |
3. | «Поймай капельку» | 1. Продолжать знакомить со свойствами природного объекта - водой. 2. Раскрыть понятие «круговорот воды в природе» | Чайник с горячей водой, стаканы, стекла (блюдца) . | Разлить воду в стаканы и предложить накрыть стеклами, потом приподнять и рассмотреть капельки воды. | |
4. | «Что и чем можно измерить» | Закрепить умения и выполнение измерительных действий. | Вода, молоко, крупа, лента, кукла | Предложить измерить объем воды и молока, крупы, высоту куклы, длину ленты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...
Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника. Ребёнок учится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Задача роди...
Перспективное планирование дополнительно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Школа мяча"
Планирование деятельности детей старшей возратсной группы по обучению детей игре в волейбол по упращенным правилам и активной работе с мячом....
Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельностив старшей группе на год МесяцНеделяНазвание опытаКоличество занятийСЕНТЯБРЬ1«Откуда берётся песок»12«...
Перспективное планирование театрально-игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру, познакомить детей с устрой...
Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способно...