Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Звягинцева Наталия Сергеевна

 

Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смыла физических явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_eksperimentam.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

по экспериментальной деятельности

для детей

старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование

по экспериментальной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смыла физических явлений.

Цель: Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней.

Задачи экспериментальной деятельности:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

  • развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Перспективное планирование

экспериментально-опытной деятельности

Игра-экспериментирование

Задачи

Материалы

Ход опыта

СЕНТЯБРЬ

1.

Где тяжелее идти, ехать?

1. Познакомить со свойствами материалов, земли.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать интерес к явлениям природы.

Песок, глина (сырая, камни, земля)

В контейнеры насыпать разное содержимое, полить водой. Провести машины по ним.

2.

Почему не тонет шар (мяч)?

1. Познакомить с воздухом.

2. Развивать наблюдательность.

3. Воспитывать интерес к объекту.

Вода в тазу, шар, разные предметы

Предложить опускать разные предметы. Затем выпускать воздух из шара (послушать звук) .

3.

Где есть воздух?

1. Продолжать формировать представления детей о физических явлениях.

2. Воспитывать наблюдательность.

Губка, вода и земля в контейнерах, лупа

Предложить сжать губку (что слышим).

Кусочки земли опускаются в воду (поднимаются пузырьки воздуха)

4.

Какой лист утонет?

1. Познакомить со свойством воды (удерживает легкие предметы) .

2. Развивать любопытство.

Вода, лист сухой и мокрый с налипшей грязью.

Опустить сухой лист - он не тонет, а с налипшей грязью, глиной - идет ко дну.

ОКТЯБРЬ

1.

Что случилось с хлебом?

1. Познакомить со свойствами роста мелких живых организмов и условиями для их роста.

2. Учить правильно хранить продукты (хлеб) .

Заплесневелый хлеб, лупа

Рассмотреть в лупу грибы на кусочках хлеба

2.

Как сохранить яблоко?

Познакомить с влиянием воздуха на продукты, учить способам сохранения их качеств (цвет)

Яблоко, лимон, блюдце, нож.

Разрезать яблоко пополам, одну половинку смазать лимонным соком, а другую оставить так.

3.

Узнай по запаху, на вкус, на ощупь? -

Твои помощники.

1. Познакомить со свойствами органов чувств человека.

2. Развивать ощущения.

3. Уметь рассказать о них.

Ширма, фрукты (яблоко, лимон, апельсин).

Предложить потрогать рукой, понюхать и попробовать фрукты

4.

Найди то, о чем прошу?

1. Продолжить знакомить с особенностями своего организма.

2. Развивать интерес.

3. Учить сравнивать, вспоминать изученное ранее.

Ящик ощущений, камень и другие предметы

Найти предмет среди других: холодный, гладкий, тонет в воде, используется в сказке «Три поросенка».

НОЯБРЬ

1.

Почему мы стали теплее одеваться? Воздух.

1. Познакомить со свойствами теплого и холодного воздуха.

2. Развивать интерес к явлениям природы.

Две свечки, спички, подставка.

Поднести зажженную свечу при открытой двери, теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, а снизу идет холодный, задувает.

2.

Это кто? Теневой театр

1. Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.

2. Развивать творческое воображение.

3. Воспитывать наблюдательность.

Лампа, экран, фигурки теневого театра.

Предложить показать детям героя, другие должны узнать.

3.

Вырастим кристаллы соли

Познакомить со способностью соли растворяться в воде и показать кристаллизацию соли в соляном растворе.

Стаканы с водой, ложки

Растворить в стакане с водой 2-3 чайные ложки соли, перемешать, поставить на солнечное место. Через несколько дней посмотреть.

4.

Почему не тонет яйцо

Показать детям, что любое тело в соленой воде поддерживает не только вода, но и соль растворенная в воде.

Две пол-литровые банки, стакан соли, двухлитровая банка, ложка, кувшин с водопроводной водой, два сырых яйца.

В первую банку налить воду и опустить яйцо, во вторую банку добавить две столовые ложки соли - яйцо на поверхности. В двухлитровую перелить воду с банки - яйцо посередине.

ДЕКАБРЬ

1.

Какого цвета снег?

1. Расширить представления детей о физических свойствах снега.

2. Подвести к пониманию того, что снег только кажется белым (на солнце искриться, а он бесцветный.

Бумага белая, банка, лупа, марля.

Сравнить с цветом бумаги, рассмотреть в лупу сразу и пропустить через марлю, сравнить.

2.

Что случило с варежкой?

1. Продолжить знакомить со свойствами снега: от тепла превращается в воду, а на морозе замерзает.

2. Развивать интерес к предметам и явлениям природы.

Варежки, лупы

Вынести мокрые варежки, в которых дети уже играли со снегом, понаблюдать затем, внести в группу.

3.

Освободим игрушку из ледяного плена

1. Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

2. Развивать речь и любознательность.

Ведерко с вмерзшей в лед игрушкой

Рассмотреть, спросить: как достать игрушку, оставить в группе, чтобы растаял лед

4.

Что случилось с водой? Украсим елку

1. Познакомить детей с превращением воды в лед.

2. Развивать сенсорные восприятия.

3. Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника.

Подкрашенная вода в формочках от конфет с нитками.

В группе покрасить воду и разлить по формочкам, положить нитки.

ЯНВАРЬ

1.

Чего боится лед?

1. Продолжать знакомить со свойствами льда, песка, соли.

2. Развивать любопытство.

3. Воспитывать наблюдательность.

Лед в формочках, соль и песок в баночках

Посыпать песком из песочницы, - какой стал лед? солью - трескается, тает.

2.

Цветной снег

1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание) .

2. Развивать творческую активность.

Резиновые груши, окрашенная вода

Предложить полить тонкой струей на снег, рисуя узоры на горке, крепости.

3.

Какие разные снежинки

1. Продолжить знакомить со свойствами снега.

2. Развивать наблюдательность, учить зарисовывать увиденное.

Лупы, варежки.

Рассматриваем в лупу, а потом зарисовываем в свой дневник.

4.

Почему не лепится снег

1. Продолжать знакомить со свойствами снега, показать зависимость от погоды (мокрый, рассыпчатый) .

2. Учить использовать разные свойства.

Лупы, варежки

Попробовать слепить, рассмотреть снежинки в лупу в морозный день.

ФЕВРАЛЬ

1.

Что случилось с бутылкой

1. Продолжать знакомить со свойствами воды в мороз - при замерзании меняет объем.

2. Развивать речь - доказательства.

Вода в стеклянной бутылке

Вынести на мороз, поставить в емкость, чтобы стекло не разлетелось.

2.

Почему так скользко? (появление ледяной корки, наста)

1. Подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.

2. Развивать наблюдательность, интерес к исследованиям.

Корочка ледяная вместе со снегом, лупы.

Рассмотреть в лупу, проткнуть палочкой, погладить, послушать, как хрустит под ногами.

3.

«Зоркий глаз». Свойства глаз

1. Продолжать знакомить с организмом.

2. Развивать желание узнавать о себе что-то новое.

3. Воспитывать бережное отношение к глазам.

Фонарик, дневник, фломастеры, зеркало.

Рассмотреть глаза, нарисовать, обратить внимание на размер зрачка. Посвятить фонарем в глаза, посмотреть в зеркало - нарисовать.

4.

Поймай ветер

1. Продолжать знакомить с ветром, как с потоком воздуха.

2. Развивать интерес к явлениям неживой природы, воспитывать внимательность

Ветродуи, палочки типа сачков, с пакетиками

Предложить узнать с какой стороны дует ветер, и поймать его.

МАРТ

1.

Подбери нужную почву

1. Познакомить с минералами и их свойствами.

2. Учить подбирать почву для растения по плотности.

3. Воспитывать аккуратность.

Различная почва в горшках, палочки, вода в лейке.

Предложить воткнуть палочки в разные горшки (трудно или легко, полить)

2.

«Бумажный вихрь»

Продолжить знакомить со свойствами бумаги (плотность)

Трехлитровая банка, крышка с дыркой, резиновая груша, мелко порезанная бумага и картон.

Положить в банку кусочки бумаги, закрыть крышкой, с помощью резиновой груши нагнетать воздух.

3.

Какой кораблик прочнее

Познакомить с разными сортами бумаги и их свойствами.

Кораблики, сделанные из разных сортов бумаги.

Прогноз  - какой кораблик дольше продержится на воде, не утонет

4.

Как заводы загрязняют воздух?

1. Познакомить с загрязнением воздуха.

2. Развивать исследовательский интерес.

3. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Свечи, спички, стекло (или фарфоровая чашка)

Зажечь свечу, подержать над стеклом (копоть)

АПРЕЛЬ

1.

«Высушим платочки»

1. Продолжать знакомить с температурой, воздействием ветра.

2. Учить сравнивать температуры и значение ветра.

3. Развивать любознательность.

Мокрые платочки

Постирали платочки, где быстрее высохнут- на улице или в помещении

2.

Как можно очистить воду

1. Познакомить детей с процессом фильтрования воды (разные способы) .

2. Развивать желание узнавать что-то новое.

Песок, тряпочка, промокательная бумага, вата, вода грязная

Предложить очистить воду разными способами, переливая через предложенный материал

3.

Отделите рис от манки

1. Познакомить детей с процессом сортировки круп.

2. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

Сито и другая посуда, перемешанные крупы (манка, рис)

Предложить детям перебрать крупу (трудно, попробуйте что-то использовать из посуды)

4.

«Поменяй настроение»

1. Учить находить ассоциации между настроением и цветом, многоцветие мира.

2. Развивать наблюдательность.

3. Воспитывать доброжелательность

Прозрачные пластиковые пластинки разных цветов, очки с разноцветными стеклами, черно- белые картинки.

Предложить посмотреть на черно- белые картинки, беседа, на что похожа радость? (цвет, грусть) Смотрим в разноцветные стекла

МАЙ

1.

«Солнечные зайчики»

1. Продолжить знакомство с явлениями неживой природы.

2. Развивать интерес к неживой природе.

Зеркала по количеству детей

Дети ловят солнечных зайчиков зеркалами, а потом играют парами (один пускает их, другой ловит)

2.

«Сила ветра»

1. Продолжить знакомить детей с ветром и со свойствами предметов (тяжелый, легкий).

2. Развивать сенсорное восприятие.

Разнообразные предметы, различные по форме, величине, весу. (Перо, карандаш, картон, дерев. кубики)

Положить на улице предметы на стол - подуть самим, чуть сдвинулось, предположить, что сдвинет ветер, проверить.

3.

«Поймай капельку»

1. Продолжать знакомить со свойствами природного объекта - водой.

2. Раскрыть понятие «круговорот воды в природе»

Чайник с горячей водой, стаканы, стекла (блюдца) .

Разлить воду в стаканы и предложить накрыть стеклами, потом приподнять и рассмотреть капельки воды.

4.

«Что и чем можно измерить»

Закрепить умения и выполнение измерительных действий.

Вода, молоко, крупа, лента, кукла

Предложить измерить объем воды и молока, крупы, высоту куклы, длину ленты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...

Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование – это как игра – ведущая деятельность дошкольника. Ребёнок учится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Задача роди...

Перспективное планирование дополнительно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Школа мяча"

Планирование деятельности детей старшей возратсной группы по обучению детей игре в волейбол по упращенным правилам и активной работе с мячом....

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельностив старшей группе на год МесяцНеделяНазвание опытаКоличество занятийСЕНТЯБРЬ1«Откуда берётся песок»12«...

Перспективное планирование театрально-игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру, познакомить детей с устрой...

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способно...