конспект ООД
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Конспект образовательной деятельности
«Русская изба»
Подготовила воспитатель
Нестерова Ю.Ю.
Сухиничи, 2016 год
Цель:
знакомство детей с жизнью, бытом русского народа.
Задачи:
Обучающая: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);с кухонной утварью;
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.
Развивающая: развивать художественно — творческие способности детей.
Воспитывающая: воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Оборудование: макет русской печи, сундук, стол, лавки, посуда, прялка, люлька.
Примерный ход мероприятия:
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие.
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Я, ребята, вас ждала!
В горнице порядок навела.
Хозяйка: В Древней Руси люди приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс, рука шла от сердца. (Показ). Давайте и мы поздороваемся так, как здоровались на Руси.
Милости прошу, вас.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая
На убранство мое поглядите
С любовью и желаньем мною убрано.
Дети осматриваются.
Дети, а сейчас я загадаю вам загадку, и вы узнаете, какой предмет в моей избе самый главный.
ЗАГАДКА
Наша толстая Федора
Наедается нескоро,
А зато когда сыта,
От Федоры - теплота.
Дети отвечают (печь)
На дровах огонь – пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская!
Вьется из трубы дым уже чуть свет,
Печи нет в избе – значит, жизни нет!
Терпит жар в себе, терпеливица.
Кормит всю семью печь-кормилица.
И сверчок поет где-то рядышком.
Как тепло с тобой, печка-матушка!
Печь- это сердце дома. А почему это сердце дома?
Русская печь отапливает избу, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Зимой под печкой кур держали. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
Печка — деревенская кормилица. А почему она кормилица?
Ответы Детей в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты.
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Ребята, а в каких русских народных сказках встречается русская печка.
(Ответы детей)
Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».
Как встану поутру, так первым делом начинаю растапливать печку. Печь горячая, огонь пышит… .
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как вы думаете, как поставить в печь чугунок? (Ответы детей )
Здесь был нужен такой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
А ставили в печь горячий чугунок ухватом. (ставит чугунок в печь) .
Ставит и приговаривает.
Ставлю в печь большой чугунок – для щей, второй для каши. Кто хочет мне помочь?
- Что поставили в печь?
- Чем достали чугунок?
Ой, ты печка – сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети!
В дом богатство принеси!
Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки.
- Щи да каша – пища наша.
- Хороша кашка, да мала чашка.
- Кто запомнил поговорки? (Воспитатель начинает – дети заканчивают)
А вы, какую кашу любите? …
В давние времена, когда осенние работы на полях заканчивались, а в зимнюю пору выла вьюга за окном и рано темнело, девушки и женщины зажигали лучину, собирались все вместе в одной избе и пряли пряжу. Пряжа им была нужна для того, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
А на чем пряли пряжу, кто из вас знает? (Ответы детей)
Воспитатель. А вот и прялка моя любимая.
Золотая моя прялица!
Я пряду, а нитка тянется!
Мне работа моя нравится!
Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. А из ниток я вяжу носочки да варежки для своего Ванечки. Пряжу пряду, да люльку качаю. Пою колыбельную, давайте вместе укачаем Ванечку.
А вот и мое богатство – (сундук). Еще моя прабабушка хранила там свое добро. А что именно бабушка хранила в нем, узнаем, когда загадки отгадаем.
- Носят женщины старушки,
носят малые девчушки-
к уголочку уголок, сложен красочный. (платок) .
- Не страшны зимой морозы,
не большим не маленьким.
Что нам зимушки угрозы мы обуем. (валенки) .
- Эту обувь не забыли,
хоть давным - давно носили.
влезут дети на полати у печи оставят. (лапти) .
- Если маленький мороз, не хватает нас за нос.
Как начнет мороз сердиться, мы оденем. (рукавицы)
Вот какие вещи хранили в сундуке в давние времена. Но в сундуке ещё что-то есть, давайте посмотрим, что же это?
На дне сундука дети находят ленточки.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Игра «Заря - заряница»
Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря-заряница». Играющие стоят в кругу, руки опущены. Ведущий - ходит за кругом с лентой и произносит закличку:
С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас. Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему и на слова:
«Раз – два – не воронь,
Беги как огонь!»
Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим - зарей. Давайте поиграем.
(Звучит музыка к игре).
Посмотрите, какой богатый стол! За столом собиралась вся семья. Главное место отводилось – хозяину. Называется оно – Большое место.
А вы знаете, как было принято в старину встречать гостей? Гостей принято было встречать пирогами и поить чаем из самовара.
В ступке я муку молола,
Тесто замесила,
Ну, а бубликов не налепила.
Не успела.
Вы мне поможете испечь булочки к чаю?
Давайте тесто пальчиками разомнем, ладошками побьем, вот и готово тесто – мягкое, воздушное, живое! А теперь и булочки лепить начнем. Раскатаем тесто и ладошкой прижмем. (Воспитатель приговаривает во время работы с детьми)
МУЗЫКА
Готовые булочки выкладываем на противень и ставим в печку!
Хозяйка: Вот вы и побывали у меня в гостях, посмотрели, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Ребята, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе? (Ответы детей).
Вопросы
А какая утварь была в старинной русской избе?
Какому предмету отводилось главное место в русской избе?
Как называли печь в старину? (кормилица)
Почему? (потому что в ней готовили еду)
А в какой посуде готовили еду? ( в чугунке) ,
чем доставали чугунки из печи?
А для чего нужна была прялка? ( для изготовления пряжи)
А вот и булки наши зарумянились. Я приглашаю всех на чаепитие.
Музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....