Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ
рабочая программа на тему

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Кафедра специальной педагогики и психологии

Центр дополнительного образования

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ

Выполнила: Чардымова О.В.

Проверила: канд. психол. наук, доцент Медведева Е.Ю.

канд. психол. наук, доцент Ольхина Е.А.

Нижний Новгород

2015

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..3

  1. Глава 1 Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ОВЗ ………………………………….……………………………..5

  1. Научно-педагогические исследования личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка………………………………………………………………7

1.2 Значение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка с ОВЗ……………………………..……………………………………14

1.3 Методы личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка с ОВЗ…………………………………………………………………

Глава 2 Практическая часть……………….. ……………………….

        2.1. Воспитательная программа «Мой дом, мой класс и Я – дружная семья» ……………………………………

        2.2. Важный процесс - это игровая деятельность                 …………………………………………………………………………………

Заключение ……………………………………………………………..

Литература ……………………………………………………………

Введение

        Одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед образовательными учреждениями, является задача обеспечения качества образования. Изменения, происходящие как в стране, так и в образовании, ставят перед школой новые задачи в области определения содержания, форм и методов работы с учащимися.

        За последние годы число классов коррекционно-развивающего обучения в России постоянно возрастает. Потребность в их открытии обусловлена постоянно увеличивающимся количеством детей с ограниченными возможностями здоровья. Нарушение зрения негативно влияет на развитие личности ребёнка в процессе познавательной деятельности. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и на изменении её качества. И задача современной коррекционной школы и состоит в том, чтобы найти способы и методы решения этих проблем. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояния здоровья, индивидуально-типологические особенности, разработку специальных коррекционных воздействий для компенсации имеющихся у них нарушений, дифференцированную помощь  каждому конкретному ребёнку, направленную  на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками, успешную адаптацию и интеграцию в современное общество. Большие возможности для такой работы раскрываются в использовании личностно-ориентированного обучения и развития, адаптированного для коррекционной школы.

  1. Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ОВЗ

Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка 

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционные, экспериментальная, педагогика сотрудничества и др. Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем обществе.

В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностный подход».

Термин «личностно-ориентированный подход» получил в настоящее время среди педагогической общественности широкое распространение. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям.

Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности ученика, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Данной проблемой занимались многие отечественные педагоги и психологи: М.Н. Скаткин, Ш.А. Амоношвили, Л.С. Выготский, С.Н. Лысенкова, Н.А. Менчинская и другие.

1.1 Научно-педагогические исследования личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка

Идея индивидуализации обучения, воспитания и развития личности имеет богатую предысторию. Своими истоками она уходит в средневековье, когда в европейских школах каждый ученик независимо от учебных успехов получал отдельное задание, посильное для его личных знаний и умений, соответствующее его склонностям и способностям.

Вот как образно писал об этом В.В. Розанов: "На одно и тоже впечатление всякая отдельная душа ответит разно, и именно в меру того содержания, которое с ней послано в мир. И так как именно раскрыть это содержание должен воспитывающий, он никогда не должен обращаться с чем-нибудь значительным по смыслу к толпе, но всегда и только к лицу".

Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания выдвигал Дени Дидро виднейший представитель французского материализма ХVIII века считавший, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека, его природные особенности.

Клод Анри Гельвеций в трактате "Человек" называет ребенка "материалом" для "лепки" задуманного воспитателем. В отличие от Дидро Гельвеций не разделял диалектического понимания становления личности. Но ему нельзя отказать в решимости перестроить образование в демократическом духе, в частности, последствием индивидуализации обучения ("людям, обладающими различиями в интеллекте, необходимо и различное образование").

Ж.-Ж. Руссо великий гуманист Франции выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости. Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал, развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Естественное воспитание, по Ж.-Ж. Руссо, - это живительный процесс, в котором, с одной стороны, учитываются детские склонности и потребности, а с другой - не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Обучение, как говорил Ушинский К.Д., должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности. Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями…", отсюда необходимость для детей наглядного ощущения, "которое строится не на словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком", - писал он.

Л.Н. Толстой, главным пунктом своей педагогической концепции считал идею "свободного воспитания". Свои взгляды он изложил в ряде статей, помещенных в журнале "Ясная Поляна". Вслед за Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой высказывал убеждение в совершенстве детской природы, которой воспитание лишь вредит ("здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя… требованиям безусловной гармонии"; "воспитание портит, а не исправляет человека"). Он утверждал, что воспитание есть прежде всего саморазвитие. Задача воспитателей - оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Надо предоставлять ребенку максимальную свободу, покончив с традиционным стилем принуждения и наказания. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учащихся: "критериум педагогики есть только один - свобода".

Теоретико-методологическим вопросам диагностики психической индивидуальности школьника был посвящен ряд работ отечественных ученых. Так, В.В. Зеньковский утверждал, что индивидуальность ребенка педагогу не дана, а лишь задана. Педагог должен не только индивидуализировать свое воздействие, но и помочь раскрыться самой индивидуальности во всей полноте ее созревших и еще дремлющих сил. "Не индивидуализация воспитания, а воспитание индивидуальности" - таково кредо этого автора.

Идея индивидуализации педагогического процесса, восходя к истокам отечественной педагогики, занимает в ней особое место. Наши предшественники стремились поставить дело школьного образования на прочный фундамент психологического знания. Достойны глубоких размышлений начавшийся в предреволюционные годы философско-педагогический анализ индивидуальности, нараставший интерес к методикам практической психодиагностики.

1.2 Значение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка с ОВЗ

           Нарушение зрения негативно влияет на развитие личности ребёнка в процессе познавательной деятельности. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и на изменении её качества. И задача современной коррекционной школы и состоит в том, чтобы найти способы и методы решения этих проблем.

Личностно ориентированный подход можно определить как базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом.

Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его творческих возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностно ориентированный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностями и учатся видеть личность в других людях.

Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику как к личности.

Термин «личность» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле личность - это человек, обладающий самосознанием, то есть отделяющий себя от того, что он испытывает, воспринимающий себя как единое целое, как «я». Но не каждого человека мы можем назвать «личностью». Поэтому возникает необходимость понимания личности в узком смысле слова, как человека, не просто осознающего свое «я», а обладающего таким уровнем сознания и самосознания, который делает его полноценным членом общества - родовым, общественным существом, осознающим свою ответственность перед обществом.

В центре всей воспитательной работы учреждений должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок - высшая цель, смысл педагогической заботы. Именно это и является основой личностно ориентированного подхода.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанника. Личностный подход понимается как опора на личностные качества.

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но получит ли каждый человек посильное развитие, достигнет максимально возможного уровня, найдет занятие по душе и свое место в жизни, станет свободно-творческой личностью, достойно проживет свою жизнь, зависит от дошкольного учреждения. Всех детей нужно любить, уважать и создавать максимальные условия для свободного творческого формирования личности. Если природосообразная педагогика не требовала приспособления к ученику, то гуманистическая педагогика требует ставить его в центр отношений и делать все, чтобы он получил максимальное развитие.

Конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

Гуманизм (от лат. - человеческий, человечный) - целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий жизни, труда, обучения и т. д. Гуманизм - совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентации и установок, гуманизм получает значение общественного идеала. Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям, основанная на личностно ориентированном подходе.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы педагог:

  • постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
  • умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
  • постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
  • своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если причины эти не удалось вовремя выявить и устранить, оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
  • максимально опирался на собственную активность личности;

Нарушение зрения негативно влияет на развитие личности ребёнка в процессе познавательной деятельности. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и на изменении её качества. И задача современной коррекционной школы и состоит в том, чтобы найти способы и методы решения этих проблем.

  • сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
  • развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

1.2. Особенности личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка с ОВЗ.  Принципы личностно-ориентированного подхода.

По определению личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка.

Также, как правило, личностно-ориентированный подход содержит такие компоненты как понятия, принципы. Раскроем их значение.

Первый компонент - понятия. Отсутствие этих понятий или неправильное понимание их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемого подхода на практике. Это такие понятия:

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, уникальные особенности его черт, отличающие его от других;

Личность - постоянно изменяющееся системное качество, характеризующее социальную сущность человека;

Самоактуализация - осознанное активное стремление наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

Самовыражение - процесс и результат развития, проявление своих качеств и способностей;

Субъект - индивид (или группа), обладающий осознанной творческой активностью в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

Субъектность - качество отдельного человека (или группы), отражающее способность быть субъектом и обладать активностью и свободой в осуществлении деятельности;

Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, отношение к себе и окружающим;

Выбор - осуществление человеком (или группой) возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

Педагогическая поддержка - деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успехами в образовательной деятельности и т.д.

Второй компонент - это исходные положения и основные принципы построения процесса воспитания и обучения:

Принцип самоактуализации.

В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности.

Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности.

Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора.

Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.

- Принцип творчества и успеха.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.

Принцип доверия и поддержки.

Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного воспитательно-образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

Третий компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

- Диалогичность;

- Деятельностно-творческий характер;

- Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

Предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения.

1.3 Методы личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка с ОВЗенок самовыражение

Одной из главных задач коррекционной школы является социальная адаптация, результатом которой является «функциональная грамотность» - способность грамотно, квалифицированно действовать во всех сферах человеческой деятельности: в обществе, в семье, во взаимоотношении с людьми, на производстве, в отношении с природой. Поэтому основным смыслом личностно-ориентированного обучения становится не только коррекция нарушенных, но и развитие сохранных психических функций и личностных качеств школьника, обеспечивающих его общекультурное, социально-правовое, трудовое и профессиональное развитие в целях социальной адаптации, гражданского становления и оптимальной интеграции в общество.

        Проводя работу по личностно-ориентированному обучению через  воспитание и коррекцию необходимо помнить, что в работе учителя должны прослеживаться психолого-педагогические принципы гуманистической педагогики:

* необходимо в каждом ученике видеть личность, его право на счастье, достоинство, развитие способностей;

* научиться понимать своего подопечного, уметь встать на его позицию, используя его личный опыт, его точку зрения, развивать в ребёнке то лучшее, что в нём есть;

* использовать принцип педагогического оптимизма: верить в то, что труд по коррекции и развитию не напрасен, он принесёт свои положительные результаты.

        В личностно-ориентированном обучении учителю(воспитателю) часто приходится выступать в роли психолога, ведь именно такая работа даёт возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, повышает эффективность обучения и удовлетворённость учителя своим собственным трудом. Основная трудность заключается в умении профессионально использовать данные наблюдений в учебном процессе, чтобы сделать его личностно-ориентированным. В своей работе мною были использованы принципы личностно-ориентированного обучения, сформулированные в концепции И.С.Якиманской и адаптированные к использованию в коррекционной школе IV вида:

*  использование субъективного опыта ребёнка;

* предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий и стимулирование  самостоятельного выбора;

* накопление знаний, умений, навыков не в качестве самоцели (конечного результата),   а как важного средства реализации детского творчества;

* обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества.

В личностно-ориентированном подходе используются следующие методы:

-Рефлексии;

-Педагогической поддержки;

-Диагностические и самодиагностики;

-Создание ситуации выбора и успеха.

Выделяют следующие личностно-ориентированные технологии:

  • постановка в центр всей образовательной системы личности обучаемого;
  • обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития;

реализация её природных потенциалов.

Уточним особенности личностно-ориентированных технологий. Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку, учет его потенциальных возможностей. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка - личностно ориентирована.

II. Практическая часть

 Личностно ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся. Работа направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая это, педагог определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе.

Я знаю, что можно предупредить появление у слабовидящих детей вторичных отклонений в психическом и физическом развитии.

У детей с нарушением зрения нет каких-то современно особых качеств личности, которых не имеется у нормально видящих. Вместе с тем, зрительный дефект оказывает отрицательное влияние на развитие различных компонентов личности: самостоятельности, активности, коммуникабельности и других. Это большая системная работа.

Целью моей воспитательной работы является:

1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка.
2. Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение, понимать себя и других.
3. Создать условия для развития инициативы и самостоятельности учащихся.
4. Обеспечить условия для реализации творческих возможностей и потребностей ребенка.

Становление индивидуальности происходит за достаточно длительный промежуток времени в жизни человека, а поэтому детство – всего лишь один из этапов данного процесса. Насколько я смогу умело и заботливо поддержать и взрастить ростки индивидуальности в детские годы, во многом будут зависеть яркость и полнота ее раскрытия и проявления в более зрелом возрасте. Смысл моей деятельности состоит в помощи ребенку с ОВЗ стать и быть самим собой.

Организация индивидуального воспитания складывается из форм, методов и приемов, помогающих ребенку раскрыться. Содержание воспитательного процесса я отбираю в соответствии с целями и принципами, так как это содержание должно содействовать развитию индивидуальности.
В процессе своей работы я определила, что ядром индивидуальности является собственное отношение ребенка к себе, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выборов форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий.

С целью создания условий для развития индивидуальности учащихся в процессе воспитательной деятельности необходимо осуществлять определенную совокупность деятельности. Эти действия можно условно объединить в три группы, каждая из которых соответствует одному из основных направлений педагогического обеспечения развития индивидуальности детей:

1. Педагогическая поддержка становления индивидуальности.

2. Содействие ребенку в проявлении индивидуальности.

3. Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей учащихся, помощь в решении проблем ребенка и его семьи.

2.1. Воспитательная программа «Мой дом, мой класс и Я – дружная семья»

С 2014 года я работаю в данном направлении. Использую в своей работе литературные вечера, тематические экскурсии в музей, коллективные просмотры спектаклей, фильмов и последующее обсуждение их, поездки, походы, классные часы, викторины, ток – шоу и разные школьные мероприятия.

Все это обогащает кругозор детей с ОВЗ, расширяет знания об окружающем и способствует самостоятельным суждениям детей, их развитию речи. Выслушиваю мнение детей, использую технические средства, развиваю слуховую наблюдательность.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности я всегда опираюсь на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.

Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения.

На всех ступенях системы народного образования необходимо оказывать семье помощь в осуществлении воспитания детей. В работе с родителями я помогаю им научиться познавать своих детей с научной позицией, а не через призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.

2.2. Важный процесс- это игровая деятельность

В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность.

Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.

Большое значение я уделяю индивидуальному подходу при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.

В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, я развиваю в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу.

Руководство воспитателей игрой всегда сочетается с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса.

Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем мире. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И я, совместно с семьей, постоянно использую их для всестороннего развития каждого ребенка.

Таким образом, личностно-ориентированный подход - важнейший принцип воспитания детей с ОВЗ. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержание воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм.

Заключение

Практическая жизненная направленность содержания данной работы обусловлена современными социокультурными условиями, ориентирована на становление и социализацию личности слабовидящего ученика в столь непростом современном мире.

Ребёнок – это целый мир со своими бедами и радостями, проблемами и удачами и очень важно, чтобы рядом с ребёнком был, прежде всего, неравнодушный человек, стремящийся использовать все свое профессиональное мастерство в работе с ним.

Для слабовидящего ребёнка это особенно важно. И нужно постоянно помнить об  этом и искать новые пути преодоления трудностей, стоящих перед развитием слабовидящего ребенка.

В своей работе я попыталась показать особенности обучения и воспитания слабовидящих детей, обозначить трудности, стоящие перед ними в нашей сложной многообразной жизни, а также рассказать о том, как можно во внеурочной работе, применяя современные педагогические технологии, попытаться решить трудные задачи воспитания и социализации слабовидящих учащихся.

Таким образом, достигается основная цель работы: социализация слабовидящего ребенка и дальнейшая интеграция выпускников в общество.

Выбранный мною путь – это стремление реализовать свои профессиональные способности и освоить новые подходы в коррекционно – воспитательной работе со слабовидящими детьми.

Список используемой литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса
  2. Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1995.- №4.
  3. Грибоедова Т.П. Личностно-ориентированный подход в системе повышения квалификации
  4. Зимняя И.А.  Педагогическая психология
  5. Солнцева Л.И., В.В.Денискина «Психология воспитания детей с нарушением зрения», налоговый вестник, М., 2004
  6. Якиманская И.СЛичностно ориентированное обучение в современнойшколе /М.: Сентябрь, 1996

Власова Т.А., Лубовской В.И., Никашина Н.А.  Обучение детей с задержкой психического развития

Игровые технологии. Авторы: Б. Н.Никитин, Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ...

Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ

В данной работе раскрывается теоретический аспект  инновационных образовательных технологий   в работе с дошкольниками. Представлена технология опыта по применению ОТСМ – ТРИ...

Эффективность внедрения инновационных технологий по речевому развитию у детей с ОВЗ на современном этапе»

Эффективность внедрения инновационных технологий по речевому развитию у детей с ОВЗ на современном этапе»...

Консультация для родителей «Внедрение инновационной технологии «Кинезиологические упражнения для развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Внедрение инновационной технологии «Кинезиологические упражнения для развития детей дошкольного возраста»...