Музейная педагогика - инновационная технология в сфере личностного воспитания детей
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика - инновационная технология в сфере личностного воспитания детей
С внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений, он диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, новые технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями.
Предлагаю познакомиться поближе с таким видом организации работы, как организация музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно - пространственную среду.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.
В каждом российском городе есть музей, в Борисоглебске краеведческий музей имеет обширную экспозицию, но не вся она предназначена для детей дошкольного возраста. И не секрет, что при нынешней занятости родителей, не у всех находится время для посещения музея вместе с детьми, Поэтому сегодня создание мини-музея в группе – это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений.
Проанализировав свои возможности и интересы родителей, пришли к выводу о необходимости создания мини – музея в группе
Организация мини-музеев помогла наладить контакт с родителями, привлечь их к совместной работе по созданию развивающей предметно-пространственной среды группы, потому что мини-музей неотъемлемая ее часть
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, поэтому она проходила в несколько этапов;
Сначала обсудила с родителями воспитанников тематику экспозиции, поскольку у родителей все меньше времени занимает общение с детьми, совместное чтение, было принято решение создать в группе мини – музей книги, Цель организации мини-музея книги в группе— пакие принципы музейной педагогики, как :
Разнообразие и наглядность - оснастили музей всевозможными видами детских книг наполнение мини - музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира. Подборку тематической литературы осуществляли с родителями в рамках образовательной программы с учетом возрастных особенностей детей нашей группы.
детские книги разных годов выпуска, книги соответствующие возрасту воспитанников, разнообразные по тематике, Учитывая, что дети младшего дошкольного возраста, в основу экспозиции включили книги русского фольклора, русских писателей и таких авторов, как А, Барто, К, Чуковский, С, Маршак, З., Александрова, С, Михалков и др., книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками портреты детских писателей и поэтов, тематические иллюстрации, книги-новинки, наборы для драматизации сказок и потешек, тематические игрушки героев книг
Доступность; решили задачу размещения экспонатов в мини-музее, расположив экспонаты вертикально, изготовив стеллажи и настенные полочки, сделанные с помощью родителей, ширмы, стенды, столики, Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
При оформлении мини-музея, учитывали - эстетические нормы; красочность, яркость,
Мебель, соответствующую возрасту детей, для проведения игр, занятий;
- учли правила безопасности, гигиенические нормы.
Разработали алгоритм создания экспозиции:
При размещении экспозиции учитывали логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.
Для реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ, способствующее расширению кругозора ребёнка, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям дошкольников поставили следующие задачи,
помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
, данный вид работы позволяет развивать и совершенствовать речь, воображение, интеллект, эмоциональную сферу. Организация мини-музеев помогает налаживать контакт с родителями, привлекать их к совместной работе. Мини-музеи могут и должны стать неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды.
Разработали тематику и содержание экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
Разработали перспективно-тематический план работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.
В мини - музее используем следующие формы работы:
1. Мини-беседы с детьми.
2. Экскурсии для детей и родителей.
3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.
5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.
6. Творческие игры, образовательные путешествия.
7. Чтение художественной литературы.
9. Музицирование, прослушивание аудио – материалов, просмотр мини-презентаций.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Таким образом, мини-музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Различная тематика мини-музеев поможет в освоении образовательных областей федерального государственного образовательного стандарта.
Тематический план использования музейной педагогики
2 младшей группы
МБДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида
месяц | Содержание | Цели |
сентябрь | Образовательная область «Познавательное развитие» НОД. Тема: «Книга – наш друг». | развивать у детей интерес к печатному слову. Продолжать расширять представления детей о книгах, развивать у детей интерес к печатному слову. рассказать о правилах обращения с книгой. Закреплять знания детей о |
октябрь | Образовательная область «Речевое развитие » (Приобщение к художественной литературе). Тема: «Потешки и песенки для малышей». | Русский народный фольклор Побуждать детей рассказывать знакомые потешки и песенки Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. |
ноябрь | Выставка «Книжка-игрушка». | Познакомить с разнообразием книг, вырезные, книжки-панорамы, книжки – шнуровки, книжки-шумелки, и др. |
декабрь | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка). Тема: «Моя любимая сказка». | Учить детей лепить по мотивам русских народных сказок: самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, определять способы и приёмы лепки. |
январь | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». НОД. Тема: Инсценировка сказки «Теремок». |
Развивать творческие способности детей, учить передавать характерные черты героев |
февраль | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». НОД. Тема: Инсценировка сказки «Колобок». | Развивать умения детей действовать в соответствии с выбранной ролью |
март | Образовательная область «Речевое развитие » (Приобщение к художественной литературе). НОД Тема: «Викторина по произведениям А, Барто» | Выявить знания детей о произведениях автора |
апрель | Образовательная область «Речевое развитие » (Приобщение к художественной литературе). Тема, «Чтение потешки «Жили у бабуси» | Приобщать детей к истокам русской культуры через фольклор |
май | Образовательная область» Художественно-эстетическое развитие». Рисование «Колобок-румяный бок» | Развивать умения рисовать знакомые образы |
май | Образовательная область «Познавательное развитие» НОД. Тема, «Чудо - книжки» | Познакомить детей с видами книг, развивать эстетический вкус |
План работы с родителями по созданию мини - музея книги
2 младшей группы
МБДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида
Этап | Содержание | ответственные |
Предварительный | Анкетирование | Воспитатели: родительский комитет |
Подготовительный | Родительское собрание « Музейная педагогика в детском саду» 1 Определить название и содержание музея 2 Выбрать место размещения 3 определение состава экспонатов в музее | Воспитатели, родители, родительский комитет |
Практический | Оформление музея книги. Предоставление родителями книг из домашней библиотеки. Приобретение книг | Воспитатели Родительский комитет родители |
Подведение итогов | Родительское собрание Оформление выставки. «Книжки - игрушки» Отчет о создании музея Оформление стенда « «Лучшая книга для Вашего ребенка» Показ экспонатов | Воспитатели, дети |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
2 младшей группы
МБДОУ БГО Детский сад №20 комбинированного вида
- Как часто вы посещаете музей?
- Как вы находите время побывать с ребёнком в музее, на выставке, в Галерее?
- Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи?
- Можете ли Вы рассказать ребенку происхождение книги?
- Есть ли в Вашем доме книги, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти?
- Какую литературу для ребенка вы предпочитаете?
- Есть ли в Вашем доме библиотека?
- Как часто вы посещаете общественную библиотеку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейно-педагогические технологии в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Методическая статья....
Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...
Методическая разработка "Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры".
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Перед каждым воспитат...
Проект по социально- личностному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Живи в веках, моя Россия!"
Название проекта: «Живи в веках, моя Россия!»Вид проекта: игровой, творческий;По областям– речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстет...
Социально - личностное воспитание детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание входит в число основных задач данной программы, хотя занимает в ней далеко не ведущее место и по своей детализации уступает задачам умственного и познавательного развития....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Представлена консультация для воспитателей о понятии музейная педагогика, о ее формах, принципах....
«Музейная педагогика как инновационная технология в сфере личностного воспитания детей».
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....