Конспекты занятий на развитие эмоциональной сферы детей.
план-конспект занятия на тему
Конспекты занятий на развитие эмоциональной сферы детей. Для детей старшей, средней и младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_emotsionalnomu_razvitiyu_detey.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по эмоциональному развитию детей
старшей группы дошкольного возраста :
Путешествие в страну «Эмоции».
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
- Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
- Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
Развивающие:
- Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
- Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
Воспитательные:
- Воспитывать и формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
- формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
Состав группы:
Возраст участников: 5 - 6 лет.
Кол-во детей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 30 минут.
Материал для занятия:
«Волшебный клубочек»;
Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
Магнитная доска; Человечки-эмоции;
Бумага для рисования, карандаши;
Детские стулья по числу детей;
Зеркало;
Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;
Использованные технологии занятия:
Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;
Элементы здоровьесберегающей технологии
Игры с песком.
Психогимнастика.
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.
Предварительная работа:
– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений
Ход занятия:
Приветствие. «Волшебный клубочек».
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
- Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)
- Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
- Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить?(ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:
Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит...
(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)
1 остановка.«Поляна Радости»(звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)
-Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)
Например:
«Радость — это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного человека, а большая — когда у всех».
«Радость — это когда у всех праздник».
«Радость — это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость — это когда нет войны».
«Радость — это когда все здоровы».
«Радость — это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».
— Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)
Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
Упражнение « Нарисуй эмоцию»
- А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги — проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).
Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.
-Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.
Дети мысленно передают друг другу радость.
2 остановка. « Остров Грусти»
-Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
-А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.
Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. ( Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.
А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.
Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.
Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.
3 остановка. «Пещера страха»
Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)
Упражнение « Страшные звуки» ( звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)
-Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
-Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)
Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий ( первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа ( Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.
Упражнение « У страха глаза велики»
- А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. ( Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и , следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
4 остановка. «Гора Злости»
-Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).
Упражнение «Зеркало»
Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.
Упражнение «Закончи предложение».
-Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).
-Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. ( фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.
Рефлексия. Беседа с детьми:
-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
-Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
-А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
-Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!
-Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.
-Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. И я вам предлагаю нарисовать кисточкой свое настроение на песке!
Педагог: (если вдруг у кого-нибудь будет грустное настроение) От чего тебе грустно? Тебе что-то не понравилось? А у меня настроение очень хорошее и я хочу с тобой им поделиться (дарю улыбающийся смайлик, а если у всех хорошее настроение улыбающиеся смайлики дарю всем.)
И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.
- Занятие на развитие у детей эмоциональной сферы для детей средней группы.
- “Путешествие в страну Настроений”
Цели:
- учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие;
- развивать умение передавать с помощью мимики, жестов различные эмоциональные состояния;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в волшебную страну настроений, но прежде чем туда отправимся, давайте вспомним и поздороваемся с помощью различных эмоций.
- Игра: “Разные настроения”
- грустно
- удивлённо
- спокойно
- весело
– Мы отправляемся в путешествие и берём с собой хорошее настроение. Но на чём же мы отправимся в путешествие? (Дети выбирают). Отправляемся на волшебных облаках, под звучание музыки “Облака”. Во время полёта им попадаются разные облака, и они их рассматривают.
- Проводится игра: “Облака”
Прилетели в страну настроений, и нас встречают жители волшебной страны (дети рассматривают их, и определяют настроения жителей).
– Посмотрите внимательно на жителей страны. Какое у них настроение?
Как вы думаете, что случилось с жителями волшебной страны? (Дети высказываются). А давайте сочиним небольшую сказку по жителей волшебной страны.
- Игра: “Сочини сказку”
(Начинает сказку педагог, затем дети по очереди продолжают сказку, добавляя своё предложение).
Провести беседу с детьми по сказке. В конце дети дарят настроения жителям волшебной страны и отправляются дальше.
– Дальше на пути их встречают гномы. Гномы перепутались, поссорились.
Дети предлагают им помочь.
- Игра: “Забавные гномы”
(Выкладывая лица гномов, дети рассуждают, как они догадались о настроениях гномов, по их цветам.)
В благодарность гномы проводят с детьми игру: “Мы делаем вот так”.
- Когда нам грустно – мы делаем так.
- Когда мы удивлены – делаем вот так.
- Когда мы испуганы – мы такие.
- Когда мы злимся – мы уже другие.
- Когда мы радуемся – мы делаем так.
Дети прощаются с гномами и отправляются дальше по волшебной стране.
– На пути они встречают матрёшку.
– Дети, матрёшки всегда открываются? Да.
– Попробуем! Открывают первую матрёшку, раздается плач – фонограмма.
– В этой матрешке живёт какое-то настроение. Какое оно? (Ответы детей.)
Открываем вторую матрёшку, раздаются сердитые возгласы – фонограмма.
– А в этой матрёшке какое настроение живёт? (Ответы детей.)
– Какое же настроение живёт в самой маленькой матрешке? Посмотрим (Открывают матрёшку раздаётся звонкий, веселый смех – фонограмма.)
– Какое это настроение? (Ответы детей.)
– Молодцы, вы всё правильно угадали. А какое настроение мы возьмём с собой в детский сад? (Ответы детей.) Дети садятся на облака и отправляются назад.
– Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну Настроений, и мы в хорошем настроении возвращаемся в группу.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы во второй младшей группе «Ты улыбкой сумей поделиться»
"Ты улыбкой сумей поделиться" Цель: развивать умение классифицировать по цвету; развитие активного словаря; развивать умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; развивать умение отображать свои эмоции в зеркале.
Ход совместной образовательной деятельности:
Воспитатель читает стихотворение:
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы вам хмурые лица
Или чья –то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
-Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это спрятался под вашими стульчиками (зайчата)
Что с ними случилось? (Потерялись, заблудились.) Им, наверное, страшно. Давайте их бережно возьмем в руки. Какие они (беленькие, пушистые, маленькие, хорошенькие.) Они такие беспомощные. Хотите им помочь (Д а). Но сначала их надо успокоить.
Упражнение «Помоги зайчику» - Цель: снятие психо- эмоциональной напряженности у детей. -Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них зайчонка, подыши на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай зайчонку доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони, улыбнись ему, и ты увидишь, что зайчик уже не боится. Но пора ему помочь найти маму. Посмотрите, у каждого зайчонка есть своя мама, у неё такого же цвета фартук, как и у вашего зайчонка галстучек. Будьте внимательны и отнесите каждый своего зайчонка к своей маме- зайчихе.
Воспитатель: Ребята, слышите за дверью кто-то плачет. Кто это? Давайте посмотрим. (Воспитатель берет куклу би-ба-бо заяц). Да это же зайчик из сказки «Заюшкина избушка». Спросите его: «Что ты, зайчик, плачешь? ».
Заяц: Опять меня хитрая лиса обманула и выгнала из своего домика! Что делать, не знаю?
Воспитатель: Дети, ох эта хитрая лиса! Вы сердитесь на нее и даже, наверное, злитесь? (дети перед зеркалом изображают отрицательные и положительные эмоции на лице, наблюдая затем как изменяется положение бровей, губ, глаз)
Ой, какие вы злые сейчас! Много в вас злости? Но мы не хотим быть злыми? Правда? Сейчас мы злость прогоним!
Упражнение: «Злость, уходи! » - Цель: снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. - Играющие ложатся на ковер. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить руками и ногами по по полу с громкими криками. «Злость, злость, уходи (Упражнение продолжается 2 мин., по команде взрослого ложатся на пол в позу «звезды», спокойно лежат, слушая спокойную музыку 2 мин.)
Воспитатель: «Ну вот мы и прогнали злость». А тебе, зайчик для начала нужно успокоиться. Дети, как можно успокоить зайчика? (пожалеть, погладить, обнять, поцеловать, спеть песенку, рассказать сказку, поиграть, покормить, - все сопровождается действием детей по отношению к зайчику) .
Заяц: Спасибо, ребята, что вы меня успокоили. Но что же мне теперь делать? Как без домика жить?
Воспитатель: Дети, чем мы можем помочь зайчику? (ответы детей). Да мы можем построить дом для зайчика. Оставайся, зайчик, с нами.
Заяц: Спасибо! Мне очень приятно остаться здесь у таких добрых, заботливых детей. Я рад тому, что буду жить в вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк, ссор и обид. Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. И хочу поделиться с вами своей самой доброй улыбкой.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки» - Цель: воспитывать положительно- эмоциональное отношение к сверстникам. - Дети сидят по кругу, берут за руки соседа, смотрят ему в глаза и дарят соседу самую добрую улыбку.
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли? (маленьким зайчатам, зайчику из сказки) Как помогли? (утешили, согрели, пожалели, пригласили к себе и т. д.) У нас всё получилось, потому что вы добрые, отзывчивые, умеете дарить улыбку и т. д.
Дети в свободной деятельности строят домик для зайчика, приглашают на совместную прогулку.
Конспект занятия детей раннего возраста
"В гостях у сказки"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ГОСТИ К ВЕСЕЛОМУ КОЛОБКУ.
Цель: Формировать гармоничное отношение ребенка к окружающему миру через театрализованную деятельность.
Задачи: Развивать речь детей, обогащать словарь. Учить координировать движения с речью, различать эмоции, изображать их с помощью мимики, жестов, движений. Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на характер музыки. Воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности. Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Материал: Фонограммы пения птиц, песни про колобка, игрушка колобок, настольный театр, кукла Ванечка, угощения для детей.
Дети с воспитателем заходят в группу, педагог показывает колыбельку, в которой спит кукла-младенец Ванечка. Ванечка просыпается, воспитатель предлагает детям показать Ванечке сказку.
- Дети, Ванечка маленький и не знает ни одной сказки. Давайте ему расскажем и покажем сказку Колобок.
Показ воспитателя и детей настольного театра «Колобок»
После показа театра педагог обращается к Ванечке и спрашивает: «Понравилась ли тебе сказка? »
Ванечка благодарит детей за показ интересной сказки.
(Звучит пение птиц)
В группу влетает птичка с письмом.
- Дети, кто это к нам прилетел?
- Птичка.
- А что это она нам принесла?
- Письмо.
- Давайте прочитаем.
Здравствуйте, дорогие ребятишки!
Приглашаю Вас в гости. Очень хочу с вами поиграть и потанцевать.
Жду с нетерпением встречи, Колобок.
- Ну, что дети пойдем к колобку в гости?
- Да.
- Давайте и Ванечку с собой возьмём.
Отправляемся по волшебной дорожке к колобку.
Из домика выглядывает колобок.
Колобок: Здравствуйте дети!
- Дети и Ванечка здороваются с колобком.
Колобок: Я колобок, колобок
Колобок - румяный бок,
На сметане мешен,
Да в масле пряжен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Да к ребяткам я пришел.
Воспитатель предлагает детям потанцевать с колобком.
Звучит фонограмма
«Пляска с колобком»
1. По дорожке, по тропинке (Дети бегут по кругу)
Между сосен прыг, да скок.
Очень весело, игриво
Покатился колобок.
Он от бабушки ушёл, (Грозят пальчиком)
И от дедушки ушёл,
Покатился, заблудился непослушный колобок!
Припев:
Прыг, скок, колобок. (Пружинка вправо влево)
Вкусненький, румяненький, (Руками пекут колобок)
Он поход на пирожок
С изюминкою маленькой.
2. Повстречался он с медведем (Изображают медведя)
На тропинке, на лесной.
Мишка очень рассердился,
Топнул лапою большой.
-Ты от бабушки ушёл, (Грозят пальчиком)
И от дедушки ушёл,
Покатился, заблудился,
Непослушный ты такой!
Колобок хвалит всех детей и Ванечку.
Колобок: За хороший перепляс угощу сейчас я вас.
Угощает детей конфетами.
Дети благодарят колобка и прощаются с ним.
Вместе с воспитателем и Ванечкой дети возвращают в группу по волшебной дорожке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)
Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·...
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)
Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·...
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ « Путешествие в страну волшебных красок»
Задачи:· Развитие сенсорно-перцептивной сферы;· Развитие произвольности поведения;·...
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна эмоций»
Цели:· Осознание ребенком эмоциональных состояний других;· Умение понимать и принимать других людей;·...
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей с ОВЗ
Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями на тему: «Путешествие в школу эмоций»...
Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы детей старшей группы "Радость"
Представляю конспект занятия на развитие эмоциональной сферы детей старшей группы детского сада. Данный материал может быть полезен прежде всего педагогам-психологам, а также воспитателям дошкольных у...
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей с ОВЗ с элементами маскотерапии (маска медведя)
Занятие направлено на формирование умения у детей передавать эмоциональное состояние посредством изготовления маски. В занятие входят коррекционные игры и упражнения. В конце занятия дети изготавливаю...