Конспект по НОД по правовому воспитанию "Я и моё имя"
материал (подготовительная группа) на тему

Лампасова Оксана Виталиевна

Конспект по НОД по правовому воспитанию на тему: "Я и моё имя" для детей в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp._zan._po_prav._vosp.ya_i_moe_imya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель: формирование представления о важности права на имя.

Задачи:

- знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;

- познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;

- закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях;

-развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми , делать выводы;

- воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;

-активизировать в речи детей нежные и ласковые слова.

Материал: - документ «Конвенция о правах ребенка»;

 - иллюстрации: «Все имеют равные права», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота», «Имя»;

- фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;

- «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);

- картинки с изображением сказочных героев;

- произведение Н.Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

Предварительная работа с детьми: - беседа «Зачем человеку имя?»;

-просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи».

Предварительная работа с родителями: - составление с ребенком рассказа на тему «Мое имя»;

Использованная литература: 1. Г.Квита, В.Миронов. Словарь имен. Москва,1998.

2. С.В.Вялкова, Н.М.Давыдова. Беседы об ответственности и правах ребенка.- М.:ТЦ «Сфера», 2008.

3. Документ «Конвенция о правах ребенка».

Ход занятия:

1.Решение проблемы.

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу в детском уголке.

-Ребята, прежде чем начать сегодняшнюю беседу я хочу загадать вам одну загадку:

                 И у мамы есть,

                 И у папы есть,

                 И у дочки есть,

                 И у внучки есть.

                 Чтобы его узнать,

                 Надо вслух назвать. (Имя)

-Правильно. Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.

2.Беседа. Имена.

Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например:

             Добрыня - делающий добро.

             Любомир - любящий мир.

             Людмила - милая людям.

             Святослав – святая слава.

             Владимир – владеющий миром.

             Тихомир – тихий и мирный.

             Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры)

-По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Допустим, к одному человеку обратились «Илюшенька», а к другому «Эльвира Александровна»? Кто они?

Ответ: «Илюшенька» - это мальчик, а «Эльвира Александровна» - это взрослый человек, т.е. женщина, воспитатель.

-Если ребенка позвали «Илья», а другого «Катя». Что можно сказать про этих детей?

Ответ: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

-Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

-Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени.

Ответ: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

-Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Ответ: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.

-Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.

3.Разгадывание ребусов.

-Ребята, не случайно я сегодня начала свою беседу с этого уголка. Здесь у меня для вас спрятаны сюрпризы. Давайте мы их поищем. (Дети ищут сюрпризы. Их - 3). Эти сюрпризы непростые - их надо разгадать. Это ребусы, которые мы очень любим разгадывать. Только сегодня здесь не просто слова, а расшифровать надо имена.  

Дети расшифровывают имена: Валя, Настя, Наташа.

-Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали. А теперь я предлагаю немного размяться.

(Дети выходят из уголка и встают в круг на физкультминутку)

 4. Физкультминутка. 

 Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)

 Вот как много стало рук! ( руки вперед, тыльной стороной кверху)

Чьи же руки подскажите , ( дети называют свои имена,)

И ладошки покажите.  (переворачивают ладошки кверху)

А теперь за руки взялись , (берутся за руки и бегут по кругу)

И по кругу пробежались.

Сделали поуже круг, ( все дети соединяют руки над головой)

 Крышу сделали из рук.

Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире,)

В этом доме мы живем! (руки вверху)

5.Беседа. Тёзки. (Беседа проводится на ковре, стоя)

 -Ребята, а вы знаете - что такое тезки?

 -Вы знакомы с этим словом? Что оно значит? (Ответы детей) Тезки – это люди, у которых одинаковые имена. Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань», которое нам расскажет Катя:

              В первом классе восемь Тань –

              Это прямо наказанье!

              Ведь у них, куда ни глянь,

              Всюду – Таня, Таня, Таня!

              Если скажут: «Таня, встань!»

              Встанут сразу восемь Тань.

              А ведь можно очень просто

              Разобраться в новичках…

- А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?

Ответ: Может быть по фамилии?

- Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?

Ответ: В этом случае поможет отчество.

- Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки?

Ответ: Тезки у нас 2 Ромы (Шалтынов и Андреев),  2 Ани (Сизова и Слонимская),

 2 Ильи (Елков и Махонин),   2 Даши (Васильева и Зайцева),  2 Вани (Петров и Филиппов)

 -Вот и хорошо, разобрались в тёзках.

6. Игра «Шифровальщики».

-У меня для вас и здесь есть сюрпризы. Давайте их разберем (дети разбирают листочки-шифровки)  и каждый из вас расшифрует на своем листе имя. (Каждый ребенок расшифровывает имя)

-Молодцы, ребята. Все имена расшифровали правильно. А теперь я предлагаю подойти к  нашей выставке. (дети подходят к библиотеке, где оформлена выставка)

7. «Право на имя»

- Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?

Ответ: Может быть новое право – это право на имя?

Да, ребята, в Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; ф.и.о. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

- «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.

- Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит».

- Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

Вопросы к детям: А вам нравятся ваши имена?

-Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? (Рассказ Адэлины)

- В честь кого тебе дали имя? (Рассказ Тимофея)

-Как называют тебя в семье?( Рассказ Леры)

- Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Ответ: Нет, имя расти не может.

Воспитатель показывает  свои фотографии и рассказывает:

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково: Оксаночка, Оксанка, Оксана. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Оксаночка. Мои дети называют меня «мама». Муж и друзья зовут Оксана. А в детском саду я для всех Оксана Виталиевна.

Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Тимоша в школе станет Тимофеем. Катюшенька–Екатериной. Лерочка–Валерией.

- Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей)

8.Разгадывание загадок.

- Ребята, когда я готовилась к сегодняшней беседе, я попросила вас найти загадки про имена. Давайте послушаем, какие загадки вы  приготовили и попробуем их разгадать:

Дети по очереди загадывают загадки:

1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка)

2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)

3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)

4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)

5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)

6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)

9. «Найди имена»

-Ребята, у меня для вас есть еще один сюрприз. Каждый берет себе одну бумажку и закрашивает рамочку, а там вас ждет сюрприз. (Дети закрашивают заранее воском написанные имена, получая надпись. Чтение детьми имен.)

10. Беседа по отрывку из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи».

-Ребята, мы с вами вчера посмотрели  отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей».Мы с удовольствием посмотрели вчера этот мультфильм, а вот сейчас у меня к вам есть несколько вопросов по этому отрывку.

- У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?

Ответы: Знайку так назвали, потому что он много знал.

Цветика, потому что он любил цветы.

Торопыжку, потому что он всегда торопится.

- Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?

Ответы: Нет, мне его стихи не понравились.

- А мне эти стихи понравились.

- А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?

Ответы: Я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.

- Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково.

11.Итог занятия.

- Сегодня  мы с вами узнали о новом праве детей. Что это за право?

Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

-Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Правовое воспитание"

                 -продолжить знакомство детей с «Конвенцией о правах ребёнка»,...

Конспект занятия к дню Правовых знаний.

Конспект занятия к дню Правовых знаний. "Право ребенка на семью"....

Конспект занятия к дню Правовых знаний.

Конспект занятия к дню Правовых знаний. "Право ребенка на семью"....

Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в старшей группе на тему: "Право на имя"

Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя. Сформировать представление о том, кого называют тёзкой.Познакомить с ласковыми именами...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка».

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка»....