Кукольный театр для малышей
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья раскрывает вопросы постановки сценокдля детей 2-6 лет: особенности представления репетиций, декораций, куклы, места для зрителей, музыка и т. п..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukolnyy_teatr_dlya_malyshey.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Кукольный театр для малышей


Кукольный театр в силу своей театральной зрелищности, необычности, особой эмоциональности вызывает у детей большую радость. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, а следовательно, и понимание происходящего в спектакле, а также развитие речи ребенка. Кукольный театр, безусловно, обогащает представления малыша и воспитывает его.

Сценарии спектаклей для детей 2-3,5 лет должны быть понятны, интересны непродолжительны. Хорошо, если персонажи знакомы детям.

Кукольные представления для малышей имеют ряд особенностей. Одно из них –обязательное участие ведущего, который руководит показом сценки ( в спектакле для детей старше 4 лет ведущего может не быть). Для ребят 4-6 лет кукловоды каждый раз показывают спектакль практически без изменений, а в каждый сценарий постановки для малышей по ходу действия вносятся коррективы. И делает их ведущий, ориентируясь на каждую конкретную группу детей, учитывая восприятие сценки в данный момент. Он является режиссером-постановщиком и на репетициях, и во время каждого показа. Не только  удачно выбранный сценарий и выразительное исполнение, но и  умелое проведение всего спектакля определяют его успех.

Задача ведущего – вызвать у детей интерес к постановке, понимание и сопереживание сюжета, вовлечь малышей в участие в спектакле. Так, дети с помощью ведущего помогают спасать птичку, прогоняя кошку; зовут на помощь собачку, когда лиса догоняет зайца; убаюкивают котенка, напевая «баю-бай», и т.д. Малыши отвечают на вопросы ведущего и персонажей спектакля; хлопают в ладоши, пляшут вместе с куклами и т.д.

Сценарии для кукольных спектаклей составляются так, чтобы ведущий при необходимости мог продлить, или повторить отдельный эпизод, или, наоборот, сократить, или совсем исключить его, учитывая особенности восприятия каждой конкретной группы детей. Но это не значит, что сценарии состоят из отдельных эпизодов, совсем не связанных друг с другом. Практика работы с малышами показала: спектакли, в которых действие развивается логично, последовательно (с завязкой, кульминацией, развязкой), смотрятся детьми с большим интересом. После просмотра такого спектакля малыши и через 2-3 недели отвечают на вопросы по кукольному сценарию осмысленно и охотно, просят посмотреть еще!

Воспитатели группы во время кукольного показа садятся с детьми в противоположных концах ряда стульев, рядом с малышами, нуждающимися во внимании (возбудимыми, шаловливыми или раздражительными, плаксивыми).

Во время просмотра спектакля воспитатели разговаривают с малышами очень тихо и только в случае необходимости; не повторяют за ведущим его текст, желая еще раз объяснить детям, что происходит.

Часто воспитатели сами с большим интересом смотрят, как выступают их товарищи-кукловоды, и забывают о детях. Успех спектакля во многом зависит от умения воспитателей вести себя во время его показа. В это им должен помочь музыкальный руководитель. Лучше, если воспитатели заранее посмотрят весь спектакль и обговорят с музыкальным руководителем, какие эпизоды требуют особого внимания, где малышам может быть предложено поплясать с «артистами» (Таней, Вовой и т.д.). Музыкальному руководителю надо выслушать мнение воспитателей о спектакле, о том, как дети данной группы могут прореагировать на отдельные эпизоды, и учесть это при показе.

В кукольном театре все важно: какие куклы, какие декорации, какая ширма, где сидят дети. Если ширма высокая, кукловоды управляют куклами стоя, свободно перемещают их, по мере необходимости переходя от одного края ширмы к другому. И в это время слишком большая высота – недостаток ширмы. Чтобы видеть происходящее на высокой ширме, приходится сажать детей дальше, а небольшие по размеру куклы кажутся детям еще более маленькими.

При низкой ширме кукловоды управляют куклами сидя. Им сложнее, но детям удобнее смотреть, так как стулья можно ставить ближе. Музыкальному руководителю необходимо продумать, как провести показ данного спектакля, на какой ширме.

На репетиции надо расставить стулья так, чтобы было удобно, хорошо видно сцену.

Цвет ширмы тоже немаловажен. Не следует использовать яркий материал с крупным контрастным рисунком, лучше всего – однотонная ткань спокойного мягкого цвета.

Декорации надо выполнить в таких краска, чтобы не подавлять куклу, а «работать» на нее и на сценарий в целом. Ширму разместите так, чтобы свет из окон падал на нее. Возможно также освещение дополнительной электрической подсветкой. Не следует ставить ширму на большом расстоянии от  фортепиано. Тем более нельзя, чтобы  фортепиано стояло за спинами сидящих детей. В этом случае, как только зазвучит музыка, дети начинают искать глазами источник звука, вертеться, отвлекаются.

Выбрав сценарий, поработайте над куклами. Дети значительно лучше реагируют на куклы бибабо, выполненные мастерами СТД. У таких кукол открывается рот. Это зверушки: собачка, кошка, мишка, лисичка, зайка. А куклу Таню можно переодеть, нарядить.

Не пренебрегайте этими советами. Для наших очень маленьких зрителей все перечисленное очень важно. Любое упущение может снизить активность восприятия, речевую активность ребенка, лишить его радости.

Музыка в кукольном театре

Детям нравится слушать музыку, которую исполняют персонажи, например: мишка на гармошке, Вова на дудочке, зайка на барабане. Разумеется, играют за ширмой взрослые, а куклы имитируют исполнение. При этом по возможности не следует звуки гармошки, погремушки, барабана заменять фортепианным темб ром.

Птички – частые персонажи кукольного театра. Во время их полета может звучать музыка, но исполняться она должна меццопиано. Когда же птица садится на землю (край ширмы), на дерево и т.д.  и начинает петь, лучше дать звучание свистульки или пищика, а не фортепиано.

В ряде спектаклей персонажи поют. Кукловоды учат песенки и с аккомпанемента. По ходу действия ведущий, ориентируясь на восприятие зрителей, решает, как надо петь; всю песню с аккомпанемента (при хорошем внимании), а может быть, следует сократить песню или совсем исключить ее.

Счастливые радостные финалы спектаклей, как правило, завершаются пляской персонажей. Постарайтесь подобрать музыку яркую, веселую, лучше всего – народную плясовую.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Кукольный театр для малышей"

Доклад на тему: "Кукольный театр для малышей"...

Проект Кукольный театр "Малыш"

Данный проект был реализован с малышами и их воспитателями, совместно с родителями в 1 младшей группе. Ребята не только смогли посмотреть кукольный театр, но и сами были активными участниками вождения...

Школьный кукольный театр в гостях у малышей!

Преемственность детского сада и школы играет огромную роль во взаимодействии обеих сторон! Школьники приходят в детский сад с кукольным спектаклем, который всегда несёт нравственную, поучительную исто...

Сценарий "Репка" для кукольного театра для малышей.

Кукольный театр по сказке "Репка", подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 10.04.2019г....

Кукольный театр для малышей "Теремок"

Дети вместе с героями сказки поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют и помогают стряпать пирожки. Слова героев сказки звучат а аудиозаписи....

Кукольный театр для малышей дома и в детском саду»

Кукольный театр для малышей дома и в детском саду»  Кукольный театр в силу своей театральной зрелищности, особой эмоциональности вызывает у малышей очень большую радость. Пол...