«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МИРУ – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ДОШКОЛЬНИКА» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
статья (старшая группа) на тему

Шлегель Ирина Геннадиевна

Что может быть интересней, благодарней и радостней, чем общение с детьми и стремление помочь им познать мир! Основная моя задача – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов.

Каждый ребенок изначально талантлив, и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире. Надо научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно учить видеть мир во взаимосвязи всех компонентов, наблюдая самые простые, повседневные незначительные явления и события. Но для малыша это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации об окружающем его мире. Наблюдая за песком: из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого можно, не все предметы тонуть в воде, шишки и листья такие разные, в одной луже можно намочить ноги, а в другой нельзя и т.д.

Если ребёнок проявляет любознательность отношусь очень бережно, так как, для малыша это одна из наиболее доступных для него естественных форм познания мира. Мир так огромен и интересен!

Я замечаю, что ребенок что-то рассматривает, , что мое участие в детских наблюдениях обязательно! Я просто веду наблюдения вместе с детьми и комментирую все происходящее.

Например, пошел первый снег. Ребёнок внимательно смотрит в окно на летящие снежинки, к нему присоединяются другие. «Если я к ним не подойду - то дети сейчас разбегутся и это удивительное явление природы - первый снег - может пройти для них как незначительный, мимолетный эпизод». Подхожу к детям и тоже смотрю в окно: «Ах! – восклицаю я – это первый снег, он белый использую худ. Слово. Все столпились около окна. Всем хочется заглянуть в него. Вид из окна — это удивительное открытие, поводы для бесед.

«мини – лаборатория», что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Приборы помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, с, магнит,), разные природные материалы, сосуды, виды бумаги .и т.д.

Каждый эксперимент разрабатывается по следующему алгоритму:

1.     постановка проблемы

2.     Выдвижение предложений

3.     Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).

4.     Выводы (установление связей).

 

Я не могу рассказать и объяснить ребёнку всего, что касается многочисленных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе отношение к миру, потребность в познании (мир огромен и прекрасен) я обязана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

   

                      Выступление на педсовете

 «РАЗВИТИЕ   ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО                                      ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО   ИНТЕРЕСА

         К   МИРУ – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА          

                 ДОШКОЛЬНИКА»

 

                                                                                       Воспитатель Шлегель И.Г.

Пусть ребенок чувствует красоту и

восторгается ею

Пусть в его сердце и в памяти

сохранятся образы, в которых

воплощается Родина.

(В.А Сухомлинский)

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья

Познавательная деятельность – это всегда открытие нового, поиск ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная, а не созерцательная, пассивная.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт-рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д, влияющих на восприятие и мышление. В процессе познания «задействованы» все таланты, способности познающего субъекта в их единстве и взаимодействии. В процессе познания участвуют органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, интуиция др.  Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной.

Так и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования общей культуры, развития интеллектуальных личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС ДО включают: поддержку инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Содержание (ООП) основной образовательной программы ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности через различные направления развития и образования детей (ныне – образовательные области) одной из этих образовательных областей является - познавательное развитие. 

Основной целью данной образовательной области является развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Задачи познавательного развития отраженные в ФГОС ДО:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
  • формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка

На этапе завершения  дошкольного образования характеристики возможных достижений ребенка         следующие:

  • ребёнок проявляет любознательность,
  • задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
  • интересуется причинно-следственными связями,
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,
  • склонен наблюдать, экспериментировать,
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт,
  • знаком с произведениями детской литературы,
  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Необходимо отметить современную социокультурную ситуацию развития и образования ребёнка:

1.  Бóльшая открытость мира и доступность его познания для ребенка - больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек) агрессивность доступной для ребенка информации.

 2. Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью,   разностность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру.

  1. Быстрая изменяемость окружающего мира требует:

- понимания ребенком важности и неважности  информации,

- отбора содержания дошкольного образования,

- усиления роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания.

4. Агрессивность окружающей среды, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов, негативное влияние на здоровье влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья  

Как показала практика, познавательное развитие в детском саду сводится к формированию у детей систематизированных знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. При этом недостаточное внимание уделяется

 -развитию умения задавать вопросы,

-осуществлять самостоятельный поиск ответов на них,

-развитию самостоятельности в познавательной деятельности,

Осуществляя свою профессиональную деятельность, воспитатели, прежде всего, добиваются решения образовательных задач вне зависимости от реальной ситуации развития каждого конкретного ребенка.

А ведь повышение уровня познавательной активности детей дошкольного возраста - это более совершенный уровень профессионально-педагогической деятельности воспитателя, который способен с научных позиций, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей:

  • проектировать,
  • организовывать,
  • контролировать как совместную, так и самостоятельную познавательную деятельность дошкольников,
  • анализировать и прогнозировать способы; 
  • регулировать и корректировать ход и результат образовательного процесса с учетом принципа обратной связи.

При обучении детей на современном этапе деятельность педагога изменяется коренным образом - он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребёнка приобретает

***поисково-исследовательский характер,

***предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем.

Важным аспектом успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста является создание оптимальных педагогических условий, которые включают:

  • Обеспечение накопления чувственного опыта дошкольников предметно- количественного содержания.
  • Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.
  • Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих понятия, явления окружающей действительности.
  • Организация обучения детей по данному направлению, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Это обеспечивает активное речевое общение детей со сверстниками.
  • Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог-дети», «дети-дети». Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения.
  • Организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами;
  • Сохранение у дошкольников чувства комфортности и уверенности в собственных силах;
  • Фиксация успеха, достигнутого ребёнком, его аргументация способствует развитию познавательного интереса дошкольников.

Что может быть интересней, благодарней и радостней, чем общение с детьми и стремление помочь им познать мир! Основная моя задача – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов.

Каждый ребенок изначально талантлив, и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире. Надо научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно учить видеть мир во взаимосвязи всех компонентов, наблюдая самые простые, повседневные незначительные явления и события. Но для малыша это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации об окружающем его мире. Наблюдая за песком: из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого можно, не все предметы тонуть в воде, шишки и листья такие разные, в одной луже можно намочить ноги, а в другой нельзя и т.д.

Если ребёнок проявляет любознательность отношусь очень бережно, так как, для малыша это одна из наиболее доступных для него естественных форм познания мира. Мир так огромен и интересен!

Я замечаю, что ребенок что-то рассматривает, , что мое участие в детских наблюдениях обязательно! Я просто веду наблюдения вместе с детьми и комментирую все происходящее.

Например, пошел первый снег. Ребёнок внимательно смотрит в окно на летящие снежинки, к нему присоединяются другие. «Если я к ним не подойду - то дети сейчас разбегутся и это удивительное явление природы - первый снег - может пройти для них как незначительный, мимолетный эпизод». Подхожу к детям и тоже смотрю в окно: «Ах! – восклицаю я – это первый снег, он белый использую худ. Слово. Все столпились около окна. Всем хочется заглянуть в него. Вид из окна — это удивительное открытие, поводы для бесед.

«мини – лаборатория», что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Приборы помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, с, магнит,), разные природные материалы, сосуды, виды бумаги .и т.д.

Каждый эксперимент разрабатывается по следующему алгоритму:

  1. постановка проблемы
  2. Выдвижение предложений
  3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).
  4. Выводы (установление связей).

Я не могу рассказать и объяснить ребёнку всего, что касается многочисленных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе отношение к миру, потребность в познании (мир огромен и прекрасен) я обязана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей"

laquo;Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям» Т. Харрис    Наша задача:«Помочь  родителям  из  «зрителей» и «наблюдателей»...

Выступление на педсовете. Доклад: "Пассивные, активные и интерактивные методы организации ознакомления дошкольников с окружающим миром".

Пассивные, активные и интерактивные методы организации ознакомления дошкольников с окружающим миром....

выступление на педсовете на тему: " Влияние занятий плаванием на жизненно важные системы детского организма".

Влияние занятий плавапнием на жизненно важные системы детского организма...

Выступление на педсовете «Обучение дошкольников решение логических задач - как важный фактор успешного обучения на уроках в школе»

Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть р...