Выступление на педсовете «Обучение дошкольников решение логических задач - как важный фактор успешного обучения на уроках в школе»
консультация
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyst_na_pedsovete_obuch._doshk.log_.zadach_1.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
«Обучение дошкольников решение логических задач - как важный фактор успешного обучения
на уроках в школе»
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой».
Существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Например, задан признак: "Найти все кислые". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "кислые".
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру "Найди это по указанным признакам": "Что (из этих предметов) большое желтое? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.)" и т. д.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по
заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.
Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребёнок уже догадался, какой сдесь должен быть ответ.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Легко убедиться, что при выполнении логических задач и упражнений ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить ребенка-дошкольника считать и измерять предметы, решать арифметические задачи, но и видеть в окружающем мире свойства, отношения и зависимость предметов, уметь передавать их с помощью знаков-символов, учить выстраивать умственные операции, логически мыслить. Формирование начальных математических понятий и действий проходит те же этапы, что и всякое умственное действие. На первом этапе ребенок осуществляет счетные операции лишь с опорой на внешние предметы. На втором этапе математические действия осуществляются в плане громкой речи.
В процессе развития математических способностей у детей формируются психические и речевые способности. В работе с детьми используется разнообразный речевой материал: веселые стихи; сказки; рассказы о цифрах, геометрических фигурах; отгадывание загадок, решение ребусов, разучивание считалок, поговорок, дразнилок. Благодаря такой работе у детей развиваются внимание, память, воображение, мышление.
При изучении цифр, геометрических фигур предлагают детям обследовательские действия. Этой деятельностью дети учатся рассказывать о свойствах, ощущениях, у них развивается двигательная и зрительная память. Широко используют в такой работе прием штриховки и закрашивания. Закрепляя материал по данному направлению, уточняют знания детей о цвете, форме предмета, расположение предмета на листе бумаги и в пространстве. При составлении цифр из кубиков у детей развивается внимание, память, мелкая моторика пальцев рук. Для развития воображения использую упражнения: «На что похожа цифра?», «Добавь цифру», «Какое число получилось?», в процессе которых у детей развиваются творческие способности, фантазия, речь.
В процессе использования различных видов несложных логических игр и упражнений у детей развиваются последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Обучение детей по данному направлению начинаю с более простых задач и постепенно перехожу к более сложным действиям. Организуя такую работу, ставят цель - научить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов.
Логические игры и упражнения направлены на умение детей мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам, находить отличия между предметами, решать устные задачи на поиск ответа путем рассуждений.
Игры по математическому развитию привлекательны своей разно плановостью, огромным творческим потенциалом, возможность использования их в разных видах деятельности. Игра позволяет ребенку радоваться тому, что он познает. Работу по данному направлению начинают с детьми средней группы, используя пособие «Сложи узор». В начале работы по данному пособию предлагают детям по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков, то есть выполнять творческую работу. Для подготовки занятий по математическому развитию используют игровые сюжеты. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов; чисел; арифметических действий; пространственно - временных отношений; многообразие геометрических форм.
Для формирования логического мышления в группах созданы условия:
- подобран занимательный материал для всех возрастных групп;
- разработана схема последовательного включения данного материала в содержание занятий по математическому развитию;
- создан математический уголок для самостоятельной, познавательно-игровой деятельности, постоянно пополняющийся комплектом игр.
Чем лучше малыш научится видеть закономерности, составлять последовательные логические цепочки, группировать и обобщать, тем успешнее он будет усваивать математику. Игры и занятия для дошкольников тренируют логику и мышление, внимание и память. В основу логических игр и упражнений положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во- первых, логические игры дают пищу для ума с раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия для опережения развития способностей. В- третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, логические игры очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В- пятых, играя, нужно сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
В работе с детьми используются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. При совместной деятельности с детьми использую математические загадки, задачи-шутки, задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физминутки, считалки, головоломки, задачи на сообразительность.
В работе используются также математические упражнения, которые направлены на развитие интеллектуальных операций и логического мышления. Дидактическая игра создает условия для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала, о количестве, счете, числе. Очень часто используются в работе с детьми дидактические игры с математическим содержанием.
Гололоволомки развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения. Обучая детей решению головоломок придерживаются приему от простого к сложному. В работе используются разные виды головоломок: арифметические (угадывание чисел); геометрические (называние геометрических фигур и форм); буквенные (решение кроссвордов, шарад, анаграмм). Такие головоломки предназначены для развития у детей сообразительности, логического мышления.
Детям от четырех до шести лет предлагаются упражнения на составление фигур из счетных палочек. Данные упражнения учат дошкольников искать путь решения, умению планировать ход, высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения. Упражнения со счетными папочками помогают овладевать мыслительными операциями
В работе используются считалки, которые интересны и доступны детям. Данный материал используется при проведении занятий, подвижных игр, физкультминуток.
Огромную радость доставляют детям задачи на сообразительность. Начинаем решать с более простых задач, которые по мере освоения можно постепенно усложнять.
Для развития у детей математических представлений в работе используется занимательный материал, который подбираю исходя из цели образовательной области, уровня развития ребёнка. Методически правильно подобранный материал в работе с детьми способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие способствует постепенному переносу с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, не должна перегружаться ни умственно, ни физически. Интерес детей к игре постепенно переходит к обучению.
Логические игры и упражнения направлены на умение детей мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам, находить отличия между предметами, решать устные задачи на поиск ответа путем рассуждений.
Игры по математическому развитию привлекательны своей разно плановостью, огромным творческим потенциалом, возможность использования их в разных видах деятельности. Игра позволяет ребенку радоваться тому, что он познает. Работу по данному направлению начинают с детьми средней группы, используя пособие «Сложи узор». В начале работы по данному пособию предлагают детям по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков, то есть выполнять творческую работу. Для подготовки занятий по математическому развитию используют игровые сюжеты. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов; чисел; арифметических действий; пространственно - временных отношений; многообразие геометрических форм. Для формирования логического мышления в группах созданы условия:
- подобран занимательный материал для всех возрастных групп;
- разработана схема последовательного включения данного материала в содержание занятий по математическому развитию;
- создан математический уголок для самостоятельной, познавательно-игровой деятельности, постоянно пополняющийся комплектом игр.
Чем лучше малыш научится видеть закономерности, составлять последовательные логические цепочки, группировать и обобщать, тем успешнее он будет усваивать математику. Игры и занятия для дошкольников тренируют логику и мышление, внимание и память. В основу логических игр и упражнений положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во- первых, логические игры дают пищу для ума с раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия для опережения развития способностей. В- третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, логические игры очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В- пятых, играя, нужно сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения на уроках математики в школе.
Игры –головоломки ,или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...
Подготовка руки к письму как важный фактор успешности ребенка в школе. Быкова Л.А, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационной категории
Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков....
Консультация для родителей «Активная социализация ребенка и развитие его коммуникативных способностей как важный фактор успешности обучения в школе»
Консультативный материал для родителей и педагогов...
Готовность к обучению в школе – важный фактор успешности ребенка
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Физиологическая готовность – это физическое состояние ребенка, его состояние здоровья, физическое развитие.Психологическа...
Консультация для родителей: «Развитие правильной речи – важная предпосылка успешного обучения вашего ребенка в школе»
Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, формирование познав...
Консультация для родителей: «Развитие правильной речи – важная предпосылка успешного обучения вашего ребенка в школе»
Умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, формирование познав...
Самообразование на тему:«Развитие познавательного интереса дошкольников как одно из важнейших условий успешного обучения в школе».
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно ...