"Музыка, как одно из средств познания мира детьми дошкольного возраста" - выступление на педсовете
методическая разработка (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад № 11 г.Павлово
Выступление на педсовете на тему:
«Экспериментирование со звучащими предметами,
как одно из средств познания мира
детьми дошкольного возраста»
подготовила:
музыкальный руководитель
Ищенко Ж.Г.
Февраль
2020
В психологии и педагогике познание рассматривается как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий закон природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека.
Дошкольники овладевают самыми элементарными знаниями, которые накопила история искусства, история музыки. Сложный процесс перехода от незнания к знаниям требует значительных затрат умственных сил и напряжения, которое осуществляется под руководством педагога.
У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях, открывая для себя мир искусства.
В.А.Сухомлинский писал: «Музыка пробуждает воображение, фантазию ребёнка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляя представления о предметах, явлениях…». Музыкальные занятия для этого – богатейшее поле деятельности для воспитанника.
«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.» Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.
Современная жизнь вносит свои коррективы. Она коснулась не только взрослых, но и детей. Работая по программе «От рождения до школы» необходимо использовать современные подходы в воспитании и обучении.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Эти детские впечатления ребенок проносит через всю свою жизнь.
Мир музыки очень близок детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребенок видит собственную значимость.
В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Музыкальная деятельность развивает воображение, формирует эстетический вкус, нравственно-эмоциональную сферу.
В процессе формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста можно выделить следующие задачи:
1. Расширять кругозор детей на основе знакомства с музыкальной культурой (накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);
2. Развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, способность «переживать музыку как некоторое содержание»;
3. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
4. Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и т. д.);
5. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности);
6. Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной, способствовать овладению детьми необходимым словарным запасом для характеристики музыкальных произведений. Формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины.
7. Развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память - узнавать музыкальные произведения в целостном звучании, а также по мелодии или отрывку.
В младших группах все приёмы на музыкальных занятиях – игровые, поэтому обязательно вносить игрушки. Это, как правило, мишка, зайчик, петушок, лисичка, птичка… Дети рассматривают их, я же рассказываю о повадках (если это животное или птица), где его можно встретить. В этом возрасте дети способны изображать того или иного животного, птичку самостоятельно, под музыку, при условии, что первоначально всему этому его научит педагог. Этому посвящается несколько занятий, после чего можно предложить воспитанникам самим выполнить задание.
Необходимо использовать в совместной деятельности такие моменты, с которыми дошкольники уже сталкивались в жизни. Например, говорим: «Дети, представьте, что вы птички. Птички летают (дети бегают, машут руками), теперь птички клюют зёрнышки (дети присели на корточки). Малыши с удовольствием под музыку изображают действия. Таким образом, идёт познание мира.
В этом случае мы даём возможность почувствовать детям, что они через музыку познают жизнь, что музыка – сама жизнь. На занятиях часто задаём детям вопросы: «Как звучит музыка?», «Всегда ли одинаково звучит музыка?», «Из чего состоит музыка?», «Кто сочиняет музыку?». Вместе с детьми приходим к выводу, что музыка – это красиво, что она звучит по-разному, что её приятно слушать.
Много познавательных сведений дети получают о свойствах звука: «Какие они бывают?», «Чем отличаются?» К подготовительной к школе группе дошкольники уверенно отвечают, что звуки бывают громкими и тихими, низкими и высокими, долгими и короткими. Красочно оформленные презентации («Эти разные, разные звуки», «Что я слышу?», «Высоко ли, низко ли?») расширяют представления детей. Особое внимание уделяется в работе опытам и экспериментам со звуком. Этому помогает электронная лаборатория «Нвураша». Где каждый ребёнок может почувствовать себя исследователем.
Имеющийся у детей старшего дошкольного возраста уровень интеллектуального развития помогает им более осознанно и глубоко воспринимать и постигать предлагаемые сведения о музыкальных произведениях, инструментах, отдельных видах музыкального искусства.
Так, например, в старшей группе детям предлагается проникнуть в мир музыкальных инструментов. Знакомство с ними - очень важный этап на пути к музыке. Ведь неслучайно музыкальный инструмент считается материальным представлением звукового мира. Его можно не только увидеть, но и услышать.
Понимание того, как появляется звук, это своеобразная опора в процессе восприятия музыки, ориентир в огромном мире звуков. Знакомство детей со звучанием инструментов и внешним видом - это первый шаг к звуковому образу. Дети начинают вслушиваться в голоса инструментов, у них появляются любимые инструменты, которые вызывают наибольший эмоциональный отклик. В дальнейшем ребята лучше начинают узнавать те или иные инструменты во время прослушивания различных произведений, и очень радуются своими достижениями в области музыкального образования. Это положительно влияет на их психическое развитие. Дети с удовольствием слушают музыкальные произведения, понимают их. В подготовительной группе происходит знакомство детей с нотами, композиторами, различными видами театра. В нашем городе у детей бывает редкая возможности увидеть балет или оперу, так как нет театра. Поэтому мы используем в своей работе ИКТ технологии. Подобранные яркие фрагменты видео увлекают и завораживают детей. На таких занятиях для дошкольников «приоткрывается занавес», показывая картину мира красоты и поэзии движений, эмоций, звуков, красок.
Обязательно используются портреты композиторов, красочные иллюстрации, качественные записи музыкальных произведений и видеозапись, а также «живое» исполнение музыкальных произведений. Все эти приемы помогают «перенестись» детям в концертный зал или театр.
Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времен и стилей. Уже в раннем и младшем дошкольном возрасте используются различные детские альбомы фортепианных пьес для детей: П. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, А. Гречанинова, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова и др.
Встреча с музыкой должна быть яркой, поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому при подготовке музыкальных занятий, необходимо тщательно подходить к подбору музыкального материала, чтобы он был доступен, интересен детям, чтобы в нём было много близких и понятных им образов.
Кроме фортепианной музыки дети слушают фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, симфонические сказки С. Прокофьева «Петя и волк», Мусоргский «Картинки с выставки» и др.
Обычно на занятиях используются небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. На танцевальную музыку многие дети реагируют непроизвольными движениями. Это составляет основу двигательных импровизаций, исходящих из особенностей характера музыки.
Приобщая детей к музыке через познавательное развитие, необходимо в первую очередь иметь в виду, что мы затрагиваем эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, формируем нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве. Поэтому главная задача – научить детей не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения
Всегда надо помнить, что время не будет потеряно впустую, если совместная с детьми деятельность увлекает их, если она интересна, познавательна и не утомительна. Это пополнит запас знаний воспитанников, они будут активно мыслить, а, следовательно, будут развиваться.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка, как одно из средств, всестороннего развития детей дошкольного возраста
Музыкальное воспитание, является состовляющей всестороннего развития детей дошкольного возраста....
Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание...
проект " Деятельное познание мира детьми дошкольного возраста средствами оригами"
Деятельность с детьми в художествеено-эстетическом развитии детей дошкольного возраста необходима. детям интересно создавать игрушки своими руками и таким образом познавать мир. окружающий нас....
«Познание мира детьми дошкольного возраста по средствам музыки и изобразительного искусства с учетом ФГОС
Программа ММО...
Методическая разработка по теме «Художественная литература как средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста»
Целью данной методической разработки является повышение познавательного интереса детей к окружающей действительности через художественную литературу. Методическая разработка может быть реком...
"Экспериментирование со звучащими предметами как одно из средств познания мира детьми дошкольного возраста"
Консультация...
Экспериментирование-ведущий способ познания мира детьми дошкольного возраста
консультация для педагогов...