Консультации для воспитателей "Развитие речи на основе сказки"
консультация на тему
подборка методических рекомендаций по развитию речи на основе сказок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_osnove_skazki.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей детского сада.
«Как с помощью сказки развивать речь ребенка.»
Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления.
Без сказки, живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь
как определенную ступень развития человеческого мышления и речи.
Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.
Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка?
Умение задавать вопросы. По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос.
Конструирование слов, словосочетаний и предложений
Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно:
• придумывать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесник, лесовик);
• учить рифмовать два слова (кузнец — удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
• составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку». Например, «Красная Шапочка» — «Красная Шапочка идет» — «Красная Шапочка идет по дорожке» — «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д.
Письменное общение. Важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в письменном общении друг с другом. Самые простые виды такого общения — это записки, короткие письма, поздравительные открытки, переписка по электронной почте, SMS-сообщения.
Именно любимые герои сказок, художественных произведений пусть и будут первыми объектами такого общения. Вам вместе с ребенком необходимо решить, кому лучше отправить записку, кому — письмо, а кому — SMS-сообщение. Начинайте сочинять вместе (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читают и обсуждают написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю).
Телеграмма, записка, письмо, SMS-сообщение, скорее всего, по своему эмоциональному настрою будут различными и выражать разные эмоции: восхищение, благодарность, возмущение, гнев. В первую очередь это будет зависеть от того, какому сказочному герою отправляется письменное обращение, во вторую — от эмоционального настроя самого ребенка.
Такими письменными обращениями вы будете формировать не только устную и письменную речь ребенка, но и нравственные начала.
Пословицы и поговорки. В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, вы, родители, помогаете ребенку запоминать их, учите применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с вытеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляньями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так в процессе разбора содержания и выяснения происхождения гой или иной поговорки у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.
Вам легко увлечь ребенка игрой, состоящей в придумывании таких ситуаций, для которых бы подходила выбранная пословица, или сказок, к героям которых ее можно применить.
Новое название. Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.
Новый персонаж. При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а..; Не Золушка, а...; Не Иван- царевич, а...; НЕ рукавичку потерял дед, а...; НЕ Колобка испекла баба, а...).
Исчезновение. Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, создать элемент неожиданности, загадочности, можете использовать следующий прием. Читая ребенку сказку, «проглатывайте» часть слова или пропускайте целые слова (например, глаголы) и предлагайте игровую ситуацию: «Некоторые части слов обиделись и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка». Например: «Жи-бы-де-ба-бы-у-ни-ку-ря-сне-ку-ря» и т. д.
Словотворчество. Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:
• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
• произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»;
• определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).
Последнее задание подчеркивает важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. Ведь любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
Интервью. Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)
Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...
Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"
Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...
Консультация для родителей «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»
Рекомендации для родителей по организации совместной игровой деятельности по развитию речи ребенка....
Занятие по развитию монологической речи на основе сказки "Репка".
В данном занятии раскрываются современные подходы к совершенствованию лексикоамматических средств языка, произношения, восприятия, выразительности монологической речи детей 5- 7 лет на материале народ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СКАЗКИ
Представляю авторскую экологическую сказку "Без ручья нет реки, а без болота и воды" и, разработанные на её основе, упражнения для развития лексико-грамматических категорий, связной речи, общей ...
Проект по развитию речи на основе сказки "Теремок" во 2-й младшей группе
Владение родным языком, развитие речи является одним из главных компонентов в деле воспитания и обучения ребенка в дошкольном возрасте. Русская народная сказка – ...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ «Волшебное путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ «Волшебное путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок». Цель: Формирован...