Занятие по развитию монологической речи на основе сказки "Репка".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Головатых Ирина Викторовна

В данном занятии раскрываются современные подходы к совершенствованию лексикоамматических средств языка, произношения, восприятия, выразительности монологической речи детей 5- 7 лет на материале народной сказке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие  на основе русской народной сказки «Репка».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:

Чтобы урожай собрать,

Дедушке пришлось позвать:

Бабку, внучку, Жучку, кошку

Да ещё мышонка – крошку.

Так в земле сидела крепко

Жёлтая большая… (репка).

2.Развитие мелкой моторики.

   Дед- пальчиковое упражнение «Дед» ( обведите руками сверху вниз воображаемую бороду).

Бабка – пальчиковое упражнение «Бабка» ( изобразите, как  подвязывают под подбородком уголки платка).

Репка- пальчиковое упражнение «Репка» (двумя руками сверху нарисуйте в воздухе круг  с заострённым                      кончиком внизу – по форме репы).

Внучка – пальчиковое упражнение «Внучка»

Собака – пальчиковое упражнение «Собака» (средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это морда собачки.  Указательный  палец и мизинец поднимите вверх – это «уши».

Кошка – пальчиковое упражнение «Кошка» (средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось  колечко – это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите – так торчат кошачьи уши.

Мышка – пальчиковое упражнение «Мышка» (кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный  и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному.

3. Чтение сказки «Репка».  Инсценировка сказки.

    Посадил дед репку и говорит : «Расти, расти, репка, сладкая и крепкая!»

    Выросла репка сладкая, крепкая, большая – пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку- тянут – потянут, вытянуть не могут.  Позвала бабка внучку. Внучка за бабку бабка за дедку, дедка за репку- тянут – потянут, вытянуть не могут.  Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку ,внучка за бабку бабка за дедку, дедка за репку- тянут – потянут, вытянуть не могут.  Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку ,внучка за бабку бабка за дедку, дедка за репку- тянут – бабку бабка за дедку, дедка за репку- тянут – потянут – вытянули репку.

4. Игра «Один – много».

   Репка – репки.                                           Жучка – Жучки.
  Дедушка –
дедушки.                                Кошка – кошки.

   Бабушка – бабушки.                                 Мышка – мышки.

   Внучка – внучки

5. Игра «Назови ласково».

   Репа – репка, репочка.                             Жучка – Жученька.

   Дед – дедушка.                                          Кошка – кошечка.

   Бабка – бабушка.                                       Мышка – мышенька.

   Внучка – внученька.

6. Игра «Сосчитай».

          2 репки, 5 репок.                                      2 Жучки, 5 Жучек.

          2 дедушки, 5 дедушек.                           2 кошки, 5 кошек.

          2 бабушки, 5 бабушек.                            2 мышки, 5 мышек.

          2 внучки, 5 внучек.

   7. Игра «Слова наоборот».

            Труд – лень.                                                Легко – трудно.

             Дружба – вражда.                                     Вместе – отдельно.

             Друзья – враги.                                          Легко – тяжело.

             Трудолюбивый – ленивый.                    Сытый – голодный.

              Старый – молодой.                                  Лёгкий – тяжелый.

8. Игра «Слова родственники».

              Кот, кошечка, кошка, котёнок, котище, кошачий.

9. Развитие общей моторики «Репка».

                                          Расти большая, репка,

             (Дети приседают и медленно поднимаются.)

                                          Вырастай крепкая,

             (Сжимают и разжимают кулачки обеих рук .)

                                          Сладкая да белая,

              (Выполняют упражнение «Замок» несколько раз.)

                                          Чтоб детвора поела.

              (Хлопают в ладоши.)

10. Беседа по сказке «Репка».

              В о п р о с ы :

      - Почему дед не мог вытащить репку один?  (Большая, тяжелая, растёт в земле).

      -Кто помогал деду тащить репку?

      - Как все тащили репку?  (Дружно, с удовольствием, все помогали друг другу).

      -Как ты думаешь, меняется  ли настроение у героев вначале и в конце сказки? Почему?

11. Игра «Кто сначала, кто потом?»

       Ответьте на вопросы, глядя на сюжетную картинку.

          - Кто стоит впереди всех?

          - Кто стоит между Жучкой и мышкой?

          - Кто стоит перед бабкой?

          - Кто стоит перед кошкой?

          - Кто стоит перед внучкой?

          -  Кто стоит перед мышкой?

          - Кто стоит перед Жучкой?

          - Кто стоит последним?

12. Отгадывание загадок.

            Не говорит и не поёт,

            А кто к хозяину идёт,

            Она знать даёт.

                                            (Собака.)

                                                     Мохнатенькая, зубастенькая,

                                                     Молоко пьёт, песенки поёт.

                                                                                                            (Кошка.)

             Маленький шарик

             Под лавкой шарит.

                                               (Мышка.)

13.Знакомство детей с пословицами.

     Своя семья – самые верные друзья.

     Без труда нет добра.

     Будешь трудиться – будешь кормиться.

14. Итог занятия.

         Какой вывод мы сделаем , прочитав эту сказку?  (Дружба помогает выполнять трудную работу)

                     

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного...

Теоретические основы организации работы по развитию монологической речи в детском саду

Презентация в помощь старшему воспитателю, для семинара и воспитателю для подготовки к педагогическому совету...

Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...

Развитие монологической речи на занятиях с картинами.

В данной статье говорится о роли картин в развитии речи ребенка. Виды картин. Как построена структура занятия с картинами....

Конспект подгруппового занятия по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: составление описательного рассказа по мнемотаблице по рассказу Сутеева. В.Г. «Что это за птица?»Цель: развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ...

Открытое занятие. «Методический день» - развитие монологической речи детей - «Организация театрализованной деятельности» в режиме дня

Создавать условия для развития  творческих способностей детей в театрализованной деятельностиСовершенствовать у детей умение передавать образы героев стихотворения.Способствовать развитию диалоги...

Использование на занятиях алгоритмов по русским народным сказкам как средство развития монологической речи детей 5-7 лет.

Представлен опыт работы с детьми  старшего дошкольного возраста на занятиях по русским народным сказкам. Раскрывается актуальность темы, виды и формы алгоритмов....