Творческий отчет "Изобразительная деятельность как средство развития речи"
статья (подготовительная группа) по теме
Творческий отчет по теме " Изобразительная деятельность как средство развития речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи играет большую роль в жизни человека. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладения родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в детском саду.
Речь важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействия с социальном миром, возможность осмыслить себя и свои действия выразить свое переживания.
Своевременное и полноценное овладения речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речи зависит успешность обучения в школе. Согласно ФГОС речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащению словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, диалогической и монологической речи.
Нарушение речи: влияет на познавательную деятельность ребенка, ограниченность речевого общения отрицательно сказывается на формировании личности ребенка.
Речь формируется в деятельности. Многие ученные отмечали, что изобразительная деятельность оказывает сильное, стимулирующую влияние на развитие речевой, и мыслительной деятельности, на формирования мелкой и крупной моторики рук.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, что теснейшим образом связанно с развитием активной речи ребенка.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. ( Сухомлинский). По данным статистики, сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы, наблюдается отклонения в речевом развитии.
Дошкольный возраст синтесивен к усвоению речи. Если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Следовательно, развитие речи одна из важнейших задач системы дошкольного образования.
Для того чтобы система воздействовала на ребенка и достигла поставленной цели она должна быть единой объединяющую все образовательную деятельность, режимные моменты, всю жизнь дошкольника. Но развитие речевой активности не может происходить сама по себе……..
Ребенок, еще не умея читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты. Рисование один из методов общения ребенка. Рисование как писал Л.С. Выготский « есть своеобразная графическая речь, графический рассказ, о чем либо». Ведь не случайно ребенок рано начинает стремиться самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движением, мимикой, словом, рисованием и тд. Надо дать возможность ему, расширить область складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: карандаши, краски, бумагу, научить, как обращаться с этим материалом.
Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисунок для ребенка выступает так же особой формой речи и системой легко усвояемых и удобных для использования графических знаков, которые могут служить для записи и передачи во вне его внутренний мир чувств и размышлений. Детское изобразительное творчество это отражение ребенком окружающей действительности, построенное на работе воображения, отображение своих наблюдений, через слово, картину. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому. Он дорисовывает словами то, что не может изобразить». Изобразительная деятельность имеет большое позновательное, воспитатьельное и коррекционное значение благодаря многообразию и наглядности.
Развитие речи детей старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности будет эффективным если:
- вести целенаправленную, планомерную и систематическую работу.
- учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей.
- включать в детскую деятельность игровой характер заданий.
- осуществлять работу при взаимодействии с родителями в виде организованной совместной деятельности.
Целью моей работы – это развитие речи детей средствами изобразительной деятельности.
В своей работе ставила перед собой следующие задачи:
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса.
Вариативность использование образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Комплексный подход к развитию мелкой моторики рук.
Развивать умение высказываться связно и образно.
Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.
Развивать креативность.
Непосредственная образовательная деятельность представляет эффективное средство формирования связной речи. Большое внимание уделяется развитию умение видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов передающих характер образа: дерева, игрушки пр. ребята знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и наконец употреблять слова в активной речи. Перед началом непосредственной образовательной деятельности я обязательно провожу подготовительную работу. Если детям предстоит рисовать пейзаж, провожу наблюдения на прогулки, экскурсии. Любуемся небом, травой, облаками, деревьями, снегом и тд, в зависимости от времени года. Обогащаю словарный запас у детей с помощью приема игры « Слово на ладошки» Я ладошку раскрываю слова ваши принимаю. Например , перед тем как рисовать дерево дети» складывают» на ладошку «красивые» слова об осенних листьях: багряные, золотые, воздушные, мягкие, лапчатые итд. Стараюсь вести с детьми диалог, который способствует развитию речи, воображения, мышления. Например спрашиваю на что похоже это облако или дерево. Добиваюсь чтобы ответы детей были разными, полными, интересными и втоже время грамотными. Обращаю внимание на звукопроизношение. Трудные слова повторяем медленно, по слогам. Затем все наши наблюдения переносим кистью и карандашами на бумагу. На более позднем этапе предлагаю детям сочинить сказки или рассказы и вместе с детьми проиллюстрировать и изготовить книгу своими руками. Это позволяет детям проявить фантазию, творчество.
В группе в совместной деятельности с детьми мы рассматриваем иллюстрации картин разных художников, определяем жанр произведения. Огромные возможности для развития речи и обогащения детского творчества таят в себе различные игры: сюжетно-ролевые, игры драматизации, дидактические, подвижные. Для сюжетно- ролевых игр мы лепим угощения для кукол, посуду. Для игр драматизаций мы изготавливаем декорации, маски, героев сказок, некоторые детали костюмов. В процессе подготовки и проведении игр драматизаций развивается связная речь. Дети с большим интересом и удовольствием воспринимают предложения создать рисунки на тему подвижных игр: «Караси и щука», « Гуси лебеди», « Кот и мыши» их легко передать не только в рисунке, но и в аппликации. Содержанием изображекния могут стать и дидактические игры. Дети сами могут подготовить игры и материалы. Заметим: полезное задание с точки зрения самостоятельности и трудового воспитания. Рациональное использование образных сравнений, загадок, стихотворных текстов, которые помогают создовать харектиристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогощения речи выразительными средствами
Включаю в работу с детьми нетрадиционную технику рисования что позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения своиств изображения предметов, но и за счет работы с разными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция позновательного интереса ребенка ( использование предметов, которые окружают ребенка каждый день в новым ракурсе – можно рисовать ладошкой, пальцами, нитками, использовать вместо кисточки перышко, колосок, листик и пр) происходит развитие наглядно образного и словесно – логического мышление, самостоятельной мыслительной деятельности детей ( Чем я еще могу рисовать, Что я могу этим мавтериалом нарисовать). За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положении( как при правильном держании карандаша) создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развитиии мелкой мотоработы по мере тренировки движениярики. В процессе такой рук соверщенствуется состояние речи детей. Формированию основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционная техника рисования создает атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности.
Результат изобразительной деятельности не может быть хорошим или плохим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Создавая условия успеха для каждого ребенка, я корректирую его эмоционально – волевую сферу, что также положительно для развития речи дошкольника. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность оющим делом способствует речевому развитию и через межличностные взаимодействия. В своей работе применяю следующие методы и приемы.
Рисуя ребенок говорит, отражает все воспроизводимое им на бумаге в слове. Я организованно использую его рисунок в интересах развития речи. Опыт моей работы показывает что изобразительная деятельность превращает обычные занятия в игру – это толчок к фантазии и воображению ребенка.
В нашей группе функционирует кружок «Мастерская гномика» где проходят удивительные встречи с искусством. Кружковая работа осуществляется через непосредственную образовательную деятельность один раз в неделю (пятница).
Непосредственная образовательная деятельность отличается от занятий запланированных програмой детского сада, но является не изолированной работотой от програмы, а расширяет и углубляет знания детей. Для развития творческих способностей были созданны все условия. В группе организовала центр п художественн эстетическому развитию, он оснащен необходимыми материалами и инструментами: гуашь, акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши, цветная бумага и картон различной формы, различной мелочью для аппликации. Дети рисуют не только красками и карандашами но и нитками, пальцами, щетками,губками и пр, делать удивительные аппликации из макарон, ткани,крупы и пр.
Создала небольшую выстовочную зону для готовых работ, рисунков. Эфективно используются раздевалки: там размещаются рисунки, поделки, различные выстовки детских работ где родители знакомятся с достижениями детей. На информационнос стенде размещены памятки, консультации, беседы и пр. Ребята активно экспераментируют с различными материалами: как получить разные цвета, из чего сделанны различные материалы, где о них можно узнать (эциклопедия). Мы регулярно устраиваем выставки детских работ коллективные, персональные, индивидуальные. Принимаем участие в различных конкурсах: Барнаул, Рязань, Чебоксары….
В планах на будующее:
Разнообразить, усложнить задания для детей;
Внести ранее не использованным материал для рисования, познакомить с новой техникой рисования;
Принимать участие в различных конкурсах, выстовках;
В работе с родителями:
Дать методические рекомендации по работ е сдетьми через индивидуальную беседу;
Проводить анкетирования на интересующие темы и последующими разяснительными беседами;
Организовать различные выстовки детских работ;
Сочинить несколько сказок на тему «Мы и краски»;
Продолжать углубленное изучение методическои литературы по рисованию, накапливать методы и приемы с детьми;
Заниматься самообразованием.
Извесно что развивает то обучение которое основывается на активности, самостоятельности, инициативе. Действуя самостоятельно дети учатся разными способами находить информицию об интересующем его предмете, явлении. Эти знания необходимы для речевого развития и творческих способностей: они составляют рассказы, сочиняют сказки, рисуют, лепят, конструируют, отражают свои впечатления . дети играют со сказочными героями, отправляются с ними в путешествия, помогают в беде, учат добрым поступкам. Взрослые так же четко должны улавливать интересы детей. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
Детство важнейший периуд человеческой жизни не подготовка к будущей жизни, а настоящая, неповторимая, яркая, самобытная жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руки в детские годы, что вошло в его разум сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодня малыш.
Список литературы
1 Журнал « Дефектология» 4.1999. В.П.Дудьева « Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи».
2 А.В.Никитина «Рисование веревочкой».
3 Изобразительное творчество от колыбели до порога школы» И.Д.Каракуз
4 « Рисование с детьми дошкольного возраста « Нетрадиционная техники рисования» Р.Г.Казаковой
5 Программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки» И.А.Лыкова
6 Журнал «Цветной мир» 1/2009; 5/2011; 6/2011
7 Журнал « Дошкольное воспитание» 2/2005; 2/2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....
План по самообразованию. "Экспериментальная деятельность как средство развития речи у детей с ТНР(тяжелыми нарушениями речи) в условия группы компенсирующей направленности"
План по самообразованию...
План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить...
«Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»
laquo;Художественно – эстетическое развитие и театрализованная деятельность как средство развития речи детей»АктуальностьДетство–это совсем немаленькая страна, а огромная планета, г...
Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Цели: раскрытие значения театрализованная деятельность как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...
План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить...
Информационно – практико – ориентированный, творческий проект «Чистоговорка – как средство развития речи дошкольников»
СодержаниеИнформационная карта проекта……………………………………………...….........3Введе...