Конспект урока по педагогике
план-конспект на тему

Матишева Наталья Валериевна

Урок о воспитателе.Воспитатель дошкольного учреждения: каким он должен быть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок о воспитателе364.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МАТЕРИАЛЫ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

по предмету «Педагогика»

Специальность: 44.02.01  «Дошкольное образование»

ТЕМА:   ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ:

КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ?

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:  МАТИШЕВА Н.В.

                           

СИМФЕРОПОЛЬ, 2012

Тема. Воспитатель дошкольного учреждения: каким он должен быть? 

               

Группа: 21-Д.

Тип урока: семинар.

Время урока: 1час 20 минут.

Цели:

- закрепить представления студентов о профессии воспитателя детского сада: в чем заключается ее сущность и общественная значимость; дать понятие об основных функциях воспитателя, требованиях, предъявляемых к нему, умениях, которыми должен обладать педагог дошкольного учреждения; познакомить с высказываниями педагогов-классиков о труде воспитателя (Макаренко А.С., Сухомлинского В.А.); учить самостоятельно делать выводы, формулировать педагогические заповеди;

-  формировать уважение и профессиональный интерес к работе воспитателя, осознание того факта, как много зависит от воспитателя в охране здоровья и формировании личности маленького ребенка;

-   развивать речь учащихся, их память, внимание, мышление при ответах на вопросы семинара.

План.

  1. Сущность и социальная ценность педагогической профессии.

В.А. Сухомлинский об особенностях педагогической деятельности и о призвании к учительской профессии (сообщение).

  1. Профессиограмма педагога дошкольного учреждения:

-  функции

-  умения                работа в творческих группах   

          -  требования

Задания к семинару.

     По книгам Смыш В.П. «Моя профессия – воспитатель детского сада» и Люблинской А.А., Кулачковской С.Е. «Современный воспитатель. Какой он?» подготовить расшифровку-характеристику основных составных частей профессиограммы дошкольного педагога.

Литература.

ОСНОВНАЯ

  1. Люблинская А.А., Кулачковская С.Е. Современный воспитатель. Какой он? – Киев, Знание, 1981.
  2. Смыш В.П. Моя профессия – воспитатель детского сада. – Москва, Просвещение, 1989.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – Москва, Просвещение, 1979.
  2. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – Москва, Просвещение, 1973.
  1. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – Москва, Просвещение, 1989.
  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, Радянська школа, 1973.

Домашнее задание. 

 

    Написать сочинение на тему: «Каким я вижу воспитателя детского сада».

Ход занятия

Мастерство воспитателя не является

  каким-то особым искусством  … но это

 специальность, которой надо учить, как

надо учить врача его мастерству, как

надо учить музыканта.

А.С. МАКАРЕНКО

     Психологами и педагогами доказано, что ведущая роль в процессе воспитания ребенка принадлежит близким и авторитетным для него взрослым,  - родителям и педагогам. В формировании личности ребенка дошкольного возраста огромная роль отводится педагогу дошкольного учреждения – воспитателю. Детский сад является первым звеном в системе образования. Здесь впервые становится возможным регулярное обучение и воспитание ребенка по программе, закладываются основы формирования его личности, возникает общественное мнение, первый детский коллектив. Осознание важной роли воспитателя подрастающего поколения вызывает пристальный интерес к его деятельности, педагогическим способностям, мастерству. Каждый из нас хочет доверить своего ребенка  хорошему педагогу, чтобы оставив его на весь день в детском саду, быть уверенным в том, что малышу комфортно, уютно, безопасно, спокойно. В этом случае будет комфортно, спокойно и нам, родителям. Именно поэтому всех волнует вопрос о том, какой должен быть воспитатель, как он должен готовить воспитанников к будущей самостоятельной жизни? Каким он должен быть, чтобы в его действиях гармонично сочетались человеческие и профессиональные качества, педагогическое мастерство и чуткое отношение к детям?  

     Именно об этом и будет сегодня идти речь на нашем семинаре – о личности воспитателя дошкольного учреждения, его функциях и умениях, предъявляемых к нему требованиях.

     Прежде, чем перейти к основной части занятия, я предлагаю вспомнить, а в чем же вообще заключается сущность и общественная значимость профессии педагога? Первый вопрос нашего семинара так и

звучит: «Сущность  и  социальная  ценность  педагогической  профессии».

Кто желает его осветить?

ОТВЕТЫ СТУДЕНТОВ

   

     Вывод. Как правильно прозвучало в ответе, педагог – это тот, кто ведет за руку. Об особенностях педагогической деятельности и о призвании к профессии учителя (воспитателя) замечательно написал в своих трудах известный педагог советского периода Василий Александрович Сухомлинский.

ВЫСТУПЛЕНИЕ СТУДЕНТА

     Педагог ведет  воспитанника за руку. А как же должен вести  своих воспитанников педагог дошкольного учреждения – воспитатель? Каким он должен быть? Об этом и пойдет речь далее.

     Чтобы легче было ответить на вопрос, давайте рассмотрим профессиограмму дошкольного педагога.

   Профессиограмма воспитателя дошкольного учреждения – это определитель (четкий указатель) его профессиональных функций, умений и предъявляемых к нему требований.

     Выглядит она следующим образом.

Профессиограмма

педагога дошкольного учреждения

Функции                                   Умения                                Требования

- охрана жизни и               - организационные                 - сознание общест-

  здоровья детей                                                                    венного долга,

                                                                                                идейная убежден-

- организационно-             - аналитические                        ность

  педагогические

                                                                                             - профессионально-

- функция контакта         - коммуникативные                 педагогическая

  с родителями, их                                                                направленность,

  педагогическое                                                                   убежденность в

  просвещение                    - проектировочные                   необходимости                                                            

                                                                                                активной деятель

                                                                                                ности

                                                                                               

                                                                                             - гуманность

     Профессиограмма помогает нам определить, какого именно воспитателя хочет видеть общество, государство.

     Как видим, у педагога детского сада много профессиональных функций, умений, а отсюда – и много требований, предъявляемых к его личности и профессиональной подготовке.

     Воспитатель выполняет следующие функции:

- охрана жизни и здоровья детей;

- организационно-педагогические функции;

- функция контакта с родителями, их педагогическое просвещение.

     Эти функции очень важны и влекут за собой большую профессиональную ответственность педагога дошкольного учреждения.

    Из функций вытекают умения воспитателя (что он должен уметь для того, чтобы указанные функции успешно выполнять), а из функций и умений – требования к нему.

   К нашему семинару мы сформировали три творческие группы:

- первая группа будет раскрывать функции воспитателя;

- вторая группа – умения воспитателя;

- третья группа освещает требования, предъявляемые к педагогу дошкольного учреждения.

   Вы готовились к сегодняшнему занятию по двум литературным источникам: книге Валентины Петровны Смыш «Моя профессия – воспитатель детского сада» и книге Люблинской Анны Александровны, Кулачковской Светланы Евгеньевны «Современный воспитатель. Какой он?».

     Кратко расскажу об авторах. Смыш Валентина Петровна – воспитатель-практик, начавшая свою трудовую биографию в тяжелые послевоенные годы. Воспитание маленьких детей стало для нее любимым делом всей жизни, которому она посвятила сорок лет. Ее книга помогает начинающему воспитателю детского сада глубже понять и полюбить свою профессию. Люблинская Анна Александровна – доктор психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР. Кулачковская Светлана Евгеньевна – кандидат психологических наук.

     Поскольку наши рабочие группы названы творческими, работать мы будем сегодня действительно творчески: к концу урока, исходя из раскрытия функций, умений и требований к педагогу дошкольного учреждения мы вместе выведем основные заповеди воспитателя.

   Заповеди – это те неопровержимые истины, которые должны стать правилами №1 в работе каждого воспитателя.

     Пожалуйста, слово первой группе (группа студентов раскрывает функции воспитателя).

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ №1

   Вывод. Как видим, деятельность воспитателя необычайно многосторонняя, а отсюда – и широта профессиональных функций.

   Слово предоставляется второй группе (группа студентов раскрывает умения воспитателя).

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ №2

   Вывод. Мы убедились, что от профессиональных умений педагога детского сада зависит успех в его работе: результативность в формировании знаний, умений и навыков у воспитанников, эффективность педагогического общения с детьми и родителями. Функции и умения воспитателя настолько многообразны, что предъявляют к его личности ряд требований.

   Слово – третьей группе (группа студентов раскрывает требования к воспитателю).

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ №3

     Вывод. Из всего вышесказанного следует вывод, что все названные функции, умения, требования – важные составляющие профессиограммы дошкольного педагога. Не учет хотя бы одной из них ведет не просто к снижению качества учебно-воспитательной работы, а  потере доверия к воспитателю со стороны детей и родителей, его авторитета, восстановить которые порой очень и очень сложно.

     Примечание. По ходу того, как будут освещаться составляющие профессиограммы дошкольного педагога, нацеливать студентов на выведение основных заповедей, вытекающих из профессиональных функций, умений воспитателя, предъявляемых к нему требований.

   В конечном итоге должны быть выведены следующие заповеди.

1. Первая и главная наша ценность – это жизнь и здоровье детей.

2. Помните, что жизнь детей в детском саду должна быть праздником!

3. В Вашем внимании и поддержке нуждаются не только дети, но и родители.

4. Каждый педагог может ошибаться. Однако свои ошибки важно видеть и не повторять.

5. Вся наша педагогическая деятельность от начала и до конца – это общение с воспитанниками и их родителями. Помните об этом, развивайте в себе коммуникативные способности!

6. В воспитании нет готовых ни рецептов, ни пособий. Воспитатель – это созидатель. Проектируйте и создавайте, все в Ваших руках!

7. Праздность в педагогической работе немыслима. Все до единой минуты должны быть посвящены нуждам подопечных.

8. У безразличного к делу воспитателя не могут расти социально активные дети.

9. Доброта и милосердие должны быть присущи каждому человеку, а воспитателю – особенно. Без этих качеств  не может быть педагогической работы.

10.Знайте, что воспитание человека – это великий труд! Не ищите легких путей, ибо если Вы находите таковые, то сбиваетесь с цели. Только труд, терпение, выдержка и ответственность помогут Вам ее достичь!

   Конечно, все воспитатели разные. Сколько личностей, столько и характеров. Сколько педагогов, столько и мнений.

     Во все времена (и в наше тоже) воспитателей условно можно разделить на две большие группы. Одни считают залогом успеха жесткое руководство ребенком, его подчинение воле взрослого и послушание. Другие видят основу воспитания в добром отношении к детям. И первым, и вторым удавалось успешно справляться с некоторыми (разными!) воспитательскими трудностями, но при других (тоже разных!) одна лишь твердость и одна доброта не решали проблемы.

     А не потому ли, что не был  учтен еще один важный, универсальный критерий воспитательских воздействий – их своевременность? 

     Во все времена говорилось также, что в воспитании нет рецептов. Справедливо. И тем не менее во все времена и в коллективной народной мудрости, и в сочинениях многих педагогов обнаруживаются правила, принципы разумного воспитателя. Такие правила, как мы уже знаем, назвали заповедями. Мы вывели сейчас с вами свои заповеди и, глядя на них, с уверенностью можно сказать, что они получились толковыми и мудрыми. Но есть и другие заповеди, которые составил кандидат психологических наук Александр Толстых. Эти  заповеди я вам сейчас зачитаю. Ими мы дополним наши. Я уверена, что позже, когда вы приступите к педагогической практике, а тем более, когда пойдете работать, эти заповеди вы пополните еще и собственными, - теми, которые будут важны именно для Вас.

Заповедь первая.

   Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении.

Заповедь вторая.

   Ясно определите, чего Вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Заповедь третья.

   Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг.

Заповедь четвертая.

   Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

Заповедь пятая.

   Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.

Заповедь шестая.

   Укажите ему на ошибку, если он ее совершил. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

Заповедь седьмая.

   Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же.

Заповедь восьмая.

   Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорите), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Заповедь девятая.

    Воспитание – это последовательность целей.

Заповедь десятая.

    Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

ИТОГ

     Сегодня мы с вами убедились, что воспитатель детского сада – это руководитель и организатор жизни детей и оказывает на их развитие самое непосредственное, самое активное влияние. От его умелого и тактичного руководства, способностей, педагогического мастерства зависит судьба детского коллектива, каждого ребенка в отдельности, формирование детских характеров, личностей. А поэтому закончить наш семинар мне бы хотелось словами, которыми завершает свою книгу Смыш Валентина Петровна: «Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как и всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту.

     Воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность – вырастить из ребенка достойного члена общества.

     На память приходят слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Эти слова в полной мере можно отнести и к воспитателю детского сада.

    В работе каждого педагога бывают ошибки, особенно от них не застрахованы люди творческие, ищущие, не останавливающиеся только лишь на выполнении программных требований и указаний вышестоящих должностных лиц. Ошибки встречались и в моей трудовой биографии. Но главное – вовремя их исправить, не допускать впредь, помнить о том, что имеешь дело с доверчивыми, ранимыми существами, в душах которых ты сеешь зерна  ( какими же они взойдут?). Постоянно расти, работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство обязан каждый педагог – и начинающий, и опытный. Только труд, настойчивость, терпение и поиск помогут вам, мои дорогие читатели, обрести счастье.

   Доброго вам пути!»

Доброго вам пути!

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Заповеди для воспитателя

 

   Во все времена (и в наше тоже) воспитателей условно можно было бы разделить на две большие группы. Одни считают залогом успеха жесткое руководство ребенком, его подчинение воле взрослого и послушание. Другие видят основу воспитания в добром отношении к детям. И первым, и вторым удавалось успешно справляться с некоторыми (разными!) воспитательскими трудностями, но при других (тоже разных!) одна лишь твердость и одна доброта не решали проблемы.

   А не потому ли, что был не учтен еще один важный, универсальный критерий воспитательских действий – их своевременность?

   Во все времена говорилось также, что в воспитании нет рецептов. Справедливо. И тем не менее во все времена и в коллективной народной мудрости, и в сочинениях многих педагогов обнаруживаются правила, принципы, заповеди разумного воспитателя. Вот и мы делаем попытку сформулировать правила для «своевременного воспитателя», то есть для человека, учитывающего в своих воздействиях на ребенка их своевременность.

   Если все эти заповеди Вы сочтете разумными и подходящими, автор может считать свою задачу полностью выполненной. Если захотите пополнить их собственными, - что же, Вам виднее, что важно для Ваших отношений с детьми.

Заповедь первая

Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении.

   Основой основ эффективного стиля общения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей – это одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, доброжелательность, расположенность к общению. Убеждать в важности этого простого совета, пожалуй, нет смысла, все и так ясно. Где Вам уютнее - в компании друзей, расположенных к вам, радующихся вашей общности, или среди угрюмых, недоброжелательно настроенных субъектов, занятых каждый своим делом? В каких условиях лучше работает человек – когда он спокойно делает свое дело, либо когда в конце квартала в спешке, суете «гонит план»? Нравится ли Вам, когда на Вас кричат, либо Вы предпочитаете нормальный тон разговора?

   Любой человек, находящийся в здравом уме, даст на эти вопросы моментальные и однозначные ответы. Но почему-то не все родители, находясь в здравом уме, помнят эти простые истины в ежедневном общении с детьми. Или я не прав, и нет домов, в которых общение напоминает «заговор молчальников», организация быта отдает безалаберностью, а выяснение отношений происходит так громко, что все слышно соседям? Если я не прав, и таких семей не существует, а также для тех, кто не относит свою семью к домам такого рода, заповедь первая отменяется за ненадобностью.

Заповедь вторая

Ясно определите, чего Вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

   Дети не рождаются готовыми людьми. Если Вы хотите, чтобы Ваши дети были умными, добрыми, смелыми, веселыми, умелыми, сильными, мужественными и т.д., - воспитайте их такими. Однако родителей многое в детях раздражает. Но чего они, собственно, хотят от детей, некоторые взрослые не только не в состоянии четко сформулировать, но подчас и не осознают. Если же Ваше отношение к ребенку сознательно и требования определены, то не стоит настаивать сразу же на готовом совершенстве – будьте терпеливы, подумайте, как к нему идти, растолкуйте Ваши требования ребенку. И самое главное – Вам надо убедить ребенка, что Ваши воспитательные цели – это и его цели. Они могут быть достигнуты и иным путем, не так, как Вам представляется: дети живут своею жизнью, а не повторяют жизнь родителей.

Заповедь третья

Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг.

   Дети стремятся до всего дойти сами, но сделать это они могут чаще всего лишь с помощью взрослого, с помощью тактичной, своевременной и ненавязчивой, не перечеркивающей их самостоятельности. Словом, чтобы это была именно помощь, а не выполнение того или иного дела вместо ребенка, за него.

Заповедь четвертая

Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

   При этом важна положительная обстановка, Ваш немедленный одобряющий отклик на каждое достижение ребенка. И здесь уместна заповедь пятая.

Заповедь пятая

Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.

   Никогда не ждите особого случая – хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Хвалите последовательно и неукоснительно. Этим самым Вы эмоционально поддерживаете его; ребенок чувствует, что его достижения не остались  незамеченными, а значит, имеют важный общий, общественный, как сказали бы мы, взрослые, смысл для людей. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не: «Ты – молодец», а обязательно: «Ты – молодец, потому что…». И обязательно дайте почувствовать свою радость и удовлетворение по поводу его успеха.

   Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то стоит прислушаться к следующему совету.

Заповедь шестая

Укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

   Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомним главное, оно – в следующем.

Заповедь седьмая

Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же.

   К сожалению, именно здесь коренится самая распространенная и самая тяжелая родительская ошибка. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). И надо конкретно объяснить, в чем ошибка, почему ребенок в том или ином случае поступил неправильно. Когда критикуется поступок, конкретная ошибка, а не личность, ребенок не переживает обиды, у него отпадает необходимость становиться в позу защищающегося, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.п. При строгом, но спокойном анализе ошибки укрепляется вера ребенка в справедливость воспитателя и не исчезает вера в свои силы.

   Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или проступка должно быть кратким. Для того, чтобы указать ребенку, в чем он ошибся, вовсе не нужно вспоминать всю его и  свою жизнь и все истории, которые подсказывает память и которые Вам представляются в данном случае подходящими. Чем короче замечание, тем лучше. Избегайте неопределенных выражений. Сделав замечание, обязательно учтите, что бесконечно конфликт продолжаться не может.

Заповедь восьмая

Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорите), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

   И ведите себя именно так. Странно видеть, когда мать или отец дуются на своих детей, не разговаривают с ними, не глядят на них.

   Не поддавайтесь ложной мысли, согласно которой дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого. Но для этого он должен видеть конечную цель (см. заповеди вторую, третью и четвертую). Как футбол без ворот и правил превращается в бессмысленную беготню с мячом, так и жизнь без цели не более чем цепь неорганизованных действий и порывов. Как говорил А.С. Макаренко, личность есть производное от гармонического соединения ее перспектив – близкой, средней и дальней. Если Вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку («Ага, попался!»). Помогайте ребенку строить систему перспективных идей – от дальней к средней и от нее к сегодняшним.

Заповедь девятая

Воспитание – это последовательность целей.

   Если Вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажете ему на планку на отметке мирового рекорда и скажете: «Прыгай!», то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно. Так же постепенно, двигаясь от первой высоты к следующей, штурмует свои отметки человеческого роста ребенок. Задача воспитателя – своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей ребенка. При этом на всех этапах пути – учтите следующее.

Заповедь десятая

Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

   И в этом суть своевременности. Ведь если, скажем, в отношении дурного поступка ребенка проявить жесткость и бескомпромиссность – как он того и заслуживает, и одновременно дать понять, что «крест» на нем все-таки не ставится, то это даст хорошие результаты в воспитании. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного, основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет своевременным.

Заповеди воспитателя

  1. Первая и главная наша ценность – это жизнь и здоровье детей.
  2. Помните, что жизнь детей в детском саду должна быть праздником!
  3. В Вашем внимании и поддержке нуждаются не только дети, но и родители.
  4. Каждый педагог может ошибаться. Однако свои ошибки важно видеть и не повторять.
  5. Вся наша педагогическая деятельность от начала и до конца – это общение с воспитанниками и их родителями. Помните об этом, развивайте в себе коммуникативные способности!
  6. В воспитании нет готовых ни рецептов, ни пособий. Воспитатель – это созидатель. Проектируйте и создавайте, все в Ваших руках!
  7. Праздность в педагогической работе немыслима. Все до единой минуты должны быть посвящены нуждам подопечных.
  8. У безразличного к делу воспитателя не могут расти социально активные дети.
  9. Доброта и милосердие должны быть присущи каждому человеку, а воспитателю – особенно. Без этих качеств нет и не может быть педагогической работы.
  10. Знайте, что воспитание человека – это великий труд! Не ищите легких путей, ибо если Вы находите таковые, то сбиваетесь с цели. Только труд, терпение, выдержка и ответственность помогут Вам ее достичь!

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Общественная значимость профессии педагога

САВИНА ВИКТОРИЯ

    Учитель и воспитатель не только представляют одну из десятков тысяч профессий. Они не только представляют массовую профессию, как, например, слесарь или животновод. Их профессия – социально видная. А это означает, что общественности небезразлично, кто такой педагог: что это за человек, что он знает, как передает свои знания, как выглядит и ведет себя.

     В работу ученого общественность вмешивается в ограниченной степени, да и то лишь тогда, когда результаты научных исследований прямо касаются ее. В работу художника она вмешивается часто, но художник всегда может отстоять свое право на независимость, самовыражение, эксперимент. Что касается педагога, и воспитателя в том числе, то ему никак не укрыться за дидактическими стенами, поскольку общественность вмешивается в его работу постоянно, - ведь детям и родителям небезразличны ни процесс воспитания и обучения, ни его результат.

     Воспитатель действительно воспитывает и, в первую очередь, личным примером. Он психологически открыт и по отношению к воспитуемому играет роль родителя.

     Общественная значимость профессии педагога в целом и воспитателя в частности определяется в следующих основных пунктах.

  1. Обеспечение социального прогресса, ибо обучение и воспитание – необходимое условие здорового развития любого общества.
  2. Педагог (воспитатель, учитель) формирует личность маленького ребенка: будущего взрослого человека, гражданина, отца, матери.
  3. Педагог оберегает духовное наследие общества, концентрирует в себе его духовный потенциал. Знания учителя, воспитателя всегда личностно окрашены.

     Результатом деятельности педагога-мастера являются позитивные сдвиги в развитии личности воспитанника, его продвижения вперед в обучении и воспитании.

ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ

ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

СОЛОВЬЕВА ИННА

     «Давайте представим себе следующую ситуацию: Вы – мама и ведете ребенка утром в детский сад. Что Вы больше всего хотите от его сегодняшнего дня в дошкольном учреждении? Чего особенно желаете? За что беспокоитесь в первую очередь? Даже, если есть какое-то очень важное событие на сегодняшний день (например, малыш участвует в утреннике и исполняет на виду у всех зрителей серьезную роль персонажа из сказки), Вы все равно, в первую очередь, будете волноваться не об этом. Согласитесь, что первое, о чем Вы волнуетесь, - это о безопасности Вашего малыша. Первое, чего Вы желаете, - это забрать его из сада таким, каким туда привели утром: живым и здоровым. И  воспитатель всегда должен об этом помнить».

ЛЮБЛИНСКАЯ А.А., КУЛАЧКОВСКАЯ С.Е.

     Вывод.  Из этих слов следует вывод о том, что нет ничего важнее безопасности ребенка в детском саду. Первая и главная наша ценность – это жизнь и здоровье детей. Именно поэтому, я считаю, эта функция педагога в профессиограмме стоит на первом месте. Прежде, чем что-то организовать, провести, воспитатель должен убедиться в том, что это безопасно для ребят. Например, перед выходом детей на прогулку, участок надо проверить: нет ли там посторонних опасных предметов (иногда бывает так, что молодежь по вечерам развлекается на территориях школ, дошкольных учреждений, оставляя после себя забытые сигареты, петарды и т.п.). А это – опасные для малышей предметы, поэтому на момент вывода детей на улицу педагогу важно убедиться, что опасных предметов на игровой площадке нет. Также всем известно, что в начальной школе и детском саду запрещены уроки и занятия со спичками, марганцем (он имеет отравляющие свойства) и т.д. Особенно внимательным нужно быть педагогу на физкультурных занятиях, которые связаны с лазанием детей по вертикальной лестнице, ходьбой по скамье, прыжками, бегом. Таких примеров можно приводить много, ясно одно: воспитатель должен пристально бдить за безопасностью доверенных ему детей.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

БОРОВИКОВА  АННА

     «Жизнь для ребят в детском саду должна быть праздником. Педагогу следует разумно чередовать труд, обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Помимо программных мероприятий, я старалась провести ряд маленьких праздников, интересных развлечений. С детьми мы традиционно отмечали прилет птиц, даже ходили со своей литературной композицией в школу, навещали бывших выпускников. Празднично отмечали и начало весенних полевых работ.

     А как любили мои питомцы дни рождения! Вместе с музыкальным руководителем, а иногда и с родителями мы придумывали сценарии, включающие оригинальные поздравления, песни, игры и, кроме того, правила поведения в гостях.

     Оживленно проходил праздник цветов: дети надевали шапочки-маски и каждый под музыку имитировал образ цветка. Развлечения проводились в основном в летнее время, они доставляли много радости и детям, и мне».

СМЫШ В.П.

   «В группе у воспитателя, не умеющего организовывать деятельность воспитанников, царит беспорядок: дети шумят, могут капризничать и драться, так как заняться им нечем, или же деятельность, предложенная педагогом, неинтересна им».

ЛЮБЛИНСКАЯ А.А., КУЛАЧКОВСКАЯ С.Е.

     Вывод. Деятельность воспитателя – это не просто присмотр за детьми или времяпровождение с ними. Это – постоянная активная деятельность педагога по интересной организации детского обучения и досуга. Дети не должны быть предоставлены сами себе, ибо их психологические особенности в этом возрасте таковы, что они не могут сами найти себе полноценное занятие. Отсюда – их капризы, упрямсва, конфликты и так называемое отклоняющееся поведение. Ребенок всегда должен быть занят полезным делом: обучением, игрой, наблюдением, беседой и т.п. Воспитатель должен хорошо знать не только коллектив свих воспитанников в целом, но и каждого ребенка отдельно: его темперамент, семью, симпатии и антипатии в группе, интересы и увлечения. В этом случае взрослый быстрее найдет правильный подход к ребенку, сможет полноценно организовать его жизнь в дошкольном учреждении.

ФУНКЦИЯ КОНТАКТА С РОДИТЕЛЯМИ, ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ТАРАСОВА ЮЛИЯ

     «Хороший педагог заботится не только об условиях жизни ребенка, но и о душевном комфорте его родителей. Я пытаюсь вспомнить, когда же установилось глубокое взаимопонимание с родителями, и не могу определить это время – оно шло вместе со становлением моей личности как воспитателя, с осознанием моей роли в жизни ребенка, с приобретением авторитета среди родителей и сотрудников.

     Я всегда помню, что родители очень заняты, поэтому я не поручаю им дел, которые могу сделать сама, с няней, с напарником, с шефами. Например, нежелательно поручать работающим родителям чинить карандаши, вырезать кружочки, приводить в порядок одежду кукол. Матери-труженицы встают ежедневно очень рано: готовят еду, приводят в порядок одежду, убирают квартиру, отводят детей и бегут на работу, где нет скидки на детский сад, где существует свой трудовой напряженный ритм, свои сложные проблемы. После напряженного дня, езды в перегруженном транспорте, появляется усталость, раздражительность. В таком состоянии они приходят за ребенком.

     Я всегда учитываю этот момент, стараюсь как можно быстрее отпустить мать, чтобы не ждала она в раздевалке с нагруженными сумками. Не жалуюсь ей на ребенка, а, наоборот, стараюсь чем-то утешить: «А у нас радость – мы сегодня хорошо рисовали, так что, мама, готовьте дома краски!». Или: «Как красиво Юра прочел стихотворение! Ты сейчас по дороге домой прочтешь его маме?» И радостнее становится у мамы на душе, и легче сумки, и настроение хорошее на весь вечер.

     Малыш очень любит, когда хвалят его мать, а мать – когда хвалят ребенка. Реальный повод для похвалы всегда можно найти. Похвала – это положительные эмоции, хорошее настроение и нормальный психологический климат в группе».

     «Я заметила, что не все родители обладают должным уровнем педагогических знаний, хотя считают, что двух-трех прочитанных популярных книг достаточно для правильного воспитания детей. Некоторые осознают, что педагогикой не владеют, но просить совета у воспитателя стесняются.

     Почему вопрос о формировании у родителей чувства ответственности за воспитание детей стоит в детском саду более остро, чем в школе? Потому что, чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к влиянию. В этот период и у родителей легче сформировать сознательное отношение к своему долгу, подготовить к школе не только ребенка, но и родителей, обладающих чувством полной ответственности за поступки своего дитя.

     Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания, либо в лучшем случае руководствуются опытом своих родителей, не утруждая себя приобретением научных педагогических знаний. Поэтому воспитателю надо уделить этому моменту особое внимание в работе с семьей».

СМЫШ В.П.

МУРТАЗАЕВА ЭДИЕ

     «Следует подчеркнуть, что воспитание детей успешно осуществляется только при условии тесного контакта педагогов и семьи. Без такого содружества невозможно сформировать черты личности будущего гражданина развитого общества. В современных условиях растет педагогическая культура родителей, а это заставляет педагогов повышать уровень своей пропагандистской работы, более продуманно строить отношения с семьями своих воспитанников. Разговор с родителями о ребенке требует педагогического такта. Он дает эффект только в том случае, если воспитатель учитывает особенности ребенка и родителей, продумывает содержание предстоящего разговора. При встречах с родителями воспитатели должны щадить родительские чувства, проявлять гибкость. Постоянно общаясь с родителями своих воспитанников, бывая у них дома, педагог имеет возможность более глубоко и всесторонне изучить каждого из них, не ограничиваясь наблюдениями лишь в детском саду. Беседуя с родителями, воспитатель раскрывает в первую очередь положительные качества ребенка (сообразительность, аккуратность, стремление помочь взрослым, ответственность за порученное дело), сильные стороны семейного воспитания (активное участие взрослых в воспитании детей, климат в семье); проявляет заинтересованность в правильном развитии ребенка, радость по поводу его удач, озабоченность тем, что не все идет гладко. Дает советы в деликатной форме. Главное – не навязывать свое мнение, а убеждать родителей в целесообразности принятого решения».

ЛЮБЛИНСКАЯ А.А., КУЛАЧКОВСКАЯ С.Е.

     Вывод. Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного учреждения – это не только работа с детьми, но и работа с их родителями. Ведь одна из главных функций детского сада – это установление единства с семьей в воспитании детей. Без такого единства не может быть результата в педагогической работе, поскольку семья – первейшая социальная среда формирования личности малыша. Обязанность педагога дошкольного учреждения – оказывать помощь семье, понимать ее проблемы и взаимодействовать с ней.

УМЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

СОЛОВЬЕВА ИННА

СМОТРЕТЬ ЦИТАТЫ НА СТРАНИЦЕ С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

     Вывод. Организационные умения вытекают из организационно-педагогических функций. Чтобы выполнять их, педагог должен обладать организаторскими умениями: договариваться с родителями и согласовывать с ними свои действия, планировать время, распределять обязанности между собой, напарником и помощником воспитателя, владеть коллективом детей, находить «ключик» к каждому из них, увлекать их интересной деятельностью. Только такого воспитателя можно назвать настоящим мастером своего дела.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ

СЕРГИЕНКО АЛИНА

     «Антон Семенович Макаренко писал, что если от человека не требовать многого, то много от него не получишь. Читая «Педагогическую поэму», я обратила внимание на то, что великий педагог в своих исканиях шел, «осторожно ступая», отбрасывая то, что не действовало, и применяя другое, способствующее воспитательному эффекту. У А.С. Макаренко училась я проявлению настойчивости в вопросах воспитания».

СМЫШ В.П.

     «Требования к детям не могут быть одинаковыми, поскольку они отличаются друг от друга своей работоспособностью, выносливостью, уравновешенностью. Один ребенок схватывает материал на лету, другому нужны частые повторения, чтобы закрепить знания. Один с радостью выполняет сложное задание, у другого это же задание вызывает растерянность. Одному ребенку достаточно сделать замечание – и он исправляет поведение, на другого это не действует. Индивидуальный подход как раз и заключается в применении воспитателем разных приемов для того, чтобы добиться выполнения детьми общих требований, в постановке перед собой конкретных задач в работе с каждым ребенком».

     «Воспитателю необходимо обладать искусством педагогического видения, при помощи которого он определяет внутреннее состояние ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Надо прежде всего понимать движения детского сердца. Этому невозможно научиться с помощью каких-то специальных приемов. Это дается лишь благодаря высокой эмоционально-нравственной культуре педагога».

ЛЮБЛИНСКАЯ А.А., КУЛАЧКОВСКАЯ С.Е.

     Вывод. Никогда не может быть результативной работы с воспитанниками, если педагог не научится анализировать результаты своей деятельности. Ведь именно анализ позволяет видеть позитивные и негативные результаты, реакцию детей на то или иное воздействие. Такой анализ должен уметь делать каждый воспитатель, в противном случае он будет действовать вслепую, что не просто бесполезно, но в какой-то степени и опасно, поскольку такое слепое воздействие может однажды искалечить ребенку душу, привести к невротическим реакциям, негативизму и даже агрессии.  

КОММУНИКАТИВНЫЕ

ЦВЯК АЛЕНА

     «Вся моя жизнь прошла в общении с детьми дошкольного и школьного возраста. Поэтому за долгие годы педагогической деятельности могу сказать следующее: общительность педагога, его умение устанавливать хороший контакт с каждым ребенком и его родителями – качество величайшей ценности. Без этого нет и не может быть педагогической деятельности».

СМЫШ В.П.

     «Среди многих требований, предъявляемых к учителю (воспитателю) как специалисту, одним из важнейших является владение умением общаться с людьми: быть дипломатичным, проникновенным собеседником. Это особенно важно в работе с детьми и их родителями».

ЛЮБЛИНСКАЯ А.А., КУЛАЧКОВСКАЯ С.Е.

      Вывод. Бывают люди замкнутые (не общительные), но педагог не может быть таким. Ему ежедневно приходится общаться с воспитанниками и их родителями. С детьми он проводит занятия, читает им, беседует, отвечает на бесконечные детские «почему» (дошкольники всегда задают много вопросов, ведь они только познают мир). Как же это сможет осуществить воспитатель, не обладающий в должной степени навыками общения? А работа с родителями? Ежедневно воспитатель разговаривает с родителями утром, когда принимает ребенка (как малыш спал, что делал накануне вечером, завтракал или нет) и вечером, когда возвращает его родителям (в это время разговор обычно идет о том, как провел малыш день, что делал, чему новому научился, над чем нужно поработать дома). Вся работа воспитателя от начала и до конца есть общение. Поэтому выработка у себя коммуникативных умений – одно из важнейших условий полноценной работы педагога дошкольного учреждения.

 

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ

МАЛОМАН АННА

     «Авторитет воспитателя зависит от его отношения к делу, к труду вообще. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить, рисовать, вязать, заниматься огородничеством и садоводством, в определенной степени владеть столярным, малярным, актерским, режиссерским, архитектурным мастерством и электроделом, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона, разбираться в событиях, происходящих в социальной, политической и культурной жизни нашей страны и во всем мире, знать в должном объеме медицину, гигиену, дошкольную, русскую, советскую и зарубежную литературу, иметь твердые представления о морали и нравственности... Да можно ли предсказать все, что встретится педагогу на его тернистом пути!

     Я знаю одно: чем больше дошкольный работник знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми. Я, например, могу сделать любую куклу для игры или кукольного спектакля, любую декорацию, сошью и оформлю любой костюм для выступления, подготовлю любое пособие к занятию. Очень люблю с детворой копаться в земле, ремонтировать инвентарь, игрушки, книги. Доставляет мне удовольствие рисовать вместе с ребятами забавные рисунки.

     Необходим при этом жизнерадостный и веселый характер, умение сердиться недолго, избегать монотонности, скуки, серости будничных дней. Дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своем наставнике, которому стараются подражать».

     «Творчество в работе воспитателю крайне необходимо, но это не значит, что он может не считаться с требованиями программы. Программные задачи должны выполняться. Однако рекомендуемая методика требует иногда корректировки, поскольку каждая группа, каждый ребенок индивидуальны. Недаром К.Д. Ушинский назвал педагогику не наукой, а искусством, которое всегда без штата. Когда я проводила занятия, то одна группа детей при пересказе или рассказывании трудностей не испытывала, другой же предстояло постигать азы, то есть учиться слушать. Это случалось потому, что предыдущий воспитатель соблюдал формальность, а о качественном эффекте занятия не думал. Приходилось начинать с маленького рассказа и ставить вопросы: о ком, о чем читали, что делал персонаж и др. Бывали случаи, что и такая форма затрудняла детей, следовательно, надо было, обучая по программе, проявлять гибкость в применении методов – это первейшая необходимость воспитателя».

     «Известная гибкость, умение находить нужные средства и способы воздействия на детей, умение перестраиваться в зависимости от обстоятельств – важный показатель педагогического мастерства воспитателя».

СМЫШ В.П.

ДОНЕЦКОВА ЮЛИЯ

     «Воспитателю следует знать, что характерной особенностью детской памяти является легкое запоминание малышами того, что произвело на них сильное впечатление, задело их чувства. Он не должен забывать, что длительность сосредоточения внимания сильно колеблется даже у одной и той же группы дошкольников в зависимости от того, чем они заняты. Продолжительность внимания особенно зависит от интереса ребят. И призывы воспитателя: «Дети, будьте внимательны!» - не помогают, если им на занятии скучно, неинтересно. Поэтому опытные педагоги с целью поддержания внимания детей используют различные средства и приемы, способствующие их активной умственной деятельности, стимуляции любознательности, развитию умения сосредоточиться на выполняемом задании по требованию взрослого».

ЛЮБЛИНСКАЯ А.А., КУЛАЧКОВСКАЯ С.Е.

     Вывод. Авторы говорят о том, что для поддержания детского внимания (на занятии, во время беседы, наблюдения) необходимо использовать различные средства и приемы педагогической работы. Однако из ничего, просто так эти средства и приемы не появятся, - их надо уметь продумывать заранее, то есть проектировать. Если педагог заранее составляет план той деятельности, которую он собирается проводить с детьми, это значит, что он это мероприятие заранее проектирует. Планировать – значит проектировать. Проектирует педагог как каждое отдельное мероприятие, так и в целом день ребенка в детском саду. Когда мероприятия не проектируются, а проводятся стихийно, без подготовки, они либо неинтересны дошкольникам, либо не совсем доступны им по содержанию. Поэтому проектировочные умения – важный показатель педагогического мастерства воспитателя.

ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЮ

СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОЛГА, ИДЕЙНАЯ УБЕЖДЕННОСТЬ

МИХАНОШИНА ТАНЯ

     «Вспоминаю, как страшно было от неизвестности, от неумения, от того, что многого не понимала. Однако главное, что было осознанно, - это требование порядочности, трудолюбия, доброжелательности и терпения.

     Когда речь идет о детях, педагогу надо самым добросовестным образом относиться к делу. Праздность в работе немыслима. Все до единой минуты должны быть посвящены нуждам подопечных».

     «Педагог должен постоянно работать над собой. Только тогда он будет пользоваться авторитетом среди коллег, только тогда к нему будут тянуться дети».

СМЫШ В.П.

     Вывод. Воспитатель – это, прежде всего, человек ответственный и добросовестный. Можно поначалу (в первые годы работы) чего-то не знать, чего-то не уметь. Но только тот педагог со временем научится тому, что не получается вначале, который обладает качествами, о которых говорит Смыш Валентина Петровна: порядочностью, трудолюбием, терпением, ответственностью и добросовестностью, а значит – сознанием общественного долга и идейной убежденностью. Если указанных качеств нет, в трудовой деятельности педагога будет присутствовать праздность и безалаберность, а это – показатели того, что человек должен покинуть данную работу, ибо праздность и безалаберность несовместимы с профессиональной деятельностью воспитателя детского сада.

     На самом первом уроке по педагогике мы уже говорили о том, что это – наука развивающаяся, то есть не застывшая на одном и том же уровне, а постоянно что-то ищущая, экспериментирующая. Такое развитие педагогики обусловлено развитием самого образования, в том числе и дошкольного. В его системе все время появляется что-то новое, происходят открытия, нововведения. Чтобы вовремя улавливать эти новинки, шагать в ногу со временем, воспитателю необходимо их изучать, познавать. Своевременно изучать и познавать сможет только тот педагог, который, как говорит Смыш Валентина Петровна, осознает общественный долг и постоянно работает над собой. Если такой работы не будет, воспитатель перестанет быть современным, ему станут недоступны многие важные для профессиональной деятельности знания и умения. Как говорили известные педагоги-классики (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), человек воспитывается на протяжении всей жизни, в том числе и будучи уже взрослым. Такое воспитание и есть работа над собой. И если педагог не может воспитывать себя, то как  он сможет воспитывать доверенных ему детей?

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. УБЕЖДЕННОСТЬ В НЕОБХОДИМОСТИ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БЕКИРОВА ЛИЛЯ

     «Начав работать, я вскоре убедилась, что знаний, полученных в учебном заведении, мало, нужно самой много читать, наблюдать, сопоставлять, всматриваться, анализировать свои ошибки. Да и наши поступки – это результат наших взглядов, следствие широты кругозора, показатель интеллекта. Интеллект я считаю непременным условием авторитета воспитателя, ибо убедилась, что только тогда, когда собеседник поймет, что имеет дело с педагогом-мастером, эрудированным и все понимающим, умеющим общаться на равных с людьми любой социальной категории, он доверится воспитателю и проявит максимум уважения к нему».

     «Меня нельзя было убедить в том, что у безразличного к делу воспитателя могут расти социально активные дети. Вокруг детей жизнь должна бить ключом, и они должны весте со взрослыми радоваться ей, нельзя допускать, чтобы мероприятия протекали без вдохновения».

СМЫШ В.П.

     Вывод. Само выражение Смыш Валентины Петровны о том, что воспитателю необходимо много читать, наблюдать, сопоставлять, анализировать факты, свидетельствует о том, что педагог должен быть убежден в необходимости активно действовать. Если такой убежденности нет, значит и нет деятельности, профессиональной работы, поскольку пассивный воспитатель не будет ничем интересоваться, а значит не сможет накапливать новые знания, умения, которые ему нужны в работе с детьми.

     Для того, чтобы жизнь вокруг детей била ключом, воспитатель должен быть убежден в необходимости активной деятельности.

КИБАЛЬЧИЧ  ОЛЕСЯ

     «Советские педагоги и психологи считают, что деятельностью ребенка, его поведением, необходимо целенаправленно руководить. Исследования ученых показывают, что только тогда, когда воспитание осуществляется в соответствии с определенными требованиями общей науки управления, оно становится управляемым, обеспечивает получение определенного результата».

     «Ни один, даже  опытный, педагог окажется не в состоянии успешно управлять процессом воспитания детей, если он не будет изучать их индивидуальных особенностей, характеров, психолого-педагогических закономерностей становления коллектива и личности. Потребность воспитателя, учителя в психологических знаниях обусловлена самой сущностью воспитания».

     «Правильная ориентировка воспитателя в особенностях психического развития ребенка на разных возрастных этапах способствует более рациональному управлению его развитием. Еще выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский призывал педагогов изучать законы тех психических явлений, которыми они хотят управлять, и поступать согласно с этими законами и обстоятельствами. Это обязывает педагога вникать в мотивы детских поступков, в их потребности, стремления, желания, изучать детей повседневно, в процессе всех видов их деятельности».

ЛЮБЛИНСКАЯ А.А., КУЛАЧКОВСКАЯ С.Е.

     Вывод. Чтобы руководить процессом воспитания, нужно быть убежденным в том, что такое руководство необходимо. А убежден в этом может быть лишь тот педагог, который понимает необходимость активной деятельности. Ведь серьезное руководство процессом воспитания и есть активная деятельность воспитателя. Без нее не может быть профессионально-педагогической направленности.

     Изучение индивидуальных особенностей детей, характеров, психолого-педагогических закономерностей становления коллектива и личности – это опять-таки проявление убежденности педагога в необходимости активной деятельности, то есть проявление профессионально-педагогической направленности. Каждый ребенок – это неповторимая индивидуальность и воспитатель должен уметь учитывать это в своей деятельности. Воспитатель, не учитывающий индивидуальные особенности воспитанников в своей работе (детский характер, темперамент, способности, увлечения, интересы и др.) не будет интересен дошкольникам, а следовательно, не сможет с ними профессионально работать.

ГУМАННОСТЬ

ЗАЙЦЕВА АННА

     «Не последнюю роль в приобретении авторитета играет доброжелательность и умение расположить к себе окружающих. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю. Без этих качеств работать с детьми невозможно. Доброта педагога заключается, я считаю, в том, чтобы с готовностью помогать ребенку осваивать мир, а семье – гармонично воспитывать его. Милосердие должно срабатывать тогда, когда возникает чувство гнева (порою справедливого). Педагог обязан понимать, что поступки детей объясняются их возрастом, особенностями воспитания, а несдержанность родителей – усталостью после рабочего дня, перегрузкой транспорта в утреннее время, семейными неурядицами».

СМЫШ В.П.

     Вывод. Смыш Валентина Петровна считает гуманность качеством души педагога и присуще оно должно быть каждому воспитателю. Под гуманностью она понимает, прежде всего, доброту воспитателя и милосердие. Само понятие «гуманность» означает умение педагога видеть в каждом ребенке маленького, но уже человека и всеми силами способствовать его развитию. Если воспитатель не обладает добротой и милосердием, он не сможет увидеть человека, личность в маленьком ребенке, а значит и не сможет проявлять гуманное отношение к нему.

СООБЩЕНИЕ К СЕМИНАРУ

Василий Александрович Сухомлинский

об особенностях педагогической деятельности и о

призвании к учительской профессии

(сообщение)

   «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» - эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей прошлого  Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970г.г.) можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им сделано, написано. Опыт собственной многолетней практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого твердо убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы». Творческие разработки Сухомлинского многоплановы. В частности, им выделено множество особенностей педагогической деятельности, определены и те показатели, по которым можно судить о призвании к  профессии учителя, воспитателя.

   Согласно Сухомлинскому, воспитание человека, как и любой квалифицированный труд, является профессией, специальностью. Но это профессия особенная, не сравнимая ни с какой другой. Она отличается рядом специфических свойств и качеств.

  1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным и дорогим, что есть в жизни, - с человеком. От нас, нашего умения, мастерства и мудрости зависит его здоровье, разум, характер, воля, его место и роль в жизни, его счастье.
  2. Конечный результат педагогического труда можно увидеть ни сегодня и ни завтра, а через очень продолжительное время. То, что Вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, чаще всего сказывается через пять, десять, двадцать лет…
  3. На ребенка оказывают влияние многие люди и жизненные явления. Воздействие это может быть как положительным, так и отрицательным. Задача учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным.
  4. Объект нашего труда – тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности: ум, воля, чувства. Воздействовать на эти сферы можно только тем же – умом, волей и чувствами. Это есть важнейшие инструменты педагогического воздействия на духовный мир воспитанника.
  5. Одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда – ребенок, постоянно меняющийся, всегда новый. Труд учителя (воспитателя) – воспитание человека, и это возлагает на него особую ответственность.

     Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в духовный мир ребенка. Это замечательная возможность – открывать в человеке новое, изумляться ему, видеть личность в процессе ее становления. Это один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду.

   «У Вас зародилась мечта стать учителем. Проверьте себя. Вот перед Вами двадцать детей, - с первого взгляда они покажутся Вам очень похожими друг на друга, но уже на четвертый, пятый день Вы убедитесь, что каждый ребенок – это целый мир, неповторимый и индивидуальный. Если перед Вами этот мир откроется, если в каждом ребенке Вы увидите его индивидуальность, сердцем почувствуете его радость, печаль, смело избирайте своей профессией учительский труд. Потому что творчество в нашем деле – это прежде всего познание человека и изумление перед его многогранностью, неповторимостью.

   Если же все двадцать детей покажутся Вам уныло однообразными, если Вы с трудом будете запоминать их имена, если каждая пара детских глаз не скажет Вам чего-то глубоко личного, то хорошо подумайте, стоит ли становиться учителем. Потому что нет ни одной истины, которая была бы одинаково применима ко всем детям. Потому что воспитать человека – это, прежде всего, видеть и чувствовать его индивидуальный мир».

   Безграничная вера в человека, доброе начало в нем, - вот что должно жить в душе каждого, кто решил посвятить себя благородному учительскому труду. Ибо каждый, кто думает отдать себя воспитанию человека, должен быть терпим к детским слабостям.

   Еще одна черта, без которой невозможно педагогическое призвание, - это гармония сердца и разума. Отзывчивость, сердечное беспокойство о человеке, - плоть и кровь педагогического призвания. Учителю, воспитателю нельзя быть холодным, равнодушным. В то же время надо уметь контролировать свои сердечные порывы разумом, не поддаваться эмоциональной стихии.

   И еще одна важная черта для будущего педагога. Это умение настраивать себя на задушевный разговор с ребенком. Такое умение в себе надо воспитывать, делать его более тонким и действенным.

   Чтобы стать настоящим педагогом, нужно пройти эту школу сердечности, - в течение длительного времени познавать сердцем все, чем живет, что думает, чему радуется и чем тревожится Ваш питомец. Это одна из самых тонких вещей в нашем педагогическом деле.

   

   

   

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

Методическая разработка конспекта урока для дошкольников "Урок грамотности. Как учили грамоте на руси"

Данный материал можно использовать для подготовки к урокам внклассной работы воспитателям. педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам Центров внешкольной работы...