Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_met.izo_.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО Педагогический колледж № 4 СПб.
Конспект урока по курсу
«Методика развития
Детского изобразительного творчества»
Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду».
Специальность 050704 «Дошкольное образование».
Преподаватель: Грекова Л. Д.
2010 год.
Конспект урока по методике развития детского изобразительного творчества.
Тип: лекция с элементами беседы.
Цель: дать студентам знания о конструировании как виде изобразительной деятельности в детском саду.
Задачи:
- познакомить студентов со своеобразием искусства архитектуры;
- раскрыть особенности конструирования в детском саду;
- развивать у студентов педагогическое творчество: придумать тематику, отобрать приемы работы с детьми;
- воспитывать умение пользоваться знаниями, полученными на других предметах (МХК, основы цивилизации, учебных мастерских).
Время: 2 часа.
План урока:
- Организационный момент.
- Изложение новой темы, основная часть.
- Домашнее задание.
Литература:
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М. 1999
- Куцакова. Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М. 2004
Наглядность: использование ЭОР (презентация урока).
ЛЕКЦИЯ.
План:
- архитектура как основа конструирования в детском саду, её стили и виды
- понятие конструирования, виды конструирования.
- создание условий и особенности конструирования в младшей группе.
Запишите новую тему: Конструирование и ручной труд в детском саду.
- Архитектура как основа конструирования в детском саду, ее стили и виды.
Архитектура – искусство возведения зданий, система зданий и сооружений, представляющих собой организованное пространство.
Это один из видов древнейшего искусства, которым овладел человек.
2 стороны архитектуры: 1) утилитарная (польза и прочность)
2) эстетическая (красота)
Стили архитектуры:
Все сооружения, построенные в одно и то же время, исполняются при помощи одних и тех же приемов и средств. Это определяет общность архитектурной эпохи – стиль. Стиль складывается исторически, его возникновение и изменение зависит от: 1) общественно-экономических отношений
2) мировоззрения
3) эстетического идеала
КАКИЕ СТИЛИ ВЫ ЗНАЕТЕ? (использование ЭОР)
- Античный
- Романский
- Готический
- Ренессанс
- Барокко (Зимний Дворец)
- Классицизм (Русский музей)
- Модерн (дома)
КАКИЕ СТИЛИ ЕСТЬ В НАШЕМ ГОРОДЕ? (Барокко, классицизм, модерн)
Виды архитектуры:
- Архитектура общественных зданий
- Жилищная архитектура
- Промышленная архитектура (промышленные ансамбли)
А сейчас перейдем непосредственно к конструированию.
Определение детского конструирования.
Конструирование это вид деятельности, близкий к игре и к изобразительной деятельности. В конструировании дети создают постройки из готовых строительных элементов.
Ручной труд – вид деятельности, в которой дети изготавливают поделки из различных материалов.
Выделяют два направления конструирования:
- Техническое – макеты машин, зданий, транспортных средств.
- Художественное – моделирование одежды, украшений, изготовление открыток, аппликация.
Конструирование в детском саду и его роль в воспитании детей. Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (для игры, украшения елки, подарка маме и т.д.)
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развивается умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности – целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.д., что важно в подготовке детей к обучению в школе.
Виды конструктивного материала.
При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используют:
- строительный материал;
- различные конструкторы;
- бумагу;
- природные и другие материалы.
Вид материала определяет и вид конструирования.
Строительный материал – мелкий (настольный), крупный (напольный) и тематический – представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.)
На занятиях используют разнообразные наборы мелкого строительного материала и тематический материал, разработанный М.П.Агаповой: тематические наборы «Космодром», «Железнодорожный вокзал», «Кижи», «Псков», «Новгород» и др.
Во время занятий материала должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по разнообразию элементов и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т.д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью: домик для зайчика, мост для машин и пешеходов и т.д. Применение игрушек делает конструирование более осмысленным и целенаправленным, способствует дальнейшему развитию игровой деятельности.
Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей; при этом материал всегда укладывают строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.
Конструкторы
Дети дошкольного возраста вне занятий используют также различные конструкторы – деревянные, пластмассовые, металлические, керамические. С помощью этих наборов можно создавать различные конструкции, отличающиеся способами крепления деталей.
Под руководством воспитателя на занятиях дети осваивают новые для них способы соединения (на штифтах, пазах), которые должны быть простыми и доступными, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. Обращается внимание на специальную отработку у детей умения соединять детали, так как требуется участие мелкой мускулатуры рук, которая у дошкольников еще несовершенна.
Воспитатель, прежде всего, сам тщательно изучает методические указания по сборке, продумывает, что он подробно объяснит детям, а что тони будут делать сами.
Наборы строительного материала и конструкторы дают детям постепенно по мере их освоения под руководством воспитателя. Конструкторы и настольные игры хранят вместе и дети используют их в своей самостоятельной деятельности.
Рассмотрим обучение работе с конструктором на примере известных всем наборов «Лего»:
на первом этапе обучения используется «Плоскостное лего», затем используются наборы для создания объемных, трехмерных конструкций.
Назовите известный вам тип плоскостного конструктора.
При работе с детьми соблюдается общий принцип обучения – постепенный переход от простого к сложному. Вначале, в младшей группе дети точно повторяют каждое действие за воспитателем. Затем дети собирают заданную конструкцию по образцу. На заключительном этапе обучения младшие дошкольники учатся собирать по инструкционным картам, в которых нарисованы составляющие элементы и последовательность их сборки.
в старшей группе дети учатся собирать объемные модели «по условиям», т.е. сами планируют и сами выполняют работу, руководствуясь только заданной темой. Например, совместно с воспитателем сложить лошадь, пользуясь полученным опытом сложить жеребенка.
Есть модели, предназначенные для комплексных занятий.
Принцип построения занятия с конструктором – игра, это интересно детям.
В подготовительной группе идет работа «По замыслу»: преподаватель задает тему, а что и как делать ребенок решает сам. Например: тема Санкт – Петербург.
При занятиях конструированием дети разбиваются на подгруппы по 4-5 человек.
Существует организация обучения конструированию в студии, где дети выполняют модели из конструктора, которые позже рисуют на занятиях в группах. В последнее время воспитатели сами покупают конструкторы «Лего» и работают с ними в группе, собирая модели по прилагаемым к наборам схемам.
Для работы в подготовительной группе предложен метод при котором детям предлагается и разъясняется план модели на виде сверху. По предложенному плану дети сами собирают объёмную трёхмерную модель.
Для организации ручного труда в детском саду используются:
• Бумага;
• Пустые коробки (исключая спичечные), катушки от ниток и другой «бросовый материал»;
• Природные и дополнительные материалы.
Расскажите, какие поделки из природных и бросовых материалов можно сделать вместе с детьми.
Бумагу, природный и дополнительный материалы широко используют в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления, различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием.
Детям дают различные сорта бумаги: плотную, настольную писчую, глянцевую, полуватман, а также тонкий картон.
Разнообразие природного материала (шишки, жёлуди, ветки, семена, трава и т, д.) и легкость его обработки позволяют широко использовать его в работе.
Воспитатель вместе с детьми своевременно заготавливает природный материал и пополняет его запасы в течение всего года. Летом собирают солому, различные шишки. Желуди и каштаны собирают те, которые упали с дерева (пересохшие желуди и каштаны затрудняют работу – крошатся и раскалываются). Косточки от фруктов тщательно промытые и просушенные, собирают в любое время, а вот семена ясеня, клена только зимой. Каждый вид материала хранят в отдельной коробке.
Может кто-нибудь занимался или и сейчас занимается аналогичными поделками, и может поделиться опытом, как и где лучше хранить собранный природный материал, какие еще будут предложения по этому поводу?
При создании поделок используют:
- дополнительные материалы – бумагу, картон, пластилин, проволоку, спички;
- различные виды клея – казеиновый, ПВА, декстриновый;
- инструменты – нож, ножницы, шило, иголку.
Рекомендуется срезать головки спичек перед тем как их использовать.
Первая и вторая младшие группы, обучение конструированию.
Задачи обучения. Первая младшая группа.
- Детей знакомят со строительным материалом – кубиками, кирпичиками, формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (кирпичик лежит, стоит) и разной устойчивостью в зависимости от положения;
- учат размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка), накладывать один на другой, комбинировать различное размещение, образуя различные перекрытия (ворота, домик) или замыкая пространство (загородка);
- учат создавать простейшие постройки из строительного материала.
Воспитатель учит малышей находить сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.
Вторая младшая группа.
- Детей учат не только различать основные строительные детали (кубик, кирпич, пластина), но и называть их, а так же понимать и употреблять такие слова, как большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий;
- учат располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на узкую плоскость;
- начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек;
- учат сооружать элементарные постройки путём комбиниро вания знакомыми формами строительного материала;
- развивают желание создавать постройки по собственному замыслу, связывать их в единую тему с сюжетами детских ска зок и обыгрывать постройку в контексте литературного произ ведения.
Прохождение программы.
Первая младшая группа.
Детей обучают сооружать 8-10 несложных построек: ме бель (стол, стул, диван, кровать), башня, лесенка, горка, мост, до мик, трамвай. На первых занятиях повторяются постройки, которые малыши делали в предыдущей группе, затем дети строят мебель. Сначала каждый предмет дети создают отдельно и .в различных ва риантах, по освоении первого задания детям предлагают сделать две-три постройки сразу (стол и стулья, стол и диван и т. п.). Для обыгрывания этих построек малышам дают куклы, посуду, лоскутки материи (куклы отдыхают, куклы едят и т. д.).
На следующем занятии дети строят башню с домиком для птиц из 3-4 кубиков, положенных друг на друга, и накрывают их сверху трехгранной призмой; далее строят лесенку из 6 кубиков или кирпичиков, упражняясь в укладывании деталей вверх. Зна комые приемы закрепляются в сооружении горки.
Следующий этап работы (когда дети освоят эти постройки, научат ся воспроизводить их по слову воспитателя, поиграют) - строительство моста из двух кубиков, пластины и двух малых трехгранных призм. Умения замыкать пространство и делать пере крытия закрепляются строительством гаража, трамвая.
На участке детского сада и в групповой комнате воспитатель побу ждает детей воспроизводить постройки, которые они создавали на занятиях, и играет с ними.
Вторая младшая группа.
Первые три-четыре занятия во второй младшей группе (если дети перешли из первой младшей) посвящают закреплению умения располагать кирпичики в ряд на плоскости, де лая дорожку, линию. Дети строят короткую узкую дорожку к до мику, широкую дорожку - для машин.
Далее можно предложить построить трамвайную линию: короткие линии, сделанные каждым ребёнком, объединяют в единую длинную. Основная цель этих занятий - научить детей аккуратно соеди нять кирпичики, выстраивая их в линию, и различать про странственные признаки: короткий - длинный, узкий - широкий.
На следующих двух-трёх занятиях дети учатся ставить кирпичики вертикально - либо плотно друг к другу, либо на равном расстоянии друг от друга; кирпичики можно ставить и на узкую длинную плоскость, и на узкую короткую плоскость. С этой целью детей обучают строить загородку для животных (воспитатель обращает внимание на то, что вначале строят загородку, потом размещают уточку, собачку), заборчик у домика и т. д.
На последующих занятиях дети осваивают различные варианты ворот (из кирпичиков, кубиков, пластин), учатся располагать детали вертикально, выполнять постройку в определенной последовательности. Представления узкий - широкий, низкий - высокий уточняются посредством строительства ворот: широких - для грузовой машины, а узких - для легковой; высоких - для большой матрёшки и низких - для маленькой.
По освоении одного способа (изменение одной и той же постройки - ворот -путем замены одних деталей другими), детей знакомят с другим способом изменения постройки - надстройкой в высоту и в длину. В ходе нескольких занятий детям в строгой системе дают новую конструкцию домика. Причём воспитатель каждый раз сравнивает новую конструкцию с предыдущей и устанавливает разницу и сходство между ними.
Чтобы проверить, научились ли дети воспроизводить заданную конструкцию домика по образцу, перед ними ставят задачу - самостоятельно преобразовать этот образец, например, построить такой же домик (т. е. сохранять саму конструкцию), но только высокий или длинный и т. д. Предварительно воспитатель объясняет принцип удлинения или увеличения постройки в высоту, используя первую конструкцию домика.
Постановка такого рода задач (преобразование образца) способствует повышению умственной активности детей.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Для обучения в первой и второй младших группах используют наборы кубиков, кирпичиков, пластин и трехгранных призм из калужского строительного материала М. П. Агаповой, а также строительные наборы № 3 и № 4, разработанные НИИ игрушки. * В начале года в первой младшей группе на занятиях воспитатель составляет группы по 4-6 детей. Постепенно количество в группах увеличивается, а 90 второй половины года занятия проводятся со всей группой.
В обучении детей младших групп конструированию воспитатель использует разнообразные методы. Но основное место занимают информационно-рецептивный и репродуктивный. Детей знакомят с тем, что и как надо построить, т. е. демонстрируют образец, выполненный воспитателем, показывают и подробно объясняют процесс возведения постройки.
Прежде чем начать обучение, воспитатель знакомит детей с самим изображаемым предметом, как в целом, так и с частями, объясняя их фактическое назначение. Целенаправленное рассматривание предметов даёт возможность детям успешно воспроизводить их в своих постройках. Например, рассматривая во время прогулки горку, воспитатель обращает внимание детей на её конструкцию и назначение отдельных деталей: по лесенке дети взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают. В начале каждого за нятия образец рассматривается в целом. Дело в том, что дошкольни кам свойственно воспринимать какие-то отдельные части, чем-то за интересовавшие их, а не весь предмет в целом, что, естественно, за трудняет воспроизведение предмета. Затем выделяются части, из которых состоит образец (у домика - стены, перекрытия, крыша и т. д.), определяются форма этих частей и их пространственное рас положение по отношению друг к другу (крыша расположена на пере крытиях). Далее выделяются отдельные детали этих частей и их про странственное расположение (крыша состоят из призм, поставленных в ряд). Такой порядок обследования образца соответствует последо вательности возведения постройки и тем самым облегчает детям её конструирование.
Анализируя образец, воспитатель ставит задачу не только научить детей отдельным техническим приемам и точно следовать образцу. Суть в следующем: полученные знания дети должны свободно ис пользовать в самостоятельных постройках. Для этого им показывают различные варианты одной и той же постройки и различные способы её выполнения. В этом случае можно говорить о репродуктивном ме тоде в сочетании с эвристическим.
В конце каждого занятия воспитатель показывает детям, как игра ют с данной постройкой и предоставляет им эту возможность (2-3 минуты). Тем самым формируется интерес к созидательной деятельности. И хотя игрушки первоначально отвлекают детей от са мого конструктивного процесса, именно в обучении младших дошко льников их используют особенно часто. Врождённая потребность иг рать побуждает ребёнка строить себе игрушку. Поскольку младшие не могут учитывать при конструировании размеры, игрушка должна соот ветствовать размерам деталей.
Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, воспитатель использует не только занятия, но и процесс уборки ма териала после занятий и игр (разбирают постройку, детали группиру ют на столе: кубики, кирпичики, пластины и т. д., а затем убирают со стола), а также дидактические игры: «Чего не стало», «Чудесный ме шочек» и др.
Конструктивная деятельность становится более интересной, если в работе с детьми воспитатель использует, стихотворения, потешки, сюжеты знакомых сказок (например, постройка мебели для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя»),
В процессе выполнения постройки воспитатель следит за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали материал и правильно его использовали, помогает некоторым (не мешая при этом другим) советом, вопросом («А проедет ли твоя машина в эти ворота?»), иногда и практическим действием. Если же воспитатель видит, что многие дети «не могут выполнить задание, или замечает общие ошибки, он использует повторное объяснение и показ, ак центируя при этом внимание на моментах, вызывающих затруднения.
Анализируя детскую деятельность, воспитатель отмечает не толь ко ее результаты (правильность и аккуратность построек), но и сам процесс; как дети рассматривали образец, подбирали материалы, выполняли отдельные действия и т. д.
После занятий со строительным материалом педагог систематиче ски показывает детям, как разбирают постройки и укладывают мате риал на место.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Каково значение конструктивной деятельности для всесторонне го развития ребёнка-дошкольника?
- Какие материалы и как используют их в детском саду? Каковы требования
к хранению?
- Каковы задачи обучения детей конструированию в первой млад шей группе? Как они усложняются при обучении детей второй млад шей группы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»
Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....
Конспект интегрированного занятия по методике развития детского изобразительного творчества на тему: «Роспись чайника» (по мотивам гжельской росписи) в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ
Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элементы росписи, цв...
Конспект занятия по Методике развития детского изобразительного творчества "Разноцветные котята" (первая младшая группа)
Занятие по обучению нетрадиционным техникам ИЗО (рисование тычком жесткой кистью...
Конспект НОД по методике развития детского изобразительного творчества рисование в первой младшей группе "Белка в гостях у малышей"
« Белка в гостях у малышей ». Программное содержание:- совершенствовать умение обследовать предметы, учить рассматривать, ощупывать, гладить;- дать представление о признаках предмета: величине, д...
Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»
ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...
Конспект урока по методике развития детского изобразительного творчества
Конспект урока по методике развития детского изобразительного творчества. Тема «Нетрадиционные техники рисования и их использование в работе с детьми дошкольного возраста»...