Особенности формирования лексического и грамматического строя речи дошкольников
статья (старшая группа) на тему
В статье раскрывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех компо нентов речи.
Краткое описание нормы и недостатков развития лексического и грамматического строя речи.
Выделены напрвления работы по развитию лексикограмматических средств языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_leksikogrammatichsekogo_stroya_rechi_doshkolnika.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи
детей старшего дошкольного возраста.
Прежде всего следует назвать все компоненты, которыми представлена наша речь - это звукопроизношение,
фонематический слух и восприятие,
словарный запас,
грамматический строй и
связная речь
– все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, то есть недостатки на одном уровне ведут к нарушениям на следующем . Например, недостатки звуковой стороны речи затрудняют овладение словарём, а недостатки словарного запаса ведут к несовершенству грамматического строя речи, а все эти нарушения на каждом уровне вместе затрудняют развитие связной речи.
Итак, словарный запас. В норме к началу обучения в школе он может составлять не менее 2000 слов, причём в нём должны быть представлены все основные части речи – существительные, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги.
Грамматической системой, то есть умением связывать слова в предложении ребёнок овладевает в норме к 7-8 годам. Конечно, всё это условно, так как некоторые дети и в 4 года достаточно грамотно изъясняются, а другие и в 10 лет могут допускать ошибки, типа – «нет карандашов».
Теперь о некоторых недостатках, затрудняющих развитие лексического строя речи. Например, дети с большим трудом овладевают синонимами ( не могут подобрать слово, близкое по значению). С антонимами получше, но и здесь дети допускают неточности. Например, к словам широкий, высокий и длинный могут назвать одно и то же слово – маленький.
Так же дети допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Например, при образовании множественного числа существительных - ухо – ухи, лев, левы, рукав, рукавы и т.п. При образовании прилагательных от существительных, например, сумка из кожи – кожинная, хвост у медведя – медвежинный.
При работе над формированием лексикограмматического строя речи можно выделить следующие направления:
-уточнение , обогащение и активизация словарного запаса, как путём накопления новых слов, так и за счёт синонимов и антонимов, а так же за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне, то есть в упражнениях.
Какие задания можно использовать для развития и совершенствования лексико грамматического строя речи:
1.Различные дидактические игры на систематизацию свойств предметов :
- Назови всё красное или например, мягкое, сладкое и так далее
- Назови всех, у кого есть крылья
- Что может быть бумажное, шерстяное, острое, колючее
-Что из чего сделано
- Кому, что нужно для работы
2. Называние обобщающих слов и классификация предметов, например,
-Игра « Да – нетка»
3.Образование множественного числа имён существительных:
Стул – стулья дерево - … глаз - … окно - ….
Ухл - …. Ветер - … платье - … медвежонок - …
4. Согласование существительных с числительными:
1 шар, а 5 шаров, 3 ложки, а 10 - …. 1 лоб, а 2 - ….
2 уха, а 6 -… 1 капля, а 10 - … 4 пуговицы, а 10 - …
5. Образование существительных при помощи суффиксов:
Большое зеркало, а маленькое зеркальце
Большой жук, а маленький - …
Большие часы, а маленькие - …
6.Образование глаголов при помощи приставок:
Весной птицы прилетают, а осенью - ….
На дерево залезают, а с дерева -…
По дороге ходят, а через дорогу - …
Птицы через дорогу перелетают, а змеи - переползают
Воду нечаянно разлили, а крупу – рассыпали и т.п.
7. Образование относительных прилагательных:
Дом из камня –каменный
Платок из пуха -…
Шуба из меха -…
Сумка из кожи - …
8. Образование притяжательных прилагательных:
У зайца хвост – заячий у собаки -…
У медведя – медвежий у мышки - ….
У лошади -… у рыбки - …
9.Дидактические игры с привлечением различных анализаторов:
-«Узнай на ощупь»
-«Узнай на вкус»
-«Что бывает сладкое, солёное, кислое…»
Все эти игры и упражнения способствуют формированию лексико грамматического строя речи.
Литература:
Т.Б.Филичева « Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург,1996г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»
Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»...
Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».
Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...
Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников. Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными.
Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников.Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными....
«Формирование грамматического строя речи дошкольников»
Формирование грамматического строя речи дошкольника:некоторые итоги исследований Исследования отечественных и зарубежных психологов (Н. Хомский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. Брунер, К. Кэзден, ...
Организация предметно-пространственной среды для формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОНР
Публикация по теме "Организация предметно-пространственной среды"...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...