Проект «Волшебный мир русской народной сказки».
проект (старшая группа) на тему
Проект «Волшебный мир русской народной сказки» реализован в старшей группе детского сада.
Сказка - прекрасное творение искусства. Русская народная сказка – это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.
Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Волшебный мир русской народной сказки». 2
Авторы проекта: Фролова О.С. и Шамонова Л.Н воспитатели ГБОУ Школа № 2090 СП №8 старшая группа .
Вид проекта: познавательный, творческий.
Длительность проекта: длительный (сентябрь 2015г – январь 2016 г)
Участники дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
Проблема и актуальность данного проекта.
Сказка - прекрасное творение искусства. Русская народная сказка – это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.
Русская народная сказка имеет большие развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка — это особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.
Сказка близка ребенку по мироощущению, так как у нее эмоционально — чувственное восприятие мира. Сказка не учит напрямую, в ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.
Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.
Цель: Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, уважение к традициям народной культуры. Развивать эмпатию и таллерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.
Задачи:
- формировать у детей знания о русских народных сказках,
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству,
- прививать любовь к книге,
- развивать речь, активизировать словарный запас,
- развивать творчество, фантазию, воображение,
- укреплять взаимоотношения с родителями,
- помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании
сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Прогнозируемый результат:
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Наш проект мы реализовывали в различных видах деятельности, с учетом ФГОС дошкольного образования..
Виды деятельности определяли по материалам Дыбиной О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М.: Мозаика-Синтез, 2012. С.12-23.
Схема осуществления проекта по основным видам деятельности:
Подготовительный этап
Работа с детьми.
Беседа-опрос детей по теме «Сказки»
Работа воспитателей при подготовке к проекту.
Подготовка методической литературы, детских книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
Обогащение развивающей среды:
в книжном уголке – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения.
в игровой зоне – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, Бибабо, пальчиковый, марионеток); элементов костюмов героев сказок.
в уголке изобразительного искусства – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;
Обсуждение проекта с педагогами СП, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта
Работа с родителями.
Анкетирование «Сказка в жизни вашего ребенка» - опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
Основной этап.
Совместная деятельность детей и воспитателей.
Игровая деятельность
Игры-драматизации русских народных сказок с использованием различных видов театров.
Участие в театральной неделе: постановка сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» с музыкальным сопровождением.
Дидактические игры: «Три медведя», «А если бы...», «Придумай сказке другой конец», «Измени сказку», «Обед у трех медведей» и т.д
Настольно-печатные игры «Собери картинку», выкладывание сказок из пазл, игры –шагалки «Сказка», «Три медведя», «Гуси-лебеди».
Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Идем в театр».
Коммуникативная деятельность
Рассматривание альбомов: «Сказки — загадки», «Герои русских народных сказок».
Викторина « Русская народная сказка» (НОД с использованием мультимедийной презентации)
Пересказ сказок детьми с помощью опорных схем-мнемотаблиц, иллюстраций
Игра-фантазия “Если б я поймал щуку...”
Составление творческих рассказов с изменением сказок «Колобок», «Теремок».
Беседы: «Какие бывают сказки?», «Чему учит сказка?», «Добро всегда побеждает», «Каша из топора» (о русской кухне) и т.д.
Экскурсия «Русская изба в нашем детском саду».
Познавательно-исследовательская деятельность
Составление детьми опорных схем-таблиц для пересказа сказок.
Двигательная деятельность
Подвижные игры с сюжетом по данной теме: «Гуси-лебеди», «Спящая лиса», «Серый волк», «Мороз-красный нос»; русская народная игра «Баба-Яга».
Использование различных видов гимнастик на тему р.н.с. Создание картотеки подвижных игр.
Художественная литература и фольклор
Ознакомление с художественной литературой: чтение и рассказывание русских народных сказок по программе «Истоки» и вне ее (при знакомстве детей с произведениями устного народного творчества, учим видеть жанровые особенности сказок).
Чтение стихов про героев сказок.
Отгадывание загадок
Заучивание и толкование русских пословиц
Выставка книг по русским народным сказкам.
Создание библиотечки сказок.
Конструирование из различных материалов
Использование конструкторов с целью строительства жилищ для «жителей Волшебной страны сказок»
Игры со строительным материалом «Сказочный дворец». Дети учились строить избушки, преобразовывать их в терем или дворец.
Изобразительная деятельность
Интегрированное занятие по рисованию и художественной литературе «В гостях у сказки».
Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
Знакомство детей с творчеством художников-иллюстраторов Е. Рачева, Ю.Васнецова.
Ознакомление с искусством: рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова «Иван-Царевич на сером волке», «Аленушка».
Выполнение коллективной работы - коллаж по сказкам.
Выполнение совместной лепки по сказке «Колобок»;
Оформление выставки детских работ по сказкам.
Индивидуальная работа по изобразительному искусству
Самообслуживание и элементы бытового труда
Мастерская по ремонту книг
Самостоятельная деятельность детей.
Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок
Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)
Игра в театрализованной зоне
Совместная деятельность детей и родителей.
Участие в кинофестивале «Сказка» (организатор заслуженная артистка России Кабо О.), который проходил в детских кинотеатрах г. Москвы.
Чтение сказок. Просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.
Изготовление костюмов для игр - драматизаций.
Совместная деятельность воспитателей и родителей.
Изготовление папки- передвижки « Читаем детям сказки»
Проведение консультаций «Роль сказки в жизни ребенка»
Участие родителей в конкурсе поделок по русским народным сказкам
Совместная деятельность воспитателей, детей и педагогов СП.
Спортивный досуг «Сказки на новый лад» (с руководителем по физической культуре Зобовой Е.Ю.)
Сказкотерапия «Петушок и бобовое зернышко» (с психологом Матвеевой Т.г.)
Заключительный этап.
Выставка поделок и рисунков детей и родителей «Любимые герои русских народных сказок».
Фестиваль « В гостях у сказки» (с участием всех дошкольных СП комплекса).
Презентация по итогам проекта «Волшебный мир русской народной сказки».
Разработали план дальнейшей работы по данной теме.
Результативность проекта.
У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.
Разнообразные формы работы: беседы, занятия, игры-драматизации, развлечения, помогли детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину.
Список литературы:
Парамонова Л.А. Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС ДО, Сфера, 2015
Трифонова Е.В.Развитие, игры детей 5-7 лет. Методическое пособие, Сфера, 2015
Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет, Сфера, 2015
Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет, Сфера, 2015
Алиева Т.И. Художественная литература для детей 5-7 лет, Сфера, 2015
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.
Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Волшебный мир русской народной сказки».
Автор проекта: Уютнова Валентина Петровна.Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.Вид проекта: групповой. Место проведения: детский сад №4 «Солнечный город», гру...
проект" Волшебный мир русской народной сказки"
сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами ....
Проект "Волшебный мир Русских народных сказок"
Приобщение детей к русскому народному творчеству, через драматизацию сказок и различных видов деятельности....
Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"
Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"...
Волшебный мир русской народной сказки
Проект на тему "Волшебный мир русской народной сказки"...