Проект «Волшебный мир русской народной сказки».
проект (старшая группа) на тему

 

Проект «Волшебный мир русской народной сказки» реализован в старшей группе детского сада.  

Сказка - прекрасное творение искусства.  Русская народная сказка – это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебный мир русской народной сказки». 2

Авторы проекта:  Фролова О.С. и Шамонова Л.Н воспитатели  ГБОУ Школа № 2090 СП №8 старшая группа .

Вид проекта:   познавательный, творческий.

Длительность проекта: длительный (сентябрь 2015г – январь 2016 г)

Участники  дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.

 В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Проблема и актуальность данного проекта.

      Сказка - прекрасное творение искусства.  Русская народная сказка – это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

     Русская народная сказка имеет большие развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

     Сказка для ребенка — это  особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.

      Сказка близка ребенку по мироощущению, так как у нее эмоционально — чувственное восприятие мира. Сказка не учит напрямую, в ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший.  И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.

Цель: Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, уважение к традициям народной культуры. Развивать эмпатию и таллерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

Задачи: 

- формировать у детей знания о русских народных сказках,

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству,

-  прививать любовь к книге,

- развивать речь, активизировать словарный запас,

- развивать творчество, фантазию, воображение,

- укреплять взаимоотношения с родителями,

 - помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании  

   сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Прогнозируемый результат:

- развитие интереса к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

Наш проект мы реализовывали в различных видах деятельности, с учетом ФГОС дошкольного образования..

Виды деятельности определяли по материалам Дыбиной  О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М.: Мозаика-Синтез, 2012. С.12-23.

Схема осуществления проекта по основным видам деятельности:

Подготовительный этап

Работа с  детьми.

Беседа-опрос детей по теме «Сказки»

Работа  воспитателей при подготовке к проекту.

Подготовка методической литературы, детских книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.

Обогащение развивающей среды:

в книжном уголке – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения.

в игровой  зоне – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, Бибабо,  пальчиковый, марионеток); элементов костюмов героев сказок.

в уголке изобразительного искусства – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;

Обсуждение проекта с педагогами СП, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта

Работа с  родителями.

Анкетирование  «Сказка в жизни вашего ребенка» - опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

Основной этап.

Совместная деятельность детей и воспитателей.

Игровая деятельность

 Игры-драматизации русских народных сказок с использованием различных видов  театров.

Участие в театральной неделе: постановка сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» с музыкальным сопровождением.

Дидактические игры: «Три медведя», «А если бы...», «Придумай сказке другой конец», «Измени сказку», «Обед у трех медведей» и т.д

Настольно-печатные  игры «Собери картинку», выкладывание сказок из пазл, игры –шагалки  «Сказка», «Три медведя», «Гуси-лебеди».

Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Идем в театр».

Коммуникативная деятельность

Рассматривание альбомов: «Сказки — загадки», «Герои русских народных сказок».

Викторина « Русская народная сказка» (НОД с использованием мультимедийной презентации) 

Пересказ сказок детьми с помощью опорных схем-мнемотаблиц, иллюстраций

Игра-фантазия “Если б я поймал щуку...”

Составление творческих рассказов с изменением сказок «Колобок», «Теремок».

Беседы: «Какие бывают сказки?», «Чему учит сказка?», «Добро всегда побеждает», «Каша из топора» (о русской кухне) и т.д.

Экскурсия «Русская изба в нашем детском саду».

Познавательно-исследовательская деятельность

Составление детьми опорных схем-таблиц для пересказа сказок.

Двигательная деятельность

Подвижные игры с сюжетом по данной теме: «Гуси-лебеди», «Спящая лиса», «Серый волк», «Мороз-красный нос»; русская народная игра «Баба-Яга».

Использование различных видов гимнастик на тему р.н.с. Создание картотеки подвижных игр.

Художественная литература и фольклор

Ознакомление с художественной литературой: чтение и рассказывание русских народных сказок по программе «Истоки» и вне ее (при знакомстве детей с произведениями устного народного творчества, учим видеть жанровые особенности сказок).

Чтение стихов про героев сказок.

Отгадывание  загадок

Заучивание и толкование русских пословиц

Выставка книг по русским народным сказкам.

Создание библиотечки сказок.

Конструирование из различных материалов

Использование конструкторов с целью  строительства жилищ для «жителей Волшебной страны сказок»

Игры со строительным материалом «Сказочный дворец». Дети учились  строить избушки, преобразовывать их в терем или дворец.

Изобразительная деятельность

Интегрированное занятие по рисованию и художественной литературе «В гостях у сказки».

Рассматривание и сравнение  иллюстраций в детских книгах различных изданий.  

Знакомство детей с творчеством художников-иллюстраторов Е. Рачева, Ю.Васнецова.

Ознакомление с искусством: рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова «Иван-Царевич на сером волке», «Аленушка».

Выполнение коллективной работы -  коллаж по сказкам.

Выполнение совместной лепки по сказке «Колобок»;

Оформление выставки детских работ по сказкам.

Индивидуальная работа по изобразительному искусству

Самообслуживание и элементы бытового труда

Мастерская по ремонту книг

Самостоятельная  деятельность детей.

Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок

Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)

Игра в театрализованной зоне

Совместная деятельность детей и родителей.

Участие в кинофестивале «Сказка» (организатор заслуженная артистка России  Кабо О.), который проходил в детских кинотеатрах г. Москвы.

Чтение сказок. Просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам

Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.

Изготовление костюмов для  игр - драматизаций.

Совместная деятельность воспитателей и родителей.

Изготовление папки- передвижки « Читаем детям сказки»

 Проведение консультаций «Роль сказки в жизни ребенка»

Участие родителей в конкурсе поделок по русским народным сказкам

Совместная деятельность воспитателей, детей и педагогов СП.

Спортивный досуг «Сказки на новый лад»   (с руководителем по физической культуре Зобовой Е.Ю.)

Сказкотерапия «Петушок и бобовое зернышко» (с психологом Матвеевой Т.г.)

Заключительный этап.

Выставка поделок и рисунков детей и родителей «Любимые герои русских народных сказок».

Фестиваль « В гостях у сказки» (с участием всех дошкольных  СП  комплекса).

Презентация по итогам проекта «Волшебный мир русской народной сказки».

Разработали план дальнейшей работы по данной теме.

Результативность проекта.

У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.

Разнообразные формы работы: беседы, занятия, игры-драматизации, развлечения, помогли детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину.

Список литературы:

Парамонова Л.А. Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС ДО, Сфера, 2015

Трифонова Е.В.Развитие, игры детей 5-7 лет. Методическое пособие, Сфера, 2015

Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет, Сфера, 2015

Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет, Сфера, 2015

Алиева Т.И. Художественная литература для детей 5-7 лет, Сфера, 2015

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.

Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Волшебный мир русской народной сказки».

Автор проекта: Уютнова Валентина Петровна.Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.Вид проекта: групповой. Место проведения: детский сад №4 «Солнечный город», гру...

проект" Волшебный мир русской народной сказки"

сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами ....

Паспорт проекта Проект по мотивам русской народной сказки «Репка» на один год для детей 4-5 лет

Актуальность проекта       В настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованная деятельность остается «Золушкой», и ее судьба, как от злой мачехи з...

Проект "Волшебный мир Русских народных сказок"

Приобщение детей к русскому народному творчеству, через драматизацию сказок и различных видов деятельности....

Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"

Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"...

Волшебный мир русской народной сказки

Проект на тему "Волшебный мир русской народной сказки"...