Проект «Волшебный мир русской народной сказки».
проект (старшая группа) на тему

 

Проект «Волшебный мир русской народной сказки» реализован в старшей группе детского сада.  

Сказка - прекрасное творение искусства.  Русская народная сказка – это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебный мир русской народной сказки». 2

Авторы проекта:  Фролова О.С. и Шамонова Л.Н воспитатели  ГБОУ Школа № 2090 СП №8 старшая группа .

Вид проекта:   познавательный, творческий.

Длительность проекта: длительный (сентябрь 2015г – январь 2016 г)

Участники  дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.

 В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Проблема и актуальность данного проекта.

      Сказка - прекрасное творение искусства.  Русская народная сказка – это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

     Русская народная сказка имеет большие развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

     Сказка для ребенка — это  особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.

      Сказка близка ребенку по мироощущению, так как у нее эмоционально — чувственное восприятие мира. Сказка не учит напрямую, в ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший.  И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что — то хорошее.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.

Цель: Познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, уважение к традициям народной культуры. Развивать эмпатию и таллерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

Задачи: 

- формировать у детей знания о русских народных сказках,

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству,

-  прививать любовь к книге,

- развивать речь, активизировать словарный запас,

- развивать творчество, фантазию, воображение,

- укреплять взаимоотношения с родителями,

 - помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании  

   сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Прогнозируемый результат:

- развитие интереса к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

Наш проект мы реализовывали в различных видах деятельности, с учетом ФГОС дошкольного образования..

Виды деятельности определяли по материалам Дыбиной  О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М.: Мозаика-Синтез, 2012. С.12-23.

Схема осуществления проекта по основным видам деятельности:

Подготовительный этап

Работа с  детьми.

Беседа-опрос детей по теме «Сказки»

Работа  воспитателей при подготовке к проекту.

Подготовка методической литературы, детских книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.

Обогащение развивающей среды:

в книжном уголке – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения.

в игровой  зоне – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, Бибабо,  пальчиковый, марионеток); элементов костюмов героев сказок.

в уголке изобразительного искусства – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;

Обсуждение проекта с педагогами СП, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта

Работа с  родителями.

Анкетирование  «Сказка в жизни вашего ребенка» - опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

Основной этап.

Совместная деятельность детей и воспитателей.

Игровая деятельность

 Игры-драматизации русских народных сказок с использованием различных видов  театров.

Участие в театральной неделе: постановка сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» с музыкальным сопровождением.

Дидактические игры: «Три медведя», «А если бы...», «Придумай сказке другой конец», «Измени сказку», «Обед у трех медведей» и т.д

Настольно-печатные  игры «Собери картинку», выкладывание сказок из пазл, игры –шагалки  «Сказка», «Три медведя», «Гуси-лебеди».

Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Идем в театр».

Коммуникативная деятельность

Рассматривание альбомов: «Сказки — загадки», «Герои русских народных сказок».

Викторина « Русская народная сказка» (НОД с использованием мультимедийной презентации) 

Пересказ сказок детьми с помощью опорных схем-мнемотаблиц, иллюстраций

Игра-фантазия “Если б я поймал щуку...”

Составление творческих рассказов с изменением сказок «Колобок», «Теремок».

Беседы: «Какие бывают сказки?», «Чему учит сказка?», «Добро всегда побеждает», «Каша из топора» (о русской кухне) и т.д.

Экскурсия «Русская изба в нашем детском саду».

Познавательно-исследовательская деятельность

Составление детьми опорных схем-таблиц для пересказа сказок.

Двигательная деятельность

Подвижные игры с сюжетом по данной теме: «Гуси-лебеди», «Спящая лиса», «Серый волк», «Мороз-красный нос»; русская народная игра «Баба-Яга».

Использование различных видов гимнастик на тему р.н.с. Создание картотеки подвижных игр.

Художественная литература и фольклор

Ознакомление с художественной литературой: чтение и рассказывание русских народных сказок по программе «Истоки» и вне ее (при знакомстве детей с произведениями устного народного творчества, учим видеть жанровые особенности сказок).

Чтение стихов про героев сказок.

Отгадывание  загадок

Заучивание и толкование русских пословиц

Выставка книг по русским народным сказкам.

Создание библиотечки сказок.

Конструирование из различных материалов

Использование конструкторов с целью  строительства жилищ для «жителей Волшебной страны сказок»

Игры со строительным материалом «Сказочный дворец». Дети учились  строить избушки, преобразовывать их в терем или дворец.

Изобразительная деятельность

Интегрированное занятие по рисованию и художественной литературе «В гостях у сказки».

Рассматривание и сравнение  иллюстраций в детских книгах различных изданий.  

Знакомство детей с творчеством художников-иллюстраторов Е. Рачева, Ю.Васнецова.

Ознакомление с искусством: рассматривание репродукций картин В.М. Васнецова «Иван-Царевич на сером волке», «Аленушка».

Выполнение коллективной работы -  коллаж по сказкам.

Выполнение совместной лепки по сказке «Колобок»;

Оформление выставки детских работ по сказкам.

Индивидуальная работа по изобразительному искусству

Самообслуживание и элементы бытового труда

Мастерская по ремонту книг

Самостоятельная  деятельность детей.

Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок

Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд)

Игра в театрализованной зоне

Совместная деятельность детей и родителей.

Участие в кинофестивале «Сказка» (организатор заслуженная артистка России  Кабо О.), который проходил в детских кинотеатрах г. Москвы.

Чтение сказок. Просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам

Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказкам.

Изготовление костюмов для  игр - драматизаций.

Совместная деятельность воспитателей и родителей.

Изготовление папки- передвижки « Читаем детям сказки»

 Проведение консультаций «Роль сказки в жизни ребенка»

Участие родителей в конкурсе поделок по русским народным сказкам

Совместная деятельность воспитателей, детей и педагогов СП.

Спортивный досуг «Сказки на новый лад»   (с руководителем по физической культуре Зобовой Е.Ю.)

Сказкотерапия «Петушок и бобовое зернышко» (с психологом Матвеевой Т.г.)

Заключительный этап.

Выставка поделок и рисунков детей и родителей «Любимые герои русских народных сказок».

Фестиваль « В гостях у сказки» (с участием всех дошкольных  СП  комплекса).

Презентация по итогам проекта «Волшебный мир русской народной сказки».

Разработали план дальнейшей работы по данной теме.

Результативность проекта.

У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.

Разнообразные формы работы: беседы, занятия, игры-драматизации, развлечения, помогли детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину.

Список литературы:

Парамонова Л.А. Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС ДО, Сфера, 2015

Трифонова Е.В.Развитие, игры детей 5-7 лет. Методическое пособие, Сфера, 2015

Васюкова Н.Е. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса с детьми 5-6 лет, Сфера, 2015

Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет, Сфера, 2015

Алиева Т.И. Художественная литература для детей 5-7 лет, Сфера, 2015

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.

Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Волшебный мир русской народной сказки».

Автор проекта: Уютнова Валентина Петровна.Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.Вид проекта: групповой. Место проведения: детский сад №4 «Солнечный город», гру...

проект" Волшебный мир русской народной сказки"

сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами ....

Проект "Волшебный мир Русских народных сказок"

Приобщение детей к русскому народному творчеству, через драматизацию сказок и различных видов деятельности....

Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"

Проектная деятельность "Путешествие в волшебный мир русской народной сказки"...

Волшебный мир русской народной сказки

Проект на тему "Волшебный мир русской народной сказки"...