Семинар - практикум"Составление загадок с применением технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"
статья (старшая группа) на тему

МОГУТОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

Данный семинар – практикум  предназначен для педагогов,  раскрывает  модели составления и обучения составления загадок с детьми по технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Составление загадок  не просто развивает фантазию детей, а учит их мыслить и изъяснять системно, с пониманием происходящих процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Могутова Ольга Юрьевна,

воспитатель  МБДОУ «ЦРР-детский сад «Аленушка»,п.Октябрьский, Устьянский район, Архангельская область.

o290574@mail.ru 

        

Семинар – практикум «Составление загадок  с применением технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»

Аннотация: Данный семинар – практикум  предназначен для педагогов,  раскрывает  модели составления и обучения составления загадок с детьми по технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Составление загадок  не просто развивает фантазию детей, а учит их мыслить и изъяснять системно, с пониманием происходящих процессов.

Ключевые слова: модель, загадки, творческие способности.

Цель: знакомство  педагогов  с моделями составления  загадок по технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

Задачи:

  • развивать творческие способности;
  • обучать  задавать вопросы и анализировать ответы.
  • обучать простейшим способам разрешения противоречий;
  • расширять словарного запаса;
  • активизировать речь образными выражениями;
  • развивать память, воображение, внимание;
  •  развивать умения классифицировать объекты по некоторым признакам;

Актуальность.

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Традиционно речь рассматривается как средство коммуникации, как средство отражения результатов мышления.  

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Данное направление представлено в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение детьми нормами речи

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. в практической работе ДОУ: работа с загадками основывается в основном на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. При таком обучении не может быть и речи об успешном развитии познавательной активности.

Основные  модели составления загадок.

  1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия): объект→ свойства→ аналогичные свойства других предметов.
  2. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие.
  3. Модель работы по прямой аналогии: объект→ описание функций→ прямой перенос их на объект.
  4. Модель составления загадок о предметах с указанием частей и их количества: название частей→ количество→ на что похоже.
  5. Модель составления загадок с использованием противоречий: любое противоречие → совмещение противоречивых свойств.
  6. Модель составления загадок смешанного типа: объект→ схожий по свойству объект→ действие → схожий по действию объект.

Практическая  часть  педагогов.

Педагоги делятся на группы /2-3 человека/,  раздаются  модели с примером загадок. Предлагается составить по 2 загадки по каждой модели.

1 модель

Какой?

Что такое же?      

Желтый

солнышко

Пушистый

мех

Легкий

Пух

Желтый как солнышко, пушистый как мех, легкий как пух.           Цыпленок

2 модель

На что похож?

Чем отличается?

Земля

Маленький

воздушный шарик

Прочный

Яблоко

Несъедобный

Как Земля, но маленький, как воздушный шарик, но прочный, как яблоко, но несъедобный.     Мяч 

3 модель

Что делает?

Что такое же?          

Скачет

Кенгуру

Катится

Колесо

Летит

Птица

Скачет как кенгуру, катится как колесо, летит как птица.                            Мяч

4 модель

Что делает?

Что такое же?          

Скачет

Кенгуру

Катится

Колесо

Летит

Птица

Скачет как кенгуру, катится как колесо, летит как птица.                            Мяч

4 модель

Название частей

Сколько?

На что похоже?

ручка

1

палочка

зубья

4

зубы акулы

На одной палочке четыре зуба акулы.                          Вилка

5 модель

холодное

горячее

Холодное + горячее

лед

огонь

чайник

снег

кипяток

сердце

зима

костер

утюг

Первую  часть берем из первого списка, вторую из второго. В третьем списке находим ответ. Например: Холодное, как снег, горячее, как кипяток – сердце.

6 модель

Объект

Схожий по свойству объект

Действие

Схожий по действию объект

Острый перец

Красный колпачок

жжет

огонек

Этот красный колпачок во рту жжет, как огонек.

Список использованной литературы

  1. ТРИЗ в системе дошкольного образования / Научн. ред. Е.И. Касаткина. – Вологда: ВИРО, 2004. – 108 с.
  2. Технология развития связной речи дошкольников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений . Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. - Изд. Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группе составлению текстов сказочного содержания с использованием приёмов технологии ОТСМ – ТРИЗ.

Тема совместной деятельности:Составление текста сказочного содержания.Совместная деятельность осуществляет интеграцию образовательных областей: Речевое развитие и Социально - коммуникативное развитие....

Семинар – практикум для педагогов, по применению здоровьесберегающих технологий в педагогической практике

Цель: познакомить коллег с применением здоровье сберегающих технологий в педагогической практике; передача основных идей своего педагогического опыта, совместное обсуждение этих идей; способство...

Опыт применения адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в обучении детей 6-7 лет составлению рассказов по картине

Согласно ФГОС  ДО "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры ......."Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать з...

Загадки составленные по технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Методическая разработка по теме "Составление загадок"...

Представление учителя-логопеда опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников умений устанавливать причинно-следственные отношения между объектами и явлениями с применением технологии ОТСМ-ТРИЗ"»

Высокие информационные технологии открывают новые возможности в познании окружающего мира. Современный  ребёнок не может просто  воспринимать готовые знания, он всё время должен быть в роли ...

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок» технология ОТСМ-ТРИЗ.

Мастер-класс для педагогов. Описание методики работы с детьми  «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» технология  ОТСМ-ТРИЗ....