«Реализация самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников через витражную роспись»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Абабкова (Чернышёва) Юлия Вячеславовна

Научить детей работать в технике нетрадиционного рисования-витража

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesa_vitrazhnoy_rospisi.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Реализация самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников через витражную роспись»

 

Разработчик:

Чернышёва Юлия Вячеславовна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 73-ЦРР»

город Бийск

г. Бийск


Содержание

1.

Целевой раздел ………………………………………………………….

3

1.1

Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.2

Цель рабочей программы ………………………………………………

5

1.3

Задачи рабочей программы …………………………………………….

5

1.4

Принципы и подходы в организации образовательного процесса ….

5

1.5

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)………………………………………………………………………...

6

1.6

Планируемые результаты освоения Программы ……………………

6

2.

Содержательный раздел ………………………………………………

6

3.

Организационный раздел ……………………………………………..

16

1.Целевой раздел  

1.1 Пояснительная записка

Нормативные документы, регламентирующие составление рабочей программы:

Федеральный уровень

- Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

- постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОСДО;

-Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательная программа ДО».

Локальные акты

- Устав МБДОУ Д/с №73-ЦРР;

- Программа развития МБДОУ Д/с №73-ЦРР;

- ООП ДО МБДОУ Д/с №73-ЦРР.

Художественно-эстетическая деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, позволяет проявлять творчество, вызывает чувства прекрасного и положительные эмоции. Задача дошкольного образовательного учреждения способствовать возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к творческой деятельности.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Сложность и многообразие задач эстетического воспитания, а также конкретные особенности того или иного детского сада предполагают и достаточное разнообразие форм работы, учитывая интересы и потребности самих детей. Эта линия задает критерии отбора нововведений и их синтеза в организацию воспитательно-образовательного процесса.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования (витражной росписи).

 Занятия Витражом имеют большое значение для ребенка. Они развивают творческие способности, художественный вкус, интерес к искусству, воспитывают трудовые умения и навыки. Витраж развивает понимание цветовых соотношений, умение правильно сочетать их, правильно и творчески организовать рабочую поверхность, развивает чувство материала и правильной передачи формы на плоской поверхности, совершенствует глазомер и тренирует способность к тонкой ручной работе - развивает моторику мелких мышц пальцев руки. На занятиях у ребенка активизируются мышление, речь, память, творческая фантазия и воображение.

Витраж (роспись по стеклу) – древний вид декоративно-прикладного искусства. Художественная витражная роспись – занятие, которое приносит огромное удовольствие и чем глубже ее познаешь, тем больше радости она доставляет. Приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что любой может найти себе технику по душе.

В работе с дошкольниками мы активно используем витражную технику в двух направлениях: роспись витражными красками и аппликации с использованием витражной пленки с нанесением на нее бисера.

1.2 Цель рабочей программы.

Реализация самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников через витражную роспись

1.3 Задачи рабочей программы.

        1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с техникой витражной росписи.

        2. Научить детей работать в технике нетрадиционного рисования-витража, самостоятельно выбирать фон и поверхность для нанесения витражной росписи.

        3. Формировать умение старших дошкольников согласованно работать в микрогруппе.

 

1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

 - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;

- тематический, принцип интеграции;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых;

 -постепенность (пошаговое) и систематичность следования от простых и доступных знаний к  более сложным;

-индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;

1.5 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

(5 – 6 лет)        

Ребенок совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Этот возраст, наиболее активен для рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Овладевают обобщенным способом обследования образца.                                                        

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.                                

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.                                                                                        

Используют полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.                                                                              

Развивается воображение, произвольное внимание, совершенствуется речь.                                        

Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к тому, что получилось.

1.6 Планируемые результаты освоения программы.

1. Дети знакомы с техникой витражной росписи.

2. Дети рисуют витражом и самостоятельно выбирать фон и рисунок будущего изделия.

3. Дети согласованно работают в микрогруппе.

2. Содержательный раздел.

Возраст детей 5-6 лет;

Расписание организованной образовательной деятельности:

Занятие проводиться один раз в месяц, вторая половина дня, 25 мин.;

Срок освоения – 1 год;

Объем времени – 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 раз в год;

Форма деятельности – занятие, совместная деятельность;

Форма контроля – наблюдение, анализ продуктов деятельности детей

Календарно-тематический план

месяц

темы занятия

краткий ход занятия

совместная деятельность педагога с детьми

1

2

3

4

сентябрь

«Знакомство с витражными красками. Материалы и инструменты необходимые для росписи».

Показ инструментов необходимых для росписи, объяснение этапов создания рисунка, показ готовых рисунков и контуров.

Выбираем шаблон для работы, наносим контур на стекло, пальчиковые игры, организация выставок, украшение группы детскими работами.

На палитре учимся смешивать краски, находить новые цвета, готовим контур  для листьев

Готовим контур, трафареты

«Осеннее дерево»

Учить детей наносить контур на стекло в виде ствола дерева

1.Чтение стихотворения.

Осенний клад. И.Пивоварова

2.Показ образца, его анализ

3.Показ процесса работы

Напоминание приёма нанесения контура на стекло.

Напомнить о правилах техники безопасности.

4.самостоятельное изготовление работы детьми

5.анализ детских работ

«Пасмурный осенний

день»

Учить смешивать витражные краски

Чтение

стихотворения                     Осень.                                        М. Ходякова  

В готовый контур заливаем витражные краски, смешиваем цвета, учимся штриховать в разных направлениях

                           

«Волшебный лес» (коллективная работа)

Изготовление коллективной работы различными витражными контурами.

Учимся работать с трафаретом для нанесения точного рисунка, учимся взаимодействовать в микрогруппе

октябрь

«Листопад»

Разрисовываем стеклянную кружку в технике точечной росписи

Загадка про кружку

Повторение рисования

Беседа, рассматривание иллюстраций,  физкультминутка, выбираем рисунок для росписи,

подбираем стеклярус по цвету птицы

 

Готовим контур подсолнуха, рассматриваем картины с подсолнухом

Готовим вазы, трафареты бабочек, рассматриваем картинки различных бабочек

«Совунья»

Изготавливаем витражное панно с использованием стекляруса.

Стихотворение про сову.

Рисуем птицу, после того как высохнет птица клеем на нее стеклярус

«Подсолнухи»

 Витражная точечная картина

Закрашиваем готовый контур, на середину подсолнуха аккуратно наносим черный витраж точечной техникой

 

«Бабочка»

Расписываем стеклянную вазу.

Загадка про бабочку

Украшаем стеклянную вазу витражными красками, клеем на крылышки бабочки бисер

ноябрь

«Черепашка»

Наносим витраж на диск (Изготавливаем магнит)

Готовим магнит, диски, играем в пальчиковую гимнастику

Готовим рамку для фото, рассматриваем картину цветов незабудок

Готовим разные крупы

Подбираем бисер по цвету

«Незабудки»

Расписываем рамку для фото

Загадка про незабудки

Рисуем цветы на стеклянной рамочке

«Съедобное королевство»

Развиваем целостное восприятие предмета. Учить составлять композицию из витражных красок и разных видов круп.

Показ картины разных замков

Разукрашиваем замок витражом и наносим на него разную крупу

«Аквариум для рыбок»

(коллективная работа)

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Развивать цветовосприятие. Создаем картину из витражных красок и бисера.

декабрь

«Дивные узоры»

Научить детей переносить витраж на окна

Рисуем красивые узоры на стекле, переносим их на окна

Рассматривание узоров на окнах, стихи о зиме, показ.

Подбираем свечки по диаметру баночек, сочетаем цвет баночки, свечи и ленточки.

Д/игра «Опиши игрушку», песенка о шариках,  показ образцов росписи новогодних шаров.

Рассматриваем картинки барашков, Подбираем диски и крупу, читаем сказки про козлят

«Светлячки-огоньки»

Изготавливаем подсвечник праздничный и разрисовываем баночки из под детского питания

«Елочные игрушки»

Изготовление елочного шарика из лампочки и роспись объемного изделия в смешанной технике

«Сказочные козлики и барашки»

Изготовление символа на Новый год

Рисование витражом на дисках барашков с использованием манки

январь

«Чудесное отражение»

Роспись на зеркале по задумке детей

Чтение сказки «Свет мой зеркальце скажи»

Рисование красивых узоров на маленьком зеркальце

Пение новогодних песен, украшение елки в группе, участие в праздничном утреннике.

Рассказ воспитателя и  составление рассказа по сюжетной картинке детьми, отгадывание загадок, дидактическая игра, физкультминутка

«Новогодняя елка»

Расширять умение передавать в рисунке образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; закрепить умение рисовать гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании темно-зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами.

Песенка о ёлочке.

Учить детей рисовать елочку по трафарету, самостоятельно придумывать украшения. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Снеговичок»

Закрепить навыки рисования витражными красками. Формировать умение дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка). Развивать чувство композиции.

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита.

«Рисование по настроению»

Создать условия для развития оптико- пространственного восприятия, воображения. Способствовать развитию тонкой моторики рук, сенсомоторики. Закрепить знания о зимней палитре.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать мелкую моторику рук при работе с тюбиком краски.

Учить радоваться результатам своего труда.

Стихи про различное настроение, показ пантомим

февраль

«Портрет зимы»

Закрепить умение рисовать витражными красками, украшать деталями-бисером, стеклярусом, пайетками, тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

Стихи о зиме, Чтение отрывка «Морозко», показ смешивания красок, игры с пальчиками.

Рисуем контур птицы, читаем стихи про снегиря

Разучивание стихов, песен о Советской Армии, беседы с детьми о Советской Армии.

Рассматривание картин

«Снегири на ветке»

Изготавливаем витражное панно с использованием стекляруса и крупы

Загадка о птице

«Кораблики в море»

Формировать умение рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение. Рисуем начальную букву имени для украшения.

Развиваем мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

«Зимние чудеса»

Разрисовать вазу в стиле морозного узора

Стихи про узоры

Дети рисуют свой придуманный рисунок

март

«Розы цветочки для мамы»

Создать витражную картину с использованием бисера

Продолжать учить детей расписывать поделку, подбирая нужные цвета.

Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Рассматривание декоративных цветов на посуде. Рассматривание сервизов для кукол, посуды для детей. Рассматривание цветов на тканях, платках, репродукциях.

Готовим контур

«Весеннее солнышко»

Закрепить умение рисовать в технике витража, навыки коллективной деятельности. Формировать умение смешивать разные краски.

«Открытка для мамы»

Совершенствовать умение в рисовании витражом. Развивать чувство композиции, ритма.

«Веселые банки»

Расписываем банки, закрепляем умение наносить витраж на объемное изделие

апрель

«Поздравление от Джина»

Роспись стеклянной бутылки по задумке детей

Стих-ие Г. Лагздынь  «Запах лугов»,  просмотр открыток с цветами, показ смешивания красок.

«Красивые цветы»

Продолжать учить рисовать цветы разными приемами: примакиванием в разных направлениях, рисованием круглых и овальных форм. Развивать наблюдательность и умение воспринимать красоту окружающего мира.

«Пасхальное яйцо»

Декорирование пасхальных яиц витражом с использованием бисера.

«Кувшинки на воде»

Создание целостной картины витражом с использованием пайеток

май

«Одуванчики»

Закрепить умение детей работать с витражными красками. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции.

Рассматриваем деревья на прогулке, поем песенки

«Березки на поляне» (коллективная работа)

Развивать умение изображать березы разными приемами рисования витражом: ровный ствол - заливкой, тонкие веточки - тонкой струйкой, листву- точечной росписью.

Развивать чувство коллективизма через совместную деятельность.

Познакомить детей с примером описательного рассказа.

Воспитывать интерес к готовым изделиям.

«Голубые бабочки»

Роспись тарелки с использованием цветных контуров и точечной росписи для декора отдельных деталей.

«Путешествие по радуге»

Познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять в рисовании цветов радуги по памяти. Формировать умение определять недостающий цвет спектра.

Стихотворение

Показать образец  и как выполнить радугу.

3.Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение:

  • Витражные краски, восковые карандаши, карандаши, маркеры;
  • кисти разные, заостренные палочки, колпачки;
  • ватные палочки;
  • стекло, зеркало, трафареты;
  • различный картон, цветная и белая бумага;
  • крупы, конфетти, пайетки, бисер, стеклярус, цветной песок.

Основная образовательная деятельность проводится во второй половине дня с 16.10 до 16.35 в рамках кружка «Чудеса витража».

 2. Помещения ДОО, которые используются для реализации рабочей программы данной возрастной группы: групповая комната, музыкальный зал.

3. Оценка индивидуального развития воспитанников: наблюдение.

4. Взаимодействие с родителями воспитанников: консультация для родителей "Чудеса витража", мастер класс по изготовлению поделок по витражной росписи, выставки детских работ.

     Методическая литература:

  1. Казакова Т. «Развивайте у дошкольников творчество»,
  2. Комарова Т. «Детское художественное творчество»,
  3. Казакова Р. Т. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. :ТЦ Сфера, 2005. – 128с.,
  4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль 2004. -96с.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста"

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Дет...

Требования к Педагогическим условиям реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной)

Требования к кадровым условиям, привлечение к работе педагога по ИЗО, который соответствует Профессиональному стандарту педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 Н « Об утверждении професси...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...