Выступление на семинаре
проект на тему
Выступление на семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mustafina_n.v._vystuplenie_sirazova_s.f._muz-rech_proekt.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Мустафина Надежда Викторовна
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
с группами для детей с нарушениями речи № 40»
Фольклорный музыкально-речевой проект
Тема проекта: «Русский фольклор как важный элемент развития просодики и музыкальных способностей детей с ОНР»
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Фольклор является мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми с ОНР.
Значение народных музыкальных фольклорных праздников в воспитании и образовании дошкольников, несомненно, очень велико. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше время.
Дошкольная ступень, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», получила статус уровня системы российского образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Причины возникновения этих нарушений и их виды весьма разнообразны. Наиболее сложными из них являются органические нарушения, в частности, общее недоразвитие речи. У таких детей присутствуют не только в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, но и мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. В результате у ребенка начинает страдать просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Для того чтобы урегулировать неправильные и лишние движения детей, установить равновесие в деятельности нервной системы, а также помочь детям говорить более выразительно и эмоционально, необходима систематическая работа по развитию моторных функций посредством движения, с помощью его различных форм и видов. Таким образом, роль стимула развития речи, в частности ее просодики, играет формирование и совершенствование двигательной сферы детей, имеющих речевые нарушения.
Развитию этих качеств, по-нашему мнению, в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных образовательных технологий.
Именно русский народный фольклор является важным элементом развития просодики и музыкальных способностей детей с ОНР, которая помогает разрешить вышесказанные проблемы и не перегрузить детский организм. Данный проект помогает реализовать образовательные, коррекционные, а также развивающие цели в работе с детьми, имеющими речевую патологию. В этом состоит ее уникальность.
Все выше сказанное позволяет считать, что данная тема актуальна, так как учитывает значимость достаточного уровня развития речи и коммуникативных навыков для полноценной реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением речи средствами русского народного наследия – фольклора.
Обоснование: модернизация содержания музыкального развития детей с ОНР средствами народного фольклора. Важно и необходимо использовать русское народное творчество для развития просодики и музыкальных способностей с ОНР в непосредственной образовательной деятельности.
Инновационная направленность: развитие просодики и музыкальных способностей с ОНР, формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.
Участники: дети средней логопедической группы.
Возраст детей: 4-5 лет.
Продукт совместной деятельности: непосредственная образовательная деятельность, календарные и народные праздники, танцевальное и игровое творчество.
Гипотеза:
«Если использовать произведения устного народного творчества и малые фольклорные формы не только на занятиях по коммуникации, но и в нерегламентированной или частично регламентированной деятельности, то возможна более качественная работа по коррекции речи детей с ОНР»
Основополагающий вопрос:
«Какую роль играет русский фольклор в развитии просодики и музыкальных способностей детей с ОНР»
Проблемный вопрос:
«Является ли фольклор эффективным средством развития психических процессов, коррекции речи, формирование познавательных процессов и языковой способности детей дошкольного возраста»
Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности. Расширение словаря,
развитие просодики, музыкальных способностей, коммуникативных компетенций и связной речи, формирование познавательного интереса.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.
Данный проект является необходимым, т. к. дети нашей группы проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных сценках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Проект реализовывается через систему непосредственно образовательной деятельности с детьми, фольклорных праздников и развлечений, родительских собраний, через презентацию для родителей, через участие детей в театрализованных представлениях.
В проект вовлечены дети среднего дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель, воспитатели и логопед.
Основной принцип проекта - это принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игры, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию, активно развивается речь.
Задачи:
• Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян)
• Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров (календарные, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные).
• Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.
• Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.
• Расширять диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.
• Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.
• Развивать воображение, творческие и актерские способности;
• Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
• Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.
• Создавать необходимую предметно - развивающую среду.
• Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с устным народным творчеством: скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками. С разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
Оценка результатов:
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по четырем направлениям: дети, логопед, педагоги и родители.
Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики, наблюдение и анализ работы по музыкальной деятельности, просмотр театрализованных представлений и фольклорных праздников.
Список литературы
1. Возрождение русских национальных традиций /под ред. В.Г. Паршиной – Тамбов, 2001.
2. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. - М:ТЦ Сфера, 2005.
3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Спб: Детство - пресс, 2003;
4. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре/ под ред. В.Г.Паршиной. – Тамбов, 2003.
5. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. - (Библиотека Воспитателя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" ( Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ)
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ ....
Выступление на семинаре по теме "Ручной труд"
Выступление состоит из презентации и конспекта, в котором рассматриваются основные этапы работы для каждой возрастной группы детского сада по ручному труду, созданное на основе нового ФГТ. Освещенны о...
выступление на семинаре ДОУ по теме: Информационная безопасность детей
представлен текст выступления по теме с соответствующими слайдами, которые демонстрировались в ходе выступления...
Выступление на семинаре "Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей", 2012 год
Выступление на семинаре "Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада". Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и под...
Организация непосредственно-образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ (материалы выступления на семинаре)
Новые фогрмы организации НОД (а все новое - это незаслуженно забытое старое)...
Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»
В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...
Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"
В презентации рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...