Статья "Формирование компетентности родителей как средство повышения качества коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи"
статья по логопедии
В данной статье представлен опыт работы по формированию педагогической компетентности у родителей, имеющих ребёнка с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shibaeva_.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Развитие ребёнка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей. Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей с тяжёлыми нарушениями речи растёт, а родители в силу разных причин (экономических, социальных и др.) всё меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого развития является особенно актуальным. В связи с этим, возникла мысль об организации всеобуча для родителей с целью повысить родительскую заинтересованность в результатах коррекционно-развивающей работы с детьми и активизировать их педагогический потенциал. Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта во многом облегчает работу учителя-логопеда и ускоряет успехи ребёнка.
В условиях отсутствия родительского образования, воспитывая ребёнка, родитель использует свой личный опыт, т.е. транслирует на ребёнка те методы воспитания, которые применялись к нему, или осуществляет воспитание в слепую, интуитивно. Всё это, в большинстве случае, не приносит никаких результатов. Моя задача - изменить данную ситуацию: создать условия для родительского образования и оказать родителям помощь в воспитании и обучении ребёнка с ОНР.
Анализ научных исследований отечественных педагогов позволяет выдвинуть предположение, что у родителей с большей вероятностью будет развиваться родительская компетентность в том случае, если будут созданы условия для самопознания, самообучения, саморазвития родителей.
Работа по формированию педагогической родительской компетентности осуществляется с учётом следующих положений:
- Включение родителей в совместную с дошкольным образовательным учреждением
коррекционную работу с речевым ребёнком – это не перекладывание проблем на плечи родителей, а попытка усилить эффективность обучения и воспитания, действуя сообща.
- Специально организованное взаимодействие родителей со специалистами ДОУ
способствует тому, что возрастает число участников, влияющих на процесс коррекционного воздействия на ребёнка, что в свою очередь служит условием положительной динамики в развитии ребёнка.
- Система мероприятий, направленных на изменение позиции родителей в отношении
взаимодействия со специалистами – педагогами ДОУ должна включать как просветительскую (информационную), так и коррекционную составляющую.
- Продуктивность сотрудничества педагогов и специалистов с родителями
определяют такие факторы как добровольность участия родителей в таком сотрудничестве и высокий уровень мотивации к сотрудничеству.
Система работы с родителями включает в себя традиционные и нетрадиционные формы, которые не являются отдельным самостоятельным направлением деятельности учителя-логопеда, а выступают неотъемлемой частью общего комплексного коррекционно-развивающего процесса, когда возникает необходимость использования в процессе взаимодействия с родителями коррекционных методов и приёмов, повышающих родительскую компетентность. Любая форма взаимодействия носит практическую направленность и способствует повышению качества коррекционно-развивающего процесса.
Процесс взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ с родителями не является формальной передачей знаний родителям, а носит дифференцированный характер и ориентирован на изучение уровня родительской компетентности и факторов, снижающих желание родителей сотрудничать с ДОУ. Основные принципы организации работы с родителями:
- дифференцированная помощь, учитывающая уровень родительской мотивации и
базовый уровень дефектологической осведомлённости;
- наличие условия обратной связи со стороны родителей;
- приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционно-
развивающего обучения.
Формирование родительской компетентности проходит в несколько этапов:
Первый этап – ознакомительный. Цель: раскрыть перед родителями возможности совместной работы и формирования родительской компетентности. Задача - создание доверительных отношений с родителями, знакомство родителей с ДОУ, образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрытие перед ними возможности совместной работы.
Второй этап – коррекционно-обучающий. Цель: предложить родителям активные методы взаимодействия с применением обучения, позволяющие направить родительскую деятельность на развитие ребёнка. Задачи - формирование родительской компетентности через расширение круга дефектологических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребёнком в качестве активного участника коррекционно-образовательного процесса.
Третий этап – результативный. Цель: закрепить результаты обучения в разных формах совместной деятельности родителя и ребёнка, собрать копилку родительских знаний, умений и навыков, позволяющую применять приобретенные навыки в реализации коррекционно-развивающих задач. Задачи - выполнение рекомендаций учителя-логопеда в домашних условиях (домашние задания); создание родительской копилки знаний; формирование способности у родителей закреплять приобретенные навыки работы с ребёнком в повседневной жизни.
Формы организации обучения родителей: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.
Способы обучения родителей:
-активный (практические консультации, тренинги, практикумы, круглые столы, родительские собрания, лекции и др.);
-дистанционный (письменные консультации, рекомендации, памятки, буклеты, информация на сайте ДОУ и др.).
Формы организации родителей и способы обучения на каждом этапе одинаковы.
Данная работа направлена на объединение родителей, их нацеливание на оказание помощи команде детского сада, своей группе, ребёнку, помогает активно включиться в процесс воспитания и обучения детей с ОНР. Не все родители выражают желание активно помогать педагогам и в первую очередь своему ребёнку в преодолении речевого недостатка. Приходится много времени доказывать родителям, что без их вклада результативность коррекционного воздействия снижается. Эта трудность устраняется, как правило, в конце первого года обучения – начале второго, когда родитель видит первые положительные результаты продуктивной работы специалистов ДОУ и своего труда. Положительная динамика в речевом развитии ребёнка является стимулом для активизации и готовности родителей обучаться далее и достигать вместе с ребёнком новых результатов.
Литература:
1. Гаркуша Ю.Ф. Научно-методические аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя в работе с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи// Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы междунар. семинара.- СПб., 1995.-С.153-154.
2.Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. - 1998. - №9. - С. 23-31
3.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии.-М.: Медицина, 1993.-105 с.
4.Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М.: «ТЦ Сфера», 2011г.
5.Максименко Е.Ф. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности в условиях ДОУ. [Электронный ресурс. Окно в будущее].
6.Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. – М., 1991. – С. 105–116.
7.Селиверстов В.И., Головчиц Л.А. Система требований к содержанию и методам коррекционно-педагогической работы в ДОУ общеразвивающего вида как обязательный компонент государственного образовательного стандарта дошкольного образования/Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы.-М.: Гном и Д, 2002.-240 с.
8.Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи//Логопед, 2004.-№4.-С.4-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и инструктором по физической культуре)Цели: Коррекционно-образ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
План предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...
«Организация коррекционно - образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Презентация «Организация коррекционно -образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»...
Организация коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
В статье раскрываются функции логопеда и воспитателя в процессе коррекционной работе, представлены направления каждого педага в зависимости от этапов работы, а так же задачи взаимодействия логопеда и ...
Методическая разработка. Конспект Мастер-класса «Сочинять лимерики-легко и весело!» с участием детей и родителей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Детская поэзия – это свой, особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.Одной ...