Конспект непосредственно образовательной деятельности .Тема "Народная игрушка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственно образовательнойдеятельности предназначен для воспитателей подготовительной к школе груупы. Это интересное путешествие по городам России с Феей игрушек, где в мастерских дети по группами сами делают народные игрушки: куклы-самокрутки, детскую посуду, матрешек. Ребята делают игрушки для девочки, которая нуждается в теплоте и заботе. В начале занятия сказочница читает детям историю , которая их не оставила равнодушной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Составила и провела: Заборонюк Алла Игоревна.
Тема «Народные игрушки»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Форма НОД: чтение, обсуждение художественной литературы, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Цель: Обобщить знания детей о русских народных игрушках: глиняных, деревянных, куклах из ткани, местах. Где живут и трудятся мастера народной игрушки.
Задачи:
- Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы.
- Закреплять навыки рисования элементов филимоновской и гжельской росписи кистью (игрушки и посуда из соленого теста)
- Закреплять представления о процессе создания игрушек из ткани.
- Пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «Народные игрушки»
- Развивать образное мышление, зрительное внимание, память, воображение, творческие способности;
- Воспитывать у детей бережное отношение к традициям своего народа, интерес к народным игрушкам, чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Техническое обеспечение: музыкальный центр, интерактивная доска.
Музыкальный ряд: русская народная мелодия, мелодия «В гостях у сказки», колыбельная.
Зрительный ряд: изделия народных мастеров, русские народные игрушки.
Литературный ряд: художественное слово об игрушках, сказка.
Материал к занятию: народные игрушки, заготовки из соленого теста, образцы кукол-самокруток, краски, салфетки, ткань, ленточки, ножницы, глобус.
Предварительная работа: знакомство с творчеством народных мастеров, беседы о народных изделиях, рассматривание альбомов «Гжель», «Филимоновская роспись», «Народные игрушки», лепка на занятии, рисование элементов народной росписи, изготовление заготовок игрушек и посуды из соленого теста.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите какая красивая, яркая и необычная у меня шаль. А нарядилась я так сегодня не с проста. Я хранительница сказок.
-Кто такая хранительница? (ответы детей)
-Я приглашаю вас сегодня на посиделки.
Дети проходят в спальню, оформленную под русскую избу и садятся на лавочки. Хранительница сказок садится возле «печки».
- В старину, когда все работы в поле были закончены жители деревни устраивали посиделки.
-Что такое посиделки? (ответы детей)
-Что делали дети на посиделках? (ответы детей)
Вы любите читать сказки? (ответы детей)
-У меня в руках волшебный сундучок. В нем хранятся сказки.
-Хотите узнать какие сказки в сундучке?
Дети по очереди подходят, достают из шкатулки игрушки (черепашку, мышонка, лягушку, кота и отвечают на вопрос с какой сказки эти игрушки.
Черепашка – «Золотой ключик», лягушка – «Царевна Лягушка»,
кот – «Кот в сапогах».
Самую последнюю игрушку – матрешку вынимает из сундука сам воспитатель.
-Из какой сказки матрешка? (дети затрудняются ответить).
Хранительница сказок предлагает детям послушать сказку, в которой одной из героинь является матрешка.
Эта история произошла в городе, где поселилась Фея Игрушек.
Все игрушки Фея делает сама, а еще она может их оживлять с помощью волшебной палочки. Но не все игрушки оживают, а только те, в которые попала капелька тепла из детского сердца.
История девочки и матрешки.
В одном городе открылся магазин игрушек. Все дети заходили в магазин и любовались игрушками. Каких игрушек здесь только не было: из глины, из бумаги, из дерева, из меха и ткани. Стояло ребенку поиграть игрушкой и подружиться с ней, как игрушка могла оживать с помощью волшебной палочки Феи.
Одна маленькая девочка очень худая и бледная, тоже изредка заходила в магазин. Она любила играть с глиняным петушком, колокольчиком и матрешкой. Приходя в магазин, она брала матрешку с полки и садилась отдыхать. Крепко прижимая к себе выбранную игрушку.
Однажды девочки не было целую неделю. Фея знала, что девочка не забыла о своих игрушках. Когда дети забывали о своих игрушках, те не могли больше оживать. А игрушки оживали каждую ночь, рассказывали разные истории и говорили о том, как они скучают по девочке.
Прошла еще неделя, а девочка не появлялась в магазине. Тогда Фея решила
сама навестить девочку. Она взяла матрешку и полетела к девочке.
Фея заглянула в окно комнаты, где жила девочка. Девочка лежала в постели. Она была больна.
- Как вы думаете Фея игрушек поможет девочке?
(рассуждения детей).
- Сейчас мы с вами об этом узнаем.
В спальню (избу) входит второй воспитатель в костюме Феи.
-Я Фея игрушек. Я обязательно помогу девочке стать здоровой, веселой и радостной, но мне нужна будет ваша помощь. Поможете мне?
(ответы детей)
- Приглашаю вас совершить путешествие по городам России. С каждого города вы привезете девочке сувенир – игрушку, сделанную своими руками.
Дети выходят в группу под музыку и садятся на ковер.
-Совершить путешествие нам поможет волшебный глобус. Закрыли глаза.
Фея вращает глобус. Дети открывают глаза. Фея показывает точку желтого цвета на глобусе.
Мы попали в город Филимоново. На экране появляется фотография города.
-Чем знаменит этот город?
(ответы детей)
На экране кадр с изображением игрушек.
-Как называется роспись, на этих игрушках?
(филимоновская роспись)
В мастерской этого города дети будут расписывать игрушки, из соленого теста элементами филимоновской росписи.
Следующий город – Сергиев Посад. (на глобусе отмечен красной точкой)
Дети рассматривают изображение города на экране.
-Чем знаменит этот город?
(ответы детей)
Посмотрите какие красивые и разные матрешки. Все их сделали и расписали мастера. Которые живут в городе. Они приглашают вас к себе в мастерскую. Здесь вы сможете расписать матрешку.
Следующее место, отмеченное на глобусе синей точкой – это село Гжель.
Гжель старинное русское село на берегу реки Гжелки. В этом селе великие русские мастера делают посуду и расписывают ее.
-Как называется эта роспись?
(ответы детей)
Вашим заданием в мастерской села Гжель будет роспись игрушечной посуды для кукол гжельской росписью.
Следующий город, куда попали дети и Фея — это город Лангепас. (зеленая точка на глобусе)
- В нашем городе тоже есть мастерская, где мастера делают куклы, сувениры.
Как вы думаете, где находится эта мастерская?
(В городском музее, куда детей приглашают на мастер-классы по изготовлению поделок).
-Сегодня в мастерской вы сможете сделать куклу-самокрутку.
Сейчас вы займете места в мастерских по выбору, который сам сделаете.
Я могу дать право выбора мальчику в голубой рубашке, девочке с красной лентой, и девочке в желтом платье. Займите свои места первые. Где бы вы хотели работать. Дети занимают места в мастерских города Филимоново, села Гжель, Сергиев Посада, Лангепас.
Хранительница сказок: Ребята, когда вы будете выполнять свои работы, не забудьте, что по одной игрушке вы можете передать больной девочке. Когда вы будете делать игрушки вложите в них свою любовь, тепло своих сердец, тогда девочка обязательно поправится.
Дети садятся за столы в четыре центра- мастерские. Каждая мастерская оформлена, в ней находятся образцы изделий, заготовки для работы.
В Мастерской города Филимоново дети расписывают элементами филимоновской росписи игрушки.
В мастерской села Гжель расписывают элементами гжельской росписи детскую посуду из соленого теста.
В мастерской города Сергиев Посад дети раскрашивают заготовки матрешек красками.
В мастерской родного города Лангепас дети делают куклы-самокрутки.
Воспитатели помогают детям в каждой мастерской.
Мастерская города, где мы с вами живем - Лангепас.
Как вы думаете, почему куклу назвали самокруткой?
Делали такую куклу без ножниц и иголки из любого кусочка ткани с большим старанием. По такой кукле судили о мастерстве и вкусе ее хозяйки.
Такие куклы считались оберегом. Их дарили сыновьям и дочкам. Когда они уезжали из дома, для того, чтобы куклы оберегали их в пути. Куклы дарили на свадьбы, мамы делали кукол детям и надеялись, что куклы оберегут их от бед.
Сначала берем кусочек ткани, на его середину кладем комок ваты, затем соединяем одну сторону с другой, получается треугольник. На линии шеи слегка закрутим и перевяжем нашу заготовку нитками.
Теперь мы увидели, где находится голова с туловищем.
Что надо еще нашей кукле?
С одной стороны, подогнем срез и заберем лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти рук перетянем нитью.
Завяжем платок. Вот кукла-самокрутка готова.
Почему куклам не делали лицо?
(ответы детей)
Лицо оставалось белым, считалось, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы, и кукла оберегает того, у кого находится.
По окончанию работы воспитатель предлагает детям дать имя кукле, спеть ей тихо колыбельную песенку.
Выставка работ. Дети размещают свои работы на выставке (в магазине игрушек).
Хранительница сказок:
Посмотрите вам нравится выставка? (дети рассматривают игрушки)
Какая игрушка вам нравится больше всего?
Красивые все игрушки и куклы и матрешки, и посуда.
Вы все старались, поделки все разные, каждая интересная, необычная, красивая по-своему.
Какие игрушки вы сделали для девочки?
Фея Игрушек:
Я передам ваши игрушки девочке.
А какие пожелания девочке в хотите передать? (ответы детей)
Девочка обязательно поправится ведь вы так старались. Вместе с игрушками вы передаете девочке свою доброту, тепло своих сердец и волшебные пожелания.
Составила воспитатель детского сада №6
Заборонюк Алла Игоревна
Предварительный просмотр:
Конспект итогового мероприятия - праздника для детей старшей группы и родителей.
ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА. ХЛЕБОСОЛЬСТВО.
ЦЕЛЬ:
Знакомство с русским обычаем – гостеприимства и его особенностями.
ЗАДАЧИ:
Формировать у детей представление об особенностях гостеприимства русского народа.
Формировать представление о значении хлеба в жизни народов России и других стран, отношения людей к хлебу, его особенностях выпечки в разных странах мира.
Закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба.
Воспитывать эмоционально положительное отношение к народам Армении, Грузии, Турции, Италии, Франции, интерес к истории родной страны.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- игровая деятельность: дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Путешествие».
- чтение художественной литературы: М.Глинская «Прости меня, хлеб»,
Ю. Ждановская «Нива моя, нива, нива золотая», Я. Дяугите «Руки человека»,
Н. Самкова «О хлебе», заучивание пословиц о хлебе.
- занятие по развитию речи: Составление рассказа по картине М. Шишкина «Рожь».
- занятие по познавательному развитию: «Хлеб – богатство России»,
Беседа на тему «Как выращивают хлеб», рассматривание колосьев ржи и пшеницы.
Беседы с родителями воспитанников.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: слайдовая презентация, посылка, телеграмма. Оборудование для состязаний: корзины для мячей, мячи, коромысло, ведра, заполненные пластмассовыми мячами, музыкальное сопровождение, записи песен Н.Емельяненко «Русь», «Сибирь».
УЧАСТНИКИ: воспитанники старшей группы, родители – ведущие совместно с воспитателем праздник, родители - зрители,
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
В нашу страну любят приезжать всегда много туристов, гостей. У нас очень большая и красивая страна. А как называется наша Родина?
(Россия)
Какие традиции русского народа вам известны?
( проводы в армию, именины, встреча нового года, рождество)
Гостей всегда в любой семье встречают хорошо.
Сегодня мы узнаем еще об одной самой главной традиции нашего народа. Эта традиция называется – хлебосольство.
Как вы думаете, что обозначает это слово?
Ответы детей
Воспитатель:
Хлебосольство это гостеприимство, когда человек всегда готов поделиться всем, что у него есть в доме. Наш народ всегда славился гостеприимством. Если в дом приходили гости, то их всегда встречали с радостью, приглашали за стол.
Народная мудрость говорит:
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Много гостей – много новостей.
Гостю щей не жалей – погуще налей.
Чтобы встретить гостей мы накрыли стол.
Посмотрите, в центре стола стоит сам самовар. Стол накрыт праздничной скатертью.
Какие бы угощения не стояли бы на столе, без хлеба обед всегда считался неполноценным.
«Без хлеба нет обеда»- говорили русские люди. Хлеб всегда считался главным богатством Руси.
Дети слышат стук в дверь. В зал заходят под музыку два человека одетых в национальные русские костюмы.
Воспитатель:
А вот и первые гости к нам пришли. Встретим их по русской народной традиции гостеприимства - хлебом, на котором должна стоять солонка с солью.
Гости по очереди отламывают по кусочку хлеба, макают его в солонку с солью и съедают.
Воспитатель:
Здравствуйте. Расскажите нам кто вы и откуда к нам приехали.
Иван:
Я Иван, а жену мою зовут Марья. Мы к вам приехали из города Тулы. У вас очень красивый город. Люди в нем хорошие и гостеприимные. Да и вы гостей хорошо встречаете хлебом и солью. А ведь и мы к вам не с пустыми руками приехали. Этот каравай хлеба испекла Марья для вас.
Марья:
Привезли мы вам самые известные из русских пряников - тульские пряники.
Тульский пряник имеет вид прямоугольной плитки или плоской фигуры. В тульском прянике есть начинка из повидла или сгущенного молока. Тульскому прянику посвящен музей «Тульский пряник», открытый в Туле в 1996г.
Иван:
Хлеб, каравай, пряники, булочки, бублики, баранки - как назвать все одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Иван: А из чего делают хлеб?
Дети: Из муки.
Марья: А что такое мука, какая она бывает и из чего ее получают?
Дети:
Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку.
Иван:
Чтобы получить из зерен муку нужно людям разных профессий затратить много труда и сил. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.
Воспитатель:
Мы с ребятами и их родителями готовили презентацию о труде хлеборобов.
Марья: Давайте вместе и посмотрим.
Марья:
Как вы много знаете. Нам было очень интересно послушать и посмотреть.
Иван:
Хотелось бы немного отдохнуть в гостях, музыку послушать.
Воспитатель:
У русского народа есть поговорка. Гость доволен – хозяин рад.
Порадуем дорогих гостей песней.
Дети исполняют песенку о хлебе на мотив «Песенки про лето» ( из мультфильма «Дед Мороз и лето» )
Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким…
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней.
Ля – ля – ля – ля - ля.
В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
Ля – ля – ля – ля - ля.
К супу, гуляшу и манной каше
За столом дается корка наша,
К чаю бублики, ватрушки
И еще, конечно сушки.
Ля – ля – ля – ля - ля,
Бублики, ватрушки, сушки.
Дети исполняют песню. Когда песня заканчивается в зал входят гости в грузинском и армянском народном костюме.
Гости из Армении и Грузии:
Здравствуйте, ребята! Мы услышали, как вы поете и решили зайти к вам на праздник. Дети встречают по обычаю хлебом и солью гостей.
Воспитатель:
Заходите к нам, милости просим. Мы всегда рады гостям.
Кто вы и откуда к нам приехали?
Гости представляются детям.
Тина и Ливан рассказывают ребятам, что они родом из Кавказа и привезли детям угощение армянский хлеб – лаваш, грузинский хлеб - дэдас пури.
Тина:
Что может быть вкуснее, чем настоящий с пылу с жару грузинский хлеб. Дэдас пури – в переводе с грузинского языка значит мамин хлеб. Это лепешка овальной формы с ямкой в середине.
Ливан:
Армянский лаваш это не просто хлеб, а целая история. Вот послушайте ее.
В давние времена в Армении был царь по имени Арам. Однажды он оказался в плену
у царя Носору. Носору предложил состязание в стрельбе из лука и если Арам победит его отпустят целым и невредимым. Но до состязания десять дней он не должен есть хлеба.
Царь Носору думал, что пленник без хлеба потеряет дух и силу, а главное меткость глаза и не сможет победить. Но воины Арама придумали хитрость. Они передали своему цару панцирь воина, где был спрятаны тоненькие пластины лаваша. В то время не все знали, что есть такой хлеб. Так Арам выиграл состязание и был отпущен со своим войском.
А как вы думаете, если бы царь Арам не ел хлеба 10 дней, мог бы он победить?
Ответы детей.
Воспитатель:
Хлеб дает человеку силу. Не зря говорят люди, что без хлеба нет обеда.
А какие вы знаете пословицы о хлебе?
Дети :
Хлеб всему голова. -
- Каков у хлеба – таков у дела.
- Плох обед, коли хлеба нет.
- Без хлеба куска везде тоска.
- Ешь пироги – хлеб береги.
Ливан:
Я хочу посмотреть какие вы меткие, кушаете ли вы хлеб. Выходите мальчики.
Игра «Меткий стрелок».
Папы держат корзины. Мальчики по очереди бросают в корзину маленькие мячики.
Звучит задорная песня Емелина Николая. Сибирь.
1.Мы поднимем первую − дай Бог, не последнюю, -
Чашу мёда дикого за Сибирь великую!
И по кругу пустится братина-искусница,
Со стола кедрового − чем ты хошь, закусится!
Припев.
Моя родина, Сибирь, необъятна, велика.
Как жених − так богатырь, как невеста − так ягодка!
2.Малахит да платину, и леса дремучие.
Лишь бы брали правильно и Сибирь не мучали!
И по кругу пустится братина-искусница,
Со стола кедрового − чем ты хошь, закусится!
Припев.
3.Мать моя, медведица, дом-Сибирь бескрайняя!
Только бы в метелицу шатуна не ранили!
И по кругу пустится братина-искусница,
Со стола кедрового − чем ты хошь, закусится!
Припев.
Тина:
Предлагаю девочкам тоже показать свое умение и сноровку. Вам надо принести воды. Тина показывает, как нужно 2 ведра наполненные водой взять коромыслом и нести, не разлив воду. Ведра заполнены мячиками. Нужно нести так, чтобы мячики не выпали из ведра.
Девочки выполняют под музыку задание.
В зал входит почтальон и приносит посылку с Италии. Вместе с посылкой телеграмма.
Почтальон:
Ребята, как называется вас детский сад?
Дети: Росинка.
ТЕЛЕГРАММА.
Извини. Не смогли приехать к вам в гости.
Примите от нас эти дары.
Марио и Джайлан.
Воспитатель достает из посылки итальянский хлеб фокачча и турецкий бублик симит.
Воспитатель:
Италия всегда славилась своими хлебобулочными изделиями.
На экране появляется изображение итальянского хлеба и турецкого бублика.
Выходит заранее подготовленный ребенок и рассказывает об особенностях хлеба, полученного от Марио и Джайлан.
Фокачча - лепешка любимая всеми. Она круглой формы. И ее считают бабушкой знаменитой пиццы. В ней главное это ароматные травы, которые щедро добавляют в лепешку и оливковое масло.
Турецкий бублик симит, в отличие от своего российского собрата, хрустящий и более тонкий. Вместо мака он щедро обсыпан кунжутными зернами. Купить симит можно, чаще всего на улице у продавца, который возит свой товар по городу на тележке. Продавца обычно сопровождает стая воробьев, которые клюют рассыпанные кунжутные зерна.
Турецкий бублик симит прекрасно утоляет чувство голода и полезней любого сникерса.
Воспитатель:
Нам очень жалко, что гости не приехали, давайте и мы им отправим посылку. Чтобы вы хотели положить в нее?
( дети могут предложить каравай, бублики, баранки)
Воспитатель:
Вот и подошел к концу наш праздник. Прежде чем пригласить всех гостей и ребят за стол, давайте вспомним, о какой народной традиции мы сегодня узнали?
Как встречали гостя русские люди, когда хотели оказать ему особую честь?
(Встречали хлебом и солью)
Воспитатель:
Сейчас вы можете наблюдать по телевидению такие встречи. Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. Вы знаете, что когда к вам приходят гости, ваши мамы стараются угостить их самым вкусным, потому что наш народ и сейчас такой же гостеприимный и хлебосольный.
- Что еще нового и интересного вы узнали сегодня?
- Какого народа хлеб вам понравился больше всего?
Сейчас мы еще и попробуем всю выпечку, приготовленную вами, вашими родителями и нашими гостями. Приглашаем всей за праздничный стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дружные игрушки"
Конспект занятия для детей раннего возраста....
конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» Старшая группа
Программное содержание образовательной деятельности:«Художественное творчество»- Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.- Помочь де...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Рисование пластилином по мотивам дымковской росписи - «Игрушки»
Закрепить знания о дымковских игрушках; способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.Показать различные способы работы с пластилином.Закрепить знания элементов дымк...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по игровой ситуации во второй младшей группе «Мы с игрушками играем, мы игрушкам помогаем!»
С использованием социо-игровой технологии....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» 2 младшая группа
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» 2 младшая группа...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Народная игрушка Дона»
Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки...