Формирование ключевых компетентностей через разные виды детского творчества.
статья на тему
Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Норец Людмила Викторовна воспитатель ВКК
МБДОУ д/с №27 «Сказка»
муниципального образования г. Саяногорска
Формирование ключевых компетентностей через разные виды детского творчества.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для мирового сообщества – это связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и переосмыслением цели и результатов образования.
Эффективное и реалистичное познание окружающей действительности произойдет только тогда, когда ребёнок практическим путём, самостоятельно приобретет необходимый жизненный опыт и знания. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения (в нашем случае – дошкольного учреждения), который не только приобретает за время нахождения в детском саду определенный объем знаний, умений и навыков, но, и должен научиться ими пользоваться! Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений [2, с.8]. Рассмотрим несколько ключевых компетенций необходимых детям дошкольного возраста.
Готовность к разрешению проблем
Формированию этой компетентности способствует самостоятельное выполнение детьми творческих заданий, разрешение проблемных ситуаций, преднамеренно создаваемых педагогом на занятиях.
Ребята сравнивают предметы, явления, факты; ищут сходство и различия; продумывают последовательность действий; выбирают средства выражения сюжета, цвета, формы рисунка, текстового материала при создании словесного образа, реализации задуманного действия и т.д.
В таких ситуациях требуются проявление творческой активности, независимость мышления, умение находить собственное оригинальное решение, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, доводить начатое дело до конца.
Технологическая компетентность
Занятия, на которых дети работают с опорными сигналами и подвижными схемами; составляют связный рассказ по плану; учатся понимать и следовать алгоритму выполнения действий, предложенному педагогом и соблюдать правила работы с раздаточным материалом – такие занятия призваны способствовать формированию технологической компетентности.
Коммуникативная компетентность
В процессе обучения у воспитанников формируется умение вести диалог, беседу; развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают; независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.
Элементы этой компетентности проявляются при оценке ребенком своих работ и работ других детей: в умении достойно принимать критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.
Готовность к социальному взаимодействию
При выполнении коллективных творческих работ ребята учатся: конструктивно сотрудничать; понимать позицию другого человека; помогать товарищам по команде.
Эта компетентность проявляется в системном видении мира предметов, природы, человека.
Дети учатся управлять собой, быть внимательными, развивается мышление, воображение. Дети готовятся к конструктивному сотрудничеству. Закладывается основа для формирования творческой личности: инициативность, независимость мышления, изобретательность, уверенность в своих силах и способностях.
Ребята будут готовы к восприятию новых знаний в средней школе, расширятся их представления об огромном, постоянно меняющемся окружающем мире.
Следовательно, в дошкольном учреждении должны быть созданы условия, которые помогут ребенку подготовиться к следующей жизненной ступени.
От уровня сформированности ключевых компетентностей дошкольника зависит его успешное обучение в школе, становление личности, способной сориентироваться в современных социально-экономических условиях.
Список литературы
- Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М.,2005.
- Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник науч.-метод. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2008. - 156 с.
- Петровская Л.А., Компетентность в общении. — М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников через разные виды детской деятельности.
В соответствии с ФГОС речевое развитие является одной из пяти образовательных областей и предполагает владение речью как средством общения, развитие грамматически правильной монологической и диалогиче...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-489947-1415813593.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста через разные виды детской деятельности
Учить детей внимательно рассматривать игрушки, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниямРазвивать умение понима...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/23/picture-650182-1437668431.jpg)
Творческий отчет по теме самообразования "Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности"
Творческий отчет по теме самообразования«Формирование валеологической культуры через разные виды деятельности» Актуальность. (слайд 1)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1101475-1547371795.jpg)
«Уроки доброты для дошкольников через разные виды художественного творчества» (из опыта работы по формированию у детей основ православной культуры)
Ребенок - сердце нашей профессии. Именно к нему тянутся ниточки нашей души. А на другом конце этих нитей человечек, поверивший нам. … Не разрывайте нити, связывающие вас с ребенком равнодушием,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/21/picture-895948-1553141974.jpg)
Система работы по формированию монологической речи через разные виды моделей с детьми.
Система работы по формированию монологической речи через разные виды моделей с детьми. Составленная мною система работы, и наглядно-иллюстративный материал (модели) значительно облегчили мою рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/31/picture-91794-1698772797.jpg)
«Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности»
Региональный семинар – практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме: «Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/10/picture-86890-1589116788.jpg)
"Основные разделы программы по обучению детей ПДД. Их реализация через разные виды детской деятельности в разных возрастных группах"
Нам с вами хорошо известно, что дети – самые уязвимые участники дорожного движения. Для того, чтобы избежать неприятностей на дороге, нам необходимо проводить систематическую рабо...