Семинар-практикум на сплочение педагогического коллектива
методическая разработка на тему

Герасимова Светлана Владимировна

Сплочение педагогического коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Энгельс

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«Сплочение педагогического коллектива»

Подготовила

педагог-психолог

 С.В. Герасимова

2015 г

Цель: сплотить педагогический  коллектив

  Задачи:

  • снять эмоциональное напряжение, поднять настроение;
  • развивать чувство сотрудничества и коллективизма;
  • тренировать навыки совместной деятельности педагогов;
  • повысить уверенность в себе у педагогов;
  • развивать самосознание педагогов.
  • Повысить коммуникативные навыки педагогов;
  • Повысить сплоченность коллектива;
  • Повысить взаимопонимание между педагогами;

Время проведения: 1,5 часа.

Категория участников: педагоги.

Ведущий: педагог-психолог

Материалы:

  1. Лист регистрации;
  2. Карточки с названиями животных;
  3. Листы бумаги;
  4. Маркеры (по количеству подгрцпп);
  5. Газета (по количеству подгрупп);
  6. Ткань или ватман;
  7. Приложение.

План  семинара-практикума

  1. Приветствие
  2. Разминка «Поменяйтесь местами»
  3. Игра «Найди свою пару»
  4. Игра «Молчанка»
  5. Игра «Уменьшающаяся газета»
  6. Упражнение «Прекрасный сад»
  7. Восточная притча
  8. Обсуждение
  9. Прощание « Счастья, удачи, …»
  10. Подведение итогов.

Ход  работы:

1.Приветствие.

 Участники семинара встают по кругу и передавая друг другу мяч здороваются, и говорят о своем настроени

2. Разминка «Поменяйтесь местами»

Цель: снять эмоциональное напряжения, поднять настроение,  узнать друг о друге дополнительную информацию.

Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре , носит часы и т.п.

Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми и т.п.

Например, поменяются местами те, кто:

  • работает всю жизнь в одном учреждении;
  • любит свою работу;
  • работает педагогом уже больше 10 лет;
  • мечтал быть педагогом с детства и т.д.

После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами

Обсуждение результатов исследования психологического климата в коллективе.

Педагог-психолог:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Д. Карнеги предлагает следующие принципы общения:

Основные методы обращения с людьми

  • не критикуйте, не осуждайте и не жалуйтесь;
  • честно и искренне оценивайте достоинства людей;
  • пробуждайте в человеке искреннее желание проявить себя;

Шесть способов понравиться людям

  • Проявляйте искренний интерес к другим людям;
  • Улыбайтесь;
  • Помните, что в любом языке нет для человека звука значительнее и приятнее, чем звук собственного имени;
  • Будьте хорошим слушателем; Поощряйте других на разговор о них самих;
  • Говорите о вещах интересующих вашего собеседника;
  • Давайте людям почувствовать собственную значимость- и делайте это искренне.

Для того, чтобы продолжит работу нам необходимо разбиться на подгруппы, а поможет нам игра «Найди свою пару»

Цель: разбиться на подгруппы, раскрепощение участников.

Материалы: карточки с названиями животных (Одно название животного пишется на 2 карточки). Если участников нечетное количество, то какое-то одно название животного пишется на 3 карточки и участники игры заранее об этом предупреждаются. 
Содержание: Группа садится в круг. Задача каждого участника – не показывая никому карточку, выйти в центр круга и при помощи мимики и жестов показать животное, название которого было написано на карточке данного участника. Ни в коем случае нельзя издавать звуки – это слишком просто. 

Игра «Молчанка»

Цель:  развивать  чувство сотрудничества в участниках.
Для игры понадобятся листы бумаги, фломастеры, карандаши или маркеры. Группа разбивается на пары (если нечетное количество участников, то будет одна группа из 3 человек). Каждой паре выдается листок бумаги и 1 карандаш. Задача участников молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства. На это отводится 5 минут

Игра «Уменьшающаяся газета»

Цель: тренировка  навыков совместной деятельности команды.

Материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Участники объединяются в мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!»

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как  это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы — разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы — одна команда!»

Упражнение «Прекрасный сад»

Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения: Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Восточная притча

Всё в твоих руках

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Обсуждение.

Прощание « Счастья, удачи, …»

Психолог предлагает всем встать в круг для  завершения семинара. Каждый из участников желает, одним словом всем участникам чего-то хорошего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Сплочение педагогического коллектива"

Семинар-практикум "Сплочение педагогического коллектива" предназначен для работы с педагогами ДОУ. Целью его является  развитие самосознания, чувства сотрудничества и коллективизма,  трениро...

Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ"

Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" Цель: Дать представление   о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, осо...

Семинар-практикум "Сплочение педагогического коллектива".

Цель семинара-практикума: содействовать сплочению и эмоциональной разгрузке педагогического коллектива....

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «Сплочение педагогического коллектива – один из важнейших факторов в решении профессиональных задач в условиях ДОУ».

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар – практикум «Сплочение педагогического коллектива»

Семинар – практикум«Сплочение педагогического коллектива» Цель: сплочение и установление доверительных отношений в коллективе.Участники: педагогический коллектив детского ...

Программа тренингов по сплочению коллектива «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива»

План работы педагога-психолога с педагогами «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива» разработан с целью командообразования педагогов МБДОУ, т.е. повышения сплоченн...