Применение интерактивной доски в дошкольном образовании
статья на тему
В данной статье описаны дидактические свойства интерактивной доски, а также достоинствах применения интерактивной доски в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_interaktivnoy_doski_v_doshkolnom_obrazovanii.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение интерактивной доски в дошкольном образовании
Сардарова Е.В.
Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4»
г. Камышлов
Одной из главных задач современного образования является раскрытие
способностей каждого ребенка, воспитание личности готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу
стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе
компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности
ребенка.
Общество продолжает искать более эффективные методы познания. Как помочь лучше усвоить материал? Как повысить интерес к процессу обучения - вот что всегда волнует педагогов всего мира. И именно создание интерактивной доски помогло ответить на этот вопрос.
Интерактивная доска (ИД) – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео сигнала), с которым можно работать прямо на поверхности доски. Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности (специальным устройством – стилусом или просто пальцем), тем самым пользователь имеет полный доступ к управлению компьютером. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной меловой доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение комментарии, любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по электронной почте.
С точки зрения дидактики, интерактивная доска – это устройство обеспечивающее интерактивность обучения. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта и знаний. Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала, а ИД - поле информационного обмена между учителем и учеником. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс познания. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Работая с интерактивной доской, педагог всегда находится в центре внимания, что помогает поддерживать постоянный контакт с ребятами. Форма подачи материала ИД соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Следующее дидактическое свойство ИД – мультимедийность. Под мультимедийностью понимается совместное использование нескольких средств передачи информации (media), представление объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. ИД выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия «многосредовой» информации не одного человека (как в случае работы дошкольника с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы.
Третье свойство ИД – моделинг, имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром. Моделинг реализуем при помощи ИД, но только при наличии соответствующего цифрового образовательного ресурса. В данном случае возможности доски делают процесс работы с моделью при помощи персонального компьютера не достоянием одного человека, а открывают этот процесс для группы детей, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов.
Четвертое дидактическое свойство ИД – высокий уровень производительности процесса обучения за счет одновременной работы со всей группой в целом и использованием заранее подготовленного материала.
Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать ИД существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий. Это средство обучения может быть применимо для обучения детей разных возрастов.
Грамотное применение возможностей ИД позволяет педагогу:
∙ повысить качество преподавания за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности;
∙ представлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
∙ выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче;
∙ контролировать временные параметры занятия;
∙ активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
∙ мобилизовать внимание аудитории;
∙ использовать различные цифровые образовательные ресурсы;
∙ раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности;
∙ проводить НОД на высоком методическом уровне.
Для ребенка применение интерактивных информационных технологий при обучении помогает самоутвердиться, самореализоваться, побуждает к исследованию, развивает деятельностные навыки, снимает страх отвечать у доски и повышает мотивацию.
Грамотное применение возможностей интерактивной доски позволяет педагогам-дошкольникам:
- повысить качество образования детей за счет сочетания традиционных и интерактивных методов организации образовательной деятельности;
- представлять информацию в различной привлекательной для детей- дошкольников форме (аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
мобилизовать внимание воспитанников; - использовать различные цифровые образовательные ресурсы;
проводить непосредственно образовательную деятельность на высоком методическом уровне. - раскрыть широкие возможности для творческой реализации педагогов в профессиональной деятельности;
Использование интерактивной доски в образовательной работе с дошкольниками в нашем дошкольном учреждении показало ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения:
- представление информации на большом экране и возможность самим оперировать с изображенными предметами и объектами вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- Возможность представления фрагментов реальной действительности (видеоматериал);
- Возможность демонстрации детям движущихся, изменяющихся объектов, увеличивать размер изображения (например, книжных иллюстраций) в целях их комфортного восприятия всеми детьми группы;
- одновременное воспроизведение объектов, представленных различными способами (звук-изображение-движение);
- возможность проведения с объектами множества пробующих поисковых действий, сравнения нескольких вариантов преобразования одного и того же объекта;
- экономия времени, необходимого для подготовки к занятиям и изучения конкретного материала.
- организация благоприятной для развития предметной среды.
- удобство хранения, многократного применения используемого материала.
Применение интерактивной доски в дошкольном образовании способствует развитию психофизических функций, таких как мелкая моторика, зрительно-моторная и оптико-пространственная ориентация; формированию соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация, сериация); развитию личных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), что обеспечивает готовность дошкольников к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивной доски в дошкольном образовании
Преимущества интерактивной доски Примеры использования интерактивной доски...
Применение интерактивной доски и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовании
Обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями....
Занятия по ИКТ для интерактивной доски в дошкольном образовании
Занятия для детей средней группы для интерактивной доски на тему "Осень"...
Сценарий педагогического квеста для детей с применением интерактивной доски. Обр. область "Познание". Старший дошкольный возраст.
Образовательная область «Познание».Ознакомление с окружающим миром. Старший дошкольный возраст. «Морское путешествие на корабле»...
Памятка для педагогов по применению интерактивной доски в дошкольном образовательном учреждении.
Памятка для педагогов по применению интерактивной доски в дошкольном образовательном учреждении.Подготовила воспитатель: Шайхулова Е.Н.Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые ...
Консультация для педагогов «Применение интерактивной доски в дошкольном образовании»
Татьяна Клочкова Консультация для педагогов «Применение интерактивной доски в дошкольном образовании»Применение интерактивной доски в дошкольном образовании.Обучение детей младшего во...
20.11.2023г. "Исследование эффективности и практическое применение интерактивных плакатов в дошкольном образовании».
Данная статья представляет результаты исследования, посвященного использованию интерактивных плакатов в дошкольном образовании. Инновационный подход с использованием интерактивных элементов на плаката...