Педсовет по теме: «Игра - форма организации детской жизни»
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Педсовет по теме:
«Игра - форма организации детской жизни»
в форме деловой игры
Цели:
- определить пути совершенствования в организации игровой деятельности;
- выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности.
Повестка педсовета:
1.Выступление воспитателя Вагановой Наили Рахманкуловны
- Теоретическая часть: доклад на тему: «Игра - форма организации детской жизни» - презентация.
- Деловая игра «Педагогическое руководство играми»
- Практическая часть. Брейн-ринг для педагогов «Игра – дело серьезное»
2. Анализ анкетирования родителей, педагогов.
3. Проект решения педсовета.
ХОД ПЕДСОВЕТА
- ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА (ИСПОЛЬЗУЯ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И ДОКЛАД)
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ : «Игра - форма организации детской жизни»
- ДОКЛАД: «Педагогическое руководство играми»
Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для их возникновения и развития. Без педагогического руководства игра может принести вред психическому и физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность).
Педагог должен
- Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции - это залог полноценного нервно- психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
- поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещения.
- Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.
Условия успешного руководства игрой:
- Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
- Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт.
- Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.
Классификация игр
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов, происхождению и т.д.
- Игры, возникающие по инициативе ребенка : игра- экспериментирование; самостоятел. сюжетная игра ;
- Игры, возникающие по инициативе взрослого:
обучающие: дидактические, подвижные,
досуговые: игра-забава, игра-развлечение, театральные, интеллектуальные, празднично-карнавальные;
- Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса: - традиционные или народные;
- Творческие игры: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, игры-драматизации
Подведение итогов наблюдения по группам.
- В какие игры любят играть наши дети?
В средней группе: 1 место - настольные игры (пазлы, лото, домино), конструкторы;
2 место – машинки, куклы, мелкие зверушки;
3 место- сюжетно-ролевые.
В старшей, подготовительной группах:
1 место- словесные игры, настольные;
2 место – сюжетно-ролевые, дидактические игры;
3 место – подвижные.
Вывод: современные условия жизни таковы, что дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени, так как родители поставлены в довольно жесткие условия. И даже если у ребенка есть время на игру, он всем остальным играм предпочтет компьютерные или засядет за телевизор. Это раньше девчонки и мальчишки могли часами бегать во дворе. Игра не возникает сама по себе, она передается от одного поколения детей к другому, от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым играть некогда.
- Практическая часть. Брейн - ринг для педагогов «Игра – дело серьезное»
Вопрос 1: Что требуется для развития игровой деятельности?
Ответ: Чтобы дети, имели
- во первых, разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;
во вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями;
в третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.
Вопрос 2: Какой должна быть предметно-игровая среда?
Ответ: Поскольку современные программы ориентируются на целостное развитие ребенка, это предполагает:
- последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей;
- учет половых особенностей и предпочтения детей;
- направленность на развитие положительных отношений между детьми;
- стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.
Задача игры- помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с сюжетом игры. Предметно-развивающая среда должна этому способствовать, а не мешать.
Вопрос 3: Какова роль взрослого в организации детской игры?
Ответ: Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно для старших дошкольников. Воспитатель может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развивать сюжет, придуманный детьми.
Вопрос 4: Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
Ответ: Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается произвольное поведение.
Вопрос 5: Какой должна быть игрушка?
Ответ:
- Она должна вызывать у ребенка положительные эмоции;
- у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности,
- она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме,
- из качественных и безопасных материалов
Вопрос 6: Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки?
Ответ: Нет, не надо, даже если убрать из квартиры и детского сада все пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в « войнушку », найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут на себе определенную функцию …, а какую скажем позже.
Вопрос 7: Назвать по группам:
Игрушки, моделирующие семейные отношения. ( куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, расчески и др.)
Игрушки, моделирующие отношения вне дома. (Дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта и др.; техника, игрушки, связанные с трудом других людей (докторский чемоданчик, набор парикмахера и др.).)
Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний. (Военизированные игрушки- солдатики, ножи, пистолеты, наручники, дротики, боксерская груша и перчатки, надувные мячи, маски, головные уборы и др.)
Вопрос 8: Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?
Ответ: Все свободное время.
Вопрос 9: Чем отличаются сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и режиссерская игра?
Ответ:
- Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет его в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно-ролевой игры – самостоятельность детей. Элементами сюжетно-ролевой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.
- Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.
- В режиссерской игре ребенок, проявляя фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре – речь.
Вопрос 10: Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно- ролевой игре?
Ответ: Конечно должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный детьми.
Вопрос 11: Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?
Ответ: Дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между нами взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.
Заключение.
Наши дети растут в непростое время, и все же они- надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться. Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая условности.
3. Проект решения педсовета
1.Проводить образовательную деятельность в режиме дня через игровую деятельность, интегрируя образовательную область «Социализация» со всеми образовательными областями, в соответствии с ФГТ (постоянно)
2.Дополнить атрибуты, предметы – заместители для организации сюжетно-ролевых игр;
3.Систематически планировать и проводить все виды игр с целью развития у детей коммуникативных и социальных навыков; (постоянно)
4. По итогам педсовета провести «Фестиваль игровых проектов» с использованием ИКТ, с целью распространения современных игровых методик и обобщения передового педагогического опыта; (2013г.)
Анкета для родителей.
№ | ВОПРОС | ОТВЕТ РОДИТЕЛЕЙ |
1. | Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки? - Раз в неделю; - раз в месяц; - только по праздникам; - не покупаю игрушки. | |
2. | Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек? - Покупаю подарки к празднику; - иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки; - хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой; - все старые игрушки ребенку надоели; - в магазине появились игрушки новинки; - покупаю, когда старые игрушки уже подходят по возрасту. | |
3. | Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6 месяцев? - Куклы, пупсы; аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки); - конструкторы, пазлы, мозаика, кубики; настольные игры различные познавательные картинки, лото; - технические игрушки (железные дороги, машинки и т.д.); - спортивные; музыкальные; радиоуправляемые; развивающие; народные; - другое | |
4. | На что Вы обращаете внимание, покупаю игрушку? - на цену; качество; возрастные рекомендации; дизайн; - страну - изготовитель; - известность марки; - наличие развивающей функции; - скидки и бонусы при покупке; - желание ребенка; - другое. | |
5. | Какая Ваша любимая игрушка была в детстве? | |
6. | Сколько игрушек должно быть у ребенка? | |
7. | Какие народные игрушки Вы знаете? С какими народными игрушками Вы играли в детстве? Есть ли у ваших детей народные игрушки дома? | |
10. | После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить игрушку – героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать? | |
11. | Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь? | |
12. | Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребенка? | |
13. | Мастерите ли Вы какие – нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? - Если да, то какие? - Если нет, то почему? | |
14. | Какая любимая игрушка Вашего ребенка? | |
15. | По Вашему мнению испытывает ли ваш ребенок трудности в общении со сверстниками? Как это проявляется? | |
16. | Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испытывает в общении со сверстниками? |
Анкета для педагогов
№ | ВОПРОС | ОТВЕТ ПЕДАГОГА |
1. | Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте? | |
2. | Какие приемы и методы работы с детьми являются наиболее эффективными? | |
3. | Что такое игровая мотивация? | |
4. | Всегда ли используя игровые методы, Вы добиваетесь своей цели? | |
5. | Учитываете ли Вы возрастные особенности детей при выборе игровых методов? | |
6. | Используете ли Вы игровые методы при выполнении детьми режимных моментов? | |
7. | Какими умениями должен обладать педагог, чтобы детям было интересно с ним играть? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - форма организации детской жизни
Консультация для воспитателей в виде презентации. Раскрыты этапы развития игры, задачи руководства....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Игра – основная форма организации детской жизни»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»...
Педсовет "Игра- форма организации детской жизни"
В презентации раскрывается ход проведения педагогического совета: основные части; вопросы и проблемы организации игровой деятельности дошкольников; задания для педагогов....
Презентация к педсовету (деловая игра) Тема: «Игра - форма организации детской жизни»
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности до...
Консультации. Тема: «Игра – форма организации детской жизни»
Консультации. Тема: «Игра – форма организации детской жизни»...
Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...