«Организованная образовательная деятельность через организацию детских видов деятельности в ДОО»
статья (старшая группа) на тему
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fomicheva.odt | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организованная образовательная деятельность через организацию детских видов деятельности в ДОУ»
Фомичева Г.В.
МБДОУ «Детский сад № 40», г. Ачинск
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013), Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Поэтому организованную образовательную деятельность, осуществляю, через: совместную деятельность педагога с детьми; образовательную деятельность в режимных моментах; организованную образовательную деятельность (НОД); самостоятельную деятельность дошкольников.
Образовательную деятельность осуществляю в различных видах детской деятельности, охватываю все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
В содержание образовательных областей для детей дошкольного возраста от 3 до 8 лет – включаю виды деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Кроме этого, организацию совместной деятельности педагога с детьми провожу: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей.
Применяя сюжетно - игровые занятия: «Прогулка в лес», “Поход в джунгли», «Мы - спортсмены», - использую физкультурные минутки, оздоровительную ходьбу и бег. Уделяю внимание подижным играм на свежем воздухе, на спортивной площадке ДОУ. Разнообразие движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать физические качества детей: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость.
Выбор количества детей - участников зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная, музыкальная и т.д.); интереса дошкольников к данному занятию; сложности материала. Но считаю, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Занятие организую в интересных формах для детей, в специально организованной детской деятельности, продумываю активность, мотивацию детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Включаю в процесс эффективные формы работы с детьми: ИКТ, проектную деятельность, игровые, проблемно - обучающие ситуации, в рамках интеграции образовательных областей. Основываясь на интересах и игре детей, предлагаю виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность: создание разнообразных коллекций (камней, ракушек, гербарий луговых цветов, листьев деревьев и др), проектная деятельность (социальный проект «Неделя добра», летний проект «Любители природы», оздоровительный проект «Школа мяча»), исследовательскую деятельность, конструирование (бумагопластика, оригами), экспериментирование (с водой, снегом, красками и др.), наблюдение, решение проблемных ситуаций.
Предоставляя детям возможность прямого контакта с детьми, материалами и реальным жизненным опытом, тем самым стимулирую интеллектуальное развитие ребенка.
Тематические игровые центры в группе: “Юные следопыты”,”Страна математики”,”Светофорчик”, “Наш вернисаж» - дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Реализуя темы, масштабные задания - проекты, также учитываю интересы детей, и связь с определенными центрами. Интерьер группы организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.
Реализация проекта: «Неделя Добра», в котором мои воспитанники и их семьи приняли непосредственное участие: были изготовлены разнообразные кормушки для птиц, дети из соленого теста изготовили сувениры - Смайлики для участия в акции «Милосердие», операции «Забота» - «Изготовление поделок-сувениров для пожилых и ветеранов». Разработка и реализация проекта летней-оздоровительной направленности «Любители природы» для детей средней группы» способствовал росту моего личного профессионализма, а так же реальным достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением методами экологического образования и воспитания; осознание детьми бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать хорошие условия вместе с взрослыми.
В игровых уголках: «Больница», «Парикмахерская», «Гостевая», “Почта» - были изготовлены трансформирующиеся кубы вкладыши. В таких игровых зонах успешно проходило развитие игровой деятельности. Дети приобщились к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям с сверстниками и взрослыми, идет формирование патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу.
В обстановке, ориентированной на ребенка, дает возможность детям делать выбор и отвечать за свои поступки, активно и содержательно играть, использовать материалы, которым можно найти более чем одно применение, работать всем вместе и заботиться друг о друге.
Использование сюжетно-тематического планирования образовательного процесса – достаточно эффективно. Темы определяются исходя из интересов детей и потребностей обогащения детского опыта, например «Наш детский сад», «Наши любимые игрушки», «Я и мои друзья», «Домашние животные», «Мама, папа и я - дружная семья», “Любимые казки». Интегрируют содержание, методы и приемы из разных разделов программы. Единая тема отражается в планируемых развивающих ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
Личный опыт проведения игр, занятий, реализация проектов - показал, что климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть и проще находить общий язык друг с другом, в процессе игр дошкольникам легче наладить позитивные взаимоотношения, сформировать положительные эмоции, развивать коммуникативные способности.
Именно на это нацелен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
Литература:
1. Фришман, И.Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры /И. Фришман//Дошкольное воспитание.-М.,2010.-№2-с.16-24.
- 2.Материалы сайтов: bibliofond.ru, nsportal.ru, psychologos.ru,openclass.ru
3.Хухлаева, О.В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О.В. Хухлаевой. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО – Пресс, 2001.- 224с.
- 4.Мухина В.С. Детская психология [Текст]/ В.С. Мухина.- М: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО – Пресс, 1999.- 352с.
- 5.Развитие общения дошкольника со сверстниками/ Под. ред. А.Г.
Гузкой. - М., 1989-165с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно – тематическое планирование по теме «Ранняя весна» Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности.
Комплексно – тематическое планирование по теме «Ранняя весна»Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности....
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Методы и формы организации детских видах деятельности в соответствии с ориентирами дошкольного образования
Методы и формы организации детских видах деятельности в соответствии с ориентирами дошкольного образования...
О методах и формах организации детских видах деятельности в соответсвии с целевыми ориентирами дошкольного образования
О методах и формах организации детских видах деятельности в соответсвии с целевыми ориентирами дошкольного образования...
«Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста через организацию различных видов деятельности»
Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх часто повторяет поступки и действия взрослого. А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательно...
"Знакомство дошкольников с правилами поведения в природе через организацию различных видов деятельности"
Консультация для воспитателей по окружающему миру...
Совместная партнерская деятельность взрослого и детей в процессе организации детских видов деятельности
Согласовано ст. воспитатель_______________«___» _______________2023 г.СОВМЕСТНАЯ ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗОВАЦИИ ДЕТСКИХ ВИ...