Консультация для воспитателей «Эффективные формы работы взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников»
консультация
Эффективные формы работы взаимодействия с семьей
по патриотическому воспитанию дошкольников
“Любовь к Родине начинается с семьи”.
Ф. Бекон
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек (Т. Н. Доронова, О. Л. Зверева, С. В. Ковалев, Е. С. Евдокимова, Солодянкина О. В. др.).
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экс- пресс-диагностика.
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания дошкольников, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.
Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.)
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
- Анкетирование «Семейные традиции»
- Консультации в родительских уголках
- Родительские собрания
- Совместная деятельность детей и родителей:
- Оформление рисунков «Мой любимый город»
- изготовление макетов с родителями
- составление кроссвордов
- Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города
- экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей)
- Беседа
- Гостиные;
- Круглый стол;
- Совместные занятия родителей и детей;
- Тренинги;
- Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»
- Обсуждение и распространение семейного опыта;
- Музыкальная гостиная «О традициях и обычаях народов Кыма»
- Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
- Конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – крымская семья»
- Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»
- Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»
- «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания.
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Расскажи другу о Симферополе», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья».
Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души». Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».
В настоящее время необходимостью поиска резервов повышения эффективности педагогического процесса в решении вопросов организации работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Анализ ситуации последних лет показывает, что после прихода из детского сада и в выходные дни 60 % детей смотрят телепередачи, читают книги – 13%; 4 % занимаются изобразительной деятельностью; настольно- печатными играми 9% и лишь 10 % - спортивными играми. Экскурсии, прогулки, выходы в природу в выходной крайне редки, только 4 % семей активно отдыхают на природе.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.
Примерные темы маршрута выходного дня:
- «Семейный поход по памятным местам родного города» :
- «Памятные места героического прошлого города»
- «Исторические достопримечательности города»
- «Любимый уголок»
- «Гордись своим именем улица»
- «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
- «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»
- «Купола над городом»
А. А. Майер, О. И. Давыдова, И. В.Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье. А именно:
- рост образования родителей;
- повышение материального достатка молодых семей;
- мобильность современных родителей;
- повышение коэффициента детско-родительского общения;
- доступность информации и др.
В связи с этим авторы утверждают, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка.
В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В.Туликов и др.)
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.
И. Калаш в работе «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» приводит перечень технических средства ИКТ, применимых в детском саду. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства.
В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:
- Создание презентаций.
- Работа с ресурсами Интернет.
- Использование готовых обучающих программ.
- Разработка и использование собственных авторских программ.
Исследователи считают, что применение информационно- коммуникационных технологий в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитания дошкольников.
Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Например, на родительском собрании «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» можно продемонстрировать слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний. Использование возможностей мультимедийной презентации позволит в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
На собрании «О городе своем ведем мы наш рассказ», можно использовать видео- и фотоматериалы экскурсии «Улицы родного города». Что позволит родителям составить представления о том, какие краеведческие знания о родном городе, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях доступны старшим дошкольникам.
Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей. Например, на семинаре-практикуме «Свой край люби и знай!» можно продемонстрировать видеофильм «Виртуальная экскурсия «Крым – моя малая родина». Показать родителям методы и приемы работы по ознакомлению детей с историческими и современными достопримечательностями родного города.
На консультации «Как знакомить детей с природой» можно организовать просмотр слайд-шоу «Как мы в поход ходили». Это фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы. Фото на слайдах может иллюстрировать алгоритм ознакомления детей с природными объектами.
Использование ресурсов Интернет при проведении педагогической гостиной «Быт и традиции народов Крыма» позволит повысить эффективность общения педагогов и родителей по проблеме ознакомления детей с костюмами, бытом, праздниками и традициями народов Крыма.
Опубликование консультаций для родителей по патриотическому воспитанию на сайте ДОУ.
Для того, чтобы сделать наглядным содержание образования дошкольников, возможна такая форма работы: создание для родителей
CD, DVD, флеш-карты с фильмами и фотоматериалами, созданными в ходе различных видов и форм деятельности детей: занятия, игры, экскурсии, праздники.
Главная задача на практическом этапе взаимодействия с родителями
— это формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, турпоходы, выставки совместного творчества.
Проведение открытых просмотров НОД с использованием мультимедийных презентаций, в ходе которых педагоги могут продемонстрировать свой подход к применению ИКТ в ознакомлении детей с родным краем. Презентации по теме НОД позволит показать родителям, что изучение нового с помощью мультимедиа весьма увлекательно для детей. Картинки, фото, анимация вызывают живой интерес и являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности обучения детей. Использование мультимедийной презентации может стать примером для родителей, как можно эффективно использовать ресурсы Интернет для обогащения знаний детей, например о природе родного края.
Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.
Хорошей традицией может стать электронная фотовыставка совместного творчества детей и родителей, которая выставляется на сайте ДОУ, страничке группы или делается диск для родителей по итогам года.
В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей; стенгазеты; буклеты; папки- передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки. Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.
Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Заключение:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Эффективные формы работы взаимодействия с семьей
по патриотическому воспитанию дошкольников»
(консультация для воспитателей)
Эффективные формы работы взаимодействия с семьей
по патриотическому воспитанию дошкольников
“Любовь к Родине начинается с семьи”.
Ф. Бекон
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек (Т. Н. Доронова, О. Л. Зверева, С. В. Ковалев, Е. С. Евдокимова, Солодянкина О. В. др.).
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экс- пресс-диагностика.
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания дошкольников, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.
Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.)
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
- Анкетирование «Семейные традиции»
- Консультации в родительских уголках
- Родительские собрания
- Совместная деятельность детей и родителей:
- Оформление рисунков «Мой любимый город»
- изготовление макетов с родителями
- составление кроссвордов
- Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города
- экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей)
- Беседа
- Гостиные;
- Круглый стол;
- Совместные занятия родителей и детей;
- Тренинги;
- Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»
- Обсуждение и распространение семейного опыта;
- Музыкальная гостиная «О традициях и обычаях народов Кыма»
- Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
- Конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – крымская семья»
- Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»
- Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»
- «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания.
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты:
«Расскажи другу о Симферополе», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья».
Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души». Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».
В настоящее время необходимостью поиска резервов повышения эффективности педагогического процесса в решении вопросов организации работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Анализ ситуации последних лет показывает, что после прихода из детского сада и в выходные дни 60 % детей смотрят телепередачи, читают книги – 13%; 4 % занимаются изобразительной деятельностью; настольно- печатными играми 9% и лишь 10 % - спортивными играми. Экскурсии, прогулки, выходы в природу в выходной крайне редки, только 4 % семей активно отдыхают на природе.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.
Примерные темы маршрута выходного дня:
- «Семейный поход по памятным местам родного города» :
- «Памятные места героического прошлого города»
- «Исторические достопримечательности города»
- «Любимый уголок»
- «Гордись своим именем улица»
- «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
- «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»
- «Купола над городом»
А. А. Майер, О. И. Давыдова, И. В.Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье. А именно:
- рост образования родителей;
- повышение материального достатка молодых семей;
- мобильность современных родителей;
- повышение коэффициента детско-родительского общения;
- доступность информации и др.
В связи с этим авторы утверждают, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка.
В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В.Туликов и др.)
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.
И. Калаш в работе «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» приводит перечень технических средства ИКТ, применимых в детском саду. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства.
В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:
- Создание презентаций.
- Работа с ресурсами Интернет.
- Использование готовых обучающих программ.
- Разработка и использование собственных авторских программ.
Исследователи считают, что применение информационно- коммуникационных технологий в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитания дошкольников.
Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Например, на родительском собрании «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» можно продемонстрировать слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний. Использование возможностей мультимедийной презентации позволит в наглядной, доступной
и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
На собрании «О городе своем ведем мы наш рассказ», можно использовать видео- и фотоматериалы экскурсии «Улицы родного города». Что позволит родителям составить представления о том, какие краеведческие знания о родном городе, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях доступны старшим дошкольникам.
Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей. Например, на семинаре-практикуме «Свой край люби и знай!» можно продемонстрировать видеофильм «Виртуальная экскурсия «Крым – моя малая родина». Показать родителям методы и приемы работы по ознакомлению детей с историческими и современными достопримечательностями родного города.
На консультации «Как знакомить детей с природой» можно организовать просмотр слайд-шоу «Как мы в поход ходили». Это фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы. Фото на слайдах может иллюстрировать алгоритм ознакомления детей с природными объектами.
Использование ресурсов Интернет при проведении педагогической гостиной «Быт и традиции народов Крыма» позволит повысить эффективность общения педагогов и родителей по проблеме ознакомления детей с костюмами, бытом, праздниками и традициями народов Крыма.
Опубликование консультаций для родителей по патриотическому воспитанию на сайте ДОУ.
Для того, чтобы сделать наглядным содержание образования дошкольников, возможна такая форма работы: создание для родителей
CD, DVD, флеш-карты с фильмами и фотоматериалами, созданными в ходе различных видов и форм деятельности детей: занятия, игры, экскурсии, праздники.
Главная задача на практическом этапе взаимодействия с родителями
— это формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, турпоходы, выставки совместного творчества.
Проведение открытых просмотров НОД с использованием мультимедийных презентаций, в ходе которых педагоги могут продемонстрировать свой подход к применению ИКТ в ознакомлении детей
с родным краем. Презентации по теме НОД позволит показать родителям, что изучение нового с помощью мультимедиа весьма увлекательно для детей. Картинки, фото, анимация вызывают живой интерес и являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности обучения детей. Использование мультимедийной презентации может стать примером для родителей, как можно эффективно использовать ресурсы Интернет для обогащения знаний детей, например о природе родного края.
Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.
Хорошей традицией может стать электронная фотовыставка совместного творчества детей и родителей, которая выставляется на сайте ДОУ, страничке группы или делается диск для родителей по итогам года.
В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей; стенгазеты; буклеты; папки- передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки. Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.
Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Заключение:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности
воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Предварительный просмотр:
«Эффективные формы работы взаимодействия с семьей
по патриотическому воспитанию дошкольников»
(консультация для воспитателей)
Эффективные формы работы взаимодействия с семьей
по патриотическому воспитанию дошкольников
“Любовь к Родине начинается с семьи”.
Ф. Бекон
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек (Т. Н. Доронова, О. Л. Зверева, С. В. Ковалев, Е. С. Евдокимова, Солодянкина О. В. др.).
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экс- пресс-диагностика.
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания дошкольников, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.
Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.)
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
- Анкетирование «Семейные традиции»
- Консультации в родительских уголках
- Родительские собрания
- Совместная деятельность детей и родителей:
- Оформление рисунков «Мой любимый город»
- изготовление макетов с родителями
- составление кроссвордов
- Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города
- экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей)
- Беседа
- Гостиные;
- Круглый стол;
- Совместные занятия родителей и детей;
- Тренинги;
- Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»
- Обсуждение и распространение семейного опыта;
- Музыкальная гостиная «О традициях и обычаях народов Кыма»
- Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
- Конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – крымская семья»
- Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»
- Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»
- «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания.
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты:
«Расскажи другу о Симферополе», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья».
Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души». Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».
В настоящее время необходимостью поиска резервов повышения эффективности педагогического процесса в решении вопросов организации работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Анализ ситуации последних лет показывает, что после прихода из детского сада и в выходные дни 60 % детей смотрят телепередачи, читают книги – 13%; 4 % занимаются изобразительной деятельностью; настольно- печатными играми 9% и лишь 10 % - спортивными играми. Экскурсии, прогулки, выходы в природу в выходной крайне редки, только 4 % семей активно отдыхают на природе.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.
Примерные темы маршрута выходного дня:
- «Семейный поход по памятным местам родного города» :
- «Памятные места героического прошлого города»
- «Исторические достопримечательности города»
- «Любимый уголок»
- «Гордись своим именем улица»
- «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
- «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»
- «Купола над городом»
А. А. Майер, О. И. Давыдова, И. В.Воронина в работе «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» указывают на то, что использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье. А именно:
- рост образования родителей;
- повышение материального достатка молодых семей;
- мобильность современных родителей;
- повышение коэффициента детско-родительского общения;
- доступность информации и др.
В связи с этим авторы утверждают, что педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребёнка.
В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании (К. Ю. Белая, И. Калаш, Т. С. Комарова, Л. С. Новоселова, Л. А. Парамонова, А. В.Туликов и др.)
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.
И. Калаш в работе «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» приводит перечень технических средства ИКТ, применимых в детском саду. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства.
В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:
- Создание презентаций.
- Работа с ресурсами Интернет.
- Использование готовых обучающих программ.
- Разработка и использование собственных авторских программ.
Исследователи считают, что применение информационно- коммуникационных технологий в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитания дошкольников.
Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Например, на родительском собрании «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» можно продемонстрировать слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний. Использование возможностей мультимедийной презентации позволит в наглядной, доступной
и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
На собрании «О городе своем ведем мы наш рассказ», можно использовать видео- и фотоматериалы экскурсии «Улицы родного города». Что позволит родителям составить представления о том, какие краеведческие знания о родном городе, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях доступны старшим дошкольникам.
Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей. Например, на семинаре-практикуме «Свой край люби и знай!» можно продемонстрировать видеофильм «Виртуальная экскурсия «Крым – моя малая родина». Показать родителям методы и приемы работы по ознакомлению детей с историческими и современными достопримечательностями родного города.
На консультации «Как знакомить детей с природой» можно организовать просмотр слайд-шоу «Как мы в поход ходили». Это фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы. Фото на слайдах может иллюстрировать алгоритм ознакомления детей с природными объектами.
Использование ресурсов Интернет при проведении педагогической гостиной «Быт и традиции народов Крыма» позволит повысить эффективность общения педагогов и родителей по проблеме ознакомления детей с костюмами, бытом, праздниками и традициями народов Крыма.
Опубликование консультаций для родителей по патриотическому воспитанию на сайте ДОУ.
Для того, чтобы сделать наглядным содержание образования дошкольников, возможна такая форма работы: создание для родителей
CD, DVD, флеш-карты с фильмами и фотоматериалами, созданными в ходе различных видов и форм деятельности детей: занятия, игры, экскурсии, праздники.
Главная задача на практическом этапе взаимодействия с родителями
— это формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, турпоходы, выставки совместного творчества.
Проведение открытых просмотров НОД с использованием мультимедийных презентаций, в ходе которых педагоги могут продемонстрировать свой подход к применению ИКТ в ознакомлении детей
с родным краем. Презентации по теме НОД позволит показать родителям, что изучение нового с помощью мультимедиа весьма увлекательно для детей. Картинки, фото, анимация вызывают живой интерес и являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности обучения детей. Использование мультимедийной презентации может стать примером для родителей, как можно эффективно использовать ресурсы Интернет для обогащения знаний детей, например о природе родного края.
Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.
Хорошей традицией может стать электронная фотовыставка совместного творчества детей и родителей, которая выставляется на сайте ДОУ, страничке группы или делается диск для родителей по итогам года.
В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей; стенгазеты; буклеты; папки- передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки. Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.
Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Заключение:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности
воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Эффективные формы работы с родителями ".
quot;Эффектные формы работы с семьей"...
«Интегрированный подход в взаимодействии с семьей в патриотическом воспитании дошкольников »
Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальную значимостьЦелью данной работы являлось: Создание оптимальных усло...
«Литературная онлайн- гостиная «Произведения Самарских поэтов», как одна из эффективных форм работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»
Литературная онлайн-гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений на определенную тему, творческую деят...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Основные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
В современных условиях проблема нравственно - патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном г...
Консультация для воспитателей «Эффективные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
Консультация для воспитателей«Эффективные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начи...
Презентация опыта работы на ГМО Разнообразные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Проблема нравственного и патриотического воспитания детей является одной из старейших проблем педагогики. Существуют многочисленные современные и классические труды по данной проблематике. Однако при ...
Досуговые формы взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников
Досуговые формы взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников играют ключевую роль в формировании национальной идентичности и ценностей у детей. Важно, чтобы они были не только по...